Рассказ о колесной роботизированной системе «Депеша», одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2024»
Совсем недавно наземные системы с дистанционным управлением считались чем-то необязательным. Конечно, были некоторые попытки разработки таких платформ, но в целом они казались малоперспективными. Однако времена меняются, как и современное поле боя. Сегодняшняя обстановка свидетельствует о том, что старый подход больше не эффективен, и необходимо либо изменить точку зрения, либо отправиться в архив истории. Теперь же колесные и гусеничные дистанционно управляемые платформы становятся многообещающим направлением, вызывающим интерес не только у «народных конструкторских бюро».
Современное отношение к роботизированным и другим дистанционно управляемым платформам продемонстрировал международный военно-технический форум «Армия-2024». Если год назад такие устройства были редкостью и использовались в экспериментальных целях, то сейчас положение в корне изменилось. Этими системами начали активно заниматься специализированные организации. Одной из инноваций форума стала многофункциональная мобильная платформа «Депеша», разработанная ВНИИ «Сигнал» из города Ковров. Эта разработка теперь находится под управлением холдинга «Высокоточные Комплексы».
Чтобы развеять любые иллюзии относительно революционных идей, стоит заметить, что всё новое — это хорошо забытое старое. Это утверждение применимо и к дистанционно управляемым устройствам, которые в следующем году отметят своё 110-летие. Подобно танкам, эти инженерные аппараты возникли в условиях Первой мировой войны, и их основная цель была уничтожение вражеских заграждений. По сути, это были самоходные мины, ориентированные на минимальную себестоимость и массовое производство. Такой подход остаётся актуальным и сегодня.
Во время Первой мировой войны эти аппараты не были произведены в больших масштабах, а к началу Второй мировой войны французы так и не смогли наладить их массовое производство. В дальнейшем эта слава перешла к немцам, но они не сумели воплотить такие устройства в реальность. Это было связано, прежде всего, с изменением характера войны. Самоходные мины оказались более уместными для позиционной, а не маневренной войны. Также немаловажным фактором была сложность управления такими устройствами, особенно на значительных расстояниях.
Возвращение к использованию самоходных мин и аналогичных устройств объясняется двумя причинами. Во-первых, высокотехнологичные компоненты стали значительно дешевле и теперь доступны в широком ассортименте. То, что ранее казалось очень дорогим, теперь может позволить себе почти каждый. Во-вторых, ожидаемое облик полей сражений в современных войнах сильно отличается от реальности. Вновь произошло то, что напоминает Блиоха, означающего переход к позиционной или полупозиционной войне. Создались благоприятные условия для возрождения концепций, актуальных 110 лет назад.
На данный момент действительно наибольшее внимание уделяется летающим дронам из-за их доступной стоимости и массового производства. Тем не менее, у этих устройств есть свои минусы. Например, наземные дроны могут перевозить более тяжёлые грузы, а летающие устройства достаточно заметно шумят. Что касается современных наземных беспилотников, многие из них работают на аккумуляторах, благодаря чему они передвигаются практически бесшумно. Помимо гусеничных шасси, всё более распространёнными становятся колёсные системы. Хотя они уступают в проходимости, зато значительно выигрывают в скорости перемещения и дальности хода.
Колесный ход выбрали и для «Депеши». Кстати, изначально этот РТК проходил под обозначением «Багги», но на «Армии-2024» использовался тот же индекс, что и для гусеничной платформы. Гусеничный вариант «Депеши» также присутствовал, но, судя по всему, колесная машина заинтересовала заказчика большое. На это намекает тот факт, что гусеничный аппарат стоял в сторонке, а вот колесный образец оказался представлен в разных вариантах исполнения. Кроме того, его можно было видеть в движении на стенде ГРАУ. Такой ассортимент появился отнюдь неспроста.
Базовая платформы колесной «Депеши» имеет полный привод, причем в каждом колесе находится электромотор. Надо сказать, что детище ВНИИ «Сигнал» выглядит более интересно, чем разработки различных «народных КБ». У них обычно подобные машины выглядят как некая коробочка на колесиках. Здесь же предлагается платформа с независимой подвеской, способная ехать со скоростью до 30 км/ч (это в 2 раза выше, чем у гусеничных аналогов). Еще одной особенностью машины является U-образная рама, которая позволяет монтировать на ней различное оборудование, например, носилки.
Помимо боле высокой скорости, колёсная «Депеша» имеет и более высокую грузоподъемность. В штатном исполнении она достигает 150 кг, в перегрузочном — до 250 кг. Это позволяет использовать РТК для довольно широкого спектра задач. В ходе фронтовых испытаний сверху на него ставили довольно крупную платформу. Использовать «Депешу» можно для самых разных задач, начиная с дрона-камикадзе и заканчивая постановщиком мин.
Самое главное, что аппарат не выглядит как изделие из одной известной субстанции и палок. «Депеша» весьма резво каталась на стенде ГРАУ, для управления использовались джойстик и FPV-шлема. Что и породило фразы о том, что это наземный FPV-дрон. На самом деле штука совсем не одноразовая, а главное, выглядит как вполне сформировавшееся серийное изделие. Кроме того, аппарат проходил войсковые испытания, на «Армии-2024» он предстал в уже доработанном варианте.
Понятное дело, что окончательные выводы можно будет делать, когда «Депеша» будет массово применяться в войсках. Но тот факт, что показывают его вместе с еще одним РТК, «Курьер», который вполне себе воюет, кое о чем говорит. По другую сторону фронта, кстати, колесные РТК вполне себе используются, то есть идея колесных дронов имеет право на существование.
Иллюстрации: https://dzen.ru/a/Zx-PmkegUVbVhoT1