Покоритель Атлантики и мастер на все руки. Многоцелевые самолеты Junkers W 33 и W 34
Статья Герберта Ринглштеттера (Herbert Ringlstetter) была переведена уважаемым коллегой NF и доработана мной. Перевод был выполнен в октябре 2020 года.
Предисловие редакции: Самолеты типа F13 стали большой удачей компании Junkers, и последовавшие за ними машины типа W 33 смогли закрепить этот успех. Это были удачные и очень прочные самолеты, проявившие себя как универсальные машины – настоящие мастера на все руки. О части истории этой машины компании Junkers рассказывает Герберт Ринглштеттер.
В 1926 году под руководством Германа Польманна (Hermann Pohlmann) был разработан прототип многоцелевого самолета W 33, являвшегося значительно улучшенным F13. Приоритетным применением этого самолета должны были стать грузовые авиаперевозки.
Классическая концепция компании Junkers в виде цельнометаллического свободнонесущего моноплана с низкорасположенным крылом уже давно оправдала себя. Конструкция из дюралевых труб, лонжеронов и шпангоутов и гофрированная дюралевая обеспечили высокий уровень прочности. В отличие от F 13 верхняя часть фюзеляжа W 33 была ниже, благодаря чему его фюзеляж имел почти прямоугольное поперечное сечение. Кроме того фюзеляж стал длиннее что вместе с переделанными горизонтальным и вертикальным оперением обеспечило значительно лучшую продольную устойчивость. Основные стойки шасси с межколесной осью были заимствованы у F 13. Крыло, имевшее тот же самый размах, что и F 13, было незначительно изменено. Поздние варианты F 13 так же получили удлиненный фюзеляж и хвостовое оперение W 33 – W 34.
В июне 1926 году – спустя всего лишь 6 месяцев после начала разработки – был собран первый экземплярW 33 (внутрифирменное обозначение J 33; заводской номер 794), получивший номер гражданской регистрации D-921. Затем последовали испытания самолета как с колесным шасси, так и с поплавковым. Установленный на самолет рядный шестицилиндровый двигатель Junkers L 5 был надежным и экономичным.
Экипаж из двух человек располагался в открытой кабине с двойным управлением. К кабине экипажа примыкал грузовой отсек объемом 4,8 м³. При необходимости в грузовом отсеке можно было установить стулья и перевозить до шести пассажиров. Для этой цели на поздних вариантах на каждой стороне фюзеляжа располагались по одному или два иллюминаторов.
Уже в июле 1926 года W 33 привлек к себе внимание, когда D-921 на проводившихся в Варнемюнде соревнованиях морских самолетов занял первое и второе места. Незадолго до этих соревнований первый полет совершил W 34 (заводской номер 795). На этом самолете был установлен более мощный радиальный двигатель Bristol Jupiter, благодаря которому он обладал лучшими летными характеристиками и в частности лучшей скороподъемностью. Однако W 34 (зав. номер 795) после вынужденной посадки на воду выбыл из числа участников соревнований в Варнемюнде.
После этих соревнований самолеты типа W 33/W 34 привлекли к себе внимание всего мира, установив целый ряд рекордов продолжительности и дальности полета. W 33, оснащенный надежным и экономичным авиационным двигателем Junkers L 5, был прямо-таки создан для перелетов на большие расстояния. Так в июле 1927 года один W 33 совершил сенсационный беспосадочный полет продолжительностью 65 часов и 25 минут.
Всемирно известным стал специально переоборудованный W 33 b Bremen (номер гражданской регистрации D-1167), который в апреле 1928 года совершил первый в мире перелет Атлантики в направлении с востока на запад. Данный полет из-за постоянного сильного встречного ветра был чрезвычайно сложным.
Ганс Бертрам (Hans Bertram) в 1932-33 годах выполнил на самолете W 33 Atlantis (номер гражданской регистрации D-1925) перелет из Германии в Австралии и обратно.
По сравнению с W 33 сильными сторонами W 34 были скорость и высота полета. Благодаря радиальному двигателю у W 34 данные показатели были выше, чем у W 33. Однако расход топлива у двигателя Bristol Jupiter был на много выше чем у двигателя Junkers L 5.
29 мая 1929 года летчику-испытателю компании Вилли Нойенхофен на W 34 be/b3a (заводской номер 2600; номер гражданской регистрации D-1167), оснащенном 600-сильным двигателем Bristol Jupiter VII, спустя 45 минут после взлета удалось набрать высоту 12739 метров. Разумеется, эта машина получила крыло больших размаха и площади, и с нее было снято все, что только можно – на борту были только необходимые для набора высоты 80 кг.
В 1930 году самолет получил новые основные стойки шасси без межколесной оси и с масляными амортизаторами. В случае необходимости колеса можно было удалить и установить на лыжи или поплавки. Другим нововведением стала полностью закрытая прозрачными панелями и значительно более комфортабельная кабина экипажа. На поздних вариантах были установлены переработанные консоли крыла и элероны с аэродинамической компенсацией.
В ноябре 1930 года авиакомпания Luft Hansa вместе с Немецким НИИ авиации (Deutsche Versuchsanstalt für Luftfahrt – DVL) приступили к первым испытаниям по заправке самолета в воздухе. Самолет Fokker-Grulich F.II выступал в качестве самолета-топливозаправщика, тогда как W 33 должен был принимать топливо.
С 1929 года авиакомпания Luft Hansa стала использовать W 33 и 34 для регулярных ночных перевозок почты из Берлина в Лондон и, в зависимости от метеорологической ситуации, были разработаны специальные методики приближения к аэродрому назначения и захода на посадку.
Летные характеристики самолетов семейства W 33/34 считались настолько хорошими, что эти машины предлагались для обучения ночным полетам и полетам в плохих погодных условиях с использованием приборов. Кроме авиакомпании Luft Hansa прочные и надежные «юнкерсы» летали в составе многочисленных зарубежных авиакомпаниях, перевозя грузы по всему миру. Также следует сказать, что самолеты типа W 33/34 эксплуатировались в составе немецко-китайской авиакомпании Eurasia.
В годы Второй Мировой войны многочисленные W 34 использовались в составе немецких ВВС для обучения пилотов.
Едва ли можно описать все многообразие модификаций семейства W 33 – W 34, построенных с целью удовлетворения потребностей различных покупателей. Особенно это касается машин W 34, оснащенных многочисленными вариантами звездообразных авиационных двигателей.
Среди различных вариантов был и вариант самолета W 33 со специальным оборудованием для борьбы с насекомыми-вредителями.
Под обозначениями Trp 2 и 2A самолеты семейства W 33 – W 34 изготавливались расположенной в Лимхамне (Limhamn), Швеция, компанией A.B. Flygindustri. В Швеции эти самолеты блестяще проявили себя в частых зимних полетах вплоть до 1950-х годов.
До настоящего времени сохранилось только небольшое количество самолетов семейства W 33 – W 34. К счастью среди сохранившихся машин оказался знаменитый W 33 Bremen.
Рекорды, установленные самолетами семейства W 33 и 34
Тип | Дата | Масса груза, кг | Расстояние, км | Экипаж |
W 33 | 21-22.03.1927 | 500 | 2735,57 | Шнэбеле (Schnäbele), Лоозе (Loose) |
W 33 | 03–05.08.1927 | – | 4660,63 | Ризцтикс (Risztics), Эдцард (Edzard) |
Тип | Дата | Масса груза, кг | Продолжительность полета |
Экипаж |
W 33 | 16.03.1927 | 500 | 15 ч. 57 мин. 33 сек. | Шнэбеле |
W 33 | 19.03.1927 * | 500 | 14 ч. 08 мин. 02 сек. | Лоозе |
W 33 | 21–22.03.1927 | 500 | 22 ч. 11 мин. 45 сек. | Шнэбеле, Лоозе |
W 33 | 05–07.07.1927 | — | 65 ч. 25 мин. 00 сек. | Ризцтикс, Циммерманн (Zimmermann) |
Тип | Дата. | Масса груза, кг | Высота, м |
Экипаж |
W 34 | 14.09.1928 | 1000 | 7907 | Нойенхофен (Neuenhofen) |
W 34 | 26.05.1929 | — | 12739 | Шинцингер (Schinzinger) |
Тип | Дата | Масса груза/расстояние, кг/км | Скорость, км/ч |
Экипаж |
W 34 | 01.06.1927 | 1000/100 | 196,08 | — |
W 34 | 01.05.1927 | 500/1000 | 181,45 | — |
* на воде |
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Junkers W 33 f (1929 год) | Junkers W 34 hi (1933 год) |
Назначение: | многоцелевой самолет | многоцелевой самолет |
Экипаж: | 2-3 чел. | 2-3 чел. |
Количество пассажиров: | 6 чел. | 6 чел. |
Силовая установка: | ||
обозначение двигателя | Junkers L 5 | BMW 132 A/E |
тип двигателя | рядный | радиальный |
количество цилиндров | 6 | 9 |
охлаждение | жидкостное | воздушное |
взлетная мощность | 1×310 л.с. | 1×660 л.с. |
общая мощность | 310 л.с. | 660 л.с. |
Размеры: | ||
размах крыла | 17,75 м | 18,48 м |
длина | 10,90 | 10,27 м |
высота | 3,50 м | 3,53 м |
площадь крыла | 43,00 м² | 44,00 м² |
объем багажного отсека | 4,8 м³ | 4,8 м³ |
Масса: | ||
пустого самолета | 1400 кг | 1730 кг |
полезной нагрузки | 830 кг | 795 кг |
максимальная взлетная | 2660 кг | 3200 кг |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость | 180 км/ч | 265 км/ч |
крейсерская скорость | 155 км/ч | 230 км/ч |
посадочная скорость | 105 км/ч | 115 км/ч |
время набора высоты | ||
1000 метров | 7,75 мин. | 3,20 мин. |
2000 метров | 18,50 мин. | 6,60 мин. |
3000 метров | 34,00 мин. | 11,00 мин. |
длина разбега при взлете | — | 210 м |
длина пробега при посадке | — | 220 м |
практический потолок | 3500 м | 6300 м |
максимальная дальность полета | прим. 800 км | прим. 900 км |
источник: Herbert Ringlstetter «Atlantikbezwinger und Alleskönner. Junkers W 33 und W 34» «Flugzeug classic» 2004-05 Seite 39-42