2 июня 1940 года — операция «Освобождение».

0

В августе 1939 был заключен Пакт Молотова-Риббентропа который, по мнению многих был сговором с Гитлером и развязал руки агрессору. Но будущий верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин был другого мнения. Он понимал что столкновение с Гитлером неизбежно и решил его провести, просто, в наиболее благоприятных для СССР условиях. И такие наступили летом следующего года, в момент начала наступления Германия против Франции, в начале лета.

2 июня 1940 года - операция «Освобождение».

Принимая решение о начале войны против Германии, Сталин много думал, взвешивал все «за» и «против». Но решил, всё же, начать – уж больно, была удобной ситуация. Кроме того, по сообщениям военным, всё вооружение Красной Армии стремительно устаревало, и если не начать войну сейчас, то потребуется тяжёлый и очень дорогой процесс его замены. А все гигантские средства, потраченные на его производство, окажутся выброшенными на ветер.

В этом мире СССР решил отказаться от войны с Финляндией. И в 1940 с Финляндией были обычные, хоть и напряжённые отношения. Румыния в 1940-ом так же ещё союзница Англии и Франции (переметнутся только после капитуляции Франции, передачи СССР Бессарабии и Буковины и прихода к власти местных фашистов из "Железной Гвардии"). Таким образом, на момент начала немецкого наступления на Францию, СССР имел лишь один  фронт — Польский (вкупе с Прусским). Причём на собственно польском направлении фронта-то как такового нет. Все силы вермахта переброшены на запад — а это порядка 70 дивизий, в том числе все танковые.

Для проведения операции, получившей кодовое название «Освобождение», РККА подготовило 60 дивизий в первом эшелоне (в 37 году, когда немцы Чехословакию кушали, РККА была готова поддержать Чехословакию 40 полностью отмобилизованными кадровыми дивизиями) . Им противостояли всего 12 немецких оккупационных дивизий без транспорта и тяжёлого вооружения, укомплектованных призывниками старших возрастов. Без танков, без авиации, без тяжёлой артиллерии. Кроме того, в 1940 году, будучи уверенными в соблюдении СССР Пакт Молотова-Риббентропа, немцы даже минированием границы и мостов себя не утруждали.

Операция началась ранним утром, в воскресенье, 2 июня 1940 года. Удар Красной армии оказался абсолютно неожиданным, и просто чертовски мощным. Уже за первую неделю была освобождена значительная часть Польши, Причём, ещё до того, как регулярные части вермахта прибыли из Германии в сколь-нибудь больших количествах. И это были едва отмобилизованные, плохо сколоченные и слабо вооружённые дивизии. Германский Генштаб хотел, всё же, сначала расправиться с Францией, а уж потом заниматься СССР. Поэтому, войск было отправлено в Польшу совершенно недостаточно.

На освобождённых территория в Польше, тут же начала проводиться тотальная мобилизация. И начало формироваться Войско Польское. Уже к концу июня оно состояло из 25 дивизий. Польское руководство в Лондоне, получило заверение, что едва закончится война, СССР мы из Польши уйдёт. Правда, вопрос с Западной Украиной и Белоруссией уже не обсуждался.

В конце июня – начале июля 1940 года, Гитлер — крайне ревниво относящийся к "своим" завоеваниям, начал через голову своего Генштаба перебрасывать на восток часть своих лучших дивизий. А иначе нельзя, ведь с потерей Польши, под ударом окажутся и венгерская нефть, и Восточная Пруссия. Из-за этой переброски, и ослабления давления, Франции удалось реализовать План Вейгана,  и остановить немецкое наступление на Сомме. И опять, как в Первую Мировую Войну, началась затяжная мясорубка у Седана и Вердена.

Всё это активизировало Англию. Она усилила помощью. Кроме того во Франция были переброшены некоторые польские части. Благодаря этому, французы выиграли время на доставку своих дивизий из колоний — Алжира прежде всего. Всё это, а главное, переброска доброй половины вермахта на восток, помогло Франции стабилизировать фронт.

К концу июля РККА вышла на польско-германскую границу и начала укреплять свой фронт. Наступать дальше, на Берлин,  не было ни какой возможности. Дело в том, что на польско-германской границе, все немецкие оборонительные сооружения со времён Первой Мировой, сохранялись в отличном состоянии и не было никакой нужды идти на Берлин, проламываясь через них с огромными потерями. СССР посчитал свою миссию выполненной. По мнению верховного главнокомандующего – Иосифа Виссарионовича Сталина, Рейх был обречён. И ему оставалось просто ждать мирных предложений и торговаться.

Ansar02
Подписаться
Уведомить о
guest


63 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Вадим Петров
19.04.2011 22:28

Дальше — нудная война на Дальше — нудная война на истощение, в которой у Германии нет ни малейшего шанса на победу Вот, как-то так. Все красиво на бумаге….. к сожалению к реальной истории никакого отношения не имеет, не для того Гитлера Запад вооружал, чтобы мы им всю малину испортили, а воевать со всем миром для нас был наиглупейший вариант!  Попробую пояснить, что если бы СССР сотворил такую глупость и нанес бы первым удар по Германии, то в ответ получил бы ту же "странную войну", которую Запад продемонстрировал в период разгрома Польши, можно даже с некоторым упрощением считать, что она и была до 1944 г: «Подписание настояжего документа положило начало образования антигитлеровской коалиции послужило советско-английское соглашение от 12 июля 1941 г. Правительство Союза ССР и правительство Его Величества в Соединенном Королевстве заключили настоящее Соглашение и декларируют о следующем: 1. Оба Правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гитлеровской Германии. 2. Они, далее, обязуются, что в продолжение этой войны они не будут ни вести переговоров, ни заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия» Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Документы и материалы: МИД СССР. — М. 1983. — Т.… Подробнее »

СЕЖ
20.04.2011 04:53

СССР лучше дождаться СССР лучше дождаться окончательного разгрома Франции, но не ее капитуляции. Т.е. начинать "Освобождение" 15-20 июня 1940 года. В этот момент помощь Англии Германии в виде оружия и прочего будет как то странной. Франция и Англия ведут войну против Германии, при этом Англия (союзник Франции) снабжает оружием Германию — странная картина. Конечно блогородные лорды все объяснят, но осадок останется. А почему СССР не имеет тяжелой артиллерии для прорыва германских укреплений? В Финляндии тяжелая артиллерия была. Только СССР почему-то посчитала что финская Линия-М —  это миф. А немецкие укрепления мифом не назовешь, все знают что они есть. Поэтому и тяжелая артиллеря будет. Как ей воспользоваться — это уже другой вопрос. То ли на шасси БТ и Т-26, то ли самохоным вариантом. И еще о том что опубликовал коллега Вадим Петров. Почему СССР должен заключить мир с Германией, т.е. повести войну на истощение? Что будет дальше в благоприятном сценарии: Агрессора — Германию  охладили. Но промышленность цела, потери не большие. Идея Рванша — очевидна. Франция насмотрелась ужасов войны, и воевать не хочет. Польша — советская или СССР установит новую границу по линии Керзона?  В любом случае в Польше, хотя и есть вражда к СССР, воспринимают СССР  как освободителя. А Англия и Франция — предатели, пока доблестны поляки сражались они… Подробнее »

Anderson
20.04.2011 06:37

Мдя, как то все притянуто все Мдя, как то все притянуто все за ушы и есть много ляпов. Обьясню: Германский Генштаб хотел, всё же, сначала расправиться с Францией, а уж потом заниматься СССР. Поэтому, войск было отправлено в Польшу совершенно недостаточно. запоминаем это и… Из-за этой переброски, и ослабления давления, Франции удалось реализовать План Вейгана, и остановить немецкое наступление на Сомме. И опять, как в Первую Мировую Войну, началась затяжная мясорубка у Седана и Вердена. уважаемый в мае месяце в Бельгии были розгромлены найболее подвижные части французов…а дивизии которые остались были смяты во время июньского наступления немцев…и сколь нибудь задержать их не представлялось возможним….а на восток немцы перебросили бы 10-20пд без которых на французком фронте ничего бы не поменялося… На освобождённых территория в Польше, тут же начала проводиться тотальная мобилизация. И начало формироваться Войско Польское. Уже к концу июня оно состояло из 25 дивизий. очень сомнительное утверждение…. если даже эти 25 дивизий(а это со всеми частями усиления около 450 000 человек) будут сформированы за столь короткое время их боеспособность будет около нулевой…на все нужно время… А иначе нельзя, ведь с потерей Польши, под ударом окажутся и венгерская нефть, и Восточная Пруссия. Тут больше я бы на месте немцев за Берлин… Подробнее »

Glory to the heroes
20.04.2011 07:51

В указанный вами ми год

В указанный вами ми год – 1940. В РККА как раз и идет перевооружение причем в самом разгаре, прошли репрессии опытного офицерского состава, так что период выбран не самый удачный для наступления. Сталин отказался от Украины, Молдавии и Финляндии, возможно для того что б захватить больше он пошел бы на это, но тут вопрос – Пакт Молотова –Риббентропа подписан, и в назначенный срок РККА не переходит границу Польши, не аннексирует Бессарабия у Румынии и не вторгается в Финляндию, почему? Такой же вопрос возникает и у Гитлера – почему СССР не выполняет свои обязательства? Вероломный удар в спину союзной Германии не пройдет, немцы будут готовы. 

Anderson
20.04.2011 09:18
Ответить на  Glory to the heroes

Согласен. Немцы на востоке

Согласен. Немцы на востоке оставлят некоторый контенгент из более слабых дивизий ну и начнут укреплять свои пограничные рубежы….+ вкупе с выше сказаным мною ничего радужного не предвидится… 

Вадим Петров
20.04.2011 09:43

На освобождённых территория в

На освобождённых территория в Польше, тут же начала проводиться тотальная мобилизация. И начало формироваться Войско Польское.

После того, как мы позволили разгромить польскую армию (никого не интересовало, что и как было, для поляков мы были хуже Германии), нас могло ждать только мощное партизанское движение, поддержанное как немцами, так и Британией! Были, конечно даже поляки, занимавшие нашу сторону, но их было мало и были они на территории восточнее линии Керзона, в зоне же германской оккупации, наших сторонников было единницы.

Про уровень боеготовности РККА можно понять, если вспомнить, какое количество техники было потеряно без боев. В общем такое сценарий, сплошное фэнтези.

boroda
Администратор
20.04.2011 10:27
Ответить на  Вадим Петров

В общем такое сценарий,

В общем такое сценарий, сплошное фэнтези.

Соглашусь. Но сама попытка решить германский вопрос в 1940 могла быть. Насколько я помню о нижайшей боеспособности РККА стало ясно только по итогам Зимней войны. Так же по итогам этой войны были выявлены серьёзные недостатки и в организации. В нашем мире этой войны нет и все проблемы вылезут уже в Польше.

Интересно а как бы выглядел в реальности такой конфликт. Всё равно мне кажется при всех недостатках РККА её в Польше сдерживать некомую. И это не помешает, пусть и через жопу, но Польшу захватить. А вот что дальше?..

Anderson
20.04.2011 10:50
Ответить на  boroda

А дальше немцы закончат

А дальше немцы закончат окончательно с Францией…и как я говорил перебросив свои ударные силы нанесут удары по польском выступе…в результате чего образуется большой котел…похожый на киевский…а дальше последует отступление красных на свою територию. Но не уверен  что Гитлер потянет наступательную войну против СССР на подобии той которая была в 41. Не та ситуация…правда это всего лишь мое мнение. 

Andrey
Andrey
20.04.2011 11:07

 Даже если РККА (с теми же

 Даже если РККА (с теми же характеристиками, что и при зимней войне ) продвинулась в Польшу, то понесла большие потери (немцы не финны, как писали в другой ветке ) как в технике так и в личном составе. Такой результат военных действий подтолкнет Японию открыть второй фронт на Дальнем востоке.

boroda
Администратор
20.04.2011 11:31
Ответить на  Andrey

Такой результат военных

Такой результат военных действий подтолкнет Японию открыть второй фронт на Дальнем востоке.

Не факт. Тут скорее зависит всё от США. Японии всё равно нужно как то решать вопрос с нефтью. А войну на два фронта она не потянет. То есть на СССР нападать Япония не будет а будет так же долбить Перл-Харбор.

Andrey
Andrey
20.04.2011 11:53
Ответить на  boroda

 До на падения на Перл-Харбор

 До на падения на Перл-Харбор еще год и партия сухопутных сил еще не отказалась от нападения на СССР. Вопрос с нефтью и металлом можно решить за счет дальнего востока и Сибири.

boroda
Администратор
20.04.2011 15:56
Ответить на  Andrey

До на падения на Перл-Харбор

До на падения на Перл-Харбор еще год и партия сухопутных сил еще не отказалась от нападения на СССР. Вопрос с нефтью и металлом можно решить за счет дальнего востока и Сибири.

Коллега а напомните что тогда уже в Сибири было разведано и тем более освоено? Особенно в плане нефти. Топливный вопрос ключевой для Японии.

20624
20624
20.04.2011 15:22

Большую нефть в Сибири начали Большую нефть в Сибири начали разрабатывать в 50-х гг., так, что японцам не светит. Металла тоже не будет. Их танки уступали даже нашим Т-26, потому  серьёзных успехов им не добиться. До металла Квантунской армии не дойти. Ни пешком, никак. Единственная жд магистраль =-Транссиб, блокируется взрывами десятков мостов и минируется на всем протяжении. Автодорогу от Дальнего Востока на Большую Землю построили в прошлом году. До того всё было непроходимо. Как передал Зорге, резервов для ведения войны против СССР у Японии было на 2 месяца. После чего Квантунская армия дралась бы камнями и палками. А зачем японцам вообще тысячи километров дикой тайги, болот, малонаселённых районов и вечной мерзлоты? У них был Китай. Который они грабили вдоль и поперёк, подсадили на иглу 20% населения Манчжурии и спокойно творили всё, что хотели. Причем даже на полную оккупацию Китая у них не хватило сил. Ни Гоминьдан, ни Мао серьёзной силы тогда не представляли. Мао ещё мог партизанской борьбой слегка тревожить Чан Кай Ши, но против японцев он был беспомощен. Кстати, я читал АИ книгу, в которой болгарские  коммунисты,  в мае 1941 г., ошибочно подняли восстание, надеясь на помощь СССР. Гитлер, послал части вермахта на их подавление, соответственно момент нападения на… Подробнее »

ChokDok
20.04.2011 17:37

Простите, что не по теме, но

Простите, что не по теме, но откуда эта фотография в начале статьи? Когда была сделана? Очень напоминает старое Лабораторное шоссе у нас в Севастополе.

boroda
Администратор
21.04.2011 11:28
Ответить на  ChokDok

Простите, что не по теме, но

Простите, что не по теме, но откуда эта фотография в начале статьи? Когда была сделана? Очень напоминает старое Лабораторное шоссе у нас в Севастополе.

Совершенно верно. Но думаю если не такой то подобный пейзаж можно найти и в Польше.

СЕЖ
21.04.2011 04:37

А может первоначальная идея о

А может первоначальная идея о остановки РККА была не так уж и плоха? Советская армия захватывает / освобождает Польшу, легко сломив сопротивление немецких частей, выходит к Одеру.  Форсировать реку можно, может удается создать и десяток плацдармов. Но видно сколько мы потеряли техники в виде польского движения. Поэтом укрепляем оборону по реке, подтягиваем тылы, срочно ремонтируем технику, и через месяц-два (три) наносим удар по Германии. А пока, от скуки ради можно захватить Восточную Пруссию. 

Кстати такой вариант возможен и при реальной истории.

Июнь 1940 г.  Сейчас узнаем как генералы разобраись со своими ошибками которые допустили с финами.  Ведь выводы боев с Финлндией сделаны — танки слабые, войска не взоимодействуют, и тд. и т.п. Приказ исправить — срок 2,5 месяца. Потом будут учения (война). Как и следовало ожидать БТ и Т-26 горят, а КВ и Т-34 — стойко переносят (когда есть запчасти) все тяготы.

Вадим Петров
21.04.2011 07:57
Ответить на  Ansar02

Вспомните перелёт Гесса в

Вспомните перелёт Гесса в Шотландию с мирными предложениями Гитлера. Его даже слушать не стали.

Хе-хе-хе…. и поэтому "сдержали слово", что не высадятся на континент ранее 1944 г.? К тому же, Черчиллю поручили сформировать кабинет 10 мая 1940, о каком июне может идти речь, если "союзникам" понадобилось более трех лет готовить высадку, то нам надо было минимум год.

Альтернативная История
Logo
Register New Account