1610 – 1625. Сёгун Ода Нобутака. Формирование Нагоя бакуфу.

1

 

От автора: Данный материал редактировался от и до дважды и в ходе работы пришел к тому, чтобы разделить описание деяний первого сёгуна династии Ода на две части — внутреннюю политику и внешнюю. Возможно, что этот формат продолжит свое существование далее. 

1610 – 1625. Сёгун Ода Нобутака. Формирование Нагоя бакуфу.


Сёгун Ода Нобутака

1610 – 1625. Сёгун Ода Нобутака. Формирование Нагоя бакуфу.

Внутренняя политика

В 1610 году Ода Нобутака получил от императора титул сёгуна. Особо важной частью в ходе получения такого высокого титула был парад войск клана Ода в Киото. Значительная часть армий была из земель Восточной Японии, что подчеркивало лояльность местных даймё новому сёгуну и окончательно закрывала тему какого-либо сепаратизма. После торжественных церемоний у императора Япония становилась единым государством управляемым из одного центра. Город Нагоя становился фактической столицей страны. Сам же замок Нагоя стал самым важным замком Японии, поскольку туда переехали советники Нобутака сформировавшие ядро бакуфу – правительства сёгуната. Среди советников были:
— священник Тэнкай, который отвечал за религиозную политику и был духовником Нобутака.
— Хаяси Разан – конфуцианский учений и ведущий юрист сёгуната. Именно ему предстояло оформлять правовые нормы новой Японии.
— Ина Тадацугу – специалист по местному управлению.
— Гото Мицуцугу – советник по валютной политики и в последствии основатель Серебрянного монетного двора (Гинза).

Первые несколько лет были крайне тяжелыми в работе бакуфу. Правовые нормы Ода Нобунага были актуальны лишь для его стиля управления, которое основывалось на подавляющей военной силе и личности самого Нобунага. Опыт войны за наследство Нобунага показывал, что для новой Японии подобная политика приведет лишь к новой Эпохе воюющих провинций и гибели клана Ода, даже не смотря на колоссальную экономическую и военную мощь. Ода Нобутака прекрасно осознавал эту угрозу и даже переселение даймё, а так же ограничение их военной мощи не поможет удержать власть не только в руках Нобутака, но так же и в руках его наследников. Именно поэтому бакуфу начало реализацию создания специального кодекса правил, который был опубликован в 1612 году и получил название Кугэ Сёхатто, а спустя год был дополнен и переименован в Букэ Сёхатто, что можно перевести как «Законы о военных домохозяйствах». В последствии данный свод правил стал сводом законов сёгуната и неоднократно дополнялся и изменялся. Букэ Сёхатто регулировал не только жизнь даймё, но так же его законы регулировали жизнь императора и императорского двора, ограничивал церемониалы и полномочия, вплоть до традиционных искусств. Помимо всего этого он защищал гражданских от сословия самураев и местных органов управления.

Все это изменяло отношение даймё к сёгуну. Если ранее они воспринимали его как лидера в основном из-за военной мощи, то теперь власть была закреплена юридически и сёгун становился политическим лидером. Император становился проводником политических решений сёгуна, что с одной стороны в какой-то мере ослабляло влияние бакуфу, но с другой и легимитизировало сёгунат.

В 1616 году решением бакуфу Ода Нобунага был обожествлен как Tosho Daigongen (Великое сияющее божество Востока). В городе Нагоя был построен храм, где и почитали Нобунага. Спустя годы, по решению второго сёгуна Ода Нобутакэ, в этом храме был похоронен и Нобутака, что сделало храм Нагоя династической усыпальницей всех сёгунов дома Ода.

Еще одним фактором обеспечения стабильности в стране было создание системы зависимости даймё от сёгуната, в частности таких категорий как Фудай и Тодзама. После образования бакуфу процесс переселения даймё и конфискации их земель начался вновь. К моменту смерти Нобутака этот процесс еще не был завершен и закончился лишь к началу XVII века. Но новая волна переселений и конфискаций кардинально отличалась от подобного процесса при Нобунага. Теперь сёгун мог использовать законы Букэ Сёхатто, которые расширили возможности по регулированию земельных наделов даймё. Теперь сёгун мог наказать даймё за отсутствие достойных наследников, несанкционированные брачные союзы между даймё, различные нарушения кодекса вплоть до ремонта или перестройки своего замка без специального разрешения.
Более того, теперь все даймё были разделены на специальные категории, основными из которых были Фудай и Тодзама. В категорию Тодзама попали те даймё, которые выступали против не только клана Ода, но и лично против Ода Нобутака в ходе войны за наследство. Они рассматривались как ненадежные, потенциальные бунтовщики. Тогда как в категорию Фудай входили те даймё, которые поддерживали Нобутака.Конечно же статус Фудай не мог гарантировать даймё защиту от любых решений бакуфу, но их положение было лучше, чем у Тодзама.

Тем не менее, реформы Ода Нобутака не ограничивались лишь вопросами регулирования даймё. В процессе переселения новый сёгун стремился обеспечить и экономическое процветание своего дома. Под контролем дома Ода оказались важные экономические города, такие как: Сакаи, Осака, Киото, Нара и Нагасаки. Кроме этого под управление сёгуната перешли все прииски золота, меди и серебра. Ограничение свободной торговли даймё и постановка ее под контроль сёгуната привели к образованию такого явления как «корабли красной печати». Наиболее важные направления экспорта: драгоценные металлы и камни, а так же оружие, были возможны лишь при получении соответствующего разрешения бакуфу, которое и получило название «красная печать». Естественно, что всю внешнюю торговлю сёгунат не ставил под свой личный контроль, но подобные ограничения значительно уменьшили возможность таких отдаленных и крупных родов дайме как Симадзу, Датэ, Сатакэ, Мори и Токугава увеличивать свое богатство и влияние.

И последним шагом в укреплении своей власти стало значительное ограничение христианской церкви в Японии. Нобутака претендовал на статус защитника Японии перед иностранцами, но больше всего его волновал рост числа христиан и влияния иностранных миссионеров среди даймё и христиан-самураев. Более того, открытые поставки оружия христианским даймё в обход дозволения клана Ода расценивался как вмешательство иностранцев во внутренние дела Японии. При Нобунага христианские миссионеры довольно вольготно чувствовали себя внутри страны, открывали свои миссии и проповедовали. Сам объединитель Японии использовал христианство для своих личных целей в борьбе со своими соперниками. Теперь же открытых соперников дома Ода не было и католические миссии расценивались как очаги нестабильности и потенциальные центры восстания против власти сёгуна. В 1623 году вышел отдельный рескрипт сёгуна дополняющий Букэ Сёхатто и запрещающий сословию самураев исповедовать христианство. Это было одной из причин восстания христиан в Симабаре в 1633 году, которое привело к массовым антихристианским репрессиям и окончательному запрету христианства на территории Японии.

Запрет исповедования христианства в 1623 привел к серии стычек между буддистами и христианами. Сёгунат официально обвинил местных даймё в провоцировании беспорядков, но никаких карательных мер не было проведено. Все это привело к тому, что из Японии бежало несколько тысяч самураев-христиан, а после восстания в Симабаре бежало порядка 15-17 тысяч христиан.

Внешняя политика

С образованием нового сёгуната Япония вошла в долгий период мирной жизни. Сёгун новой династии был занят процессом консолидации власти в своих руках и уделял мало внимания внешним связям. Исключение составила лишь военная кампания 1612 года по покорению княжества Рюкю.

Маленькое островное княжество Рюкю располагалось на одноименном архипелаге  со столицей на острове Окинава. Государство было бедно природными ресурсами и поэтому основным способом существования была морская торговля между Японией и Китаем. Долгое время в период существования Сёгуната Муромати княжество Рюкю платила дань Японии. Но в 1573 году поступления дани прекратились. В период междоусобных войн и процесса объединения ни клан Симадзу, который был конкурентом Рюкю в торговле с Китаем, ни клан Ода захвативший власть, не обращали внимания на это мелкое островное государство.
В 1603 году группа кораблей из Рюкю потерпела крушение в районе города Сэндай. Тогда правящий триумвират Японии помог им отправиться обратно на свою родину. Когда же моряки были возвращены, то клан Симадзу потребовал от правителя Рюкю официально поблагодарить дом Ода и вновь признать главенство Японии над Рюкю. Просьба была проигнорирована и Симадзу попросили разрешения начать карательную миссию. Тогда эта просьба была отклонена Триумвиратом Хидэёси — Мицунари — Нобутака.

Карательная миссия была отправлена лишь в 1612 году, когда сёгун Нобутака вновь потребовал у правителя Рюкю приклонится перед ним. Флот сёгуната в основном состоял из кораблей и солдат дома Симадзу и возглавлялся их адмиралом Кабайяма Хисатака. Покорение островного княжества было завершено молниеносно и в августе 1612 года в Кагосиме между сёгуном Ода Нобутака и правителем Рюкю Сё Ней были подписаны документы о капитуляции. Сё Ней и его советники принесли торжественные клятвы о вассалитете. Рюкю обязывалось соблюдать древнюю традицию посылать дань, а так же подарки сёгуну. Но самое главное было в том, что отныне регулирование торговли и дипломатии было в руках дома Симадзу. Регулировались и посещения японцев данных островов. Исключение составляли лишь официальные дипломатические и торговые миссии, санкционированных даймё Симадзу.

Завоевание Рюкю вызвало недовольство при дворе китайского императора. Начался долгий процесс переговоров, который быстро зашел в тупик. В 1615 году Китай запретил японским судам заходить в свои порты и поэтому основной поток торговли пошел через Рюкю. Кагосимский договор был составлен таким образом, что лишь номинально провозглашал независимость княжества Рюкю, но для дипломатов  Японии и Китая это был выход из затруднительного положения. Жителям Рюкю запрещалось говорить о зависимости от Японии за пределами своего государства, запрещалось носить японские одежды, принимать японские обычаи и имена. В тоже время торговля между Китаем и Японией не была нарушена и протекала через Рюкю, что не дало этому небольшому островному государству обнищать.

Другая внешнеполитическая акция Сёгуната Ода была связана с экспедицией на остров Тайвань. Экспедиция была собрана адмиралом Мураяма Тоан в 1616 году. За несколько лет до этого флотоводец Арима Харунобу провел разведку побережья с целью поиска новых земель для торговли. Но прибыв на Тайвань его экспедиция была атакована местными аборигенами. Остров получил название — Takasago Koku, что можно перевести как «Нагорная нация» (Highland nation). Мураяма Тоан был отправлен во главе флота из 13 кораблей с 4000 солдат на борту. Флот был разбит тайфуном и лишь одному кораблю удалось совершить путешествие до Тайваня, где его команда была разбита местными жителями. Сам же Мураяма Тоан смог вернуться в Японию и уже в 1617 году отправился с новой экспедицией на Тайвань. Ода Нобутака не хотел отступать перед подобными трудностями как тайфуны, к тому же оценивал удачное завершение похода Мураяма как способ получения дополнительного престижа внутри страны. Вторая экспедиция была успешной. Самураи высадились на Тайване и основали поселение, которое в последствии получило название Мацуяма.

Как только в Японии получили новости об основании поселения на новом острове при дворе сёгуна сразу же начались политические игры между двумя кланами Набэсима и Симадзу за право называть новые земли своими. Глава клана Набэсима апеллировал к тому, что Мураяма Тоан не был из знатного рода и продвинулся по службе лишь благодаря действиям Хасиба Хидэёси, который сделал его магистратом города Нагасаки. Более того, по мнению Набэсима Кацусигэ (глава клана Набэсима) тот факт, что две экспедиции были собраны в Нагасаки и отправлены от туда же говорит лишь о приоритете его прав на Тайвань. В свою очередь клан Симадзу считал, что поскольку ранее их войска завоевали Рюкю, то было бы вполне логичным даровать новые земли именно им. Но чаша весов склонилась именно в сторону клана Набэсима.
Новые земли для Симадзу, по мнению Нобутака, чрезмерно усилили бы этот клан и в долгосрочной перспективе он смог бы получить необходимое влияние для начала войны против сёгуната. В тоже время усиление его соперников создало бы баланс сил на Кюсю, что было на руку бакуфу в деле управления государством.

На этом активная внешняя политика первого сёгуна династии Ода закончилась. В далекой Маньчжурии завершался процесс объединения племен Чжурчжэней, что привело их к началу серии войн с Китаем в 1621 году, но это не было удостоено какого-либо внимания со стороны уже престарелого сёгуна. В 1625 году Ода Нобутака передает власть своему старшему сыну Ода Такашигэ в Киото будучи в возрасте 67 лет. Окончательно отойдя от дел Нобутака умирает в 1628 году. Захоронен в храме Нагоя Тосё-Гу [1], в храме посвященном Ода Нобунага, который с этого момента стал усыпальницей сёгунов.

____
[1] Тосё-Гу происходит от имени Tosho Daigongen (Великое сияющее божество Востока). Этим именем IRL был обожествлен Ияэсу Токугава, первый сёгун эпохи Эдо. Я посчитал, что подобный титул вполне можно использовать для Ода Нобунага, как человека объединившего Японию и фактически установившего династию правителей этой страны в данном таймлайне.
В реальности сёгуны династии Токугава были захоронены в разных местах, включая храм Никко Тосё-Гу. Здесь же я решил воспользоваться европейским опытом захоронения правителей по аналогии с аббатством Сен-Дени, где захоронены монархи Франции или по аналогии с Архангельским собором в Москве, где покоятся останки русских князей и царей.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account