«… Наш бронепоезд…».
(Альтернативный взгляд на развитие БеПо).
Часть 1. Основная матчасть.
По сложившемуся убеждению, бронепоезда в СССР любили, холили и лелеяли. В песнях даже упоминали про то, как эта монстроподобная хрень стоит на «запасном пути» и только ждёт своего часа… (и это было чистейшей правдой, военной тайной, превращённой в секрет полишинеля, которую транслировали из каждого репродуктора). На середину 20-х, из 90(!) имеющихся БеПо, лишь 25 эксплуатировались в действующей армии, остальные, в законсервированном виде, стояли на запасных путях в базах хранения.
И всё же, это была очень странная любовь. Все тридцатые годы, развитие этого грозного орудия войны буквально ползло черепашьими темпами, не питаясь, а всего лишь подпитываясь по остаточному принципу крохами и объедками с «барского стола» танкопрома.
Если сравнивать ситуацию с древними временами, то выглядело бы это примерно так: есть боевые слоны – огромные, вызывающие ужас у противника и восторг, граничащий с эйфорией у собственного населения, которое про этих легендарных гигантов песни складывает. Но вот фуражом откармливаются по полной программе исключительно кавалерийские лошади. Слонам же, перепадает только то, что кони недожрали. А сами слоны, стоят запертые по загонам и относятся к ним по принципу – кто сдохнет от такого обращения – тот сдохнет. Кто выживет – тот выживет. Жратвы им не хватает? – А пусть друг друга жрут…
Так и жрали… Ремонт БеПо производился в основном путём разборки тех же БеПо… Редкая постройка новых бронеплощадок и бронировка паровозов, производились из брони старых БеПо, поскольку брони в стране катастрофически не хватало из-за безграничных аппетитов танкостроителей.
И каков же был результат обеспечения любимых всей страной бронепоездов по остаточному принципу?
Вплоть до начала ВОВ, архитектура сохранилась времён гражданской войны. Бронезащита у подавляющего большинства БеПо – это лист какой попало, весьма тонкой брони (большой удачей было, ежели броня флотская, содранная с какогонить импровизированного БеПо времён гражданской войны), 100 мм зазор с деревянными прокладками и ещё лист, опять какая подвернулась, обычной конструкционной стали. Требования к такой защите естественно выдвигались тоже скромные – держать обычную винтовочную пулю.
С середины 30-х, на БеПо, вместо того «сэндвича», пошла броня толщиной 20 мм (чаще всего забракованная танкостроителями). И только в 40-ом, было принято решение о бронировке новых бронеплощадок (БП) нормальной, а не бракованной, 30 мм бронёй. Но… броню такой толщины ни один завод в стране уже не выпускал (30 мм бронепрокат использовался для сборки корпусов танков Т-35 и Т-28). В общем, бронезащита советских БеПо держала исключительно винтовочную пулю (в т. ч. бронебойную), крупнокалиберный ДК дырявил её уже с 650 м и естественно, эта броня легко прошивалась со всех дистанций реального боя 37 мм «колотушкой» (немецкой ПТП). То есть, против пушек немецких танков, наши довоенные БеПо не имели абсолютно никакой защиты!
Вооружение. Круче старой трёхдюймовки обр. 1902 г., гораздо реже 1902/30 г. и штучных 107 мм пушек обр. 1910 г. артиллерии БеПо не полагалось. ПВО – спарки «максимов». Счетверённые установки тех же максимов, как и штучные ДШК – остались по большей части несбыточной мечтой основной массы довоенных БеПо.
И это ВСЁ! Не, забыл упомянуть, что бессмысленно громоздкие броневагоны всегда старались оснастить несколькими бортовыми пулемётами (минимум два станкача с каждого борта), словно надеялись, что противник будет-таки наступать на эти вагоны с их пулемётами, бесконечными волнами пехтуры в плотных цепях… А чё, стволов много, боезапас огромный, чё бы им не наступать?
В общем, такая не радужная повесть.
Но, подробный пересказ вполне славной истории этого чудо-оружия в задачу статьи не входит – кому надо найдут, кому было интересно – уже давно нашли и прочли на эту тему капитальные труды ув. М. Коломийца.
Ниже, альтернативный вариант матчасти и структуры бронепоездных частей железнодорожных войск РККА. Без таймлайна. По сути, это лишь предвоенный апофеоз более осмысленного развития данного вида оружия, которому, уделяли внимания ничуть не меньше чем танкам.
В целом, альтернативный вариант строится на:
1. Учтёте тактики боевого применения;
2. Исходя из реально доступной (или около того) материально-технической базы;
3. Учёте возможностей предполагаемого противника.
В общем, ситуация такая: в 1940-ом, как и в РИ, матчасть дивизионов бронепоездов было решено менять (тогда вообще во всех родах войск шла масштабная замена всего на свете…)
И, разумеется, уже под новую технику, пересматриваются и структура частей, и тактика боевого применения.
Итак, начнём с логики. Что есть бронепоезд?
Как не прискорбно, прежде всего, это огромная мишень. А уже потом, броня (но, чур не как в РИ), высокая мобильность (в т.ч. оперативная) и огневая мощь.
Как не прискорбно, прежде всего, это огромная мишень. А уже потом, броня (но, чур не как в РИ), высокая мобильность (в т.ч. оперативная) и огневая мощь.
Как снизить уязвимость бронепоезда? Уменьшить его поражаемую площадь, конечно! Это означает, что сам бронепоезд должен быть оптимизирован по составу до буквально пары бронеплощадок (всякие контрольные платформы, мы естественно не учитываем). Примерно так рассуждали и в РИ. Но на собственно бронеплощадках (БП) это абсолютно никак не отразилось. Так и строили огромные, едва защищённые броневагоны «дальнего следования» на тот свет, с двадцатью восемью (по штатному расписанию военного времени) пассажирами-смертниками каждый.
Бронеплощадки должны иметь и силуэт невысокий и броню наклонную. Но при этом содержать и защиту, и огневую мощь, сопоставимую со взводом танков. Причём в идеале, ещё и «длинную руку», которая просто не позволит танкам противника глумиться над такой крупной целью как наш БеПо.
Так же желательно создать нечто чрезвычайно губительное в плане огневой мощи, чтоб быстро подавлять противника и столь же быстро ретироваться, не дожидаясь, пока на бронепоезд будет устроена охота тяжёлой артиллерии и авиации противника.
Вот варианты таких тяжёлых (штурмовых) бронеплощадок:
Вооружение двух верхних, в паре "малых" башен от танка Т-34 (обр. 40 г.) и в главной, от КВ-1. Один вариант с РУЗО, другой с зенитным ДШК на флотской тумбовой установке.
Внизу, вариант с двумя малыми башнями от Т-28Э и одной от КВ-2 с двойным блоком пусковых РУЗО.
А это уже «этюды» с башней КВ-2, в которой установлена 107 мм грабинская пушка ЗиС-6. Впрочем, в качестве «длинной руки» в эту же башню вполне могла бы встать и 95 мм грабинская же пушка Ф-39.
А 152 мм гаубица… Эта кувалда для особо специфических операций…
Двойные блоки ПУ РУЗО должны стрельбой практически в упор (угол вертикального наведения невелик) обеспечить мощнейшую разовую ударную мощь, а две башни от средних танков у последнего варианта, огневую поддержку на средней дистанции и высочайшую плотность огня в непредвиденном ближнем бою.
База всех бронеплощадок – как и в РИ, стандартная большегрузная четырёхосная платформа, товарный вагон или полувагон (грузоподъёмность 50 тонн), производства завода «Красный Профинтерн», ради более равномерного распределения нагрузок и повышения надёжности, с добавленной посередине парой осей. Для командира площадки обязательно вводим на крыше главной башни командирскую башенку с артиллерийской панорамой.
Экипаж бронеплощадки с тремя башнями 10 человек. Четверо (по двое) в малых башнях, трое (включая командира бронеплощадки) в главной башне, двое на подаче БП в главную башню (они же – ответственные за ходовую часть бронеплощадки), и один санитар, выполняющий «в свободное время» роль наблюдателя.
Экипаж двухбашенной БП на одного человека больше (по трое в башнях, по два подающих, плюс санитар).
В общем, тут в любом варианте и мощь с приличным весом секундного залпа, и возможность обстрела нескольких целей и удобная номенклатура вооружения.
Вот только при всём при том, задачу по уменьшению поражаемой площади такие монстры таранного типа в должной мере не решают…
Так что, оставим, пожалуй, такие тяжёлые (штурмовые) бронеплощадки на уровне РГК. А линейным дивизионам бронепоездов окружного и армейского подчинения, подыщем чего-то менее уязвимого и дорогостоящего. Например, такой вот наборчик…
Такие, относительно лёгкие и достаточно малоуязвимые бронеплощадки можно свободно тасовать в зависимости от предстоящей боевой задачи. Тут главное не переусердствовать и используя тяжёлые БП, по-прежнему придерживаться золотого правила: БеПо в составе бронепаровоза и двух ударных бронеплощадок. Не более!
Естественный вопрос – а на хрена тут собственно эти маленькие, слабо вооружённые бронеплощадки с единственной башней от средних танков?
О! Это очень важный момент! Дело в том, что только такую двухосную бронеплощадочку, слетевшую по какой-то причине с рельс в кювет, можно поставить на рельсы обратно используя для этой операции один мощный железнодорожный кран, подошедший по тем же путям следом! Никакую другую, более тяжёлую бронеплощадку таким «макаром» вновь «поставить на ноги» уже не получится. И таких, лёгких БП в составе БеПо, можно иметь уже до 4-х (и такие в ВОВ имелись). Вот вам и танковый взвод при минимальной площади поражения и относительно хорошей боевой живучестью…
Хотя, тут всё уже будет упираться в массивность собственно бронепаровоза… А он у нас (при базе в виде старичка «Ов»), теперь вот этакий:
Бортовая броня наклонная. Отделение управления минимальной высоты. Кочегаров с лопатами нет, поскольку как и было в РИ, паровоз переведён на нефтяное отопление котла. Машинист с помощником наблюдают за местностью из двух башенок с круговым обзором и через боковые окна со смотровыми щелями, закрытыми триплексами.
На тендере, внизу ёмкости с водой и нефтью. Сверху, рубка командира БеПо с полным комплексом приборов наблюдения, целеуказания и связи, плюс пара полезных 37 мм зениток. В 40-ом, пока, к сожалению, одноствольных. В дальнейшем, надеюсь на то, что это будут флотские спарки во вращающихся башнях.
Далее. Поскольку во многих случаях использовать громоздкие БеПо либо рискованно, либо нецелесообразно, совершенно необходимы мощные мотоброневагоны (бронемотриссы), оснащённые собственным двигателем.
Лёгкие (с вооружением средних танков):
Самая верхняя – это переделка в бронемотриссу танка Т-28Э с его штатными корпусом и вооружением.
Следующая – это уже спецпостройка лишь с башней от Т-28Э.
Вооружение башен без изменений: достаточно мощная для 40-41 г.г. пушка Л-11 и два пулемёта ДТ. Причём пулемёт из кормовой ниши переставляется на зенитную турель. Это чрезвычайно важно, поскольку мотрисса не БеПо и хоть какое-то ПВО у неё должно быть собственное, автономное.
Третий вариант: башня от Т-34 с установкой командирской башенки и зенитного ДШК.
Экипаж всех моделей лёгких бронемотрисс 5 чел. Двигатели 116-сильные, восьмицилиндровые карбюраторники от ЗиС-101А. Вроде не много (для танка), но для фактически дрезины – в то время, вполне достаточно.
Тяжёлые бронемотриссы:
Самая верхняя с башней от КВ-1с установленной на неё башенкой от Т-40 с крупнокалиберным ДШК в качестве средства ПВО.
Второй вариант с башней от КВ-2 и 107 мм пушкой ЗиС-6.
Третий вариант уже с башней от перспективного КВ-4/5 (с той же ЗиС-6), с большой, открытой кормовой нишей, в которой воткнут 25 мм МЗА 72-К.
Имелось искушение поставить на корпус ещё и по башенке от Т-40, но углы обстрела у неё получались не самые оптимальные. Да и не комфортно там, возле двигателя-то… Впрочем, если в ходе войны практика показала бы необходимость в таком довооружении хотя бы ради самообороны в ближнем бою – то, почему бы и нет?
Экипаж 6 чел. Двигатели М-17Т (400 л.с.). Скорее всего от танков Т-28 или БТ-7 после капремонта.
Из-за повышенного веса, тяжёлые мотриссы трёхосные, желательно с приводом на обе задние колёсные пары. Естественно у каждой (кроме переделки Т-28Э) два поста управления (носовой и кормовой) сообщающиеся между собой.
Такие штукенции, можно использовать как автономно, так и в составе БеПо, в качестве мощного передового разведчика или напротив арьергардного заслона прикрытия.
Теперь общие положения, касающиеся всех представленных здесь девайсов:
1. Бронирование корпусов исходя из имеющего в стране бронепроката, у бронепаровозов, лёгких БП и бронемотрисс 40 мм. У тяжёлых и штурмовых БП и бронемотрисс 45 мм. Башни штатные с «родной» толщиной бронирования. Понятно, что анализ первых боестолкновений и потерь, потребует усиления бронезащиты доп. экранами мм этак мм по 20…
2. Изображённые на всех моделях дополнительные амбразуры в корпусах пустые. Используются для стрельбы из штатных пулемётов исключительно в случае заклинивания башни либо в окружении при потере хода.
3. Масса (вес) девайсов полностью соответствует базовым шасси. Для БП и бронемотрисс не более 20 тонн (перегруз тяжёлых БП и бронемотрисс компенсирован дополнительными, третьими осями). Для тяжёлых штурмовых БП, 50 тонн. Их возможный перегруз, на всякий случай, компенсирован дополнительными, центральными колёсными парами.