75 лет назад, 19 сентября 1941-го, вступил в силу закон, обязывающий евреев носить отличительный знак: желтую шестиконечную звезду, и в этот же день началась трагедия Бабьего яра.
Фашисты были не первыми, кто ввел особые отличительные знаки для евреев и силой заставил сынов Израиля их носить («авторство» приписывается халифу Гаруну аль-Рашиду, правившему в далеком IX веке). И не нацисты придумали глубокомысленное Arbeit macnt frei («Работа делает свободным»): понравившееся им выражение полузабытого публициста XIX века Генриха Беты они даже отковали в металле и «украсили» им ворота концлагерей Дахау, Освенцима, Терезиенштадта (фото 1). И уж, конечно, не в их головах родилось философское Jedem das Seine («Каждому свое»), появившееся на воротах в Бухенвальде: изречение это встречается еще в трудах Аристотеля и речах Цицерона.
Садист и ценитель классики
Среди функционеров Третьего рейха были не только ефрейторы и лавочники, но и люди тонкие, образованные. Рассказывают, что комендант захваченного польского города Влоцлавек Крамер очень любил классическую музыку. Однако это не помешало ему издать 24 октября 1939 года приказ, предписывающий евреям без различия возраста и пола носить на одежде спереди и сзади желтую звезду. Размером не менее 15 сантиметров! Не забыл Крамер сообщить и о том, что нарушителей ждет расстрел. Примечательно, что действовал он по собственной инициативе: то ли «просто» желал выслужиться, то ли в силу своей склонности к садизму.
Почин же этот был немедленно подхвачен другими фашистскими комендантами. С 1 декабря 1939 года ношение отличительного знака из куска ткани желтого цвета (как правило, в виде шестиконечной звезды) было введено уже по всему генерал-губернаторству.
Еврейский символ
Происхождение самой гексаграммы теряется в глубине веков: по одной версии, так выглядела печать царя Соломона, по другой (более распространенной) – знак этот был изображен на щитах воинов Давида. Так или иначе, шестиконечная звезда считается еврейским символом.
В апреле 1933 года немецкий сионистский лидер Роберт Вельш в ответ на бойкот еврейских магазинов и погромы воспользовался еще сохранявшейся относительной свободой печати и опубликовал статью «Носите желтый знак с гордостью». Конечно, он имел в виду символический знак, нисколько не допуская, что очень скоро «желтые метки» канувшего в Лету мрачного Средневековья вдруг материализуются и станут реалиями культурного и просвещенного XX века.
Черная дыра в истории
Рвение и изобретательность нацистов не знали границ. Они словно соревновались друг с другом: в одном населенном пункте от евреев требовали носить еще и нарукавные повязки, в другом – нашивки с именем и фамилией, в третьем – нашивки с домашним адресом. Цель же всех этих «нововведений» была одна: сломить моральный дух, унизить, запугать. Сделать из нормальных членов общества изгоев.
Ошибочно считать, что все началось лишь в 1933 году с приходом к власти Гитлера, в чем нас сегодня нередко пытаются убедить. Неподалеку от «моего» Кобурга находится живописная деревушка Аутенхаузен (Autenhausen) – всего-то 312 жителей. Когда-то были в ней синагога, хедер, миква… Еврейская жизнь в деревушке оборвалась уже в 1923 году: в ночь с 3 на 4 ноября появились вооруженные нацисты и принялись выбивать двери в домах, избивать и грабить мирных жителей. Самое страшное заключалось в том, что никто не попытался встать на их защиту и даже закон оказался не на их стороне. Евреи бежали, оставив нажитое имущество, и больше уже никогда не появились в Аутенхаузене, который нацистские газетки немедленно объявили
«свободной от евреев зоной».
Синагогу разрушили, на старинном кладбище повалили могильные плиты. Еще раз: это был 1923 год!
Что мы вообще знаем о том времени? Те, кто мог бы рассказать, не задержались на этом свете. Другие прожили долгую жизнь, предусмотрительно помалкивая. В музее тюрингского Хильдбургхаузена (Hildburghausen) есть фотография-экспонат: по рыночной площади маршируют молодчики с фашистскими знаменами. Только вот лица их старательно заретушированы. С чего бы? Да это ведь все местные, все свои, чтобы не опознал их никто: самих-то молодчиков уже нет в живых, так ведь дети и внуки остались.
Из материалов, хранящихся в архивах того же Кобурга, легко выяснить, кто родился-венчался в городе полтысячелетия назад, а вот о том, что было всего 75 лет назад, увы, черная дыра. Документация с 1933 по 1945 год отсутствует.
На главной аллее кобургского кладбища по сей день стоит ухоженный памятник, принадлежащий некому Карлу Шведе. Немногие знают, что был он главным бургомистром (1933-1945) города и слыл большим оригиналом: ввел телесные наказания! По его указанию виновных (которыми почему-то чаще всего оказывались евреи) секли розгами прямо во дворе городской управы. Когда избивали 60-летнего уроженца Аутенхаузена Якоба Фридмана, то крики несчастного были слышны на рыночной площади… А вот 70-летний врач и глава еврейской общины Кобурга доктор Альфред Мазур унижения не вынес и после надругательства над ним перерезал себе вены. Никто не знает, где находятся могилы этих людей (да и были ли они?). А сколько таких искалеченных судеб, загубленных жизней? Счет идет на миллионы.
Горькая чаша
1 сентября 1941 года нацисты приняли закон, обязывающий проживающих на территории Германии евреев носить отличительный знак (фото 2); 19 сентября закон вступил в силу. К тому времени эти граждане Германии потеряли все права: им было запрещено заниматься трудовой деятельностью, посещать учебные заведения, владеть чем-то более-менее значимым. Некоторые эмигрировали, многие уже находились в концлагерях. Новый закон означал лишь одно: страшная развязка близка.
Но неужто еще оставались чудаки, которые не поняли этого раньше? Евреи народ терпеливый, они умудряются видеть свет в конце тоннеля даже там, где его точно нет. Одни надеялись, что все скоро наладится. Другие никак не желали поверить в существование жутких концлагерей. Третьи были убеждены, что лично их минует чаша сия:
«Меня не тронут, у меня за прошлую войну Железный Крест!».
К слову, Железными Крестами (как и Георгиевскими в России) награждали исключительно за проявленную в бою храбрость, их обладателями стала 31 тысяча немецких евреев, сражавшихся за Германию в Первую Мировую войну. «Тронули», однако, и их: личные заслуги, заслуги дедов и прадедов оказались не в счет.
На величественном фасаде здания Бундестага (ранее Рейхстага) красуется знаменитое: Dem deutschen Volke. В конце 1916 года буквы эти отлили из бронзы лучшие в Берлине мастера художественного литья – братья Альберт и Зигфрид Леви. К счастью, они не дожили до черных дней, но вот потомкам Леви нацисты припомнили их еврейское происхождение – следы детей и внуков мастеров затерялись в Терезиенштадте и Освенциме. Лата желтого цвета (Звезда Давида) во времена Холокоста означала одно: человек, носящий ее, обречен (фото 3).
О страшном том времени написаны горы книг, сняты десятки замечательных фильмов. Тем не менее, иногда слышатся вкрадчивые голоса: мол, все было не совсем так, а то и совсем не так. «Сон разума рождает чудовищ».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Удивительно жестоким был и путь к месту смерти. Группа в 30-40 человек должна была пройти по узкому коридору из солдат, которые избивали палками всех идущих, не делая поблажек ни женщинам, ни старикам, ни детям (следует сказать, что именно женщины, старики и дети составляли большинство расстрелянных в первую волну казни, поскольку мужчины были призваны на фронт). Но даже после этого несчастных не оставляли в покое. Вот что вспоминает Дина Проничева в разговоре с писателем Анатолием Кузнецовым:
Украинские полицаи грубо хватали людей, лупили, кричали:
— Раздягаться! Быстро! Быстро!
Кто мешкал, с того сдирали одежду силой, били ногами, кастетами, дубинками, опьянённые злобой, в каком-то садистском раже…
Дина уверяет, что некоторые истерически хохотали, что она своими глазами видела, как несколько человек за то время, что раздевались и шли на расстрел, на глазах становились седыми.
Голых людей строили небольшими цепочками и вели в прорезь, прокопанную в обрывистой песчаной стене. Что за ней — не было видно, но оттуда неслась стрельба. Матери особенно копошились над детьми, поэтому время от времени какой-нибудь полицай, рассердясь, выхватывал у матери ребёнка, подходил к песчаной стене и, размахнувшись, швырял его через гребень, как полено.
Детей, чтобы не тратить на них пули, полицаи убивали дубинками или вовсе закапывали живьём. В память о малышах, казнённых в Бабьем Яре, в 2001 году здесь установлен монумент, представляющий собой три сломанные куклы. Из того оврага вернулись живыми только десять детей. Один из них, Рувим Штейн, бывший в сентябре 1941 года 15-летним подростком, сказал:
«Наверное, я настоящий умер там, в Бабьем Яре, а то, что осталось — искривлённая тень».
Раздетые, избитые, едва живые от страха и горя люди покорно шли умирать. Последние мгновения их жизни ужасали даже нацистов.
Из свидетельских показаний немецкого шофёра Хефера об уничтожении евреев в Бабьем Яре 29—30 сентября 1941 года:
Раздетых евреев направляли в овраг — примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и целых 15 метров глубиной. В этот овраг вело два или три узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, шуц-полицейские (немецкие) хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил шуц-полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными. Случалось даже, что они сами укладывались в свой ряд и ждали выстрела.
Из воспоминаний Дины Проничевой:
Слева была стена, справа яма, а выступ, очевидно, был вырезан специально для расстрела, и был он такой узкий, что, идя по нему, люди инстинктивно жались к песчаной стенке; чтобы не свалиться, Дина глянула вниз, и у неё закружилась голова — так ей показалось высоко. Внизу было море окровавленных тел. На противоположной стороне карьера она успела разглядеть установленные ручные пулемёты, и там было несколько немецких солдат. Они жгли костёр, на котором, кажется, что-то варили. Когда всю цепочку загнали на выступ, один из немцев отделился от костра, взялся за пулемёт и начал стрелять.
Дождавшись, когда тела лягут в несколько слоёв, немцы проверяли, все ли убиты, и засыпали тела землёй, чтобы привести новую партию.
источники:
- Сергей Нечипоренко «Звезда Давида» // «КОНТАКТ-ШАНС» 38/2016
- http://holera-ham.livejournal.com/2169468.html