ЗРК «Brakemina» и «Stooge»: опоздавшие стражи Альбиона
…На полной скорости, реактивный разведчик "Арадо" Ar-234B мчался над Великобританией. Его работающие на полную мощность Jumo-004 выдавали скорость почти в 780 километров в час — больше, чем мог развить любой истребитель союзников. С земли вела редкий огонь зенитная артиллерия, но идущий на большой скорости бомбардировщик был слишком быстрой мишенью. Скоро, очень скоро, заработают его фотокамеры и секретные снимки британских портов отправятся в Берлин.
В кабине самолета внезапно замигала лампочка: чувствительные детекторы доложили о том, что на самолете сконцентрирован очень плотный пучок радарного излучения. Летчик, хотя и не придал этому особого внимания, тем не менее попытался уклониться, но луч радар скользнул следом за ним…
…В следующую секунду, взмывший с наземной пусковой управляемый реактивный снаряд, поразил немецкий самолет в правое крыло. Оглушительно громыхнул взрыв, и вырванный с корнем правый двигатель, кувыркаясь, отлетел в сторону в фонтане обломков и полыхающего топлива. Жуткий крик пилота, еще не успевшего поверить в свою судьбу, оглаисл кабину за мгновение до того, как взорвались основные топливные баки.
Яркая вспышка полыхнула в небе над Британией.
Великобритания была первой нацией, вступившей во Вторую Мировую с противовоздушным ракетным оружием. Батареи противовоздушных неуправляемых ракет, и их печально известное развитие — т.н. "воздушные мины" — в 1939-1942 годах активно применялись в Великобритании, и даже ставились на военные корабли (в частности, как одна из причин гибели "Худа"…).
Эффективность их, все же, была далека от удовлетворительной, и к 1944 все батареи были сняты с вооружения. Но идея — доставить к бомбардировщику мощный заряд, способный разрушить его одним попаданием — осталась…
ЗРК ПВО "Брейкемина"
В 1942 году, капитан Сиджфилд из Королевского Электромеханического Инженерного Отдела (Royal Electrical and Mechanical Engeneers, REME) предложил концепцию зенитного оружия нового поколения — управляемого снаряда, двигающегося к цели в узком луче радиолокатора. Аналогичную идею независимо от этого выдвинул глава исследовательского отдела,
Две эти независимо разработанные схемы привлекли внимание Командования ПВО, где ими заинтересовались сир Фредерик Пайл и главный инженер бригадир Бурлс. На конференции по вопросам развития систем противовоздушной обороны зимой 1943, они представили все преимущества подобной системы, в частности, обратив особое внимание на возможность ее быстрого создания.
Система привлекла внимание командования — из Германии доходили все более и более тревожные слухи о новых германских самолетах-снарядах и реактивных самолетах, перспектива появления которых вызывала сильное беспокойство в Британии. Несколько последующих совещаний командования были посвящены изучению возможных улучшений проекта, но бригадир Бурлс, опасаясь возможных задержек с разработкой, принял решение запустить программу, и приказал теперь уже майору Сиджфилду начать проект. Программа, получившая название "Брэйкемина" получила зеленый свет в феврале 1944.
Конструкция ракеты была чрезвычайно проста. В действие ее приводили 6 (на первых моделях — 8) обычных твердотопливных неуправляемых зенитных ракет, разработанных еще в 1940 году. Возле центра тяжести ракеты располагались два коротких крыла, способных к изменению положения в пространстве. За счет поворота крыльев, осуществлялось маневрирование ракеты в воздухе. Длина ракеты составляла порядка 3 метров, диаметр — около 0,8 метра.
Управление ракетой должно было осуществляться путем "езды по лучу" (beam-riding). Т.е. ракета должна была двигаться в узком луче радара, удерживаясь так, чтобы сигналы с расположенных на ее корпусе антенн были равномерны — это означало, что ракета двигается ровно, не отклоняясь. Наведение ракеты выполнялось РЛС A.A. No 3 Mk 7 "Blue Cedar", использовавшимся ранее в качестве радара целеуказания зенитной артиллерии. Радар мог автоматически "захватывать" цель.
Испытания ракеты начались в сентябре 1944 года. В качестве пусковой установки использовался лафет зенитной пушки QF 3,7 inch. Вместо орудийного ствола, на лафет была наложена трапециевидная рампа, по которой двигалась при запуске ракета.
Первые тесты были не слишком удачны. Тем не менее, так как площадка для испытаний находилась вблизи побережья — ракеты падали в океан, что позволяло подобрать их и изучить недостатки. Поэтому работы над ракетой шли в быстром темпе, и уже с 11 пуска, когда частота аварий снизилась, на ракеты начали ставить систему управления. Всего было осуществлено около 20 опытных запусков "Брейкемины"
После окончания войны, разработка "Брейкемины" была взята на себя Министерством Снабжения, уже работавшем над программой "Stooge". Опыты с ракетой доказали работоспособность схемы… но для наступающей эпохи реактивных самолетов, дозвуковой снаряд с потолком менее 11 км уже выглядел недостаточным. В 1947 программа была закрыта. Ее наследием стали данные по системам управления, в дальнейшем использованные в британских ЗРК "Thunderbird" и "Bristol Bloodhound"
ЗРК ВМФ "Студж"
Пока работы над проектом "Брейкемина" шли полным ходом, свой интерес к зенитным ракетам высказала армия. Генералов также беспокоили потенциальные возможности германских скоростных самолетов, и они были заинтересованы в оружии, способном им противостоять.
По мере развития ситуации в Европе, армия утратила интерес к зенитным ракетам — воздушнео превосходство союзников было слишком велико. Зато ими заинтересовался флот, горящий желанием отомстить Японии за свои поражения под Сингапуром. Опыт первых атак камикадзе не остался незамеченным Королевским Флотом. Британцы вполне логично полагали, что их планирующееся наступление в Южной Азии будет встречено японцами примерно так же как и американская атака на Филиппины. Корабли нуждались в защите — защите от камикадзе, которую зенитки дать не могли.
Флот перехватил разработку программы, получившей к этому моменту название "Stooge". Окончательные технические требования предусматривали разработку зенитного снаряда с радиокомандным управлением, способного эффективно поражать камикадзе.
Конструктивно, "Stooge" сильно напоминал уменьшенную копию немецкой "Фау-1". Это был небольшой летательный аппарат самолетной схемы, с крыльями и хвостом. Ракета имела 2,3 метра в длину и 320 миллиметров в диаметре, при размахе крыльев в 2 метра.
Двигательная установка была двухступенчатой. Основной двигатель ракеты, смонтированный в кормовой части, состоял из 4-ех 130-миллиметровых неуправляемых реактивных снарядов "воздух-земля" "Swallow". Контролируемый размер дюзы позволял управлять горением ракет. При тяге в 330 ньютонов (максимальной), ракеты обеспечивали снаряду скорость в 840 км/ч, но с целью увеличения продолжительности полета до 40 секунд, ракета обычно летала с тягой двигателя выставленной на 180 ньютонов.
Для старта использовалась вторая связка из 4-ех 76-миллиметровых твердотопливных ракет RP-3. Они производили импульс в 25000 ньютонов на 1,6 секунды, что позволяло после старта разогнать ракету до скорости в 426 км/ч. Затем, выгоревший бустер сбрасывался, и включался основной двигатель ракеты.
Управление ракетой было радиокомандным. Оператор управлял снарядом, следя за световыми трассерами на концах крыльев. После запуска, примитивный автопилот удерживал ракету на прямой, пока оператор наводил ее на нужную высоту. При перехвате цели, ракета выводилась на встречный курс, чуть выше цели, и затем летела навстречу.
Летные испытания начались в 1945 году, и продолжались до самого конца войны. Всего было совершено порядка 12 пусков "Stooge" с наземных. Ракета, тем не менее, демонстрировала неустойчивые летные характеристики: лучший результат дал 6-ой запуск, во время которого ракета достигал высоты 490 метров и дальности в 4,8 километра. Флот собирался продолжать работы, но в августе 1945, после капитуляции Японии, контракт был расторгнут. азработчик ракеты — Министерство Ресурсов — тем не менее, некоторое время продолжал работы над ракетой, пытаясь не столько довести ее до ума как боевое оружие, сколько отработать систему радиокомандного управления для новых проектов. В 1947 году проект был окончательно закрыт, и "Stooge" канул в безвестность, но полученный опыт пригодился в ходе работ над первой британской УРВВ "Fairey Fireflash"