Железный гигант с бронзовым сердцем или несостоявшийся испанский автогигант Elizalde

12

Среди прочих чудес света Испании страницы паспорта этой страны украшает изображение внушительного вида автомобиля Elizalde Tipo 48. Что же это за неизвестный науке зверь?

Железный гигант с бронзовым сердцем или несостоявшийся испанский автогигант Elizalde

В 1908 году дон Arturo Elizalde Rouvier вместе с двумя компаньонами основали в Барселоне предприятие J.M. Vallet и Компания, с производственными мощностями, расположенными на бульваре San Juan (Sant Joan), 149. Основной его деятельностью было задумано производство запасных частей и ремонт автомобилей.

Фабрика в Барселоне.

Фабрика в Барселоне.

Артуро Элисальде был рожден в 1871 году на Кубе во французской семье и впоследствии переехал в Париж, где получил высшее техническое образование и участвовал в делах марки Delahaye, одновременно будучи одним из акционеров компании. По этой причине его начинание в Барселоне также являлось представительством Delahaye.

На фабрике, примерно 1912 год.

На фабрике, примерно 1912 год.

Знаковое событие произошло пять лет спустя основания компании — в 1913 году был создан первый прототип собственного автомобиля, Тipo 11. В следующем году вышла первая модель, предназначенная для продажи публике, Tipo 20, впервые проехавшая по улицам Барселоны 19 апреля 1914 года. Ставка при проектировании и производстве делалась на качество, надежность и долговечность. Через три месяца, в середине знойного испанского июля, состоялись первые серьезные дорожные испытания Tipo 20, во время которых автомобиль за 13 часов сумел успешно преодолеть расстояние в 600+ километров во время пробега Барселона — Сарагоса — Гвадалахара — Мадрид.

Этим же маршрутом предлагает воспользоваться Google 100 лет спустя.

Этим же маршрутом предлагает воспользоваться Google 100 лет спустя.

Однако, буквально через несколько дней разразилась Первая мировая война.

Железный гигант с бронзовым сердцем или несостоявшийся испанский автогигант Elizalde

Еще неделю спустя началось германское вторжения в Бельгию, где на стороннем производстве происходила штамповка деталей для автомобилей Элисальде. Война прервала поставку комплектующих и также привела к потере станков, находившихся в собственности испанского предприятия. Состояние семьи позволило оснастить фабрику в Барселоне необходимым оборудованием для литейных и ковочных процессов. И война же подтолкнула к освоению производства авиационных двигателей. Забегая вперед, следует упомянуть, что и окончание ПМВ сказалось отрицательным образом на производстве в силу невостребованности этих двигателей по ее завершении.

Двигатели для самолетов.

Двигатели для самолетов.

В 1915 году дон Артуро остается единственным акционером компании и переименовывает ее в Fábrica Española de Automóviles Elizalde (Испанская фабрика автомобилей Элисальде). В том же году на марку обращает внимание король Альфонс XIII, во время одной из своих поездок лично испытавший автомобиль Элисальде. Некоторое время спустя он приобретает для своего гаража кабриолет этой марки. Тогда же, во второй половине десятых годов прошлого века, автомобили Элисальде начинают нести службу в качестве такси, появляются грузовые модели и автобусы, в том числе для нужд армии.

Демзал компании по адресу Paseo de Gracia, 88 в 1916 году и то же место в наши дни.

Демзал компании по адресу Paseo de Gracia, 88 в 1916 году и то же место в наши дни.

Наконец, в 1921 году на автосалоне в Париже был представлен сенсационный Tipo 48. Это был очень большой автомобиль. В соответствии с автомобильной энциклопедией G.N. Georgano, Tipo 48 являлся самым большим автомобилем, представленным на упомянутой выставке. Длина его составляла без малого 5,7 метра с колесной базой 4,3 метра и ширина 1,8 метра. Как говорили, возможно преувеличивавшие, очевидцы, высота капота практически достигала среднего роста человека, то есть, двое человек, стоявших по разные стороны автомобиля, не могли видеть друг друга.

Железный гигант с бронзовым сердцем или несостоявшийся испанский автогигант Elizalde

Под капотом же скрывалась рядная восьмерка объемом 8143 см3 (90×160 мм), с алюминиевым блоком цилиндров со стальными гильзами и двумя карбюраторами, выдававшая 180 л.с. Большой интерес представляла головка блока цилиндров из бронзового сплава, оснащенная 32 клапанами и двумя свечами на цилиндр. ГБЦ имела одинаковый коэффициент теплового расширения что и блок цилиндров, при этом ее материал обладал намного более высокой теплопроводностью, чем традиционные для ГБЦ в то время сплавы, что сказывалось наилучшим образом на ее охлаждении при работе двигателя. Максимальная скорость автомобиля составляла 160 км/ч.

Блок цилиндров двигателя Tipo 48.

Блок цилиндров двигателя Tipo 48.

Помимо новшеств в моторном отсеке, автомобиль был оборудован насосом, который мог использоваться как для подкачки колес, так и служить пылесосом для уборки салона. Тормозами были оборудованы все четыре колеса (новинка, впервые предложенная на модели Tipo RVE Reina Victoria двумя годами ранее), что тоже не было обыкновением в то время и кроме этого была применена зачаточная система предотвращения блокировки колес при экстренном торможении, запатентованная Элисальде.

Tipo 48 с кузовом лимузин.

Tipo 48 с кузовом лимузин.

Стоил Tipo 48 огромных денег, 60 000 песет (в соответствии с одними источниками, лишь шасси+двигатель, в соответствии с другими, автомобиль целиком). Для сравнения, средний годовой заработок рабочего на производстве в Мадриде составлял тогда чуть менее 1700 песет. Неудивительно, что спрос был практически нулевой и построено было лишь пять автомобилей.

Tipo 48 семьи Элисальде во Франции.

Tipo 48 семьи Элисальде во Франции.

В 1925 году дон Артуро скончался. Его вдова Carmen Biada продолжила дело мужа, однако производство автомобилей не могло продолжаться без человека-мотора, стоявшего за ним и было решено сконцентрироваться на выпуске авиационных двигателей. К тому же, по словам Manuel Garriga, автора книги “Elizalde, la fábrica de Barcelona”, вполне может быть, что производство автомобилей на протяжении всего времени существования компании было убыточным. В 1927 году был выпущен последний автомобиль.

Tipo 518 с кузовом родстер, показанный на выставке в Барселоне в 1927 году.

Tipo 518 с кузовом родстер, показанный на выставке в Барселоне в 1927 году.

Следующее, возможно, прозвучит сродни городской легенде, но в реальности происшедшего заверил в свое время, ныне покойный, сын дона Артуро, Мигель, которому на момент событий было 17 лет. “Моя мать созвала всех служащих фабрики во двор и приказала принести все документы, имевшие какое-либо отношение к автомобилям, свалить их в кучу и сжечь, чтобы все забыли навсегда об автомобилях и думали только о производстве двигателей для самолетов.” Помимо этого были уничтожены все гоночные машины, которые с самого начала выпуска автомобилей Элисальде успешно принимали участие в соревнованиях в Испании.

Автомобильная выставка в Барселоне, 1927 год.

Автомобильная выставка в Барселоне, 1927 год.

Вдова основателя скончалась в 1949 году и два года спустя компания была продана Instituto Nacional de Industria (Национальный Институт Индустрии — государственное учреждение, созданное в 1941 году с целью развития индустрии в Испании).

Различные кузова на шасси Tipo 20 и Tipo 29.

Различные кузова на шасси Tipo 20 и Tipo 29.

Какое наследие осталось после 13 лет производства автомобилей? Практически никакого. По оценкам, было выпущено около 500 автомобилей, из них до нынешнего времени сохранилось, скажем, два с половиной, в различной степени оригинальности. Конечно же, предвосхищая вопрос, ни одного Tipo 48. Один из выживших, Tipo 20, находится в Барселоне и обычно принимает участие в ежегодном ретро ралли Barcelona — Sitges.

Уцелевший Tipo 20.

Уцелевший Tipo 20.

Другой, Tipo 23, после многочисленных модификаций уже мало в чем является Элисальде, а третий это наполовину сгоревший в 60-х годах автобус, целиком построенный, включая его кузов, на фабрике.

Железный гигант с бронзовым сердцем или несостоявшийся испанский автогигант Elizalde

Почему так получилось? В основном сказалось уничтожение технической документации и последовавшая вскоре Гражданская война, в пламени которой сгинул не только Элисальде. Одни автомобили, богатых и не очень, экспроприировались для нужд Республики, другие были просто разворованы, укатаны и впоследствии разобраны и/или пущены на металлолом. По более экзотической версии, опять же, скорее, городской легенде, считается, что условно бронзовая ГБЦ Элисальде (ими оснащались не только Tipo 48, но и другие модели компании 20-х годов) среди прочего также послужила причиной исчезновения автомобилей, будучи лакомым куском для охотников за металлом в годы войны и/или для Республики для производства амуниции.

Сейчас на месте фабрики находятся построенные в 1964 году жилые дома, четыре коробки в центре кадра. Снимок фабрики, приведенный в начале записи, сделан через бульвар предположительно из точки, помеченной крестиком, примерно дом номер 144.

Железный гигант с бронзовым сердцем или несостоявшийся испанский автогигант Elizalde

Посещение фабрики Альфонсо XIII в 1925 году:

Источник — https://www.drive2.ru/b/524898880714705928/

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account