Зенитные ракеты Lark и KAN: опоздавшие к мировой войне
12 августа 1946 года.
…Рассекая крыльями воздух, самолеты-снаряды MXY-7 "Okha" модель 43B неслись над Корейским Проливом. Отделившись от самолетов-носителей, они мчались вперед на собственных реактинвых двигателях, стремительно сокращая дистанцию до маячивших впереди американских кораблей. Навстречу камикадзе несся шквал зенитного огня, универсальные 127-миллиметровые орудия эсминцев передового охранения стреляли так быстро, как только могли, но остановить атаку реактивных машин было выше их сил.
В кабине ведущего снаряда, младший лейтенант Оцухиро Майкадзи приник к приборам управления. Его взгляд, его мысли были обращены вперед — там, где в простом перекрестье прицела быстро увеличивался американский крейсер. Скоро, уже совсем скоро, враг, возмущающий своим присутствием священную землю Микадо падет от руки лейтенанта Оцухиро…
В следующую секунду, он увидел, как на борту американского крейсера что-то ярко сверкнуло и вдруг, прямо навстречу камикадзе, рванулся, оставляя за собой длинный дымный хвост реактивный снаряд. Автоматически, Оцухиро дернул рули управления, пытаясь уклониться. Но несущаяся на него ракета, с пугающей синхронностью сменив курс, снова шла прямо на него.
В небе над Корейским Проливом сверкнула ослепительная вспышка. Пооследний камикадзе, несшийся к крейсеру "Де Мойн", перестал существовать, так и не коснувшись бортов корабля.
…Примерно так и могло выглядеть применение американским флотом своих первых зенитных управляемых ракет — снарядов Lark и KAN. Затянись война еще на год — и кто знает…
А началось все в 1944 году, когда американский флот впервые столкнулся с атаками камикадзе на самолетах-снарядах "Ока". Результаты были, надо сказать, не слишком-то приятными — летящие на почти 800 км/ч самолеты-снаряды были чрезвычайно трудными мишенями для ПВО. Осколочные попадания, как правило, не успевали остановить камикадзе до атаки, а 40-миллиметровые снаряды "Бофорсов" — основного средства защиты ближнего рубежа у союзников — не обладали достаточной мощностью, чтобы вывести его из строя быстро.
Изучив ситуацию, американский флот пришел к выводу, что надежным способом остановить камикадзе является только близкий подрыв 30-40 килограмм взрывчатки рядом с ними. Такую мощность при приемлемой точности могли дать только управляемые ракеты. И, кажется, флот знал, как их сделать…
История Lark
Контракт на разработку зенитного управляемого снаряда Lark был заключен в январе 1945 года с фирмой "Fairchild". В марте 1945, фирма получила заказ уже на 100 пробных снарядов! На всякий случай — ибо никто не мог поручиться, что технически сложный проект будет выполнен достаточно быстро — точно такой же контракт в июне получила фирма "Convair". Работы над ракетами шли в впечатляющем темпе — даже невзирая на падение интереса к системе после окончания войны, испытания первых тестовых снарядов начались в июне 1946 года.
По конструкции, ракета Lark представляла собой зенитную управляемую ракету с жидкотопливным двигателем LR2-RM-2 и твердотоплинвым стартовым ускорителем. Ракета несла 45-килограммовую боевую часть: считалось, что только ее разрыв гарантирует уничтожение камикадзе. Крыло ракеты было крестовидным, для улучшения стабильности.
Первоначально предполагалось, что ракета Lark будет иметь простое радиокомандное наведение на цел — для упрощения разработки. Но война закончилась, быстрые и простые решения перестали быть приоритетом, и в 1947 обе фирмы получили заказ на разработку полностью автономной версии ракеты.
"Fairchild" — предложила для своей ракеты достаточно сложную систему "Skylark". Концепция состояла из радиокомандного наведения на основной части полета, и полуактивном самонаведении при приближении к цели.
"Convair" — предложила более простое решение, в виде т.н. "езды по лучу". Ракета попросту удерживалась в луче радара, наведенном точно на цель, и удерживала себя в этом узком луче. На завершающем этапе, предполагалось использовать активную головку самонаведения для точного поражения.
Летные тесты ракеты шли с 1947 по 1949 год, когда начались ее испытания на кораблях. В 1950 году, пусковые установки Lark обеих классов были смонтирвоаны на "вечном стенде" ВМФ США — опытном корабле USS "Norton Sound".
USS "Norton Sound" — бессменный испытательный стенд для радаров и ракет США с 1948 по 1987 год. На приведенной выше фотографии, он на испытаниях системы Aegis.
Запуски Lark с "Norton Sound" дали неплохой результат — ракеты успешно обеспечивали перехваты беспилотных дронов. Но… начинались 1950-ые, и зенитная ракета со скоростью 0,85 МаХа и радиусом в 55 км уже перестала удовлетворять требованиям флота. Полным ходом шла программа "Bumblebee", давшая в итоге знаменитые RIM-2 "Terrier" и RIM-8 "Talos". В 1951 году, программа Lark была закрыта.
История KAN
В феврале 1945 года стало ясно, что разработка сложной и достаточно совершенной зенитной ракеты потребует времени. Американский флот же нуждался в защите сейчас, а не когда-то. На горизонте уже просматривалась высадка в Японии, где реактивные камикадзе были бы основной угрозой флота.
Поэтому, в феврале 1945, группа NAMU — Naval Air Material Unit — предложила идею максимально простой и легкой в разработке зенитной ракеты ближней обороны. которую можно было бы запустить в серию летом 1945 года.
Ракета, известная изначально как "Малыш Джо", действительно, представляла собой чрезвычайно простое решение. По сути дела, ее основой был обыкновенный твердотопливный ускоритель JATO, используемый бомбардировщиками. Ускоритель был оснащен рулями управления и мощной 45-килограммовой боеголовкой — и появился KAN.
Система управления KAN была простой радиокомандной, с оптическим отслеживанием курса ракеты. Чтобы оператор не терял ракету из виду, на ее корме закрепили дымовой фальшфлейер, который должен был создавать отчетливо видимый дымный след. Радиус ракеты составлял всего 4 км — что впрочем. полностью удовлетворяло конструкторов, ведь целью должны были стать идущие в упор камикадзе!
Первые испытания ракеты состоялись в июле 1945 года. Они показали разочаровывающий результат, причем по неожиданной причине. Топливо, используемое в ракете, оказалось настолько дымным, что забивало дымовой трассер, мешая понять, куда же ракета, собственно, летит.
Проект был спешно переработан под новое, менеем дымное топливо и лучшую заметность ракеты. Повторные испытания, в октябре 1945, дали результат вполне удовлетворительный, и ракета была официально принята на вооружение… но война закончилась. В ситуации разработки гораздо более многообещающей Lark, непритязательный KAN с его скромными талантами, был уже не столь необходим. В 1946 программа была закрыта после выпуска 15-ти экспериментальных образцов. По некоторым данным, в начале Корейской Войны обсуждалась возможность экстренного выпуска партии KAN для усиления ПВО флота, но воздушные атаки так и не состоялись.