1

      Граф Толстой когда-то сказал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. То же самое можно сказать и о межурочном времени в любом общеобразовательном учебном заведении. Перемены во всех школах, лицеях, гимназиях проходят примерно одинаково. Большая часть учащихся выплескивает свою кипучую подростковую энергию в беготне, криках, молниеносных драках. Меньшая – пытается подготовиться к следующему занятию.
      Ничем не отличалась от остальных и перемена в московском коммерческом училище во имя священномученика отца Владимира (Ульянова), иерея Спасо-Преображенской Богородицкой церкви. Будущие коммерсанты бегали, прыгали, мутузили друг друга, кричали и «ходили на головах», жевали домашние бутерброды и буфетные булочки, повторяли уроки. Не меньше других шумел и пятый класс.

      Учащийся Смирнов, прозванный «Лопухом», взгромоздился на закорки учащегося Айрапетова – «Нос», с тем, чтобы прокатиться на нем вокруг лекторской трибуны. «Нос» проиграл «Лопуху» в орлянку четыре круга.
      Молчун Джалиль сидел и повторял по разваливающемуся учебнику, шмыгая насморочным носом.
      Карпов, Пивоваров и Эпштейн втихомолку разглядывали контрабандный журнал, каковым негоже владеть в столь юном возрасте, но очень хочется…
      Звонок уже известил о начале занятия. Но учитель еще в халдейской – можно отдыхать.
      Внезапно, ученическая вольница прерывается криком влетающего в кабинет учащегося Чумака:
 — Ша! Дядя Сэм тащится!
      Подростки на мгновение замирают кто где стоит, потом начинается суета сокрытия улик и беспорядка.
      Вошедший устало оглядел класс. Было заметно, что он плохо спал этой, а возможно, и предыдущими ночами. Сине-черные круги под глазами видны даже за стеклами пенсне. Белки глаз покраснели. И без того морщинистое лицо как-то особенно обрюзгло и выглядело помято.
      Учитель сел за свою трибуну. Провести опрос, а потом читать новую тему?.. Насиловать свой мозг бесконечным беканьем-меканьем этих вахлаков? Суббота, последнее занятие. Прошедшая неделя отняла много нервов и сил… А, может… отчитать лекцию, речью разгоняя сон, а потом отпустить этих оболтусов на волю, чтобы самому быстрее вернуться домой, проглотить одинокий ужин вдовца и завалиться спать?..
      Учитель вздохнул:
 — Достаньте тетради для лекций, запишите сегодняшнюю дату – двадцатое ноября одна тысяча девятьсот сорок восьмого года. Тема лекции: «О роли Российской республики в разрешении Судетского кризиса тридцать восьмого года»…
      Класс с облегчением выдохнул. Опасность опроса миновала. Если вести себя достаточно тихо, то дядя Сэм отчитается и отпустит их пораньше. Только бы не задремать…
 — На прошлом занятии мы изучали причины прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии Гитлера…
      Головы на первых рядах склонились над тетрадями, чтобы побольше записать в конспект. Когда дядя Сэм входил в раж, то мог рассказать много интересного, чего не встретишь в учебниках. Ходили слухи, что он сам, в давние времена участвовал в каких-то мероприятиях. Потом попал в тюрьму, оттуда вышел успокоившимся и притихшим.
      Задние ряды занялись своими делишками, при этом стараясь особо не шуметь. Если дядю Сэма разозлить, он мог сорваться, отвесить, на удивление для его возраста, тяжелый подзатыльник – искры минут пять из глаз летали. И плевать ему на скандалы родителей. Он был выше этого.
 — … В ответ на совместное сообщение английского и французского правительств от одиннадцатого сентября, двенадцатого сентября премьер-министр Российской республики – Иосиф Джугашвили, заявил, что Российская республика и ее правительство стремится к мирному и компромиссному урегулированию любых территориальных или национальных разногласий между странами… …Свою поддержку позиции России и готовность оказать материальную или военную поддержку Чехословакии высказал также Туркестанский сердар Константин Осипов…
 — … Четырнадцатого сентября из Москвы в Прагу вылетела экстренная делегация военных советников в составе заместителя начальника Генерального штаба генерал-полковника Алексея Брусилова, начальника дипломатического департамента министерства обороны генерал-лейтенанта Михаила Фрунзе, начальника департамента специальных операций генерал-лейтенанта Григория Котовского и офицеров Генерального штаба. Во время промежуточной посадки в Варшаве к ним присоединились начальник Генерального штаба Войска польского генерал-майор Вацлав Стахевич и начальник Второго отдела Генерального штаба Войска польского Феликс Дзержинский. В Праге они провели ряд встреч с начальником Генерального штаба армии Чехословакии генералом Гайдой и начальником Второго отдела полковником Моравецем. По результатам переговоров был принят совместный план действий армий Чехословакии, Польши и России в случае агрессивных акций Вермахта…
      Сонная одурь на некоторое время отпустила, разогнанная необходимостью прочесть школярам очередную лекцию.
      Впрочем, это ненадолго. С тех пор, как у него умерла жена, для Лейбы Давидовича Бронштейна сны и реальный мир словно поменялись местами. Сны были яркими, цветными, насыщенными и интересными. А реальная жизнь – серой, унылой и бесперспективной…
      Пожалуй, Лейба Давидович каждый день жил тем моментом, когда снова сможет лечь спать. Обычно не снилось ничего. Бывали ночи, когда ему снилось, что он участвует в каком-то митинге.
      В своих сновидениях господин Бронштейн замечательный оратор, толпа, из которой частоколом торчат штыки винтовок, внимательно слушает его, стараясь не пропустить ни одного слова. Он чувствует, как внимание и настроение толпы вдохновляет его, огромное количество людей подчиняется его воле, готово выполнить любой его приказ, любое требование. И это ощущение почти что божественного могущества пьянит и придает сил.
      В других снах рядом с ним какая-то черноволосая женщина. Ее сложно назвать красавицей, но в ней есть какая-то мощная притягательная сила.
      А иногда Лейбе Бронштейну снится странное и тяжелое. Он сидит за столом, что-то пишет. Тут он ощущает, что за его спиной стоит некая темная и мрачная фигура. Лейба Давидович пытается обернуться, но у него не получается. Потом сильное и болезненное ощущение удара внутри головы и тьма, засасывающая его на самое дно. После таких снов Бронштейн чувствует себя разбитым и больным. Утром он особенно зол и язвителен к коллегам по училищу и ученикам. И с величайшим удовольствием ставит «неуды» в журнал, сопровождая их ядовитыми комментариями в дневниках.

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account