Закажем Терминатора в Белоруссии
Содержание:
Являясь поклонником классической литературы в частности и сторонником классики во всех сферах человеческой жизнедеятельности, недавно поймал себя на интересной мысли. На память пришли кадры фантастического сражения из ставшего классикой первого «Терминатора», где стальная нога робота попирает в прах человеческий череп, а теплокровные повстанцы пытаются оказать сопротивление в неравном отчаянном бою с киборгами… А помогло бы им современное «вундерваффе» в виде различных разведывательных и ударных дронов?…
Два с половиной года боевых действий на Украине наблюдаемые с любимого дивана во многом перевернули привычные стереотипы на тактику ведения общевойскового боя. Практически не применяется атака танкового взвода/роты при поддержке подразделением мотопехоты – но принимается решение о переформатировании бригад в дивизии; контрбатарейная борьба в артиллерии превратилась в индивидуальное противостояние отдельных экземпляров образцов вооружения; так называемое господство в воздухе и на море не предусматривает возможность пилотируемой авиации приближаться к линии боевого соприкосновения, а флоту заблокировать вражеское побережье. Раскритиковано всё вооружение начиная с автомата Калашникова заканчивая концептуальной «Арматой». На этом фоне перемыли и косточки такому противоречивому образцу вооружения как боевая машина поддержки танков «Терминатор».
Концепция боевого применения машины зарождалась во времена позднего советского «ламаншизма» как «танка для пограничных войск», во времена чеченских войн переформатировалась в «машину для штурмовых действий в городе», а уже после боевых испытаний в Сирии превратилась в «боевую машину огневой поддержки». Но как бы там ни было принятое на вооружение российской армии в 2018 году изделие широкой публике известно, как боевая машина поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». Казалось бы, «лёд тронулся»! Да, согласно лучшим отечественным традициям, к настоящему времени выполнена поставка десяти машин в Казахстан, ну и свою армию осчастливили восьмёркой экземпляров… Думайте и говорите что хотите, я Вас не услышу!
Американский консервативный журнал озвучил следующие недостатки машины: большой экипаж, отсутствие системы управления огнём, защиты пусковых установок «Атака», а также высокая стоимость. Больше всего меня возмутило мнение американцев про большую стоимость. Уж не шасси ли с корпусом от Т-72/90 стало дороже заокеанского «Абрамса»? В этой статье позволю себе поделиться с читателями своими соображениями и предложениями по новой концепции БМПТ.
БОЕВАЯ МАШИНА ПОДДЕРЖКИ ТЕХНИКИ
Четырём основным видам вооружения (танк, БМП, БТР, САУ) противостоят четыре вида угроз: минная опасность, вражеский танк, воздушная угроза и пехота. В наше время ни толщина брони, ни высокая маневренность, ни наличие высококлассной войсковой ПВО не способны в значительной степени сократить потери при традиционных подходах к противодействию озвученным угрозам в комплексе общевойскового боя. Видимо поэтому и была предпринята попытка поддержать танки, и так как наиболее устойчивые машины на поле боя, ещё и «Терминаторами». Но Терминаторы тоже всего лишь единица техники со своими плюсами и минусами. Поэтому предлагается для поддержки танков в частности и любой военной техники на поле боя вообще применить подразделение разных Терминаторов нового поколения. Боевая машина поддержки техники «БМПТ», сочетающая в себе лучшие качества недавно принятого на вооружение «Терминатора» и старой доброй «Тунгуски» — дальше в статье коротко называем БМПТ-ТТ.
Почему Тунгуска, откуда вдруг Тунгуска!? А я вам напомню, как некоторые ветераны начиная с Афганистана с благоговейным трепетом вспоминали шквал огня четырёх стволов 23-мм «Шилки» нет, не по самолётам/вертолётам, а по пехоте и танкам. Последние гарантированно становились слепо-глухо-немыми, а если повезёт, то и с простреленными стволами орудий и перебитыми гусеницами. Логически можно себе представить эффект и аффект от воздействия по тем же целям двух двуствольных орудий Тунгуски калибра 30-мм с сопоставимой скорострельностью. Можно возразить, что у Терминатора тоже две 30-мм пушки и в этом его преимущество над БМП-2 и БТР-82. Только, во-первых, общая скорострельность двух автоматов 2А38М Тунгуски близка к 5000 выстрелов в минуту, тогда как два орудия 2А42 Терминатора могут выдать лишь по 800 выст/мин каждое. Во-вторых, у Терминатора угол вертикальной наводки стволов заявлен в пределах от -5 до +45 градусов, в чём он уступает БМП-2 с УВН от -5 до +74 и тем более Тунгуске с роскошным УВН от -10 до +87 градусов. В-третьих, возимый боекомплект Терминатора на два орудия составляет 900 снарядов. Это как-то разочаровывает даже в сравнении с БМП-2 у которой в запасе 500 боеприпасов. Зато у Тунгуски стандартный боекомплект 1936 снарядов! В этом отношении она превосходит более современный Панцирь-С1 с таким же артиллерийским вооружением при боекомплекте 1400 снарядов. Три аргумента в цифрах убедительно доказывают, что на новую БМПТ-ТТ надо ставить существующую отработанную артиллерийскую систему от Тунгуски. Да, это возросшие габариты, объёмы и вес в сравнении с предшественником, зато позволяет отказаться от 7,62-мм дистанционно управляемого модуля с пулемётом ПКТМ с его боекомплектом в 2000 патронов. Согласитесь, аргументы автоматических орудий калибра 30 миллиметров гораздо более убедительны для оппонентов чем свинцовый горох из пулемёта винтовочного калибра. К тому же имеем в виду что мы на БМПТ-ТТ собираемся взаимодействовать с танками, БМП, БТР и САУ у которых имеются пулемёты этого калибра в различных вариациях. Но не спешите осуждать автора – пулемёты ещё будут. А теперь главное. Пять пар молодых глаз экипажа Терминатора укрытых под бронёй танкового корпуса в совокупности с не самой передовой оптикой на машине всё равно не могут дать ту информационную осведомлённость об окружающей обстановке, которую обеспечивали экипажу Тунгуски две устаревшие в наше время радиолокационные станции. И сокращение экипажа до трёх человек на более функциональной и современной версии «Терминатора-2» озвученную проблему никак не решает.
«Обзорный радар Т-14 может одновременно отслеживать 40 наземных динамических и 25 воздушных аэродинамических целей на дистанции до 100 км.»
У танкистов и локаторщиков старшего поколения подобные перспективы и возможности способны вызвать шок и трепет. Не ставя под сомнение достижения современной отечественной радиоэлектроники, в своей статье продолжаю придерживаться старого принципа – не более десяти процентов новизны в проекте. Поэтому на БМПТ-ТТ будут только две несколько модернизированные РЛС с образцов техники принятой на вооружение.
Главной же убойной силой проекта БМПТ-ТТ станет ракетное вооружение из трёх типов ракет различного назначения и способов наведения.
Шасси, корпус и броня
Судя по методам ведения боевых действий как на СВО, так и в других локальных конфликтах в мире, всё большее значение придаётся повышению подвижности техники в широком смысле этого понятия (высокая скорость, манёвренность, аэротранспортабельность), иногда в ущерб проходимости, амфибийности, и даже боевой устойчивости. Тяжело бронированный танк может легко потерять эту самую пресловутую подвижность при наезде на противотанковую мину или управляемый фугас, даже удачное попадание 30-мм снаряда или чуть большего калибра может перебить гусеницу, атака дрона с верхней полусферы в моторный отсек приведёт к остановке двигателя. Все эти не фатальные неисправности приводят к потере подвижности хоть на час, хоть на сутки с превращением техники в неподвижную мишень для дронов, ПТУРов и других высокоточных боеприпасов авиации и артиллерии с предсказуемым концом. БМПТ-ТТ должна быть застрахована от подобных неприятностей. Выберем путь резервирования движителя и двигателя.
Брутальный немецкий дизайн даже несколько затеняет плодотворную идею немецких инженеров с четырьмя гусеничными движителями. Нечто подобное может прийти на замену Визель-1 в немецкие аэромобильные части! Заметьте, за основу эксперимента взят реальный отработанный образец вооружения. Источником вдохновения авторского творчества становится широко распространённое шасси и корпус отечественного танка Т-90, наследника легендарного Т-72. На новую машину практически без изменений применяем гусеницы с РМШ, опорные и поддерживающие катки, торсионы, балансиры и гидроамортизаторы от танка Т-90 – всё, как и на существующем Терминаторе. Только ведущих колёс будет не два, а четыре и расположены они симметрично спереди и сзади, следовательно, будет и четыре гусеницы.
Приводить в движение машину будет электромеханическая трансмиссия с независимыми редукторами и электромоторами на каждое ведущее колесо. Источниками электроэнергии на ходовую часть и бортовое электрооборудование станут два дизель-генератора. Почему так сложно и надёжно? Да всё для обеспечения той самой подвижности на поле боя. Наезд на мину или другое повреждение одного из двух гусеничных движителей на машине с традиционной компоновкой однозначно её останавливает. Потеря по тем же причинам одного из четырёх движителей в нашем случае приведёт лишь к снижению маневренности и скорости передвижения, даст возможность самостоятельно покинуть поле боя или продолжить выполнение боевой задачи в более сложных условиях. К объективным недостаткам предлагаемой ходовой условно с натяжкой можно отнести увеличение удельного давления на грунт в сравнении с Т-90 и Терминатором, вызванное потерей гусеничного полотна на грунте между третьим и четвёртым опорными катками. Частично нейтрализовать этот недостаток позволит прогрессивная компоновка боевой машины. Все упомянутые ранее машины (Т-90, Терминатор, Тунгуска) имеют обитаемые башни со всеми вытекающими отсюда недостатками. Тяжёлое 125-мм орудие с автоматом заряжания и рабочими местами двух членов экипажа под защитой тяжёлой противоснарядной брони на огромном поворотном погоне, выходящем за пределы ширины корпуса – это по определению не может быть лёгким на Т-90. Плюс два члена экипажа при снижении калибра орудий на Терминаторе вывело фантастического героя на первое место в весовой категории при сопоставимой с танком броневой защите. Чемпионские габариты Тунгуски при минимальном весе откровенно свидетельствуют о критической беззащитности машины, которая по предназначению должна была прикрывать танки на поле боя от воздушных атак находясь в общем боевом порядке.
Четыре члена экипажа БМПТ-ТТ разместятся по факту в броневой капсуле корпуса машины, подобно концепции танка Т-14 «Армата», а вес машины не должен превысить 45 тонн. Создание безэкипажной башни прежде всего позволит сократить её объём за счёт удаления сопутствующей людям эргономики, органов управления и жизнеобеспечения. Это решение положительно скажется на упрощении технологии производства корпуса так как на БМПТ-ТТ диаметр поворотного погона башни в 2005 миллиметров уложится в пределы заброневого пространства корпуса и не будет выходить за его габарит по ширине. К слову, по непроверенным данным диаметр погона башни Т-72 составляет 2245 мм, тогда как гораздо более тяжёлая башня «Абрамса» довольствуется погоном в 1885 мм.
Предложенная схема бронирования корпуса может показаться устаревшей, на уровне послевоенного танка Т-54, и даже ретроградной, с использованием в компоновке трёх лобовых листов. Но посмотрите на переднюю часть корпуса современного танка – до 15 процентов от общей длины корпуса занимает вынесенный вперёд пассивный ленивец с его креплением на стыке передних лобовых листов брони толщиной 100-110 мм, да ещё и с добавлением между ними 100-105 мм стеклотекстолитового слоя!
Фактически, до оси переднего опорного катка полезного заброневого объёма нет. Не открою секрета если скажу, что упомянутые выше 200-215 миллиметров комбинированной брони, которые считались эффективной защитой от средств поражения летящих почти горизонтально лет 50 назад, в современности выглядят примерно как щит и латы времён короля Артура против янки с пулемётом. Кроме того, никто не отменял возможности по установке динамической защиты и даже комплекса активной защиты. Вот для этого и могут понадобиться весовые резервы, полученные на сокращении традиционного бронирования, но выигранный полезный заброневой объём остаётся в активе БМПТ-ТТ.
Закажем Терминатора в Белоруссии
Пожалуй, всё-таки более 10 процентов инноваций в предложенном проекте займёт дизель-электрическая силовая установка, или как принято сейчас в мейнстриме выражаться – гибрид. Но эти 10 % можно отнести скорее к новому мышлению в мозгах консерваторов, чем к реальной материальной части. Как уже было упомянуто, на БМПТ-ТТ будет установлено два дизель-генератора для обеспечения стопроцентного резервирования, и разделены они будут подбашенным отсеком корпуса.
Информация к размышлению. В танке Т-90 используются стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи в количестве 4 штук; стартер-генераторная установка (в генераторном режиме её мощность 18 кВт, номинальное напряжение 26,5-28,5 В, в стартерном режиме мощность 21,3 кВт, напряжение 48 В); дополнительный электроагрегат АБ-1-П/28.5-В-У представляет собой вспомогательную генераторную установку с приводом от карбюраторного двигателя с суммарной мощностью до 1 кВт; двигатель модели В-92С2, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбонагнетателя и улучшенной конструкцией.
Четыре источника энергии абсолютно взаимонезаменяемые, без возможности работы в параллель или суммирования мощности, да ещё и на разных видах топлива. Подобная ситуация и на остальных образцах вооружения из таблицы № 1. В качестве двигателя для силовых установок выбран дизель Ярославского моторного завода ЯМЗ-780 мощностью 750 л.с. (551 кВт). Критериев отбора было три: приемлемые габариты для размещения в танковом корпусе, топливная экономичность и, главное, ресурс. По последнему показателю ЯМЗ-780 минимум в два раза превосходит все моторы, установленные на отечественных современных танках и БМП. При работе на номинальных оборотах для электрогенератора и в сочетании с электромеханической трансмиссией даже один двигатель обеспечит лучшие разгонные характеристики БМПТ-ТТ в сравнении с Т-90 или с Терминатором, так как последним придётся с возрастающей нагрузкой при разгоне набирать обороты номинальной мощности в сочетании с необходимостью переключения передач. При работе двух дизель-генераторов в параллель БМПТ-ТТ при мощности 1500 л.с. ни в чём не уступит лучшим образцам отечественной, да и мировой бронетехники. Конечно же ходовые свойства машины на одном моторе не претендуют на призовые места, но ведь никто не пользуется болидами формулы один в повседневной жизни, а больше ориентируются на топливную экономичность и стоимость эксплуатации в месячном или годовом цикле. Отсюда и разница в подходах к эксплуатации танка с моторесурсом двигателя не более 1000 часов и фуры дальнобойщика с ресурсом двигателя на миллион километров. СВО на Украине уже идёт два с половиной года и войну выиграет экономика, которая должна быть экономной.
Теперь о Белоруссии. Косность и неповоротливость нашего ВПК и МО не нуждается в рекомендациях. Может закажем нового Терминатора, в смысле БМПТ-ТТ, в Белоруссии? Опыт строительства заводом БелАЗ карьерных самосвалов с гибридным двигателем (БЕЛАЗ-7513М) и даже электромобиля (БЕЛАЗ-7558Е) широко представлены в средствах массовой информации. Произвести отвёрточную сборку новинки из машинокомплекта российского танкового корпуса, ярославского двигателя и вооружения содружества России и Белоруссии под чутким руководством и присмотром Александра Григорьевича заводчане сподобятся.
А также! Система РСЗО «Полонез» имеет китайские корни, но процветает в Белоруссии, которая не постеснялась заказать там ракеты.
«20 мая информагентство ТАСС процитировало заместителя генерального директора концерна «Техмаш» Александра Кочкина. Тот рассказал, что его предприятие в настоящее время выполняет новый заказ министерства обороны. Военное ведомство заказало первую опытно-промышленную партию перспективных 30-мм снарядов с управляемым подрывом.»
Это цитата из статьи ресурса TOPWAR.RU от 21 мая 2019 года. Дальше оттуда же:
«С точки зрения общей концепции новые отечественные снаряды похожи на уже известные зарубежные образцы. Осколочный боеприпас комплектуется электронным взрывателем, способным принимать команды от приборов управления. Задача такого взрывателя состоит в подрыве снаряда в заданный момент времени – при его нахождении вблизи цели. Это позволяет усиливать осколочное воздействие на цель, а также поражать сложные цели, недоступные для «обычных» боеприпасов.»
«Из доступных данных следует, что российский взрыватель не является программируемым, как у зарубежных разработчиков. Снаряд получает оптический приемник для получения сигналов управляющего лазера. Взрыватель не имеет возможности самостоятельно определять дальность полета, за него это делает СУО боевой машины. При выходе снаряда в нужную точку по лазерному каналу идет команда на подрыв. Подобный подход в разы упрощает и удешевляет конструкцию взрывателя, снаряда и выстрела в целом. Кроме того, упрощается внедрение боеприпаса в войсках.»
Прошло пять лет! Может быть белорусский гарант быстрее договорится с нашим восточным соседом, ведь это не высокоточный боеприпас от NORINCO?
Вооружение
Описав подробно в начале статьи преимущества двуствольных автоматов 2А38М от Тунгуски и предложив их установку на новую БМПТ-ТТ, логично было бы признать их основным вооружением машины. И это почти так. Для равномерной балансировки башни, а также для повышения точностных характеристик артиллерийского огня расстояние между автоматами вдвое сокращено в сравнении с их размещением на Тунгуске, ось вертикального наведения находится точно над центром горизонтального вращения башни, а для размещения боекомплекта отдана львиная доля подбашенного пространства. Автор уже отказался от классического пулемёта, также бескомпромиссно отметается и пользующаяся большой популярностью установка 30-мм автоматических гранатомётов. Просто автору, большому поклоннику военно-морской тематики, отвратна сама идея использования в одном корпусе двух различных образцов вооружения одинакового калибра. При объективном рассмотрении, в одинаковом калибре снаряд во всём превосходит гранату: начальная скорость полёта (960 против 185 м/сек); прицельная дальность (4000 против 1730 метров); вес доставляемой взрывчатки внутри (48,5 против 36 грамм). Единственное преимущество гранаты — это навесная траектория полёта, которая предполагает воздействие по противнику за препятствием, которое в свою очередь не пробивается снарядом. Но и с этим недостатком можно было бы бороться, будь в боекомплекте орудий снаряды с управляемым подрывом. И вот тут на авансцену выходят брутальные сверхзвуковые 152-мм противотанковые управляемые реактивные снаряды 9М123 от ПТРК «Хризантема»! Шесть таких снарядов в боекомплекте БМПТ-ТТ с тандемно-кумулятивной или фугасной (термобарической) боевой частью станут достойным преимуществом над Терминаторами обоих версий с четырьмя всё ещё пока актуальными снарядами «Атака». Снаряжённые в стандартные транспортно-пусковые контейнеры снаряды будут размещены в двух отсеках необитаемой башни БМПТ-ТТ прикрытых 40-мм бронёй по всей длине. Для боевого применения будут открываться броневые крышки спереди и сзади.
Для эффективного применения столь грозного и дальнобойного оружия БМПТ-ТТ должна быть оснащена первоклассными системами разведки и целеуказания и больше всего для этого подходит концепция средств разведки и целеуказания от Тунгуски с успехом развитая и применённая на Панцире. Станция обнаружения целей (СОЦ) 1РЛ144 боевой машины комплекса «Тунгуска» представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора дециметрового диапазона волн. В нашем случае для установки на БМПТ-ТТ без сожаления и сомнений заменим её на одну из последних разработок российского ВПК 1Л122-1Е «Гармо́нь», трёхкоординатную когерентно-импульсную малогабаритную радиолокационную станцию (МРЛС) кругового обзора с твердотельным передатчиком и цифровой фазированной антенной решёткой (ФАР) дециметрового диапазона. А вот со станцией сопровождения и наведения (ССН) всё несколько сложнее. Дальше изложения автора представляют сугубо личную точку зрения, опирающиеся на возможно ошибочные расчёты или на недостоверные исходные данные. Подвергайте сомнению всё.
По пути наименьшего сопротивления логичнее всего было бы взять РЛС с боевой машины 9П157 комплекса «Хризантема-С». Есть открытая информация что эта РЛС работает в миллиметровом диапазоне электромагнитных волн в пределах 100-150 ГГц (соответственно λ = 3 – 2 мм), что называется из серии «не имеющих аналогов в мире». Судя по доступным картинкам и чертежам Хризантемы, диаметр зеркала антенны её РЛС находится в пределах примерно 50 сантиметров, а значит ширина диаграммы направленности в вертикальной и горизонтальной плоскостях при длине волны 2-3 миллиметра будет в пределах 15 – 24 минут, превосходный результат! Это просто бочка мёда, а к ней полагается и ложечка с дёгтем. Среднее затухание сигнала в этом диапазоне около одного децибела на километр. При осадках оно ещё возрастает. Дальность стрельбы снаряда достигает 6 километров, следовательно, дальность обнаружения и взятия на сопровождение цели может превышать это значение, а отражённому сигналу от цели ещё надо вернуться на антенну.
Исходя чисто из соображений надёжности и повышения вероятностных характеристик вооружения БМПТ-ТТ предлагается несколько сдвинуть диапазон излучения РЛС в сторону уменьшения частоты 80-120 ГГЦ (λ = 3,75 – 2,5 мм). Увеличив диаметр антенны до 60 сантиметров получим диаграммы направленности от 16 до 25 минут. На земле, для обнаружения и поражения бронетехники разница в одну минуту в характеристиках буквально ничего не поменяет. Зато несколько облегчит те же задачи в воздухе в борьбе с менее габаритными и более скоростными беспилотниками. Затухание меньше. Для наглядности восприятия, попробуйте в темной комнате с помощью лазерной указки отыскать на полу пятирублёвую монету. Так в случае с ПТРК «Хризантема» совмещение визуального способа обнаружения цели с ведением разведки ещё и бортовой РЛС с узкой диаграммой направленности в узкой полосе пространства от поверхности до радиогоризонта возможно и обеспечивает достаточную эффективность ведения поиска целей, то для БМПТ-ТТ обязателен надёжный контроль верхней (воздушной) полусферы.
В составе экипажа машины предполагается четыре человека. К обязанностям обычного механика-водителя само собой разумеется будут добавлены и обязанности электромеханика. Оператор РЛС (в смысле двух разноплановых образцов) обеспечит ведение непрерывной разведки наземной и воздушной обстановки, поражение в автоматическом режиме с помощью ССН приоритетных наземных целей с использованием снарядов 9М123 по указанию командира. Оператор оружия с помощью прибора в котором совмещены видеокамера с изменяемой кратностью увеличения, тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель обеспечит наведение артиллерийских орудий и зенитных управляемых ракет. Командир и оператор оружия смогут последовательно принять на себя управление и двумя каналами лазерного наведения реактивных снарядов 9М123.
К зенитному арсеналу машины кроме двух орудий от Тунгуски добавим два типа зенитных ракет: малогабаритна зенитная управляемая ракета ТКБ-1055 от ЗРПК «Панцирь –СМ» (в количестве 4 штук в одном стандартном транспортно-пусковом контейнере для них) и зенитная управляемая ракета 9М336 от ПЗРК «Верба» (в количестве 8 штук). Последние было бы желательно тоже разместить в едином ТПК на четыре изделия с возможностью термостабилизации и охлаждения трёхдиапазонных головок самонаведения от бортовой сети носителя.
На первый взгляд может показаться что автор намешал общий винегрет из четырёх образцов вооружения. Но их все роднит примерно сопоставимая дальность поражения целей от четырёх до семи километров, которая находится в пределах визуальной видимости бортовых средств обнаружения и наведения. Одиночные наземные цели могут поражаться снарядами 9М123 в автоматическом режиме без участия человека с помощью РЛС ССН как на ПТРК «Хризантема». В таком же режиме происходит наведение и малогабаритных ЗУР от «Панциря», в нашем случае будет обстреляна только одна цель, а не четыре одновременно. Нет ничего невозможного в управлении командиром и оператором оружия по лазерным каналам своих приборов наблюдения двумя последовательно запущенными снарядами 9М123. И уж тем более не требуется вмешательства человека в работу пассивной головки самонаведения ЗУР «Вербы», работающей по принципу «выстрелил-забыл». Сверхзвуковые скорости полёта как артиллерийских боеприпасов, так и трёх типов ракет сводят до минимума время от выстрела/пуска до поражения цели. От слаженности и мастерства расчёта во многом зависят своевременное обнаружение целей, расстановка приоритетов и методов уничтожения, полноценное и комплексное использование заложенных возможностей техники и вооружения, взаимодействие внутри экипажа и со смежными расчётами.
Взвод БМПТ-ТТ
Вернёмся к тезису из вступительной части статьи о применении подразделения разных Терминаторов. Подробно описанная машина с её вооружением становится базисом или лидером взвода Терминаторов. Комплектация двух вспомогательных или ведомых машин будет отличаться только отсутствием разведывательной РЛС дециметрового диапазона, на место которой может быть установлен либо индивидуальный автономный зенитный модуль (ранее предложенный в статье «Икона – инфракрасное обнаружение, наведение, аннигиляция») с четырьмя пулемётами, либо автоматический гранатомёт. Действуя в плотном боевом порядке в пределах визуальной видимости друг друга, боевые машины могут получать разведывательную информацию от РЛС лидера группы и осуществлять как взаимное прикрытие, так и противовоздушную и противотанковую оборону обеспечиваемого подразделения или опорного пункта. Кроме того, в составе взвода БМПТ-ТТ будет и подвижный командный пункт на бронированном автомобиле повышенной проходимости с системой связи и целеуказания, а также тремя рабочими местами операторов одного разведывательного и двух ударных БПЛА. Все три БМПТ-ТТ могут получать общую картину поля боя как непосредственно с разведывательного беспилотника, так и предварительное целеуказание от командира взвода по каналам связи, которые ретранслируются через него. Такой командный пункт может быть совмещён с КП обеспечиваемого подразделения или техники. Не помешает такому подразделению и собственная транспортно-заряжающая машина на однотипном шасси с подвижным КП для оперативной подпитки боевых машин боеприпасами и ГСМ при работе в отрыве от собственной части.
Подводя итоги, посмотрим, что могло бы получиться. Противостоять минной опасности БМПТ-ТТ может гораздо лучше, чем Т-90, Терминатор и Тунгуска по причине резервирования движителей. Оставаясь в весовой категории тяжёлой бронетанковой техники машина вполне способна применять танковый противоминный трал, что даёт возможность использования в качестве лидера штурмовой группы на БМП, вести за собой САУ или РСЗО, полноценно взаимодействовать с танками. Наличие мощного противотанкового вооружения в сочетании с бортовыми радиолокационными средствами разведки и во взаимодействии с разведывательным БПЛА БМПТ-ТТ способна достойно противостоять танкам противника, особенно если учесть возможности скорострельных 30-мм орудий и дополнительного обвеса. В плане противовоздушной обороны БМПТ-ТТ мало в чём уступает специализированной Тунгуске и однозначно превосходит оба поколения Терминаторов. Ну а противодействие вражеской пехоте как в поле, так и в городе было и остаётся главной проблемой на войне и её решение лежит в плоскости сочетания грамотной тактики, боевого мастерства экипажей и видения поля боя как в прямом, так и в переносном смысле.