На днях была очередная годовщина Ютландского Сражения — крупнейшей в истории битвы линейных кораблей. 31 мая — 1 июня 1916 года, основные силы флотов Британии и Германии сошлись в первом и единственном полномасштабном сражении.
По этому поводу, я хотел бы затронуть весьма популярную в АИ-сообществе тему — что кайзеровские морские амбиции-де сделали положение Германии только хуже. Что если бы Германская Империя строила флот поменьше, то не настроила бы против себя Великобританию — а если бы не строила флота вообще, то на сэкономленные деньги создала бы мега-армию и всех бы победила. И что Германии и Британии вообще надо было бы договориться, заключить союз слона с китом, и разделить немцам — сушу, а британцам — море.
Итак, вопрос первый — могла ли Германия вообще обойтись без флота?
Вполне очевидно, что не могла. Германская Империя начала XX века была стремительно растущим индустриальным гигантом, новой значимой величиной в мировой торговле. Которая, вполне естественно, осуществлялась в основном по морю.
Германский торговый флот в 1914 году был вторым в мире по суммарному пароходному тоннажу — 5.135.000 тонн. И он рос быстрыми темпами. Только за период с 1900 по 1914 год, прибавка суммарного тоннажа составила 2.800.000 тонн, более 50%. Несмотря на бурное развитие железных дорог, тезис Альфреда Мэхена — «море не барьер, а дорога» — был краеугольным камнем мировой экономики начала XX века.
Богатство и процветание Германии зависели от морской торговли если и не полностью, то по крайней мере в очень значительной степени. Особенно учитывая что две наиболее протяженные сухопутные границы Германия имела с далеко не дружественными ей Францией и Российской Империей. В случае вполне вероятного конфликта, немецкой торговле приходилось полагаться либо на море, либо на нейтральных посредников (которые бы не преминули выжать из такого положения максимальную выгоду…)
Без защиты мощного военного флота, германская морская торговля была бы постоянной уязвимостью, которой не преминул бы воспользоваться любой оппонент. Негативные экономические последствия морской блокады немцы испытали на себе во время франко-прусской войны 1870-1871 года, и совершенно не горели желанием их повторять. И даже неприятельская держава, недостаточно сильная, чтобы блокировать германские порты (например, США, с которыми у немцев в начале XX века были очень натянутые отношения) вполне могла нанести германской морской торговле катастрофический урон, направив свои крейсера на охоту за германскими пароходами. С практической точки зрения, потенциальный экономический урон германской морской торговле в случае войны, более чем оправдывал затраты на поддержание военного флота в мирное время — флота, способного этого урона не допустить.
Помимо экономических, были и политические соображения. Германия начала XX века была колониальной державой с не такими уж и незначительными владениями в Африке и Юго-Восточной Азии. Можно долго спорить, насколько неэффективным вложением средств были немецкие колонии, но факт в том, что в экономических представлениях начала XX века, колонии считались необходимыми для развитой державы. Также, кроме колоний, Германия имела прибыльные концессии и интересы в различных заморских странах (вроде Венесуэлы и Никарагуа), и не могла себе позволить оставить их без защиты.
Итак, необходимость военного флота для Германии была вполне очевидна. Но, может быть, не такого крупного? Могла ли Германия обойтись меньшим флотом — который не вызывал бы британского беспокойства?
Тоже нет. Проблема была в том, что даже без учета Великобритании (первой морской державы мира), противниками Германии были Франция и Российская Империя: вторая и третья морские державы мира соответственно по состоянию на 1900-ый год. Их флоты — что совместно, что по отдельности — были тем фактором, который, в случае войны, неизбежно действовал против Германии. Которая, как уже упоминалось выше, имела значительные и уязвимые морские коммуникации.
Для примера, Франция на 1900-ый год имела в строю девять современных броненосцев, восемь устаревших, но еще боеспособных броненосцев, и четыре современных броненосца 2-го класса. Еще три броненосца находились в постройке. В дополнение к этим силам имелись шесть больших броненосных крейсеров, и еще двенадцать находились в постройке.
Российская Империя в 1900-ом году имела на Балтике пять современных и два устаревших броненосца, и три броненосца береговой обороны. Еще девять броненосцев находились в постройке, включая два («Ретвизан» и «Цесаревич») на иностранных верфях. Дополнительно имелось пять больших броненосных крейсеров, которые, хотя обычно и развертывались на Тихом Океане, могли быть возвращены при необходимости.
Суммарно, Франция и Россия могли выставить против Германии четырнадцать современных, десять устаревших броненосцев, и семь кораблей 2-го класса/береговой обороны, а также одиннадцать крупных броненосных крейсеров. В перспективе 1900-1905 года, эти силы должны были еще увеличиться.
При этом:
-
-
- Французский флот — действуя из портов Ла-Манша, мог блокировать немцам доступ к Атлантике. Даже если бы французы не решились на тесную блокаду, они вполне могли подвергнуть немецкую морскую торговлю настоящему избиению с помощью своего многочисленного флота бронепалубных крейсеров.
- Русский флот — действуя из портов Финского и Рижского Залива, мог нарушать германские коммуникации на Балтике, угрожать нападением на германское побережье. С учетом стратегической важности балтийских коммуникаций для Германии, обеспечение безопасности театра было для немцев критическим.
- Наконец, не стоило забывать о том, что Берлин находится всего в 160 километрах от побережья Померании: плоского, и сравнительно удобного для высадки десанта. В случае разгрома германского флота и завоевания франко-русскими силами господства на Балтике, возможность высадки и быстрого марш-броска на столицу Германской Империи представлялась… пугающей.
-
Таким образом, Германия должна была иметь флот, позволяющий получить гарантированное превосходство над российским, и как минимум — паритет с французским. Что требовало, по крайней мере, пятнадцати-двадцати боеспособных броненосцев. А в перспективе, по мере вступления в строй новых русских и французских кораблей — еще больше.
Проблема была в том, что такой флот априори был бы достаточно велик, чтобы вызывать беспокойство Великобритании. «Владычица морей» прилагала значительные усилия по поддержанию «двухдержавного стандарта» (принципа, что британский флот должен быть эквивалентен двум сильнейшим морским державам Европы вместе взятым), но с каждым новым витком гонки морских вооружений, его возможность становилась все более сомнительной.
Германский флот, опирающийся на могущество германской промышленной экономики — уже по многим аспектам превосходящей британскую — просто не мог не являться экзистенциальной угрозой для англичан. Как сам по себе, так и в потенциальном союзе с традиционными оппонентами Британии. Вероятность большого континентального союза Парижа, Петербурга и Берлина против Лондона хоть и была невелика, но все же и не была совсем уж невозможна.
В итоге получалось неразрешимое противоречие: «минимальный» флот, который немцам был жизненно необходим, чтобы парировать морскую мощь России и Франции, должен был быть достаточно большим, чтобы неизбежно встревожить Великобританию. Какого-либо промежуточного баланса просто не существовало, поскольку «минимум» немецкого флота зависел от флотов его континентальных оппонентов. Возникала обратная связь: направленное в первую очередь против Британии усиление флотов России и Франции влекло за собой ответное усиление флота Германии, что в свою очередь вынуждало Британию усиливаться в ответ против еще и Германии.
Итак, мы пришли к выводу, что Германия не могла обойтись без флота, и не могла не создавать флот, представляющий угрозу для Великобритании. Но, может быть, Германии в таком случае стоило искать союза с Британией? Стать, так сказать, «континентальной шпагой» в руках Лондона, направленной против общих противников?
Нет. Потому что Британия такого союза совершенно не хотела.
Целью Германии было военное и экономическое доминирование на европейском континенте, ослабление потенциальных противников до такого состояния, чтобы они уже не могли реально угрожать Германии. Целью же Британии на протяжении столетий было недопущение доминирования в Европе какой-либо одной силы. Эти цели, как легко понять, взаимно исключали друг друга.
Англичане прекрасно понимали: если немцам дать расправиться с Францией и Россией, то на континенте не останется просто никого, кто мог бы противостоять Германии. И такое положение дел будет длиться неопределенно долгое время. Время, в течение которого у Британии вообще не будет никаких союзников для сдерживания германских амбиций.
Даже если бы немцам удалось убедить Британию в отсутствии у них морских амбиций сейчас, ничто бы не гарантировало, что такие амбиции у немцев не появятся потом. Опираясь на экономические ресурсы подконтрольной Европы, Германия, более не сдерживаемая угрозами на континенте, могла бы без труда создать флот, равный или даже превосходящий британский.
В сложившейся к началу ХХ века ситуации, Британия была вынуждена выбирать между победой в Европе либо франко-русского, либо германского блоков. И победа Франции и России определенно была для британцев меньшим злом. В отличие от Германии, являвшейся самостоятельной угрозой для Британии, Франция и Россия могли угрожать Британии только вместе: поодиночке британцы могли их парировать.
Подведем итог нашего анализа:
-
-
- Рост экономической и торговой мощи Германской Империи в начале XX века делал неизбежным создание германского военного флота для защиты морской торговли и колониальных владений.
- Необходимость противостояния флотам Франции и России вынуждала Германию иметь флот, размерами и силой представляющий реальную угрозу и для Великобритании.
- Великобритания не могла допустить германского доминирования на континенте, поскольку в этом случае ничто бы уже не сдерживало Германию от вызова британской морской мощи.
-