22 июня 1939 года, ровно за два года до начала Великой Отечественной войны, над монгольской степью в районе Халхин-Гола произошло первое в истории советских ВВС крупное воздушное сражение. Летчики размещенных в Монголии 22-го и 70-го истребительных полков вступили в бой с пилотами 24-го истребительного сентая японской императорской армии.
За прошедшие десятилетия воздушная битва обросла таким плотным слоем легенд, мифов и пропагандистских вымыслов, что сейчас очень сложно пробиться сквозь эти завалы. Я попытался сделать это на основании сравнительного анализа советских архивных документов и публикаций японских авторов.
Итак, с утра 22 июня над долиной реки Халхин-Гол стоял густой туман. Но к полудню он начал рассеиваться, а примерно к двум часам дня небо очистилось. На аэродромах по обе стороны реки засуетились механики, летчики начали заводить моторы боевых самолетов…
Первым советским документом, повествующим о том, что произошло дальше, является оперативная сводка №23 штаба истребительной авиабригады, составленная в 8 часов утра 23 июня 1939 года. Штаб уже получил донесения с аэродромов и постов ВНОС, но пока не имел цельной картины вчерашнего сражения. Еще не успели опросить его участников, выяснить судьбы не вернувшихся из боя пилотов и отыскать места падений сбитых машин.
Но при этом у составителя оперсводки еще не заметно стремления приукрасить факты и загладить негативные моменты, которое нередко возникает у людей при написании официальных бумаг. Благодаря этому сводка представляет для историка наибольшую ценность.
Вот ее содержание:
А) 22 иап. В 15.40 вылетел по тревоге в составе 12 И-16 и 14 И-15 (имеются в виду И-15бис). Вели бой с И-96 (на самом деле — с истребителями Ки-27, которых у нас называли И-97. И-96 на Халхин-Голе не было), в 17.15 произвели посадку. Не вернулись 3 И-16 и 6 И-15, из них 1 И-15 и 1 И-16 сели на вынужденную в районе высоты 704. Одного летчика подобрали спасатели и доставили в госпиталь. В 16.57 12 И-15 и 10 И-16 вылетели в район воздушного боя. Противника не встретили, в 18.10 произвели посадку. По словам пилота Голубева, в 1-м вылете наши истребители сожгли один И-96 на территории противника.
Б) 70 иап. В 15.00 вылет по тревоге 12 И-16 и 9 И-15 в район устья р. Халхин-Гол, где вступили в бой с самолетами И-96. В 15.20 произведена посадка.
В 15.15 по сигналу "воздух" вылетело 22 И-16 и 14 И-15 в район устья реки Халхин-Гол, Хуху-Ундур-Обо. В 15.42 вступили в бой с двумя группами И-96. Первая группа — 12 самолетов, 2-я — 27 самолетов. В результате двух боев потеряно 8 И-15, два И-16 сожжено на земле и один сбит в бою.
Уничтожено самолетов противника, со слов летчиков, — 7.
В 17.34 самураи ушли в направлении на Ганьчжур.
Следующий по времени написания документ — "Политдонесение", составленное 24 июня 1939 года комиссаром истребительной авиабригады Русаковым. В нем нет хронологии боя, зато приведены фамилии погибших советских пилотов. 22-й иап потерял своего командира майора Глазыкина, а также летчиков Блажко, Иванова, Лоскутова, Соловьева, и Смирнова. Лейтенант Крюков выпрыгнул с парашютом и остался жив.
В 70-м иап погибли капитаны Крючков и Юрецкий, лейтенанты Бакаев, Горохов и Устюжанинов. Таким образом, к вечеру 22 июня истребительная авиабригада поредела на 11 человек.
Далее в "Политдонесении" оптимистично говорится, что
"в бою по неточным данным сбито японских самолетов более 20, из которых 7 найдено на нашей территории".
Однако чуть позже выяснилось, что три из семи — наши.
В "Журнале учета потерь матчасти" дан список безвозвратно потерянных 22 июня советских самолетов с разбивкой по полкам и по типам. В 22-м иап было сбито пять И-15бис и два И-16; в 70-м иап — также пять И-15бис и один И-16. Кроме того, в 70-м иап расстреляно и сожжено на земле три И-15бис и один И-16, принадлежавший командиру эскадрильи лейтенанту Савкину. Таким образом, общие уточненные потери по бригаде составили 17 самолетов, из них 13 И-15бис и четыре И-16.
По завершении боев штаб ВВС 1-й Армейской группы составил пространный 160-страничный отчет, озаглавленный "Описание боевых действий ВВС 1-й АГ в период конфликта на реке Халхин-Гол". Он содержит подробную хронологию действий советской авиации с первого до последнего дня необъявленной войны. О событиях 22 июня в этом документе сказано, что бои в тот день проходили с 15.00 до 17.00 одновременно в трех районах. С советской стороны в них участвовало 105 самолетов (56 И-16 и 49 И-15), а с японской — "более 120".
В районе горы Хамар-Даба эскадрилья Савкина в составе 12 И-16 и эскадрилья Степанова, состоящая из девяти И-15бис, подверглись внезапной атаке "не менее 30" японских самолетов. Комэск Савкин сразу был ранен и вышел из схватки, после чего его эскадрилья "рассыпалась". Затем японцы напали на эскадрилью Степанова и вскоре подбили четыре самолета, которых
"противник преследовал до аэродрома и сжег уже на земле".
В это время на горизонте показалась новая группа самолетов 70-го полка, и японские истребители, не вступая с ней в бой, ушли на свою территорию.
Бросается в глаза противоречие между данными из "Описания" и из "Журнала учета потерь", в котором говорится, что на земле были расстреляны не четыре, а три И-15, плюс севший на вынужденную И-16 Савкина. Сейчас уже вряд ли возможно определить, какой из документов содержит ошибку, однако на общий итог боя данное расхождение не влияет.
В двух других районах воздушных боев, согласно "Описанию",
"противник был сломлен и бежал, преследуемый советскими истребителями".
Далее в документе говорится, что
"На нашей территории найдено 14 самолетов с убитыми и сгоревшими японскими летчиками. Кроме того, разведкой установлено на территории противника падение 11 самолетов, три из которых, возможно, наши. На посадке при преследовании сожжены три японца".
Таким образом, общее число "уничтоженных" 22 июня японских машин продолжало расти и, по мнению авторов "Описания", составляло "не менее 25".
Позже количество сбитых японцев кто-то еще раз "подкорректировал" в сторону увеличения, теперь уже до 31 самолета. Насколько мне известно, эта цифра впервые появилась на страницах советских официальных изданий в 1940 году. В дальнейшем она входила практически во все книги и статьи о Халхин-Голе, выпущенные в СССР и в России вплоть до наших дней.
Однако вернемся в жаркий монгольский июнь 1939 года. Сразу после боя советские поисковые команды отправились на розыск сбитых и упавших в степи машин. Помимо "ишаков" и И-15бис, им удалось за несколько дней найти на монгольской территории к западу от Халхин-Гола обломки четырех японских истребителей и трупы их пилотов. Судя по всему, документов при них не было, либо все бумаги сгорели, поэтому тела идентифицировать не удалось. В общем, почти никакой информации, кроме того, что "самураев" все-таки можно бить, эти находки не дали.
Но вскоре судьба преподнесла советскому командованию неожиданный и щедрый подарок. Небольшой отряд монгольских кавалеристов привез из разведывательного рейда за линию фронта захваченного в плен японского летчика. Им оказался сержант Ётутака Миядзимо из 24-го сентая, сбитый 22 июня и совершивший вынужденную посадку на маньчжурской территории.
Миядзимо рассказал на допросе, что в тот день его 1-й чутай (эскадрилья), в протоколе допроса названный "ротой", вылетел из Хайлара (на самом деле — из Ганьчжура). Над линией фронта японцы увидели группу И-15бис и атаковали ее сверху. Вторая "рота" в это время вела бой где-то в другом месте. Потом на Миядзимо, по его словам, напал И-16 и первой же очередью повредил двигатель. Японец оторвался от своей группы и полетел на восток, в Маньчжурию, а советский истребитель продолжал его преследовать.
Вскоре мотор заглох и Миядзимо пришлось идти на вынужденную. Приземлился он удачно, однако И-16 не оставил его в покое и обстрелял еще раз уже на земле. Пули пробили бензобак, бензин вспыхнул, однако Миядзимо успел выскочить из кабины и отбежать на безопасное расстояние. Далее летчик попытался пешком выйти к своим, но заблудился, проплутал двое суток в безводной степи и в конце концов потерял сознание от жары и жажды. В таком состоянии его подобрали 24 июня случайно наткнувшиеся на него монгольские разведчики.
Помимо описания столь неудачного для него воздушного боя, Миядзимо поведал много интересного, в частности, о вооружении и летных характеристиках самолета Ки-27, о тактике воздушного боя, применяемой японскими истребителями, о численности и дислокации японских авиачастей в Маньчжурии и даже о том, что японские летчики не пьют спиртного перед боевыми вылетами, зато нередко пьянствуют по ночам.
Также он опознал тела погибших коллег, сказав, что все они из 24-го "отряда" (то есть сентая). Первый — унтер-офицер Такамацо, второй — унтер-офицер Исидзава, третий — фельдфебель Саито и, наконец, четвертый — капитан Моримото — командир 2-й "роты".
Надо заметить, что в трех случаях из четырех Миядзимо ошибся: только командира второго чутая он указал правильно. А фельдфебель (точнее, старший сержант) Саито, сержанты Исидзава и Такамацо выжили в том бою и благополучно вернулись на свой аэродром. Согласно японским данным, кроме капитана Моримото, 22 июня погибли старшие сержанты Ёсио Ёсино и Исидзука Кунидзо. Кому принадлежал четвертый труп, неизвестно. Также неизвестно, солгал ли Миядзимо сознательно или же ошибки в идентификации были обусловлены значительными повреждениями тел (возможно, сильно обгоревших).
Посмотрим теперь, как описывали воздушное сражение наши противники. Первое официальное коммюнике штаба Квантунской армии, выпущенное вскоре после битвы гласило:
"22 июня около четырех часов дня (по токийскому времени, прим. авт.) 150 советских самолетов нелегально пересекли границу около Ганьчжура и были встречены в воздухе восемнадцатью японскими истребителями. В последовавшем бою было сбито 49 вражеских самолетов, в то время как еще не вернулись на свои базы, из-за отдаленности, 5 японских самолетов. Сюда входит самолет, пилотируемый капитаном Моримото".
В целом, японские и западные историки придерживаются схожих оценок вплоть до наших дней. Правда, со временем они все же были вынуждены признать гибель четырех из пяти "не вернувшихся из-за отдаленности" японских пилотов.
В частности, японский историк Эйтиро Секигава — автор статьи Undeclared Air War, опубликованной в американском журнале Air Enthusiast в 1973 году, пишет, что 22 июня все 18 боеспособных самолетов 24-го сентая вылетели из Ганьчжура навстречу "примерно сотне" советских истребителей, пересекших реку Халхин-Гол. Несмотря на более чем пятикратное численное превосходство противника они смело вступили в битву, дрались "с необыкновенной быстротой и решительностью", сбив в двух отдельных схватках 22 и 25 самолетов, а сами потеряли всего пять истребителей, причем пилот одного из них выпрыгнул с парашютом и вскоре вернулся в часть.
Впрочем, у японских авторов встречаются и другие цифры. Еще в 1959 году под эгидой американского военного командования в Японии был издан 4-й том так называемых "Японских исследований Маньчжурии" (Japanese Studies of Manchuria), посвященный описанию действий авиации Квантунской армии с 1931 по 1945 год. Эта книга была написана группой высокопоставленных офицеров японских ВВС, служивших в Маньчжурии, включая бывшего командира 24-го сентая полковника Кодзиро Мацумуру.
Согласно помещенной в ней таблице ежедневных потерь и побед японских летчиков на Халхин-Голе, 22 июня японцы потеряли семь истребителей, четверых пилотов убитыми и двоих ранеными, зато сами они сбили аж 56 советских самолетов. Ту же цифру японских потерь — семь самолетов — приводит и американский автор А. Уэлдж в своей статье Winds Over the Steppes (Air Enthusiast, 11-1996) посвященной действиям советско-монгольской авиации против японцев.
Однако в таблице из Japanese Studies of Manchuria есть еще один очень интересный момент. 23 июня, то есть на следующий день после битвы, в ней отмечена потеря четырех японских самолетов. Между тем, согласно советской оперсводке, 23 июня произошла всего одна незначительная воздушная "стычка", в ходе которой советский воздушный патруль встретил пару "И-96" и сбил один из них, а другой скрылся в облаках. Больше никто в тот день c японскими самолетами не встречался и никаких воздушных побед не заявлял.
Откуда же взялись еще три сбитые машины? Наиболее логичное, на мой взгляд, объяснение состоит в том, что 23 июня японцы списали в расход не подлежащие ремонту самолеты, получившие тяжелые повреждения во вчерашнем бою, а заодно и самолет сержанта Миядзимо (вероятно, обнаружив в степи его сгоревшие обломки). Таким образом, с большой долей уверенности можно сказать, что итоговое число японских потерь в воздушном сражении составляло не семь, а 10 самолетов.
Рассмотренные выше документы, несмотря на их обрывочность и противоречивость, можно рассматривать как своего рода кусочки мозаики, из которых я попробовал составить цельную и, насколько это возможно, объективную картину боя.
Согласно оперсводке, в 15.00 22 июня 1939 года первыми с нашей стороны поднялись в воздух две эскадрильи 70-го истребительного авиаполка: эскадрилья И-16 в составе 12 машин под командованием лейтенанта Савкина и эскадрилья И-15бис — девять самолетов под руководством опытного летчика, ветерана испанской войны, Евгения Степанова. Сигналом к взлету послужило сообщение поста ВНОС о приближении к аэродрому с северо-запада, со стороны озера Буир-Нур, большой группы японских самолетов.
Вскоре после взлета эскадрилью Савкина внезапно атаковала сверху девятка Ки-27 под руководством капитана Моримото. Наши, судя по всему, эту атаку проморгали. Зная, что в строю командир, как правило, летит первым, японцы сосредоточили огонь на головной машине. В результате Савкин сразу получил ранение и с резким снижением вышел из боя, а остальные пилоты его эскадрильи, растерявшись, бросились врассыпную. Комэск кое-как "притер" истребитель к земле, не выпуская шасси, но японцы еще раз обстреляли его и подожгли. Раненый летчик все же сумел выбраться из кабины и отползти от самолета, прежде чем взорвался бензобак.
Японцы не стали гоняться за разлетевшимися в разные стороны "ишаками", а всей девяткой обрушились на эскадрилью Степанова. Наши летчики опять не смогли оказать организованного сопротивления. Вскоре три И-15бис оказались подбиты, а остальные рассеялись. Поврежденные машины полетели обратно к своему аэродрому, но низкая скорость этих устаревших бипланов не позволяла им оторваться от противника. При заходе на посадку и уже на пробеге враги продолжали осыпать их пулями до тех пор, пока самолеты не вспыхнули. Просто удивительно, что всем троим советским пилотам удалось выжить и даже избежать ранений.
На этом примерно в 15.10 закончилась первая фаза сражения, причем закончилась она для нас крайне неудачно: две эскадрильи фактически разгромлены, сбиты четыре самолета, японцы же потерь не имели. Однако битва еще только начиналось…
В 15.15 с соседней площадки взлетели еще 22 И-16 и 14 И-15бис из 70-го полка. Заметив столь большую группу противников, японцы развернулись и стали уходить на свою территорию, пока наши не потеряли их из виду.
Но затем Моримото, очевидно, решил, что бегство не к лицу самураям, и вновь повел своих пилотов в бой. Возвращение его эскадрильи советские летчики приняли за появление новой группы вражеских истребителей. Этим, скорее всего, объясняется фраза из оперсводки о том, что пилоты 70-го полка дрались с двумя группами И-96, а разница в их численности и несоответствие реальному количеству японских самолетов — вполне обычное дело для подобных документов.
Советские и японские истребители сошлись на встречных курсах. В яростной схватке наши потеряли шесть самолетов: пять И-15бис и один И-16. Пятеро пилотов погибли, шестой — лейтенант Прилепский — выпрыгнул с парашютом. Но и советские летчики на этот раз все же смогли поразить два Ки-27, в одном из которых погиб лидер группы капитан Моримото. Японцы остались всемером и без командира против 30 советских машин.
Самолеты отчаянно маневрировали, пытаясь поймать друг друга в прицел. В одной из атак старший сержант Сёго Саито столкнулся с краснозвездным истребителем. При ударе его самолет лишился части крыла, но благодаря своему опыту и хорошей "летучести" Ки-27 Саито сумел дотянуть до аэродрома и совершить посадку. В официальной биографии японского летчика говорится, что он, израсходовав боеприпасы, совершил таран намеренно, и что это был первый воздушный таран на Халхин-Голе.
Между тем, сражение шло уже более получаса. Патроны заканчивались не только у Саито, да и силы японских пилотов были на исходе. Один за другим "самураи" начали выходить из схватки, пытаясь спастись. Наши пустились в погоню. "Бисы" быстро отстали, но пилоты "ишаков", не уступавших врагам в скорости, отомстили за гибель своих товарищей, сбив над Маньчжурией еще несколько самолетов.
В 15.40 в битву вступил 22-й иап. 12 "ишаков" и 14 И-15бис из этого полка взлетели по сигналу тревоги. Их противниками оказались девять летчиков из 1-й эскадрильи 24-го сентая. Инициатива нападения снова принадлежала японцам, которые спикировали на группу "бисов", но вскоре подоспели И-16 и шансы уравнялись.
На нашей стороне был тройной численный перевес, на японской — более высокое мастерство, лучшая выучка и владение техникой. Завязалась "воздушная карусель", в которой японцы сбили семь самолетов — два И-16 и пять И-15бис, в том числе — "ишак" командира полка майора Глазыкина. По докладам участников сражения, Глазыкин сумел покинуть горящую машину и дернуть за кольцо, но во время спуска на него налетел чей-то охваченный пламенем неуправляемый самолет, срезав купол парашюта. Удар об землю оказался для майора смертельным. Лейтенанту Крюкову повезло больше, он выпрыгнул из горящего И-15бис, раскрыл парашют и благополучно приземлился. Еще два поврежденных "ястребка" сели на вынужденную.
Нашим удалось сбить два Ки-27, кроме того, получил пулю в мотор и вышел из боя самолет будущего пленника — сержанта Миядзимо. В конце концов, шестеро уцелевших японцев не выдержали долгой изнурительной схватки и обратились в бегство. И-16 гнались за ними до самого Ганьчжура, расстреляв при заходе на посадку еще два или три самолета.
Возможно, составленная мною "мозаика боя" содержит пробелы и неточности, но в целом, насколько я могу судить, события развивались примерно так. Какие выводы можно из всего этого сделать? Прежде всего, надо признать, что десятилетиями тиражируемые в советско-российской литературе рассказы о 31 якобы сбитом 22 июня японском самолете и японские легенды о 47 или даже 56 "уничтоженных" в этот день советских машинах одинаково далеки от реальности. На самом деле наши летчики смогли уничтожить от 7 до 10 вражеских истребителей, а потеряли 17.
Столь неблагоприятное для нас соотношение потерь объясняется целым рядом причин, главные из которых — неопытность и довольно слабая летная, тактическая и стрелковая подготовка советских пилотов, их неумение координировать свои действия, незнание тактики и боевых приемов противника, а также — сильных и слабых сторон вражеских самолетов. Сыграло негативную роль и то, что наши летчики вступали в бой отдельными разрозненными группами. В начале сражения это позволяло японцам громить их поочередно.
Также нельзя не отметить безусловное техническое превосходство японских истребителей Ки-27 над морально устаревшими бипланами И-15бис, на которые пришлось абсолютное большинство наших потерь (13 из 17 машин), хотя в общем количестве участвовавших в бою советских истребителей они составляли менее половины.
И тем не менее, победный для советских ВВС исход воздушной битвы не вызывает сомнений. 24-й сентай всего за пару часов лишился половины своих самолетов и четверти летного состава. Таких ощутимых ударов японские истребительные полки не получали еще ни разу. В этой связи можно всполнить, что совокупные боевые потери армейской авиации Японии за предыдущие восемь лет войны в Китае составляли всего 20 машин.
Но главный итог дня состоял в том, что впервые с начала конфликта японским пилотам пришлось отступить, не по своей воле покинув поле битвы. И впервые небо над Халхин-Голом осталось за нами.
Советские летчики — участники воздушного сражения 22 июня 1939 года: Старший лейтенант М.П. Нога, лейтенант В.П. Трубаченко, лейтенант Г.А. Солянкин и командир 22-го ИАП майор Н.Г. Глазыкин (погиб).
Участники битвы с японской стороны: командир 24-го сентая подполковник Кодзиро Мацумура, командир 1-го чутая капитан Сайдзи Кани и лейтенант Хиое Янага, возглавивший 2-й чутай после гибели капитана Моримото. Справа на переднем плане самолет лейтенанта Янаги с командирскими "кольцами" вокруг фюзеляжа и презентационной надписью на борту.
источники:
Почтенные коллеги! Долго думал, стоит ли, но, в конце-концов решился попробовать разместить что-то на новом сайте. Я уже размещал чем-то похожую статью про АИ Т-28 на старом сайте и по сути — это заново доработанный, когда-то забракованный мною же вариант. Уж не знаю, как получилось — судить вам.
Теперь, немножко по впечатлениям от нового сайта. Честно говоря, он мне не нравится. Напоминает бессмысленно перегруженный никому не нужными функциями новый гаджет. При этом, глаза тупо разбегаются по экрану не находя привычных функций на привычных местах и просто физически ощущаешь, как же тут бля всё теперь чёрт знает куда рассовано, исковеркано и неудобно! Конечно, возможно это чисто субъективные ощущения ретрограда… А функционал надо ещё просто освоить и к нему привыкнуть. А оно, всем таким старпёрам как я, надо? Тем более что и многих коллег (интересных для меня прежде всего) сайт лишился, да и по содержанию, начал превращаться в кладбище старых статей.
В общем, остаётся только надеяться, что сайт успешно повторит фокус птицы Феникс.
С уважением, Ансар.
+++++
Как всегда интересно и познавательно
Благодарю!
///Теперь, немножко по впечатлениям от нового сайта. Честно говоря, он мне не нравится. Напоминает бессмысленно перегруженный никому не нужными функциями новый гаджет. При этом, глаза тупо разбегаются по экрану не находя привычных функций на привычных местах и просто физически ощущаешь, как же тут бля всё теперь чёрт знает куда рассовано, исковеркано и неудобно! Конечно, возможно это чисто субъективные ощущения ретрограда… ///
имхо напоминает переход от второго дьяблы к третьему
Нет коллега — тут что то посерьезнее. Первое что бросилось в глаза: «Борода потерял сайт». Причем похоже добровольно или добровольно-принудительно. Или его медленно и верно подвели к этому через «багодельню» второго дьяболо. Ну а мы как бесплатное приложение были переданы для увеличения популярности этого блога. Не зря же на каждом посте стоит цифирь рядом с глазом в виде тыщь просмотревших. Ведь пишущие на сайте выкладывают свою точку зрения и она весьма интересна. Но вот новых авторов это не прибавляет. Наоборот наши ряды тают как мартовский снег.
Да кстати, не удивлюсь, что в скором времени все на сайте станет платным.
Ни чего на сайте платным не будет. Коллеги уже скинулись один раз и этого на ближайшие лет 5 точно будет достаточно.
Дай Бог, коллега — охотно вам верю
Очень надеюсь, что будет откат обратно на старый движок и хрен бы с ним с двумя месяцами безвременья. Уж очень оно всё пальцетыкательное и для «производителя контента», а мы все тут такие — дико неудобное (хотя у меня как раз рабочие все вордпрессовые и на них я худо-бедно руку набил).
Да ну, Эд…
Вроде бы стало по-удобнее, конечно, еще пилить и пилить… ?
По крайней мере, картинки и видео, вроде, проще вставлять стало. Имхъо.
С нюансами, конечно же.
За внешний вид говорить не буду. Там претензии есть…
Полностью согласен -сайт стал чёте что(бесит буквально всё- например несмотря на полноформатный размер поля, буквы коментов намного меньше старого неполноформатнного!!!… типа зрение тренируют? не… краску в случае распечатки?? ) Кому нужен тройной анонс? дебилам? не понимающим после двух раз? Анонсы как по мне старожилам вообще не нужны … каждое новый пост и так все ожидали с нетерпением …. я так понял старых коллег «бортанули» всё сориентировано на залётного посетителя…. дебила у которого ВОВ к примеру не было…
Вообще в идеале вордпресс должен имитировать друпал Я особо не расстроюсь игнору администрации… Так как что не происходит всё к лучшему(юмор) не.уй залипать на «крупнейшем блоге рунета» честно говоря задолбался ждать прогресса на сайте и повидимому большинство коллег этого же мнения…
По посту -прочитал вводный текст (да было вроде уже такое …) дальше не смог так как болею — странные спазмы — удары в нижней части затылка (давление норм.) может кто что посоветует?
Да, уж. Вместо столь страстно желаемого всеми избавления сайта от косяков (которые, кстати, по пальцам одной руки можно было пересчитать), вдруг выросло некое крайне неудобоваримое чудовище…
Насчёт проблемы со здоровьем — советчиков много, как и советов, но всё-ж-таки, ИМХО, самое правильное обратиться к специалисту и обследоваться. Берегите себя.
Коллега ser, возможно плохой отток крови из мозга, надо к неврологу подойти.
Спасибо! о таком даже не представлял… и интернет не давал адекватного ответа.
Да не за что, опираюсь на свой жизненный опыт, правда у меня просто болит в нижней части затылка, но даже во время «приступа» (очень сильная слабость и головная боль, рвота), давление около 130 на 85. Даже если что-то другое, к хорошему неврологу идти очень стоит.
Уважаемый коллега, напишите личное сообщение коллеге Рейхс-Маршалу.
Он — профессиональный невропатолог и должен оказать консультацию заочно достаточно быстро.
Кроме шуток!
Добрый день! Отличная визуализация, мне, как обычно, очень понравилось. Но! Хотелось бы уточнить вопрос с подвеской. С одной стороны:
С другой стороны:
Разве подвеска Кристи была торсионной?
Благодарю за отзыв, почтенный коллега. Рад, что понравилось.
Подвеска на БТ была именно Кристи. Но на новой версии Т-28 хронологически, уже можно использовать и торсионную.
С уважением, Ансар.
++++++++++
Спасибо!
Заодно попробую рисунок выложить — опытный образец танка, вместо Т-26 (более дешёвый, чисто на автомобильных агрегатах).
Красиво, почтенный коллега! Хотя, ИМХО, задняя часть получится перегруженной.
Ну, как бы да, мне самому внешне симпатичнее, чем более поздняя серийная версия (пока готов вид сбоку с новой подвеской 1936 г и башней 1933 г).
Насчет перегруза? ..возможно присутствует. Но это изображение именно срочно сделанного «из чего было» опытного образца, поэтому и ступицы от ГАЗ-АА (от готовящейся к выпуску танкетки). Тут над смотреть более пристально — и вид башен сверху и вес поискать. Надеюсь, в серии все будет нормально.
А вы свои модели отдельной статьей выкладывать не планируете?
Планирую, и не только это, но пока не получается 🙁
В смысле? Из-за непривычного редактора? Или статья ещё не готова?
Показанное здесь еще даже не полностью нарисовал, в других случаях никак тест не идет. 🙁
А что мешает просто сдвинуть вперёд всё что выше надгусеничных полок? Места для трансмиссии впереди более чем достаточно.
В моем, дешевом и доступном варианте, используются только уже производимые автомобильные агрегаты. А при их установке остается место разве что вставить потом совсем небольшой демультипликатор (предварительный набросок вида сверху). Увы, всё имеет свою цену. А вот башню, пожалуй, сдвинуть немного вперед получится.
А в каком редакторе вы рисуете?
Рисую в Визио-2007, но что чтобы выложить, приходится сохранять в Паинте.
Да, а как-нибудь свой же комментарий редактировать можно?
Ну, тогда в этом напишу.
Коллега Ansar02, по поводу Вашего поста — действительно, в 1936-37 гг уже пора всерьез новыми танками заняться. А потренироваться «на кошках»
может получиться как раз на Т-28, из серийных только у него хорошие перспективы улучшения без разработки полностью нового танка.
Именно так, почтенный коллега!
+++++++++++++++++++++++++
похоже на объект 115 со смещенной вперед основной башней
Дык!
Почтенный коллега. Красиво, своеобразно и по делу. Но вот с ЛКЗ вышел … э-э-э небольшой косяк. При первом чтении принял его за Ликеро-Коньячный завод. Оно конечно поржал и исправился, но… готовлю трудный разговор конструктором КВ. однако пошел рожать.
Благодарю за отзыв, почтенный коллега. Насчёт «трудного разговора с конструктором КВ»… «разговаривать» надо не с конструктором КВ, а с теми высокопоставленными чиновниками, что озадачили ЛКЗ танками-монстрами, а так же персонально с тов. Шашмуриным, чтоб он не на дебильный конкурс в виде монструазного КВ-4 время тратил, а сугубо на планетарную трансмиссию для КВ.
С уважением, Ансар.
+++ коллега Ansar02, неплохо выглядит для того времени. Хотя с масштабами у сравняшки что то не так- об уменьшении корпуса (в т.ч. по высоте не говорили)
Особо нравится система охлаждения- не занимает уйма ЗАБРОНИРОВАННОГО пространства (как у БТ/Т34/КВ) с причудливым движением воздуха, а вентилятор выдувает воздух наверх прямо через радиатора (как у КВ13).
Глядя на снимок Т-29- по мне башня неплохо выглядит (как у КВ)) Не люблю я псевдонаклоны тонкой брони у конических- чистая естетика, ущемляющая пространство екипажа. Но пулеметы всегда мне казались оптически фальшивыми))- какими то короткими палочками. Посмотрите на зенитный и попитайтесь его «вставить» в башенки от дульного среза назад- плечевой упор выдет сзади))).
с уважением: anzar
Благодарю за отзыв, почтенный коллега.
Про уменьшение корпуса АИ танка — это было пожелание заказчика с оговоркой: «по возможности». Более важна «оптимизация» корпуса в передней части.
Башня «эталонного» Т-29 — хоть и выглядит не плохо, на самом деле, наиболее слабое место танка — по сути, это немного увеличенная (под Л-10) версия башни танка БТ-7А, которая ни совершенством, ни объёмом, ни тем более эргономичностью не блистала.
Насчёт пулемётов… тут всё просто. У зенитного, приклад выдвинут на всю длину. А в башнях, стрелки задвигали приклад под себя — как им было удобно. Благо его измеяемая длина была одной из особенностей ДТ-29. Хотя, подозреваю, в малых башенках, даже с полностью задвинутым прикладом, стрелкам приходилось упираться спиной в заднюю стенку.
С уважением, Ансар.
Да уважаемый коллега Ansar02, прошу прощения за бестактность — не выложил комментарий к статье, хотя очень хотел. Вернее посчитал что выложил, а оказалось все не так.
Вы довольно упорно оптимизируете танк Т-28. Скажу честно — это мой любимый танк еще с детства. И у меня рука не поднимается перекроить его основательно. У вас неплохо получилось сократить размеры, но вот с весом модернизации согласиться не могу. Танк у вас будет минимум на три тонны легче — габариты уменьшились весьма чувствительно. Еще очень напрягают воздухозаборники на бортах МТО. Это либо очень сложная система бронировки самих воздухозаборников, либо «смертельный случай» для двигла при первой шальной пуле. Очень понравилась носовая оконечность — весьма рационально. +++++++++
Благодарю за отзыв, почтенный коллега.
Эта статья, как я уже говорил, лишь переработка когда-то забракованного мной же варианта. Насчёт проблем с массой и воздухозаборниками — не всё так плохо. В любом случае, опытный образец в СССР всегда сильно отличается от серийного:)
Что касается «чистой и бескорыстной любви» к Т-28, которую разделяют очень и очень многие — я уже давненько этим переболел и за массой плюсов, вижу и большие проблемы. Которые, собственно и пытаюсь как-то решать по мере возможности.
С уважением, Ансар.