Юрий Пашолок. Нижегородский кадет с ульяновским шасси

8

Рассказ о легкой бронемашине «Кадет», обновленная версия которой показывалась на форуме «Армия-2024»

В отличие от гусеничной техники, новые образцы которой появляются не так часто, как это некоторым хотелось бы, колесные новинки появляются регулярно и в большом ассортименте. Причина кроется в том, что у бронемашин больше возможностей с точки зрения получения шасси. Далеко не все производители используют собственные шасси, чаще используются сторонние разработки. Это привносит свои проблемы, поскольку своё шасси позволяет более удачно подогнать его под необходимые параметры. Зато чужое шасси достать проще, это часто перекрывает очевидные недостатки.

Машина в конфигурации 2024 года

Машина в конфигурации 2024 года

Одним из российских производителей бронемашин, которые используют чужие шасси, является АО «Оборонавто» из Нижнего Новгорода. Известны они благодаря семейству бронемашин «Буран», которые базируются на шасси грузовиков Садко-Next. Эти броневики вполне серийные, их можно видеть и на фронте. Между тем, в Нижнем Новгороде пытаются зайти в еще один сегмент ранка, а именно легкие бронемашины. Попыткой захода является броневик «Кадет», впервые показанный на международном военно-техническом форуме «Армия-2023». Годом спустя появилась обновленная версия бронемашины, которая заслуживает отдельного рассказа.

Это уже третья версия, вторую показали на параде 9 мая

Это уже третья версия, вторую показали на параде 9 мая

Как можно заметить, за последние лет 20-30 ситуация с легкой колесной техникой начала меняться. В своё время на свет появились джипы, которые изначально создавались как небольшие машины-разведчики, являющиеся альтернативой мотоциклам с колясками. Впрочем, уже вскоре от них стали требовать возможность таскать артиллерийские системы, причем довольно крупные — массой тонну и больше. Требования всё росли, в результате джипы сначала обошли легкие командирские машины типа Stoewer R 180 W, а затем вплотную подобрались к категории средних машин, типа Dodge T214. И эту грань успешно перешли.

Машина потяжелела, а также несколько изменилась с точки зрения внешнего вида

Машина потяжелела, а также несколько изменилась с точки зрения внешнего вида

Так вот, последние десятилетия показывают еще одну тенденцию. От небронированных машин, которые выигрывают в подвижности, идет переход к броневикам. Да, они имеют вполне ожидаемые недостатки, поскольку нагрузка на шасси приводит к ряду проблем. Но всё это окупается на фронте. Не так давно был материал про багги (по сути, уже легкий бронеавтомобиль) «Сармат-3». Так вот, недавно одна такая машина была потеряна, но при этом она сделана главное — спасла экипаж при подрыве на мине. Если бы на ее месте был «Сармат-2», не имеющий брони, финал мог оказаться совсем другим.

Всё это - явно результаты испытаний

Всё это — явно результаты испытаний

В нашей армии к этому идут, но всё же на так быстро, как того можно было ожидать. Тем не менее, процесс пошел. Сначала стали появляться «большие» броневики, на грузовых шасси. Есть «Тигры», но машина со своей спецификой, включая эксплуатацию. Появляются они на кадрах не особо часто, в отличие от тех же «Ахматов» и других крупных бронемашин. Тем не менее, определенный спрос есть и на легкие броневики, что лишний раз показывает история «Сарматов». И если «Сармат-3» — это специфичная бронемашина, предназначенная для ВДВ, то армии нужно что-то более крупное.

Кенгурятник появился на второй версии машины

Кенгурятник появился на второй версии машины

Вообще легкие броневики появлялись на той же «Армии», и не раз. Например, «Стрела», которая уже не первый год демонстрируется на стенде «Военно-Промышленной Компании». Вполне себе неплохая бронемашина, существующая с нескольких вариантах (есть даже плавающая версия). Но, по ряду причин, пока «Стрела» скорее находится на скамейке запасных. Тем не менее, прощупывание рынка легких бронемашин идет полным ходом. Появление «Кадета» — лишнее тому подтверждение, тем более, что машина развивается.

Дополнительный кофр

Дополнительный кофр

Если «Сармат» использует, в качестве базы, шасси «Нивы», то «Кадет» базируется на более крупном шасси — УАЗ «Патриот». Следует отметить, что продукция «Оборонавто» идет не совсем, чтобы в армию. Поэтому там и предложения несколько отличаются. Хотя есть подозрения, что постепенно данная бронемашина будет всё более похожей на «Стрелу» с точки зрения характеристик. Удивлять подобное не должно, тут очень многое определяют заказчики. А клиент, как известно, всегда прав.

Шанец - явный признак, что машину смотрели военные

Шанец — явный признак, что машину смотрели военные

Итак, изначально «Оборонавто» предлагала легкую (снаряженная масса 3 тонны, полная — 3,5 тонны) бронемашину в габаритах «Патриота». Проработан «Кадет» весьма неплохо, внутри минимальный комфорт, с учетом того, что это совсем не прогулочная машина. Между тем, уже упомянутый «Сармат-3», по мере развития, достиг боевой массы 3 тонны, и случилось это неспроста. Требования к броневой защите постепенно растут, и если легкая машина для ВДВ имеет такую массу, то и более тяжелая бронемашина постепенно должна набирать массу.

Крепление запаски на правом борту

Крепление запаски на правом борту

Именно это можно наблюдать в случае с новым вариантом «Кадета». Снаряженная масса бронемашины достигла 3950 кг, а полная — 4450 кг. Это, конечно, еще далековато до «Стрелы» (с этого броневика снаряженная масса составляет 5,3 тонны), но уже разница не столь велика. При этом обе бронемашины имеют схожую конфигурацию — четырехместный пикап. Такая концепция появилась неспроста, она позволяет, в том числе, устанавливать различное вооружение. Кроме того, у «Кадета» имеется люк в крыше, явно не для созерцания окрестностей.

Внутри плюс-минус комфортно

Внутри плюс-минус комфортно

Рост массы связан, прежде всего, с повышением уровня защиты, но следует отметить, что и внешне «Кадет» весьма так изменился. Стали появляться элементы, которые вполне характерны для других броневиков. Например, отдельные кофры сбоку кузова, а также размещение сбоку запасного колеса. Список изменений неизвестен, но в целом заметно, что над броневиком идет довольно серьёзная работа. Это лишний раз подчеркивает, что интерес к данной теме имеется.

Люк в крыше явно не для вентиляции

Люк в крыше явно не для вентиляции

В заключение следует отметить один интересный момент. Та бронемашина, что показывалась на «Армии-2024» — это уже не второй экземпляр. 9 мая «Кадет» принимал участие в параде, и там показывали броневик, отличающийся от конфигурации на «Армии-2023». То есть в августе 2024 года демонстрировалась уже третья по счету версия. Такие метаморфозы явно говорят о том, что по машине идет работа. Ну а что будет дальше — не будем загадывать. Окончательное решение всё равно будет не за обителями диванов, а за заказчиком.

источник: https://dzen.ru/a/Zx1fMEl7jV-tC_xo

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account