Рассказ о ЗСУ на базе грузовика ЗИС-6, единственный экземпляр которой находится в коллекции Музея отечественной военной истории
Содержание:
Первые отечественные зенитные самоходные артиллерийские установки появились еще в 1915 году. Они совсем не простаивали: 12 июня 1915 года в районе Пултуска отечественной ЗСУ на отечественной базе удалось сбить первый самолет. Главная проблема заключалась в том, что ЗСУ были штучным изделием. Не отрицая необходимость борьбы с авиацией противника, в большинстве стран вопросам самоходных зенитных установок уделялось мало внимания. Лишь в годы Второй мировой войны работы по ЗСУ развернулись в полную силу.
Вопросам обеспечения защиты от атак с воздуха Красная Армия уделяла немало внимания. Достаточно вспомнить зенитные пулеметные установки П-40, которые стояли на танках. Также массовым явление были установки на шасси грузовиков ГАЗ-ААА счетверенных зенитных пулеметных установок М-4. Другой вопрос, что требовались более эффективные средства борьбы с авиацией противника. Одним из них стала ЗСУ на базе грузовика ЗИС-6, которая выпускалась осенью 1941 года на заводе №4, (г. Коломна).
За неимением иной базы
Новая страница в истории отечественной зенитной артиллерии была начала в 1939 году. На вооружение Красной Армии была принята 37-мм зенитная автоматическая пушка 61-К (ЗИК-37). Разработанная в КБ завода №8 под руководством М.Н. Логинова система оказалась настоящим долгожителем. Как и частичный прародитель, 40-мм зенитная автоматическая пушка Bofors, 61-К была не просто массовой системой (выпущено более 19,5 тысяч штук), но и долго состояла на вооружении. Кое-где ее используют до сих пор. Большим плюсом 61-К стал 2-осный лафет, позволявший стрелять, в случае необходимости, прямо с колес.
Обратной стороной медали была масса системы, составлявшая более 2 тонн. Кроме того, требовалось время на приведение орудия в боевое положение. Ничего нового в этом не было: сами шведы еще в 30-е годы начали разработку универсальной САУ Landsverk L-62, которая предполагалась и как ЗСУ, и как истребитель танков. Правда, получившаяся по итогу Landsverk ANTI именно в шведскую армию не попала. Похожая ситуация была и с отечественным танкостроением. В 1940 году 61-К запустили в серийное производство, выпуск ее освоили на заводе №4 (г. Коломна). А в 1941 году появились первые идеи по поводу ЗСУ с вооружением в виде 61-К.
27 мая 1941 года маршал Г.И. Кулик, заместитель наркома обороны, утвердил тактико-технические требования на 37-мм зенитную самоходную установку. Создавалась она на базе танка Т-50. Исходя из требований, получалось что-то вроде Landsverk ANTI, причем речь шла не о Т-50 в чистом виде, а шасси с использованием его агрегатов. Задание на ЗСУ получило КБ завода №174 (г. Ленинград), но начало Великой Отечественной войны спутало все карты. В результате появилось два направления работ по ЗСУ. Первым из них стала разработка зенитного танка на базе Т-50, а вторым — ЗСУ на грузовом шасси. Было еще и третье направление — ЗСУ на базе Т-26 (Т-26-7), два опытных образца построили, но как они выглядели, пока неизвестно.
Следует отметить, что ЗСУ на грузовых шасси стали разрабатывать еще до начала войны. Наиболее логичным решением стало создание ЗСУ на шасси грузовика ЗИС. Поначалу в ГАБТУ КА были настроены оптимистично относительно шасси. Дело в том, что летом 1941 года на НИБТ Полигоне испытывались полноприводные ЗИС-32 (двухосное шасси) и ЗИС-36 (трехосное шасси). Причем ЗИС-36 испытатели забраковали, указывая, что мотора ЗИС-16 маловато. Но с одним нюансом — маловато для артиллерийского тягача.
Уже к середине июня 1941 года ЗИС-32 и ЗИС-36 переделали в ЗСУ, работы выполнили на заводе №4. Рецепт оказался очень простым: в кузове разместили вращающуюся часть зенитной пушки 61-К, а по периметру поставили укладки для обойм. В общей сложности боекомплект составил 450 снарядов. Расчет был одинаковым для обеих машин — 7 человек. Боевая масса ЗСУ на базе ЗИС-32 составила 6310 кг, а на базе ЗИС-36 — 7470 кг. Также ЗСУ на базе ЗИС-32 получила систему отключения подрессоривания заднего моста.
Кратковременные испытания, которые провели на НИБТ Полигоне с 7 по 9 июля 1941 года, показали, что оба варианта шасси подходят для переделки. Машины прошли 207 километров по шоссе и 200 км по проселку. ЗИС-32, естественно, был немного быстрее. Вместе с тем, в ГАУ КА считали, что ЗИС-36 является более подходящей платформой. В письме от 12 июля 1941 года указывалось, что временной мерой может считаться использование шасси ЗИС-6. Но при этом в ГАБТУ КА считали иначе. Исходя из переписки, 12 ЗИС-32, которые передавались 121-й и 122-й танковым бригадам (бригады Наркомата Среднего Машиностроения), переделывались в ЗСУ на заводе №4. Реально переделали около 15 штук.
Точными данными, сколько именно ЗИС-32 переделали в ЗСУ за всё время, автор не располагает. В основном эти грузовики шли в танковые бригады, при этом не уточняется, в каком качестве. А вот «временное решение» в виде шасси ЗИС-6 в серию пошло. Сколько таких ЗСУ было сделано, неизвестно, но вряд ли много. Во-первых, производились они недолго, поскольку в октябре завод №4 отправился в эвакуацию. Во-вторых, шасси ЗИС-6 осенью 1941 года стало дефицитом. На нем выпускали системы залпового огня М-13 и М-8, а осенью 1941 года производство ЗИС-6 прекратили. Речь идет скорее о десятках ЗСУ.
Так или иначе, но машина, по которой почти нет никаких данных, выпускалась серийно и воевала. Гибли они и от вражеского огня. Отдельные ЗСУ данного типа провоевали минимум до 1942 года, но встречаются они крайне редко. Тем неожиданнее стало то, что останки одной ЗСУ на базе ЗИС-6 дожили до наших дней.
Зенитный уникум
Следует отметить, что сам по себе ЗИС-6 является очень редкой машиной. До недавнего времени были известны считанные единицы этих машин (по сути единственной оригинальной была М-13 в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург). Но постепенно трехосные ЗИС-ы стали возрождаться из пепла. Надо сказать, что ЗИС-6 исходно был спецшасси, а его, чаще всего, видят как «Катюшу». Немного странные мысли, ибо М-13 на этой базе выпускалась с июня по октябрь 1941 года.
В Музее отечественной военной истории ЗИС-6 давно был желанным экспонатом. Концепция музея такова, что в нем находятся наиболее типовые образцы техники Красной Армии. ЗИС-6 в этом плане вполне подходит под данное определение. Изготовили их более 21 тысячи, машина, мягко говоря, не самая редкая. Призрачный шанс, что всё-таки наберется комплект для реставрации ЗИС-6, существовал.
Тем неожиданнее стало то, что на горизонте всплыл проект машины на базе ЗИС-6, о котором почти не было никаких данных. На самом деле в случае с колесной техникой такая ситуация не является уникальной. Бывают случаи, что машина вроде была, по ней есть переписка, но при этом ни одного изображения. Тут обратная картина: есть железо, есть небольшое число снимков, но информация почти отсутствует.
Так или иначе, но было решено запустить проект в работу. Работу облегчало то, что исходная концепция ЗСУ предполагала минимальные изменения базовой машины. Поскольку уже имелся опыт реставрации ЗИС-6, именно само шасси не вызвало больших проблем. Больше вопросов было по тому, что находится в кузове. К счастью, каких-то больших проблем в данной области не имелось.
Фактически единственной проблемой стали ящики под обоймы, их пока восстановить не удалось. Делать какую-то имитацию не стали. Лучше не сделать совсем, чем изготовить то, за что потом придется краснеть. Всё остальное, в том или ином виде, имелось на машине. Кроме того, крайне немногочисленные снимки битых машин данного типа помогли понять, как что было сделано.
В Музей отечественной военной истории новинка прибыла 7 мая 2020 года. Происходило это на фоне режима самоизоляции, на котором все сидели по причине ковида. В тот год так получилось, что и празднование Дня Победы оказалось сорвано. Машина всё же приняла участие в праздничных мероприятиях, но случилось это 24 июня 2020 года. В музее скромно отметили юбилей Парада Победы в Москве.
Полноценная презентация уникальной новинки состоялось два года спустя, 9 мая 2022 года. Проходила она также в непростых условиях, но, по крайней мере, уже не при пустом музее. На сей раз машину показали при полных трибунах. ЗСУ не просто проехала: было решено показать ее в работе, благо имеется возможность наводить ее, не откидывая борта.
В настоящий момент ЗСУ на базе ЗИС-6 находится в Первом корпусе музея (1941-45). Расположение очень удобное, поскольку машину можно не только обойти со всех сторон, но и увидеть сверху. А посмотреть там есть на что. Это хоть и мобилизационная ЗСУ, но всё же не совсем чтобы примитивная. Завод №4 над ней серьёзно поработал.
Шасси грузовика стало компромиссным вариантом. Почему изначально хотели именно гусеничное шасси, очевидно при первом же взгляде на машину. Установка, конечно, обеспечивает круговое вращение орудия, но при этом 61-К имеет ограничение по углам вертикальной наводки вперед. Банально мешает кабина. Надо сказать, что и у немцев на их ЗСУ были похожие ограничения (особенно после того, как они ввели частичное бронирование кабин).
Главным изменением шасси стало введение механизма отключения подрессоривания. За счет этого машина становилась более стабильной огневой платформой. В задней части кузова находилось два рычага, потянув за которые, этот самый механизм включался, либо выключался. Работало всё это вполне удобно, расчет мог очень быстро перевести машину в боевое положение.
Еще одним существенным отличием ЗСУ стали борта кузова. Штатно они откидывались, образуя большую платформу. Вместе с тем, как уже говорилось выше, допускалась стрельба и без откинутых бортов. Для этого в нижней части имелись вырезы, прикрытые снаружи металлическими выштамповками. Также сверху борта имели вырезы, чтобы обеспечивались максимальные углы склонения.
Задний борт кузова не откидывался, поскольку на нем крепились петли, усиливающие борта. Задний борт выполнял ряд других функций. В боевом положении на него крепили ограждение зенитки, куда вешался тент. Также на заднем борту имелись откидные подножки. Они были нужны в случае, если подача обойм производилась с земли.
Вращающаяся часть зенитной автоматической пушки 61-К оставалась без изменений. Единственное, что сделали еще в ходе переделки ЗИС-32 и ЗИС-36 — изменили стопор орудия в походном положении. Он находился на лафете, которого теперь не было. Поэтому его прикрутили в полу кузова, в носовой его части.
Как уже говорилось, еще нужно восстановить ящики для обойм. Но в целом реставрация уже закончена, по крайней мере основной ее этап. Очень хорошо, что такая редкая машина возродилась из пепла. Фактически она стала первой более-менее серийной советской ЗСУ военного периода. Удивительно то, что ее в кратчайшие сроки сделали летом 1941 года, а потом, в 1942-45 годах, так мучительно пытались сделать «полноценную» ЗСУ.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- eBay
- Образы войны
-
источник: https://dzen.ru/a/ZUbeVsDhgzGiDk5i