Юрий Пашолок. Зенитная американская двухстволка
История американской ЗСУ Twin 40 mm Gun Motor Carriage M19, опоздавшей на Вторую мировую войну, но успевшую в Корею
Не все в курсе того, что самыми первыми самоходными артиллерийскими установками можно считать ЗСУ. Изначально их строили на колесных шасси, причем ЗСУ вполне активно применялись еще в годы Первой мировой войны. Причины появления самоходных зенитных установок прозаичны. Для того, чтобы поразить скоростную цель, требовалось минимальное время приведения в боевое положение. Колесное шасси в этом плане получалось оптимальным. Габариты и масса зенитных орудий позволяли использовать шасси грузовиков как базу, кроме того, получалось разместить не только саму зенитку, но и ее боезапас. Этой темой занимались в целом ряде стран, включая и США. Неслучайно первым творением Джона Уолтера Кристи была именно ЗСУ. Причем первенец Кристи получился еще и серийным. Конечно, серия оказалась условной, но тогда штучные партии ЗСУ выглядели нормальным явлением. Также американцы выпускали зенитные самоходные артиллерийские установки на шасси грузовиков White.
После окончания Первой мировой войны тема зенитных самоходных артиллерийских установок затихла, причем почти во всех странах. Какие-то проработки были, даже в виде опытных образцов и установочных партий, но крупносерийных образцов не имелось. Первыми крупносерийные ЗСУ стали выпускать немцы, причем базой они выбрали полугусеничные тягачи. Полугусеничную схему выбрали и американцы. В октябре 1940 года Комитет по Вооружениям указал на необходимость иметь ЗСУ, поскольку подходящих танковых шасси не имелось, выбор пал на полугусеничные машины. По иронии судьбы, наиболее массовыми американскими ЗСУ стали детища той самой White Motor Co., которая выпускала самоходные зенитки еще в годы Первой мировой войны. После череды опытных ЗСУ в серию пошла MGMC M13, а за ней и MGMC M16, самая массовая американская самоходная зенитная установка. Вместе с тем, мысли о ЗСУ на танковом шасси оставались, тем более что еще в конце 1941 года появились первые наработки по установке 40-мм зенитного орудия M1. Американская версия зенитного автомата Bofors не лучшим образом вписывалось на полугусеничное шасси, поэтому существовали мысли поставить его на танк.
Первоначальные попытки американских конструкторов создать ЗСУ на танковых шасси потерпели неудачу. В отличие от полугусеничных шасси, в танк зенитные установки решительно не лезли, либо получалось что-то не особо удачное. Кроме того, постепенно росли аппетиты с точки зрения вооружения. Вместо крупнокалиберных пулеметов Browning M2HB появилась альтернатива в виде 20-мм автоматических пушек Oerlikon Mk.IV. Также имелись и альтернативные автоматические пушки — Hispano-Suiza AN-M2. Под эти пушки разработали счетверенную установку T18. Работы по этой теме начались в мае 1943 года, но уже в мае 1942 года инициировали разработку более мощной системы. Речь идет о спаренной установке 40-мм зенитных автоматов M1, американской версии шведских орудий Bofors. 16 ноября 1942 года Комитет по Вооружениям рекомендовал разработку ЗСУ с такой системой, обозначив ее как Twin 40mm Gun Motor Carriage T65. Дальнейшим развитием темы стала Twin 40mm Gun Motor Carriage T65E1, стандартизированная в июне 1944 года как Twin 40mm Gun Motor Carriage M19. Это была лучшая из американских ЗСУ, но в серию она пошла слишком поздно, чтобы принять участие во Второй мировой войне.
В отличие от предшествующих проектов, GMC T65 создавалась не на готовой танковой базе, а с использованием специального шасси. Разработку этого шасси, с использованием агрегатов Light Tank M5, начали летом 1942 года. Cadillac получил задание на специальное шасси, предполагавшее кормовое расположение боевого отделения. Изначально работы шли по GMC T16, позже это же шасси использовали как базу HMC T64. Получилось вполне удачное шасси с мотором по центру корпуса. Оно одинаково подходило и для установки 155-мм гаубицы, и для размещения спаренной установки зенитных автоматов.
Окончательное одобрение разработки GMC T65 было получено 5 ноября 1942 года, а в начале 1943 года изготовили два опытных образца. Одновременно на этом же шасси построили и подвозчик боеприпасов Cargo Carrier T23. То же самое, что и Cargo Carrier T22, создававшийся на шасси T16/T64/T65, но с расчетом на перевозку боеприпасов к 40-мм зенитной системе Bofors. С точки зрения боевой части GMC T65 оказалась очень удачным решением. Спаренная установка T12 обеспечивала круговой обстрел, а в вертикальной плоскости углы наводки находились в пределах от -5 до 90 градусов. Благодаря электрическому приводу полный оборот установки T12 составлял 9 секунд, а скорость наводки по вертикали составляла 25 градусов в секунду. Этого более чем хватало для сопровождения воздушных целей. Боезапас к орудиям M1 составлял 336 патронов, размещавшихся в ящиках по периметру боевого отделения. Это позволяло оперативно заряжать орудия, а заодно обеспечивало нормальную работу расчета из 4 номеров — двух наводчиков и двух заряжающих. Вполне адекватным оказалось и шасси GMC T65.
Два пилотных шасси GMC T65 отправили на Абердинский полигон, откуда первый образец быстро уехал в Кэмп Дэвис, штат Северная Каролина. Там проводились испытания силами департамента зенитной артиллерии. По результатам испытаний общая концепция GMC T65 оказалась одобрена, месте с тем, имелся ряд замечаний по системам наведения. Среди требований появилось использование прицельной системы M7 (Computing Sight M7). В отличие от более ранней системы M3, она предусматривала использование телескопических прицелов и более совершенных приспособлений наводки. Впрочем, куда более важное изменение случилось весной 1943 года. Дело в том, что началась разработка более совершенного танка Light Tank T24. В отличие от Light Tank M5, этот танк получил более совершенную торсионную подвеску. Она выглядела более перспективной, а в случае с «самоходными лафетами» на базе Light Tank M5 и так имелся ряд замечаний по ходовой части. GMC T65 страдала теми же недостатками, что и GMC T16/HMC T64. На этом фоне не стоит удивляться, что 13 мая 1943 года была рекомендована, а 4 июня утверждена разработка GMC T65E1. Примечательно, что ЗСУ на новую базу перевели раньше, чем другие САУ н шасси T16.
Первый опытный образец Twin 40 mm Gun Motor Carriage T65E1 был готов в ноябре 1943 года, после чего его направили на Абердинский полигон. С точки зрения концепции шасси T65E1 мало чем отличалось от предшествующей разработки. Разница состояла только в новой агрегатной башне, что, впрочем, означало создание шасси с нуля. За основу бралось удлиненное шасси Light Tank T24, моторное отделение переносилось вперед, теперь оно размещалось между боевым отделением и отделением управления. В отделении управления осталось два человека, но установку курсового пулемета убрали. Несмотря на смену агрегатной базы, боевая масса GMC T65E1 выросла всего на 227 кг, достигнув 17463 кг. Скоростные характеристики остались на прежнем уровне, машина была всё такой же подвижной. 56 км/ч для ЗСУ — это очень неплохо.
Переделали не только шасси, но и боевое отделение. Новая установка получила индекс T12E1, позже ее стандартизировали как M4. Сами орудия переименовали в Dual Gun M2. Вместо системы наведения M7, которую рекомендовал Департамент зенитной артиллерии, поставили еще более совершенную M13. Щитовое прикрытие в лобовой части боевого отделения переделали, листы стали более сложной формы. Переделали и «стакан» зенитной башни. Одним словом, речь шла не просто об переделке шасси, а существенном изменении всей машины. Вырос и боезапас — до 352 патронов.
Вскоре после прибытия на Абердинский полигон GMC T65E1 направили в Кэмп Дэвис. Там прошли основные испытания, показавшие, что переработанная ЗСУ получилась вполне удачной. Уже в январе 1944 года последовали первые результаты испытаний, которые показывали, что требуются минимальные изменения. Кроме того, от идеи отдельного подвозчика боеприпасов отказались. Вместо него предлагалась более простая конструкция. Брался обычный 1-тонный прицеп, который использовался для легких грузовиков семейства Dodge T214. Он переделывался под размещение в нем стандартных контейнеров, в которых находилось 320 патронов к 40-мм зенитным автоматам. Это выглядело более разумным, чем городить отдельный подвозчик боеприпасов. После испытаний прицеп был стандартизирован под индексом M28.
11 мая 1944 года Комитет по Вооружениям рекомендовал стандартизировать GMC T65E1 как Twin 40 mm Gun Motor Carriage M19. Данное предложение утвердили 15 июня того же года. Впрочем, стандартизация совсем не означала, что тут же начнется производство. Cadillac и Massey-Harris Co были заняты работами по выпуску Light Tank T24, который стандартизировали как Light Tank M24. Та же судьба была и у других САУ на базе нового легкого танка. В чем-то это было похожа на историю с советскими ЗСУ на шасси СУ-76. Приоритетом сделали базовую машину, а к выпуску чего-то еще приступили только когда появились свободные ресурсы. Американцы хотя бы не стали перепроектировать машину, хотя результаты происходящего всё равно получились очень похожими. Впрочем, при наличии в серии MGMC M16 и менее массовой CGMC M15 огромной проблемой отсутствие серийного выпуска GMC M19 почти год огромной проблемой не являлось.
Изначальный заказ, поступивший в августе 1944 года, подразумевал выпуск 904 GMC M19. Производство распределялось между Cadillac и Massey-Harris. По факту же первые GMC M19 были сданы в апреле 1945 года. Начали их производство одновременно на двух заводах, но уже в мае 1945 Massey-Harris выпуск M19 прекратил, сдав 160 машин. В июне, сдав 125 ЗСУ, прекратил производство и Cadillac. Оба завода сдавали только шасси, лишь одна ЗСУ изначально оказалась построена полноценной. Регистрационные номера начинались с U.S.A. 40190122 (машина с серийным номером 1), при этом, в связи с поставкой разными заводами, случился разброс с номерами. Это норма для американских поставок.
Серийная машина мало чем отличалась от опытной GMC T65E1. Основные изменения оказались связаны с комплектацией ЗИП и другими мелочами, не сильно влияющими на конструкцию. По итогам всех переделок боевая масса выросла до 17690 кг, но характеристики подвижности остались те же. Одним из интересных нововведений стала система установки антенны. Появилось подвижное крепление на крыше отделения управления, благодаря ему антенну, во время стрельбы, убирали во избежание вывода из строя. Также на крыше моторного отделения появились крепления для запасных стволов.
В виду того, что GMC M19 в серию пошла лишь с апреля 1945 года, а реально их дособирали еще позже, они не успели на фронт. Не успели они и с точки зрения поставок по ленд-лизу. Вместе с тем, уже в начале 1945 года советская сторона получила ряд сведений, включая краткую характеристику GMC T65E1 и фотоснимки. Полученная информация отчасти повлияла на разработку последующих советских ЗСУ. Как раз в то время, когда была получена информация по GMC T65E1, на заводе №40 организовывался выпуск ЗСУ-37 (СУ-37). Судьба у этой машины была еще более тяжелой, нежели у американской машины, и она также не успела на войну.
Следует отметить, что в ходе производства GMC M19 подвергся переработке. Во-первых, большинство «заводских» фото соответствуют той самой первой машине, которую в 1945 году построили «целиком». Остальные же ЗСУ явно пошли в серию несколько измененными. Выхлоп полностью перенесли влево, изменился состав ЗИП. Главное же изменение случилось с зенитной башней. У нее появились характерные «уши», причем правое «ухо» выпирало сильнее. Они есть у всех известных серийных GMC M19. В 1950 году появилась версия GMC M19A1 с внешним генератором на 200 ампер. Крепился он с правой стороны корпуса. Иногда его появление связывают с переносом выхлопной системы влево, но случилось это гораздо раньше. То есть единственный верный признак M19A1 — это генератор, и не более того. Кроме того, в версию M19A1 переделали далеко не все ЗСУ. Часть машин так и осталась в версии M19.
Не успев на Вторую мировую войну, GMC M19 попала на другую войну — в Корею. К тому моменту эти машины свели в дивизионы автоматических зенитных орудий, которые шли на комплектацию пехотных дивизий. Всего такие дивизионы получили 7 пехотных дивизий. Удивительно, почему подвижные ЗСУ ушли именно туда, ибо по логике они требовались в бронетанковые дивизии. Восьмой (29-й) дивизион, также укомплектованный GMC M19, оказался в распоряжении 1-й кавалерийской дивизии.
На практике именно как ЗСУ GMC M19 использовались нечасто. Как показали бои в Корее, главная угроза была не с воздуха, а на земле. И вот тут огневая мощь спарки 40-мм зенитных автоматов оказалась очень кстати. Отчасти это и объясняет, почему ЗСУ оказались у пехоты. Использовались они как САУ поддержки, ведя огонь по вражеской пехоте. В дальнейшем некоторое количество GMC M19 оказалось в Пакистане.
В ходе боев в Корее дивизионы несли потери. Как правило, происходило это в ходе масштабных наступлений северокорейских войск и китайских добровольцев. Как минимум несколько машин данного типа оказалось захвачено китайскими добровольцами в более-менее рабочем состоянии. Одна из них ныне находится в военном музее Пекина, вторая в военном музее Пхеньяна. Наконец, третий образец попал в Кубинку. Это вполне типовой GMC M19, имеющий боевые повреждения в носовой части корпуса. Какого-то особого интереса конструкция машины не вызвала. О ней и так знали еще в начале 1945 года, к тому же, с точки зрения развития советской самоходной зенитной артиллерии, машина уже устарела.
После изучения GMC M19 оказалась в музее при полигоне, составив компанию другим трофеям Корейской войны — танкам M46 и Centurion Mk.3, а также машине снабжения M39 AUV. Она дожила до появления полноценного музея, открытого в 1972 году. До прошлого года машина находилась в павильоне №5, после реконструкции она, вместе с другими «американцами», перекочевала в соседний павильон №6. ЗСУ во вполне техническом состоянии, по крайней мере, агрегаты на месте.
В заключение стоит отметить, что GMC M19 оказалась весьма удачной машиной. В дальнейшем ее боевое отделение было взято за основу GMC M42, самой массовой американской послевоенной ЗСУ. Кроме того, среди всех ЗСУ военного периода, разработанных ближе к концу Второй мировой войны, ее судьба сложилась наиболее успешно. По крайней мере, она смогла повоевать, причем относительно успешно. По иронии судьбы, основные цели GMC M19 отказались не в воздухе, а на земле.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- www.m24chaffee.com
-