Рассказ про советский артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» из коллекции Евгения Шаманского, который сейчас можно увидеть на выставке «Моторы Войны»
Красную Армию нередко ругают за ее автотракторный парк. С одной стороны, ругать действительно есть за что. С другой стороны, если посмотреть на ситуацию внимательно, то дела обстояли далеко не так плохо, как это преподносят. Особенно это касается гусеничных тягачей. Даже если смотреть на гусеничные трактора гражданского происхождения, то и тут дела не так уж и безнадежны. Да, те же С-65 совсем не отличались высокой подвижностью, но у ряда армий мира альтернативой им были лошади. Если смотреть на ситуацию с позиции «либо трактор, либо лошадь», то она начинает обретать слегка иной вид. Не говоря уже о том, что в командовании Красной Армии отнюдь не сидели, сложа руки. С-65, СТЗ-3 и прочие тихоходные машины являлись вынужденной мерой. Параллельно работали и над гусеничными тягачами специальной разработки.
Начинала Красная Армия с моделей, которые выпускались по лицензии. Наиболее совершенной среди них был трактор «Коммунар», по факту немецкий Hanomag WD Z 50. Последовательно его модернизировав, на ХПЗ добились повышения мощности с 50 до 90 лошадиных сил, а скорости с 7 до 15 км/ч. Кому-то может показаться этого мало, но вообще это вполне типичная скорость в колонне. Тот же С-65 стал результатом развития трактора С-60, он же Caterpillar Sixty. В случае с продукцией ХПЗ позже появился очень удачный для своего времени трактор «Коминтерн», разгонявшийся до 29 км/ч. И дело не только в скорости: «Коминтерн» был уже полноценным арттягачом, с комфортной закрытой кабиной и кузовом, где мог размещаться боезапас, а также расчет орудия. Что же касается средних и легких тягачей, их и вовсе пришлось создавать с нуля. За рубежом банально не нашлось адекватных аналогов, которые можно было сразу пустить в серию.
К концу 30-х годов в Красной Армии сформировалось четыре основных класса артиллерийских тягачей. Это тягачи противотанковой артиллерии, тягачи дивизионной артиллерии, тягачи корпусной артиллерии и тягачи артиллерии особой мощности, которые также могли применяться как танковые эвакуаторы. Реально беда была только с тягачами корпусной артиллерии, а по остальным классам работы продвинулись очень далеко. Касается это и гусеничных тягачей противотанковой артиллерии, тут Красная Армия была впереди планеты всей. С 1937 года на московском заводе №37 выпускались полубронированные тягачи «Комсомолец». Они стали самыми массовыми в классе, да и не будет сильным преувеличением говорить о том, что это была лучшая машина в классе. Особенно если мы говорим про довоенные разработки. Ныне таких машин сохранилось совсем немного. «Эталонных», то есть максимально аутентичных экземпляров, и вовсе два. Первый, машина третьей серии позднего выпуска, находится в Музее отечественной военной истории. Мы же поговорим о второй машине — ранней машины третьей серии, из коллекции Евгения Шаманского. Сейчас ее можно видеть на выставке «Моторы Войны».
В первой половине 30-х годов едва ли не главными ориентирами для Красной Армии при создании ряда образцов военной техники были английские образцы. Какие-то из них, вроде Vickers Mk.E или Carden-Loyd Mk.VI, пошли в серию с минимальными изменениями. Некоторые, например, плавающий танк-разведчик A4E11, стали идейной основой для создания отечественных аналогов. Но были и случаи, когда английский прародитель становился катализатором создания совершенно иной боевой машины, в которой прототип угадывался с трудом. Так случилось с Vickers Utility Tractor, многоцелевой машиной, созданной в 1932 году. Она разрабатывалась в нескольких вариантах — легкий артиллерийский тягач, пулеметовоз, транспортер пехоты. Крошечная машина могла быть либо 1-местной, либо 7-местной, в последнем случае по бокам ставились раскладные секции для пехоты. Vickers Utility Tractor имел ограниченный успех, хотя послужил и в английской армии, и в других странах.
Советский аналог Vickers Utility Tractor к 1935 году был разработан силами НАТИ (Научный Автотракторный Институт) под руководством А.С. Щеглова. Указывается, что базой послужил трактор Marmon-Herrington, но по факту в машине легко угадывается именно англичанин. Компоновочно трактор, получивший обозначение «Пионер», во многом повторял английского прародителя. Механик-водитель спереди по центру, мотор позади него, по бокам откидные секции для расчета, блокированная подвеска от танка Т-37А со всего одной тележкой. От Т-37А частично брались и другие агрегаты. «Пионер» приняли на вооружение Красной Армии и даже запустили в серию на заводе №37 в Москве. Но век «Пионера» был недолог. Машина оказалась слишком маленькой, обладала такой же продольной раскачкой, как Vickers Utility Tractor, да и отсутствие броневой защиты для тягача противотанковой артиллерии было совсем не плюсом.
Уже в 1936 году НАТИ создал улучшенные образцы «Пионера». Машина стала шире и длиннее, она получила бронированную кабину, в которой размещался не только механик-водитель, но и командир. Последний получил курсовой пулемет ДТ в шаровой установке. Было создано два типа, «Пионер А» и «Пионер Б», немного отличавшихся друг от друга. Другой вопрос, что завод №37 также получил задание на разработку аналогичного тягача. Ведущую роль в его разработке занял Н.А. Астров, главный конструктор танкового отдела (позже отдел 22) завода №37. Еще, правда, была и третья машина — трактор И.П. Шитикова. Появился он в октябре 1936 года, и частенько его считают одним из прародителей «Комсомольца». Во-первых, эти две машины строились параллельно, во-вторых, называть машину Шитикова прародителем «Комсомольца» могут люди с богатым воображением. По сути Шитиков взял свой опытный танк и перепилил его. Получилось что-то бессмысленное и беспощадное, особенно с точки зрения размещения расчета. Неудивительно, что развитие темы этой машины не состоялось. Но Шитиков влез в проект «Комсомольца» со своей подвеской.
Астров точно видел «Пионер А» и «Пионер Б», что не только отражено в его мемуарах, но и хорошо читается в ряде решений по «Комсомольцу». Вместе с тем, слова Николая Александровича «понял, как не надо делать», в полной мере отражают реальную картину. НАТИ, занимавший ведущую роль в разработке гусеничных тягачей, так и не избавился от ряда принципиальных недостатков Vickers Utility Tractor. Требовалась другая машина, более крупная. Так на свет появился проект трактора-транспортера «Комсомолец», на заводе его именовали Т-20. Ключевые роли в разработке машины сыграли А.В. Богачев и Е.П. Орданович. Вышедший на испытания в январе 1937 года трактор стал настоящим прорывом. На нем удалось частично устранить наиболее характерные недостатки Vickers Utility Tractor, а расчет орудия перестал себя чувствовать бедными родственниками. Боевая масса выросла до почти 3 тонн, но как тягач противотанковой артиллерии «Комсомолец» был явно лучше предшественников.
Для Астрова это был первый принципиально новый образец, созданный в ходе работы на заводе №37. Если Т-38 всё же был стал развитием танка-амфибии Т-37А, то «Комсомолец» оказался совершенно новой машиной. Не без недостатков, но в сложившейся ситуации лучшего решения у Красной Армии не имелось. В 1937 году Т-20 приняли на вооружение Красной Армии и тогда же началось его серийное производство. Как указывалось в задании, разрабатывался «Комсомолец» как тягач полевой, либо противотанковой артиллерии. Также он должен был возить «поезд» (прицеп) массой до 3 тонн. По факту же основной задачей тягача стала перевозка 45-мм противотанковых орудий. Также он перевозил и 76-мм полковые пушки обр.1927 года, позже «Комсомольцы» привлекали для таскания 120-мм минометов, но типовой нагрузкой всё равно оставалась 45-ка, а также ее передок.
Производство машины обычно разделяют по сериям, правда, говорят про три. На самом деле их было больше. Первая серия, с характерным выступом трапециевидной формы под курсовой пулемет ДТ, выпускалась недолго. Изначально у машины последний опорный каток был ленивцем, но еще на стадии испытаний все серийные тягачи получили полноценный ленивец. По результатам войсковых испытаний выявилось немалое число дефектов, вместе с тем, уже тогда было сказано, что «Комсомолец» является единственным тягачем Красной Армии, обеспечивающим необходимую подвижность. Вскоре началось производство тягачей второй серии, на которых частично решили проблемы, выявленные в ходе эксплуатации ранних машин. Эти машины весьма существенно отличались от предшественников. Иначе была выполнена установка курсового пулемета, смотровые лючки и ряд других элементов.
В дальнейшем началось серийное производство «Комсомольцев» третьей, наиболее массовой серии. Именно такие тягачи стали самыми массовыми в ходе боевых действий, которые Красная Армия проводила в 1939-40 годах. Спереди ее легко отличить по порту для механизма заводки мотора, который пересели с кормы. Изменилась и кормовая часть, под конец выпуска заменили задние брызговики, чтобы не забрасывать грязью орудие с передком. Самой же совершенной стала машина четвертой, последней серии. Она также получила целый букет изменений, которые позволяют довольно легко отличить от более ранних машин. Это касается, прежде всего, сварной рубки и новых люков.
Всего до конца июля 1941 года было сдано 7780 тракторов всех серий. Из них на 1 января 1941 года числилась 4401 штука. Далее выпуск тракторов прекратился, причем дело не только в форсировании производства танков. Вместо 45-мм пушки началось производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2 массой около тонны, которые «Комсомолец» мог таскать с трудом. Сам Астров сетовал на то, что требования использования мотора от «полуторки» было неправильным. Под боком находился Завод им. Сталина, чей грузовой мотор ЗИС-5 больше подходил для подобных целей. Но по непонятным причинам взяли другой агрегат. В результате получили бомбу замедленного действия. Сработала она еще до начала войны, когда выяснилось, что нового тягача для ПТО нет.
До 1992 года ни одного «Комсомольца» на территории нашей страны не имелось. В 1992 году удалось найти машину четвертой серии, ныне она находится на Поклонке. Главный герой данного материала имел весьма бурную судьбу. Он стал немецким трофеем, машину немного дорабатывали, например, буксирный крюк был уже немецкий. Далее машина была накрыта уже нашими военными в ходе переправы через Днепр. Она пролежала долгое время брошенной, наконец, в начале 2010-х ее нашли, официально вывезли в Россию, и здесь ей занялась мастерская Евгения Шаманского. Впервые «Комсомолец» можно было видеть в марте 2012 года на Олдтаймер Галерее Ильи Сорокина. Первые заезды после реставрации прошли в конце 2019 года, а презентация машины состоялась в марте 2020 года. Правда, запихнуть ее в самый угол галереи — это не от большого ума организаторов. Так что полноценная презентация состоялась позже — на международном военно-патриотическом слёте «Моторы Войны». А сейчас машину можно видеть на одноименной выставке.
«Комсомолец» в нашей истории танкостроения занимает не самое видное место. Но это, мягко говоря, слегка несправедливо, потому что по уровню нововведений он был покруче большинства наших предвоенных танков. Для начала, у машины имелось, внимание, сдвоенное управление. В случае чего командир, он же пулеметчик, мог увести машину самостоятельно. Для него имелась отдельная приборная панель. Также у машины имелась стационарная система пожаротушения, которая запускалась из отделения управления. Попробуйте найти танк 30-х годов, где есть такое.
Для того, чтобы оценить уровень хайтека, который был реализован в «Комсомольце», достаточно просто посмотреть внутрь отделения управления. Машина буквально забита различными деталями и панелями, как-то не ожидаешь всё это увидеть в скромном снаружи тракторе. Тут даже немцы слегка так курят в сторонке. А еще у машины из коллекции Евгения Шаманского установлены зеркала заднего вида. Они штатно крепились при открытых боковых лючках.
У серийной машины боевая масса превысила отметку в 3 тонны, но одновременно появился и новый мотор — ГАЗ-ММ-6002 (легковой ГАЗ-М1 с грузовой коробкой передач ГАЗ-АА). В результате получилась весьма подвижная машина, причем ее мотор размещался более удачно, чем на английском прародителе. В случае необходимости можно было приоткрыть панели, скрывающие мотор, это улучшало охлаждение двигателя.
Отдельно стоит упомянуть и сиденья расчета. Они далеко не так просты, как кажутся. Помимо функции размещения расчета, у них есть еще одна задача, о которой знают далеко не все. В случае необходимости сиденья можно было разложить в небольшую грузовую платформу. В результате «Комсомолец» мог превратиться небольшой полубронированный грузовичок.
Фактически единственным минусом машины стало то, что ее мотор был слишком слабым для перевозки более мощных систем. А так «Комсомолец» вполне устраивал военных. Больше того, уже во время войны появился проект очень похожей машины — АТП-1. Дальнейшее развитие темы привело к тому, что на свет появился АТ-П, полубронированный тягач, который также создавался под руководством Астрова. Правда, уже не на заводе №37, а на заводе №40 в Мытищах. Конечно, АТ-П был во многом другой машиной, но концептуально прародитель угадывался безошибочно. Больше того, и вся предвоенная система гусеничных тягачей Красной Армии осталась на месте. Вместо СТЗ-5 стали выпускать АТ-Л, место тягача С-2 занял АТ-С, а вместо «Ворошиловца» появился АТ-Т. Все эти машины имели долгую историю.
Сейчас на выставке «Моторы Войны» не хватает только двух тягачей «Ворошиловца» и С-2. Но и без них, благодаря коллекции Евгения Шаманского, вы можете увидеть основные типы советских гусеничных тягачей, созданных в довоенный период. Попасть на выставку можно со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.