Универсальная пулеметная установка для мотоцикла от «танкистов»
История мотоциклетной установки для пулемета ДТ, разработанной в ВАММ КА при участии военинженера 3-го ранга Ж.Я. Котина
Период Первой Мировой Войны стал временем активного развития мотоциклов. Армии различных стран, включая русскую, увидели в этом двухколесном транспорте ценного помощника для обеспечения связи и проведения разведки. Вскоре появилась идея оснастить мотоцикл вооружением, однако столкнулись с некоторыми трудностями. Наиболее подходящим вооружением для мотоциклов считалось автоматическое, и в то время это были пулеметы, которые удобно устанавливались на мотоциклы с коляской. Позже появились и ручные пулеметы, более пригодные для этих целей. Тем не менее, оставались мотоциклы без колясок, и на таких транспортных средствах даже ручные пулеметы установить было сложно.
Для того чтобы мотоциклист мог стрелять из пулемета, были разработаны различные способы размещения оружия. Некоторые конструкции позволяли открывать огонь только после того, как спешишься, а в других случаях можно было стрелять даже в движении. Меткость, конечно, при этом страдала, но это лучше, чем ничего. В Советском Союзе также была создана подобная пулеметная установка. Любопытно, что в её разработке участвовал Жозеф Яковлевич Котин, который в то время трудился в Военной Академии Механизации и Моторизации РККА.
В Советском Союзе начались работы по установке оружия на мотоциклы еще в конце 1920-х годов. В первую очередь это касалось мотоциклов с колясками зарубежного происхождения, таких как Harley-Davidson JD, которые закупались в значительном количестве. Однако, по-настоящему серьёзное развитие эти работы получили ближе к середине 1930-х. К тому времени Советский Союз перестал приобретать иностранные мотоциклы и начал выпуск собственных моделей. Важную роль в этом процессе играли такие мотоциклы, как Л-300 («Красный Октябрь») и НАТИ-750 (позднее ПМЗ-А-750). Это дало возможность более унифицировано подходить к техническим решениям.
Возможно, кому-то покажется, что установка ручного пулемета ДП была бы проще всего. Такие пулеметы действительно использовались на советских мотоциклах в период Великой Отечественной войны. Однако, ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд. По мнению АБТУ КА, более разумным вариантом было бы применение танкового пулемета ДТ. Эта идея имела свои обоснования. В теории, для ДТ требовалась меньше пространства, так как его можно было установить в шаровом гнезде и закрепить либо на самом мотоцикле, либо на коляске.
С этой точки зрения велась разработка единой пулеметной установки, достаточно известной среди поклонников российских мотоциклов. Однако никаких данных о создателе, времени изготовления и предназначении для мотоциклов не предоставляется. Это делает особенно примечательным тот факт, что конструкцию создали в 1936 году специалисты из танковых войск. Если быть точнее, это труд коллектива Кафедры стрельбы и научно-исследовательского отдела ВАММ им. Сталина. В тот период во главе отдела стоял военный инженер третьего ранга Ж.Я. Котин, который впоследствии станет руководителем СКБ-2 Кировского завода. На тот момент Жозеф Яковлевич работал над множеством интересных проектов.
Созданная в стенах ВАММ КА конструкция была маленьким произведением инженерного искусства. Достаточно сказать, что при ее создании решался важный вопрос, связанный с тем, как увязывалась данная установка с конструкцией всего остального мотоцикла. А именно то, куда девалась фара. Е переносили на основание установки, решение изящное и функциональное. При этом делалась она под несколько мотоциклов — Л-300, ИЖ-8 и ПМЗ-А-750, все в варианте одиночки, то есть без коляски.
Узел крепления пулемета напоминал штатную установку спаренного пулемета. Впереди находился целик для прицела, обратная его часть была штатной, от ДТ. Установку можно было регулировать по высоте и наклону, при этом она стопорилась в определенном положении. Судя по кадрам испытаний, ведение огня предполагалось всё же из положения стоя. В принципе, можно было стрелять и с ходу, но насчет того, куда при этом мотоциклист попадал, лучше не спрашивать. С другой стороны, даже если дать очередь поверх голов, эффект будет что надо.
Установку быстро оценили на самом верху. «Пулеметную установку ДТ к мотоциклам», как ее обозначили в переписке, похвалил командарм И.А. Халепский, бывший начальник АБТУ КА, а на тот момент начальник вооружений и технического снабжения Красной Армии. В декабре 1936 года он распорядился премировать авторов установки. Правда, с этим он слегка опоздал. Как выяснилось, еще в ноябре 1936 года авторы установки, среди которых указывался и Котин, были премированы.
Самое интересное произошло потом. Установку приняли на вооружение Красной Армии, серийно производили, но есть один нюанс. Дело в том, что известна она благодаря мотоциклу, который не значился в списке. А именно ТИЗ-АМ-600, ставший самым массовым тяжелым советским военным мотоциклом на начало Великой Отечественной войны. Что же касается остальных мотоциклов, то из них на снимках встречаются Л-300 и ПМЗ-А-750, да и то нечасто. Подольский мотоцикл этот оказался довольно проблемным, прозвище «попробуй меня заведи» появилось не на пустом месте. Хотя там скорее вопрос в том, что детище Можарова требовало аккуратности и технических знаний.
А вот пулеметная установка на одиночном варианте ТИЗ-АМ-600 оказалась вполне массовым явлением. Такие мотоциклы часто можно было увидеть на парадах, проходивших во второй половине 30-х годов. В дальнейшем эти мотоциклы стали редкостью, причин на то было немало. Самая главная заключалась в том, что оптимальным военным мотоциклом признали вариант с коляской. А для него такая мудреная установка была не нужна. Кроме того, в коляску стали ставить ДП, именно такой вариант вооружения прижился и далее стал основным.
Тем не менее, останки пулеметной установки ВАММ изредка попадаются среди эха войны на местах боёв. Сейчас уже известно несколько восстановленных установок, а также их реплик. В ходе реставрации ТИЗ-АМ-600, который делался для Музея отечественной военной истории, было решено поставить такую установку на данный мотоцикл. В ходе архивных работ была найдена техническая документация на установку. А заодно выяснилось, что одним из ее авторов является Котин. Для него, кстати, это далеко не единственная такая работа. Так что должность начальника СКБ-2 Кировского завода он занял не просто так.
Архивная работа, впрочем, решает не все вопросы. Дело в том, что вместе с пулеметной установкой мотоцикл получал еще и короба для пулеметных дисков. Они, судя по всему, были у каждого мотоцикла свои, а главное, на них с документацией как-то туго. Поэтому пока что в музее короба более-менее соответствуют внешнему виду. А вот что там внутри, пока еще загадка. Те же самые проблемы и у других реставраторов, так что тут либо найдется документация на содержимое коробов, либо накопаются останки оригиналов.
Несмотря на то, что пулеметная установка для мотоцикла-одиночки использовалась недолгое время, нельзя не отметить, что сделана она была весьма удачной. На фоне аналогичных конструкций она явно выделялась в лучшую сторону. Скорее вопрос в том, что более правильной идеей стало размещение пулемета в коляске, а не занимать водителя дополнительной работой.
Автор выражает признательность Вадиму Антонову (г. Москва) за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы
Список источников:
- РГВА
источник: https://dzen.ru/a/Zyz48-38sHWH7IkI