Аэросани впервые использовались для военных целей еще в годы Первой мировой войны. Естественно, применялись они и в России, что неудивительно. У нас зимой снега много, так что и аэросани вполне необходимы. Впрочем, настоящий расцвет отечественных аэросаней начался в 30-е годы. Связан он с именами таких инденеров-конструкторов, как Н.М. Андреев и М.В. Веселовский. При их непосредственном участии создавались аэросани, носившие индекс сначала ОСГА (Опытное строительство глиссеров и аэросаней), а затем НКЛ (Наркомлес). Последний занимался серийным производством аэросаней.
К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе строились транспортные аэросани НКЛ-16. Также предполагалось строительство бронированных аэросаней для разведки. Но после начала войны планы пришлось менять. На свет появились аэросани НКЛ-26, разработанные под руководством Андреева и Веселовского. Они относились к разведывательно-ударному классу, аналогично броневику БА-64. Первые НКЛ-26 появились на фронте ближе к концу 1941 года, а пик их боевого применения пришелся на 1942-43 годы. Аэросани отличались простотой конструкции, но она же стала причиной их недолговечности.
ссылка на видео с яндекс-дзена — https://dzen.ru/video/watch/64d687e0b937b27842de94f0
На сегодняшний день единственный оригинальный образец аэросаней НКЛ-26 находится в экспозиции Музея отечественной военной истории. Машина восстановлена до ходового состояния из обломков, найденных на озере Ильмень. В настоящее время аэросани находятся в Танковом корпусе. Недавно проходила реэкспозиция, в ходе которой аэросани также перемещали. Зрелище весьма неординарное.
источники:
Н.Ф. Шашмурин в своих воспоминаниях оставил интереснейшие сведения по КВ-1с: Указание Сталина по снижению веса танка КВ-1, в связи с выходом его из строя в период Харьковской операции весной 1942 г., якобы по причине перегрузки узлов трансмиссии, являлось ошибочным и было использовано с целью вновь скрыть наличие неустранимых дефектов трансмиссии (КПП) танка. Мы уже знаем (см. выше), что в 1940 г. с учетом летних испытаний завод обязывался создать новую КПП, однако это задание не исполнялось. Но в то время созданная мной в инициативном порядке (как всегда) КПП танка КВ-3 надежно прошла испытания и могла устанавливаться и в танке КВ-1. Однако Котин не разрешил ее запуск в производство на ЧКЗ, а негласно принял решение о разработке новой КПП. […] Казалось бы, самый простой выход — запустить безотлагательно в производство КПП танка КВ-3. Но это значит — признаться в постоянном обмане. Строго говоря, выявится предательство. Все зависело только от меня. Но … за несколько суток «без сна и отдыха» сумел найти новое решение конструкции, будучи убежденным, что все будет обеспечено с листа. С 1942 г. храню ценнейший документ, протокол совещания, где решалась судьба танка КВ и не только танка. КПП имела 8 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Скорость удалось… Подробнее »
Не стоит опираться только на воспоминания Шашмурина. Хотя бы потому, что у него был личный конфликт с руководством ЛКЗ. И если в его воспоминаниях — оценки им за все время предельно жесткие (даже после войны), то вряд ли объективны во всем. Проблемы во многом упирались в вес. И его рост был как от действий конструкторов, так и от перехода на массовое производство на ЧТЗ. Ленинградский максимальный выпуск удвоили! Цена — это снижение качество . Неизбежная на войне цена. И попытки ограничиться допустим повышением мощности мотора — провалились. И то, что задание было именно снизить вес (цифра кстати названа исходная для танка КВ-1 в момент его проектирования) совершенно верно. Снижали на всем, где было можно, без серьезных изменений в технологии. То, что нашлась КПП, которую делали еще до войны — хорошо, но ее вряд ли бы хватило. Шашмурин что с нуля сделал КПП 8-ми скоростную? Он начинал ее делать для Т-222, впрочем как и Маришкин. И обе КПП встали на опытные образцы Маришкина в КПП «группа 12–21» — в танк 10279 и Шашмурина «группа 21–212» в танк №10334. Оба по 48,5 тонн и с мотором 650л.с. Прошли весной 1942 приблизительно под 100км. И в чем-то лучше показала себя КПП Шашмурина (она… Подробнее »
О чем пишет автор?
На КВ-1 стояла 76 мм пушка ЗИС-5 (такая же стояла и на Т-34, только называлась Ф-34).
Предвоенные запасы эффективных ОФС для нее, ОФ-350, были утрачены еще в 1941 г. Их серийный выпуск в военное время был невозможен.
Ее ОС военного времени, О-350А, был больше похож на петарду, чем на боевой снаряд.
Предвоенные запасы 76 мм эффективных ББС, БР-350А, были утрачены еще в 1941 г. Их серийный выпуск в военное время был невозможен.
Следующий годный 76 мм ББС, БР-350Б, «партия и правительство» дали войскам только начиная с марта 1943 г.
Фактически с осени 1941 г. по весну 1943 г. (всего-то полтора года) никакого годного 76 мм ББС у РККА не было.
Что это была за «грозная боевая техника» КВ-1с, если ББС у его пушки не было, а ОС больше походил на петарду? Какое имеет значение, сколько он при этом весил?
Наиболее радикальные приверженцы секты боевой массы, а также ж/д платформ и мостов вообще считают, что тяжёлые танки не были нужны ни в ВОВ, ни после.