Истребительное командование американской армии имело во время войны своё видение, какой должна быть самоходка, предназначенная для борьбы с вражеской бронетехникой. По мнению генерала Эндрю Брюса, отвечавшего за данный вопрос, такая машина должна была иметь очень высокую скорость передвижения, дабы «врываться» на место боя, быстро уничтожать противника и столь же стремительно уходить из-под удара. В чем-то это перекликалось с концепцией танка Кристи. Что-то быстрое, но при этом про броню можно было не говорить. Легкие истребители танков, согласно этой концепции, достаточно долго эволюционировали, посему их разработка существенно затянулась. В принципе, время было, поскольку первые, еще полугусеничные, истребители танков, появились в войсках в 1941 году, а во второй половине 1942 года начался выпуск GMC M10. Но Брюс ждал что-то более низкое и подвижное.
Дождался он своего счастья в середине апреля 1943 года, когда на испытания вышла самоходная артиллерийская установка Gun Motor Carriage T70. Данная машина являлась развитием концепции GMC T67, да и исполнитель заказа был тем же — Buick. Вместе с тем, общего между машинами было мало. Шасси получилось совсем другим — классическая схема с передним расположением трансмиссии, радиальный мотор с воздушным охлаждением, а также торсионная подвеска, впервые примененная на американских танках. Она, кстати говоря, принесла немало головной боли. Поначалу с подвеской дела не клеились, что привело к некоторым задержкам в работах. Также много седых волос добавилось из-за трансмиссии. На GMC T70 стоял трансмиссионный блок, состоявший из гидротрансформатора Detroit Transmission 900T, планетарной коробки передач 900T Torqmatic и двойного дифференциала. Этот блок можно было легко вынуть через люк в лобовом листе, а также ожидалось улучшение работы трансмиссии. Но на деле как раз этот самый блок, прежде всего гидротрансформатор, затянул процесс внедрения машины. Официально серийное производство началось в июле 1943 года, но по сути машины, выпускавшиеся по контракту T-6641, являлись ограниченно боеспособными. Только вторая серия, T-9167, уже была доведенной. Неудивительно, что индекс GMC M18, под которым данная машина известна, был получен только в 1944 году. Да и машина получилась неоднозначной.
GMC T70/M18 в полной мере была детищем автомобильной промышленности. Основная часть компонентов (за исключением мотора) выпускалась автомобилестроительными предприятиями, в основном связанными с General Motors. Даже пушки, и те выпускались силами Oldsmobile. Поначалу на Buick подняли планку выпуска до 267 машин (ноябрь 1943 года), но к весне 1944 года выпуск стабилизировался. В среднем ежемесячный выпуск GMC M18 составлял 150 машин, этого было вполне достаточно для насыщения частей. Тем более что выпущенные в 1943 году самоходки еще пришлось доводить до ума, да и то, значительная их часть позже была переделана в машины снабжения M39 AUV.
В 1943 году предполагалось выпустить 1000 машин, 3600 в 1944 году и 4386 в 1945 году. Из этого числа 7360 машин планировалось поставить в американскую армию, оставшиеся 1600 машин предназначались для поставок по ленд-лизу. Но что-то явно пошло не так. Помимо далеко не идеальных зарубежных испытаний, некоторые сомнения стали высказывать и американские военные. В принципе, их GMC M10 устраивала, требовалось лишь усилить вооружение и ввести мотор поворота башни. А вот к GMC M18 имелись вопросы. Жажда скорости привела к тому, что и противопульной броня данной машины была условно. Не менее интересной была и финансовая сторона вопроса. В то время, как М10 обходилась в 47900 долларов США, M18 стоила 55230 долларов. При этом оказалось, что скорость и низкий силуэт на поле боя далеко не всегда важнее, чем удобство работы расчёта и наличие хоть какой-нибудь противоснарядной защиты.
Надо сказать, что и боевой дебют оказался не очень чтобы успешным. Впервые машины применили в Италии, а месяц спустя они высадились в Нормандии. Там высадились три дивизиона истребителей танков, оснащенные новыми машинами — 603-й, 704-й и 705-е. Эти машины не вызывали у командования большого энтузиазма, да и экипажи отмечали тесное боевое отделение. Тем не менее M18 начали применять почти сразу же после высадки в Нормандии, правда, в ограниченном числе. Причем на весьма специфичных миссиях вроде сопровождения колонн. Так что GMC M18 совсем даже не стала основным истребителем танков. Тем более что огневой мощи орудия оказалось недостаточно, требовалась система калибра 90 мм. А ее, как показало будущее, поставить на это шасси не получилось. Только в феврале 1945 года число GMC M18 на фронте выросло до более чем 400 машин. При этом в декабре 1944 года случилось наибольшее число безвозвратных потерь — 44 штуки. Больше их потеряли только в апреле 1945 года — 55 машин. Уже в феврале 1945 года основным американским истребителем танков стала GMC M36. По сути апгрейд GMC M10, с новой пушкой и мотором поворота башни.
Концепция подвижного истребителя танков со «стеклянной» броней, можно сказать, не взлетела. Вместе с тем, уже после войны появилась GMC M56, которая была еще большей «стеклянной пушкой». Причем она была хороша ровно до того момента, как не начались полноценные боевые действия во Вьетнаме. Чего-то пошло не так.
Статья по GMC M18:
Юрий Пашолок. Испытано в СССР. Автострадный истребитель Gun Motor Carriage M18 Hellcat
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13001468.html