История реставрации французского легкого танка Renault FT, новинки Музея отечественной военной истории
Как гласит одна поговорка, танки легкими не бывают. В полной мере это касается и реставрации танков. Если работа идет как полагается, а не «тяп-ляп», даже маленький танк может стать большим испытанием. Особенно когда документации по нему особо нет, машина далека от комплектности, а ей самой уже исполнился век.
В начале апреля мастерская Вячеслава Лен закончила реставрацию весьма необычного для нее проекта — французского легкого танка Renault FT. Самый массовый танк Первой мировой войны оказался, мягко говоря, крепким орешком. Чтобы тот набор запчастей, который был изначально, превратился в танк, понадобилось 4,5 года работы, не считая еще пары лет сбора материалов. Теперь этот танк является единственным в России ходовым Renault FT.
В отличие от средних французских танков, которые строились с использованием базы, очень близкой к тракторной, Renault FT проектировался с нуля. Кроме того, одной из главных задач было создание танка, который можно выпускать даже не сотнями, а тысячами штук. Этого, кстати, почти удалось добиться. К моменту, когда было подписано Компьенское перемирие, заводы, производившие танк, вышли на проектную мощность. За ноябрь 1918 года сдали больше 600 штук, если бы война продолжалась дальше, объем только возрастал. В этом и заключался смысл легких танков — они брали числом.
Еще одним важным моментом стала весовая культура при создании танка. Изначальные требования на легкий танк предполагали создание машины с боевой массой 4 тонны. Получилось 6, но именно по причине жестких требований, связанных с боевой массой, Renault FT выглядит именно так. Максимально зауженный корпус и хитрая компоновка с размещением мотора позади коробки передач — это всё необходимость сделать танк легче.
Причина столь жесткой экономии массы простая: танк предполагалось перевозить грузовиками, а их возможности ограничены. Под перевозку танка предполагался 7-тонный грузовик Renault FU, но он, в отличие от танка, сильно запоздал. Так что возили Renault FT самыми разными способами. Мотор, кстати, у них был один, также этот двигатель позже ставился на гусеничные трактора, которые Renault освоила сразу после окончания Первой мировой войны.
Результатом битвы за массу стало то, что танк выглядит простым только снаружи. Да и то, ходовая часть, про которую рассказывалось отдельно, намекает на то, что она совсем не простая. Если вы посмотрите внутрь моторно-трансмиссионного отделения, то там свободного места почти нет. А еще корпуса коробки передач, а также шестеренчатых передач, изготовлены из алюминия. И это 1917 год. А еще у танка есть инерционный стартер, с помощью которого он запускался изнутри. Неудивительно, что танк стоил как 2/3 Schneider CA 1.
Без учета того танка, о котором идет речь в данном материале, сейчас известно минимум о 7 Renault FT, восстановленных до ходового состояния. Из них 6 линейных и 1 Renault FT TSF. 2 танка находятся в Сомюре, 2 в Англии, 1 в Испании, 1 в Швейцарии и 1 в Польше. Английские машины с данным танком роднит то, что они все являются бывшими наблюдательными или огневыми точками. Перед началом Второй мировой войны их вбетонировали на одном из участков Линии Мажино. Потом их из бетона выколачивали.
Герой данного материала является типичным Renalt FT, с литой башней Berliet-Girod, самой массовой. Вероятнее всего, танк был пулеметным, в начале 30-х годов пулемет Hotchkiss заменили на MAC Mle.1931. Данные танки иногда называют Renault FT-31, но это не более чем условность. На момент старта работ в наличии имелся корпус с примерно 95% комплектности по листам, башня, а также двигатель. Также потенциально было понятно, где брать материалы по машине.
Для понимания сути проблемы, полноценной документации на данный танк нет. Вообще. Есть что-то совсем минимальное, руководства, включая немецкое переводное (кстати, весьма подробное), а вот дальше, как говорится, всё в ваших руках. Вишенкой на тортике стало то, что спустя полгода после старта работ началась эпидемия ковида. В общем, старт, мягко говоря, не самый простой. А у проекта есть сроки.
Меньше всего проблем вызывал корпус. У Renault FT он собирался на болтах с пулестойкими головками и уголках. Часть уголков подгнило, но в целом собрался корпус не особо проблематично. Вот дальше стало куда проблематичнее. Во-первых, ходовая часть у танка совсем не простая, во-вторых, документация на нее отсутствует как класс. Так что пришлось изучать сохранившиеся танки, имеющиеся руководства, а также готовить собственную документацию.
В этом смысле большой удачей оказалось то, что аналогичный танк находится в парке «Патриот». В 60-е годы он стал жертвой самоделкиных в погонах, которые пытались воткнуть в него неродной мотор и топливный бак. В результате мотора нет, внутри бак от грузовика, а корма у него расширена. Последнее ввело в заблуждение, что это «Рено-русский». Нет, это «Рено-Кубинский». Если серьёзно, то танк, как выяснилось, трофей 1939 года. На коробке передач есть маркировки на польском языке, она проходила капремонт.
Дальше в работу пошли современные технологии 3D-сканирования, а также обмеры. Одновременно запустили работы по воссозданию орудия. Было решено, что танк получит 37-мм танковую пушку Гочкиса, поскольку делался он как «Рено» в Красной Армии. В 20-е годы все танки данного типа получили пушки Гочкиса. Такое орудие есть в парке «Патриот», на БА-27. Выяснилось, кстати, что пушка у него от литой башни Renault FT, ее банально приварили. Также, скорее всего, на танке появится родная «труба», на Т-18 уже так получилось. Орудийная установка на Renault FT получилась более комплектной, поскольку сделали и внутреннюю прицельную часть.
Помимо документации, которую пришлось делать самим, огромной проблемой стали смежники. Многие детали делаются на стороне, тут же попытка сделать аналогичное провалилась. В результате мастерская обзавелась собственным станочным парком. Впрочем, узкие места всё равно остались. Прежде всего это касается литья. А без него тут вообще никак. Чтобы собрать подвеску, нужно получить несколько крупных литых деталей. Это держало процесс сборки лыж месяцами.
Первый этап реставрации был готов к началу марта 2023 года, танк временно занял место в Танковом корпуса Музея отечественной военной истории. Дальше шли подготовительные работы ко второму, еще более важному этапу — приведению танка в ходовое состояние. А вот это оказалось куда более «веселым» занятием. Особенно трансмиссия. Выполняя требования по снижению массы, инженеры Renault навертели такого, что есть сомнения в экономии. А уж восстанавливать такое — еще та «радость».
Впрочем, на фоне радиатора трансмиссия выглядела еще не столь сложной. Для понимания, состоит радиатор из 1318 медных трубок. Вот как раз столько их пришлось впаивать. Это больше километра трубок, на всякий случай. Делался радиатор месяца три, пропаивался, проверялся, дальше устраняли протечки, пропаивали снова. А еще перед радиатором стоит вентилятор с хитрым приводом. Если кто слышал про «утерянные технологии», это как раз оно. Заливается вода в мотор самотеком,
Главная проблема что с «гитарами», что с коробкой передач заключалась в смежниках. Весьма габаритное и сложное алюминиевое литьё и сейчас задача не из простых. Сначала делалась форма, потом уже изделие, обработка… Шестерни для КПП частично делал завод, который занимается танковыми КПП. Сейчас у него заказы, сами понимаете, для каких задач. А дальше начался нудный процесс — разобрать ходовую, примерить элементы, разобрать, снова собрать… и так раз 10, после каждого этапа.
Надо сказать, что такая мудреная система приводов к ведущим колесам появилась не просто так. Чтобы сдвинуть танк с места, нужен не особо мощный мотор. Renault 18 CV имел эксплуатационную мощность 18-20 л.с. при 800 об/мин, но если его раскрутить до 1500 об/мин, уже было 39 л.с.. Но с учетом средней скорости 5,2 км/ч столько оборотов и не надо. При 1500 об/мин танк разгонялся до 7,8 км/ч, при этом ходовая часть уже не очень была довольна такой прытью. У нее ресурс, кстати, 160-200 км. Мотор, конечно, можно (но лучше не надо) эксплуатировать на бензине, но вообще он питался лигроином.
Собственно говоря, хитроумные приводы как раз и делались под такой низкооборотистый моторчик, которого вполне хватало для скорости сопровождения пехоты. Первые метры танк преодолел, не имея вообще никого мотора. После установки инерционного стартера (да, танк можно было заводить изнутри) и полной сборки трансмиссии машина могла ехать вручную. А если воткнуть дрель помощнее, то даже можно развивать какую-то скорость.
Электрооборудования у танка почти нет, из приборов только один переключатель. И всё. Запускается он, соответственно, тоже вручную. Для этого опускался хвост, ставилась рукоятка запуска, с места механика-водителя подкачивалось топливо. Дальше надо ручку покрутить, запускается машина не первого раза (диванным специалистам по открытию башенных люков КВ-2 на заметку). Ручек, кстати, сделали две — оригинальных размеров и удлиненную. Запускать надо осторожно — похожая рукоятка на «Уайт-АМО» при мне сломала руку механику, который его запускал.
Слова о том, что Renault FT — это первый в мире танк классической компоновки, не являются пустым звуком. Это в принципе первый в мире танк современной конструкции. Очень плотно скомпонованный, тщательно продуманный и совсем не примитивный. Одно то, что для боевого отделения, а также отделения управления, предусмотрели съемные полы, много о чем говорит. Далеко не у всех танков более позднего периода можно встретить такое. Под механиком-водителем предусмотрен еще и ящик ЗИП.
Продумано и боевое отделение. У пушечного танка по бокам находятся снарядные укладки, причем они сделаны складными. Не считая укладку первой очереди справа от орудия. У данного экземпляра башни есть одна интересная особенность. В крышке башенного люка есть порт, который можно использовать, при открытой створке, для стрельбы из личного оружия. Можно сказать, прообраз системы, которую позже использовали в люке Т-34.
В начале апреля танк успешно прошел испытания, ныне он стоит в Танковом корпусе музея. Теперь в линейке легких танков Музея отечественной военной истории не хватает разве что Т-50, но шансы его увидеть близки к нулю. Как и шансы, что в России появится еще один Renault FT с аутентичными агрегатами. Тому, кто захочет повторить подобное, могу пожелать разве что удачи. Корпусов таких танков еще осталось немало, моторов нет. Как и других элементов. Да и вряд ли кто решится повторить путь, который прошли танки, восстановленные The Weald Fondation, а также мастерской Вячеслава Лен. Уровень вложения по времени там равнозначен гораздо более крупному танку.
Предполагается, что в движении Renault FT можно будет увидеть 9 мая, которое не только День Победы, но и день рождения Музея отечественной военной истории. В этом году музею исполняется 10 лет, будет много интересного. Лучше записывайтесь заранее, в конце апреля будет запущена регистрация. Музей не резиновый.
источник: https://dzen.ru/a/ZhOg1thuIy5ydKM1