Юрий Пашолок. Самый массовый танк Первой мировой войны

15

Юрий Пашолок. Самый массовый танк Первой мировой войны

Рассказ о серийных образцах французского легкого танка Renault FT

Содержание:

Танк, впервые появившийся на полях сражений Первой мировой войны в сентябре 1916 года, стал важной вехой в истории оружия. В нем реализовали давнюю мечту человечества создать самоходное средство преодоления вражеских линий обороны. Впрочем, был один момент, который заметно отличал танк от идейных предшественников. Еще со времен рассказа Герберта Уэллса «Наземные Броненосцы», который предсказал появление танков, красной линией шла необходимость массового применения нового вида военной техники. В данном смысле что англичане, что французы правильно поняли смысл танка. Со времен боевого дебюта танков на Сомме массовость их применения ставилась в приоритет.

Renault FT в самой массовой конфигурации, с литой башней Berliet-Girod и 37-мм пушкой SA 18

Renault FT в самой массовой конфигурации, с литой башней Berliet-Girod и 37-мм пушкой SA 18

Французы стали первыми, кто создал легкий танк. Случилось это не на пустом месте. Логика подсказывала, что легких танков можно выпустить значительно больше, чем средних и тяжелых. Кроме того, перевозить их до линии фронта оказывалось значительно проще. Char d’assault 18 HP, или Renault FT, принятый на вооружение в апреле 1917 года, в полной мере соответствовал пожеланиям французских военных «меньше, да больше». Этих танков выпустили больше, чем всех остальных, вместе взятых. Кроме того, Renault FT имел огромное влияние на мировое танкостроение, как во время Первой мировой войны, так и после нее.

Продукт большой кооперации

Одним из ключевых отличий Renault FT от других танков стало то, что эта машина ориентировалась, прежде всего, на автомобильные агрегаты. Такой подход менял ситуацию с производственной точки зрения. Простым этот танк не назвать, тем не менее, с точки зрения общей конструкции собирать его оказалось куда легче. Самое главное, что могли использовать те предприятия, которые ранее выпускали, максимум, бронемашины. Ничего удивительного: Луи Рено ориентировался на собственный завод, который производил отнюдь не тяжелые тягачи или паровозы.

Типичный Renault FT установочной партии

Типичный Renault FT установочной партии

Впрочем, перед полномасштабным запуском танка в серию требовалось обкатать его производство. Решено это было сделать на 150 танках установочной партии, выпуск которых утвердили в феврале 1917 года. Уже после их выпуска запускалось производство большой серии, то есть 1000 танков, о которых говорили в апреле 1917 года. Танки решили делать учебными, поэтому корпуса и башни изготовлялись из конструкционной стали. На них делались специальные отметки, четко говорившие о том, что танк не для боевого применения.

Шасси установочной партии, на чертеже башня еще опытная

Шасси установочной партии, на чертеже башня еще опытная

«Учебные» Renault FT стали первыми серийными танками, где довольно широко применялось литьё. Литыми сделали не только башню, но и носовую, а также кормовую части корпуса. Люк механика-водителя стал трехстворчатым: откидывающаяся вперед передняя створка оказалась неудобной, поэтому ее заменили на распашную конструкцию. Неудачной посчитали и конструкцию кормовых воздуховыводов. Вместо жалюзи в боковых листах появился воздуховод в верхней части корпуса. Он прикрывался сверху откидной створкой, после чего откидывались створки доступа к двигателю. В раскрытом виде они придавали танку вид жука.

Некоторые танки с литым носом и кормой дожили до лета 1940 года

Некоторые танки с литым носом и кормой дожили до лета 1940 года

Менять пришлось и башню танка. Еще в ходе испытаний первого опытного образца ее конструкцию неоднократно видоизменяли. Потребовалось обеспечить и вентиляцию, и нормальный обзор. Финальная конфигурация башни имела смотровые щели по периметру башенки, а также одностворчатый люк, он же колпак-воздуховод. Вообще люк был нужен для того, чтобы можно было высунуть голову. Но если комплекция танкиста позволяла, то он мог через него и вылезти. Автор материала пробовал — вылез. Правда, особого смысла в этом не было, поскольку сзади имелся более удобный двухсторчатый люк, хорошо подходящий для подобных вещей.

По сравнению с опытной машиной удобство работы экипажа выросло. Особенно это касалось люков

По сравнению с опытной машиной удобство работы экипажа выросло. Особенно это касалось люков

Исходный контракт подразумевал выпуск 1150 танков, причем серийные номера начинались с 3. Сдали первый танк в октябре 1917 года (а в общей сложности за октябрь сдали 18 танков). Регистрационные номера данной партии начинались с 66001. За ноябрь 1917 года выпустили 21 танк, тогда же они получили специальные ступеньки в носовой части корпуса, которые облегчали посадку механику-водителю. Постепенно выпуск нарастал: в декабре 1917 года сдали 40 танков, в январе 1918 года еще 32, в феврале 35, последние 4 танка установочной партии сдали в марте. Из этого числа 12 танков отправили англичанам. Машина с серийным номером 13 и регистрационным номером 66016 ныне находится в танковом музее Бовингтон. Это самый старый из сохранившихся Renault FT.

Крупносерийный вариант танка

Крупносерийный вариант танка

Следует отметить, что цифра в 1000 танков продержалась недолго. В мае 1917 года танкофоба Нивеля на посту главнокомандующего французскими войсками сменил генерал (позже маршал) Филипп Петен. Тот имел совершенно иные взгляды на танки. Об этом красноречиво говорило существенное расширение заказа на танки. 1 августа 1917 года был утвержден заказ на 2400 Renault FT, тогда же прозвучал и ценник — 44000 франков. Вообще как-то многовато. Для сравнения, Schneider CA 1 стоил 58000 франков, а Saint-Chamond — 94000 франков. Впрочем, если вы начнете разбираться в конструкции танка Renault, поймете, откуда такой ценник. Как имеющий отношение к реставрации Renault FT, могу сказать, что простым его точно не назвать.

Открытые створки моторного отделения

Открытые створки моторного отделения

Столь существенное расширение выпуска означало одно — Renault не будет выпускать танк в одиночку. 9 октября 1917 года завод Renault в Булонь-Бийанкуре посетили представители Delaunay-Belleville, FAMH (Saint Chamond), Schneider и SOMUA (Société d’outillage mécanique et d’usinage d’artillerie). Целью было ознакомление с новым танком, а также с его производством. FAMH не планировалась как производитель танка в целом, зато появился Berliet, автопроизводитель из Венисьё (ныне часть Лиона). Впрочем, без своего куска пирога FAMH не осталась: на долю Schneider (точнее Le Creusot) и FAMH приходилось броневое производство. На долю Berliet пришелся также выпуск двигателей, позже к дележу пирога подтянулась и Peugeot (также выпуск моторов).

Готовая продукция на заводе Renault, 1918 год

Готовая продукция на заводе Renault, 1918 год

19 октября 1917 года планы по выпуску Renault FT скорректировали. Помимо уже имевшегося контракта на выпуск 1150 танков Renault, завод получал выпуск еще 700 штук. Еще больше танков, 800 штук, приходилось на долю Berliet (серийные номера начинались с 2163, а регистрационные номера — с 73003). Третьим производителем Renault FT стала SOMUA (серийные номера начинались с 3001, а регистрационные номера — с 69017), ей достался контракт на 600 танков. Наконец, Delaunay-Belleville, как наименее мощное предприятие, выпускало 280 танков (серийные номера начинались с 4022, а регистрационные номера — с 70017). Из этого списка моторами и ходовой частью полностью обеспечивали себя Renault и Berliet. И это еще не предел: далее общий объем выпуска на 1918 год утвердили в 4000 танков, а позже он вышел на запредельную цифру в 7800 штук (включая командирские TSF и штурмовые Char 75 S).

Производство на Berliet

Производство на Berliet

Уже в феврале 1918 года Renault сдала первые 65 танков из броневой стали, в марте их было 195 штук, в апреле 233 в мае 236… К концу сентября 1918 года Renault сдала, в общей сложности, 1741 танк, Berliet 638, SOMUA 207 и Delaunay-Belleville 145 штук. Так что цифра в 4000 штук за 1918 год была совсем не фантастической. К 8 ноября 1918 года заводы сдали 3246 танков, а к концу месяца еще 627 штук. Для того времени фантастические темпы. Renault пришлось брать дополнительный пул серийных номеров, которые начинались с 9001.

готовая продукция и корпуса на SOMUA. и это третий по массовости производитель танка!

готовая продукция и корпуса на SOMUA. и это третий по массовости производитель танка!

Окончание войны заставило этот самый конвейер тормозить. Но случилось это отнюдь не сразу. Из 5260 танков, которые выпускались по текущим контрактам, сдали 4516 штук, причем выпускались они и в 1919 и даже в 1920 году. Больше всего изготовили танков силами Renault — 2620 штук. На втором месте оказалась Berliet (1025 танков), на третьем SOMUA (481 танк), а Delaunay-Belleville — 390 штук. В следующий раз такие темпы выпуска одной модели танка за один год мир увидел уже ближе к середине Второй мировой войны — в 1942 году. Можно не сомневаться, что если бы Первая мировая война продлилась в 1919 году, 7800 танков французские заводы могли выпустить без особых проблем.

Хитрости с башнями и вооружением

Окончательный облик шасси Renault FT сформировался к концу 1917 года. От литой носовой и кормовой деталей корпуса отказались, заменив их на катаные листы, собиравшиеся при помощи болтов и реек. Определенное разнообразие было по ходовой части, этому посвящен отдельный материал. Правда, надо иметь в виду, что Renault, как самый большой производитель танков, нередко использовал детали ходовой части, включая ленивцы, и от других фирм. Так что у танка одного завода могло быть несколько вариантов ленивцев.

От башни установочной партии постарались побыстрее избавиться

От башни установочной партии постарались побыстрее избавиться

Гораздо интереснее развивалась ситуация с башнями. Еще в ходе испытаний опытного образца танка жалобы шли на ее излишнюю тесноту. Существовал проект повышения ее высоты, но его так и не реализовали в металле. Зато в апреле 1917 года начались контакты Луи Рено и Поля Жиро, талантливого инженера и основателя сталелитейного завода в Южин. Связано это оказалось с новой проблемой. Еще в ноябре 1916 года шел разговор об установке в башню Renault FT 37-мм орудия.

Макет башни Girod-Renault на опытном Renault FT, май 1917 года

Макет башни Girod-Renault на опытном Renault FT, май 1917 года

Пушка, надо сказать, нашлась довольно быстро. Ей стала 37-мм пехотная пушка Canon d’Infanterie de 37 modèle 1916 TRP. Atelier de Puteaux (APX) оперативно разработала танковую версию орудия — 37 mm SA (canon de 37 S. A. pour chars légers). Орудие было очень компактным, занимало места не больше, чем 8-мм пулемёт Hotchkiss Mle.1914. Другой вопрос, что в пулеметную башню она не лезла: исходная установка не позволяла нормально наводить систему, требовалось что-то иное. В результате появилась башня, получившая обозначение Girod-Renault. Первый макетный образец башни был готов в мае 1917 года, а в августе появился полноценный вариант.

Установка пулемета и пушки была унифицирована

Установка пулемета и пушки была унифицирована

Башня была примечательна тем, что на ней реализовали универсальную орудийную установку. Поменяв подвижную бронировку, можно было поставить вместо пушки пулемет. Характерным ее отличием стали торчашие наружу цапфы системы наводки по вертикали. Башня получилась более просторной, ее собирались выпускать крупной серией. Но башня оказалась чересчур дорогой. Изготовили их всего 19 штук, они были как пушечные, так и пулеметные. Башни вполне повоевали, а минимум один танк уехал с ней в Прибалтику.

Башен Girod-Renault сдали всего 19 штук

Башен Girod-Renault сдали всего 19 штук

Результатом стало то, что в октябре 1917 года начала работать над собственной башней, о которой будет сказано чуть позже. Поль Жиро нашел другого компаньона — Berliet. Результатом стала новая башня, известная как Berliet-Girod. Она была похожа на Girod-Renault, но цапфы наружу не торчали, а смотровая башенка имела иную конструкцию. Такая башня получилась проще и дешевле, именно она и стала самой массовой на Renault FT.

Пулеметные и пушечные башни Berliet-Girod, самые массовые "головы" Renault FT

Пулеметные и пушечные башни Berliet-Girod, самые массовые «головы» Renault FT

Башня Berliet-Girod ставилась на танках всех четырех производителей. Но Renault использовала и собственную конструкцию. Она была не совсем их: в октябре 1917 года иной вариант башни разработал полковник Эмиль Римальо, технический директор FAHM. Как уже говорилось выше, башня Girod-Renault была слишком дорогой. Альтернативная конструкция оказалась заметно проще. Она собиралась из плоских листов на болтах, литой была только башенка.

Башни Renault, самые технологичные

Башни Renault, самые технологичные

Всего танки выпуска Renault получили 1147 таких башен, из них 462 пулеметных и 685 пушечных. Башен Berliet-Girod на танках выпуска Renault было чуть меньше — 308 пулеметных и 788 пушечных. Интересно, что башня Renault (или Римальо, если быть более точным) позже стала образцом для подражания в разных странах. В том числе ее использовали как прототип для башни Т-18 (МС-1). Причина очевидная — простота изготовления.

Символ победы и большой бронетанковый капкан

В октябре 1917 года, как только Renault сдала первые серийные Renault FT, появилось и первое учебное подразделение. Ставка на изготовление «учебных» танков оказалась верной. В войска «полноценные» Renault FT пошли с марта 1918 года, к тому моменту танки из неброневой стали вовсю обкатывались в войсках. Следует отметить, что даже с появлением «полноценных» танков 150 машин установочной партии никуда не делись. Некоторые из них умудрились дожить аж до мая-июня 1940 года, пройдя модернизацию.

На дальние дистанции Renault FT перевозились на грузовиках. Это заметно повышало их мобильность

На дальние дистанции Renault FT перевозились на грузовиках. Это заметно повышало их мобильность

В мае 1918 года, когда пошло насыщение новыми танками войск, появились RAS (специальные артиллерийские полки, ибо танки относились к артиллерии). В них входили 3 BCL (батальоны легких танков), каждый из которых состоял из 3 танковых рот. В роту должно было входить по 25 танков, причем хорошо заметно, что приоритет явно оказывался на пушечными танками. К концу мая 1918 года 453 Renault FT было отправлено в войска, но из них на фронте находилось всего 17. Так что дебют 3-го танкового батальона 501-го полка, состоявшийся 31 мая 1918 года, оказался неоднозначным. Из 21 танка 3 подбили (1 из них захватили), пехота действовала не лучшим образом. Тем не менее, как боевая единица Renault FT показали себя неплохо.

Демонстрация возможностей танка

Демонстрация возможностей танка

В общей сложности в боях приняло участие около 1,5 тысяч Renault FT, которые летом 1918 года стали самыми массовыми французскими танками. Помимо французов, их применяли и американцы. Последние ожидали получения 6-t tank M1917, лицензионной версии Renault FT, но они на войну не успели. Согласно французским данным, в боях было безвозвратно потеряно 485 танков данного типа, то есть около трети от применявшихся на фронте. Учитывая реалии Первой мировой войны, не такие и огромные потери.

За годы Первой мировой войны было потеряно 485 танков данного типа. Много, но за это же время их выпустили почти 4 тысячи. Французы могли заваливать немцев железом, не напрягаясь. Для понимания, общие потери были ниже, чем выпуск Renault FT в ноябре 1918 года

За годы Первой мировой войны было потеряно 485 танков данного типа. Много, но за это же время их выпустили почти 4 тысячи. Французы могли заваливать немцев железом, не напрягаясь. Для понимания, общие потери были ниже, чем выпуск Renault FT в ноябре 1918 года

Уже с июля 1918 года Renault показали свою реальную эффективность. Принцип действия большим числом танков действовал и для легких боевых машин. Кроме того, реальная скорость Renault FT оказалась выше, чем у Saint-Chamond и Schneider CA 1. Быстрые объемы выпуска позволяли быстро восполнять потери, а это, естественно, влияло на боевую эффективность. Так что Renault FT оказался не только самым массовым, но и лучшим французским танком.

Для французов Renault FT стал одним из символов победы в Первой мировой войне

Для французов Renault FT стал одним из символов победы в Первой мировой войне

Для французской армии Renault FT стал настоящим танком Победы. В боях лета-осени 1918 года они сыграли одну из ключевых ролей. Правда, было во всём этом маленькое «но». Массовость очень сильно аукнулась потом, уже после окончания войны. Просто взять и порезать танки (как это сделали англичане в 20-е годы с «ромбами») французы не решились. В результате французская армия получила своеобразную «гирю», которая тянула весь межвоенный период. И даже к началу Второй мировой войны в армии находилось 2850 танков данного типа, из них 1145 в строевых частях. Что было совсем не поводом для радости.

Список источников

      1. Renault FT, Pascal Danjou, TRACKSTORY №10, 2009
      2. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014.
      3. CAAPC (Centre des archives de l’Armement et du personnel civil)
      4. Guerre, Blindés & Matériel №99, 100, 101, 102, 112
      5. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZSQ8_pCwPUXx-_ZC

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account