Юрий Пашолок. Советский «Голиаф» в пилотируемом варианте

17

Юрий Пашолок. Советский "Голиаф" в пилотируемом варианте

Проект СП-танка (саперно-пехотного танка), предложенный капитаном Н.Д. Комляковым

Идеи создания специальных бронированных машин, предназначенных для инженерных работ, массово появлялись еще в годы Первой мировой войны. В условиях позиционной войны предложения создать бронированный аппарат, способный подтащить взрывчатку, либо решить схожие задачи, появлялись постоянно. Естественно, далеко не все такие предложения брались в оборот, а до практической реализации и вовсе добирались единицы, но общая тенденция очевидна. В этом смысле изобретательская мысль работала одинаково в целом ряде стран, что намекает на явную необходимость. Другой вопрос, что желания и возможности не всегда совпадают.

Капитан Н.Д. Комляков, автор предложения

Капитан Н.Д. Комляков, автор предложения

В годы Второй мировой войны тема специальных инженерных машин активизировалась. Происходило всё это на фоне существенного прогресса с разработкой подобных машин. Всё это, разумеется, не тормозило изобретателей, скорее даже подстегивало. Если посмотреть по отечественным отделам изобретений, то аналогов немецких «Голиафов» (которые, кстати, были совсем не первыми) набирается не один десяток. Впрочем, попадались и предложения подобных боевых машин с живым человеком на борту. Один из таких проектов, СП-танк (саперно-пехотного танка), был предложен в январе 1945 года капитаном Н.Д. Комляковым.

Суть предложения

Суть предложения

Кому-то может показаться, что все эти изобретения — не более чем предложения по принципу «не хочу на фронт». Но если начать немного думать и вникать, выяснится, что часть данных рацпредложений базируются на боевом опыте. Порой там попадаются вполне зрелые люди, с богатым военным прошлым. Как раз такое можно сказать о Николае Дмитриевиче Комлякове. В Красную Армию он вступил еще в 1931 году, участник битвы под Москвой, участвовал в штурме Кенигрсберга. На момент подачи заявки он служил в 36-м отдельном Оршанском краснознаменном ордена Александра Невского полку связи. И если посмотреть беспристрастно на то, чего же предлагал капитан Комляков, то выглядит оно не так и безумно, как может показаться. Скажем так, штука, которая была весьма востребована.

Эскиз СП-танка

Эскиз СП-танка

СП-танк (саперно-пехотный танк), как его назвал сам изобретатель, представлял собой небольшую гусеничную машину длиной 2,2 метра, при этом его высота не превышала 80 см. Массу машины автор не указывал, но вряд ли бы она превысила 2-3 тонны. Считая, что одним из важных параметров является бесшумность езды, Кемляков предлагал использовать в качестве силовой установки электромотор. Для его питания в корпусе размещались аккумуляторы. Их должно было хватить на несколько километров движения со скоростью 10-15 км/ч. Это вполне привычные параметры для дистанционно управляемых инженерных машин. Разница в том, что СП-танк делался пилотируемым. Механик-водитель, он же командир, находился в положении лежа. Его должен был защищать корпус, с такой толщиной брони, чтобы не пробивали пули и осколки снарядов.

Пулеметовоз НАТИ. Как видите, похожим занимались на официальном уровне, правда, не как раскладчик мин

Пулеметовоз НАТИ. Как видите, похожим занимались на официальном уровне, правда, не как раскладчик мин

Основной задачей данной боевой машины была постановка противотанковых мин на танкоопасных направлениях. Активная противотанковая оборона предусматривала использование групп саперов с минами, данную тактику можно даже увидеть в немецких учебных фильмах. Так вот, Кемляков предлагал сделать данный процесс более безопасным для саперов. В случае атаки вражеских танков СП-танки скрытно выезжали и раскладывали мины. Вспомогательным оружием предполагались пистолет-пулемет, пара бутылок с зажигательной смесью и противотанковые гранаты. Впрочем, учитывая особенности машины, они могли использоваться разве что после того, как экипаж ее покинет.

Ответ был, впрочем, очевиден

Ответ был, впрочем, очевиден

В случае, если изобретение было бы интересно вышестоящим службам, капитан Кемляков был готов принять самое активное участие в разработке рабочих чертежей. Впрочем, ответ из отдела изобретений ГБТУ КА был очевидным. Такая машина действительно была неудобной, но при этом в ГБТУ КА не очень хотели вспоминать про бронированный пулеметовоз НАТИ. Данная машина разрабатывалась в 1940-41 годах, причем она имела ровно такую же скорость (15 км/ч), что и СП-танк. Единственный член экипажа располагался лежа, а габаритные размеры, особенно по высоте, оказались близкими. И ведь это не фронтовой изобретатель, а ГАБТУ КА и НАТИ.

Наши дни. Раскладчик мин, но уже без человека. Идея, как видите, вполне актуальная и реализуемая

Наши дни. Раскладчик мин, но уже без человека. Идея, как видите, вполне актуальная и реализуемая

В заключение стоит отметить, что идеи Кемлякова и тех, кто предлагал подобные машины, никуда не делись. Более того, они вполне реализуются, уже в наши дни. Только на совершенно ином качественном уровне. Прежде чем смеяться над изобретателями, советую задуматься над тем, что из себя представляют нынешние «народные КБ». От Кемлякова они ничем не отличаются, кроме возможностей, как финансовых, так и технических. Минные раскладчики вполне себе существуют, как и дистанционно управляемые машины. Теперь, правда, человек не требуется, но габариты и ТТХ по скорости движения кое-что напоминают. В общем, не торопитесь смеяться над прошлым. Частенько смелые идеи появлялись слишком рано, но они оказываются востребованы в настоящем.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Память Народа
      3. РГВА

источник: https://dzen.ru/a/ZvmLFoAMRUaj-gox

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account