Сборная СУ-85 из клуба «Капонир»

6

Сборная СУ-85 из клуба "Капонир"

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-85 из коллекции военно-исторического клуба «Капонир»

Среди множества образцов бронетехники нередко случается, что до наших дней сохраняются только редкие экземпляры, а иногда и вовсе не остаётся ни одного. Причины этого разнообразны, однако основная не является загадкой. В первые 20-30 лет такие образцы не воспринимаются как нечто особенное, поэтому мало кто стремится сохранить их как часть истории. А затем все, поздно. В наши дни попробуйте отыскать не только редкости времен Второй мировой, но и самые ранние версии Т-72 или Т-80 в их первоначальной форме. Удачи в этом нелегком деле. На этом фоне неудивительно, что знаменитые боевые машины времен Великой Отечественной войны иногда остались в единичных экземплярах.

СУ-85 на "Моторах войны"

СУ-85 на «Моторах войны»

Одной из известных боевых машин военного времени является самоходная артиллерийская установка СУ-85. Сложился так, что наиболее многочисленная советская средняя САУ Красной Армии времён Великой Отечественной войны после её окончания оказалась излишней. Из-за этого сохранилось лишь несколько экземпляров в качестве САУ, примерно такое же количество дожило до наших дней как инженерные машины. Так, 9 мая 2018 года состоялся дебют сразу двух установок СУ-85 в разных местах Подмосковья. Одна располагается в Музее отечественной военной истории, а другая принадлежит военно-историческому клубу «Капонир».

А это август 2019 года

А это август 2019 года

СУ-85 и следующая за ней СУ-100 были в значительной степени результатом компромисса. Это было обусловлено необходимостью интеграции их в общую конструкцию рубки, унаследованной от СУ-122. Рубка оказалась узкой, так как её ширина не соответствовала полному размеру машины. Именно по этой причине была разработана СУ-122м, которая, однако, выявила важную проблему. Попытка увеличить ширину рубки приводила к возрастанию боевой массы, что существенно снижало надежность передних опорных катков.

В полях

В полях

В результате все это привело к жестким требованиям по будущей СУ-85. Этот консерватизм оказался оправданным. Во-первых, благодаря более легкой и компактной орудийной установке удалось уменьшить боевую массу, сохранив ее ниже 30 тонн. Во-вторых, такой запас массы позволил позже усилить броню рубки и установить 100-миллиметровое орудие. Хотя это вызвало некоторую перегрузку, повлиявшую на надежность передних поддерживающих катков, она оказалась менее критичной, чем ожидалось.

Сложно поверить, что тут от СУ-85 не так и много

Сложно поверить, что тут от СУ-85 не так и много

Хотя СУ-85 имела компромиссный характер, она превзошла своих прямых конкурентов. В сравнении c той же StuG 40, СУ-85 оказалась более просторной. Боевой отсек имел больший объем, и размещение экипажа было удобнее. Разумеется, наличие недостатков не исключалось, например, ограниченная обзорность с места командира. С этим пытались справиться, но полноценная командирская башенка появилась только на СУ-100. Как и многие другие улучшения. В случае с СУ-85 старались минимизировать изменения, чтобы не замедлять производство.

Здесь находятся детали трех машин

Здесь находятся детали трех машин

Это оказало как позитивное, так и негативное влияние. С одной стороны, УЗТМ не уменьшал производство СУ-85. Однако, с другой стороны, обзор был чрезвычайно важен, и некоторые жизнью заплатили за такую позицию. Важно, что после появления СУ-100, его предшественница выглядела не в лучшем виде. Причиной этому было не только слабое по сравнению с СУ-100 орудие. Присутствовал целый ряд факторов, которые играли против СУ-85, что значительно отразилось на судьбе машины в послевоенное время.

Как и другие образцы из клуба "Капонир", СУ-85 хорошо ездит

Как и другие образцы из клуба «Капонир», СУ-85 хорошо ездит

В отличие от СУ-100, какая-то особая необходимость в долгой послевоенной службе у СУ-85 отсутствовала. По вооружению она не отличалась от Т-34-85, поэтому была неинтересной с точки зрения поставок за рубеж. Тем более имелась СУ-100. По этой причине СУ-85 довольно быстро стали списывать, вместе с пережившими войну СУ-122. В результате сложилась ситуация, когда в нашей стране осталась всего одна СУ-122 и СУ-85 (если мы говорим про аутентичные машины). Обе находились в Кубинке, далее СУ-85 уехала в Центральный Музей Вооруженных Сил РФ.

Естественное нанесение грязи

Естественное нанесение грязи

За последние лет пять поголовье СУ-85 немного выросло. В Верхней Пышме находится машина, ранее стоявшая в Ломоносове. Вторая, бывший железнодорожный тягач, находится в Падиково. Что же касается САУ, которая является героем данного материала, то у нее судьба куда сложнее. Ее история началась с обнаружения в районе Идрицы Псковской области останков СУ-85. Погибла она где-то в 1944 году, основную часть деталей сдали в металлолом. До наших дней дожили останки рубки, некоторые детали от орудийной установки, некоторые детали корпуса и несколько катков. Часть из них принадлежала Т-34 из 227-го отдельного танкового полка.

Орудийная установка, по большей части, сделана с нуля

Орудийная установка, по большей части, сделана с нуля

Казалось бы, такого количества деталей, которые имелись на старте, не хватит. Но в мастерской Вадима Елистратова уже имелся опыт изготовления подобных машин из состояния лома. В таких случаях всё просто: берется основа в виде схожей по базе боевой машины, после чего начинается адаптация под нее необходимого железа. И если в случае с Т-34 в основу легла СУ-100, то в данном случае речь шла о тягаче на базе чехословацкого Т-34.

Интерьер условный, тут только то, что необходимо

Интерьер условный, тут только то, что необходимо

Чтобы адаптировать одно к другому (а балка и вовсе от третьей машины), пришлось немало повозиться. Тем более что шасси, к которому пристыковывались детали, не являлось идеальным. Тем не менее, весной 2018 года набор «сделай сам» вполне собрался. Конечно, это лишь частично СУ-85, но это понимает очень узкий круг тех, кто разбирается в вопросе. Да и то, не все из них поймут, что на самом деле это не совсем чтобы СУ-85. А это, собственно говоря, главный результат.

Рубка максимально аутентичная

Рубка максимально аутентичная

Один из принципов, который используется при реставрации техники клуба «Капонир», заключается в том, что их машины хорошо ездят. Могут быть какие-то послабления в виде деталей, но катаются их машины хорошо. СУ-85, в этом плане, совсем не исключение. САУ откатала на целом ряде мероприятий. Неоднократно ее можно было видеть на слёте «Моторы Войны», где «Капонир» традиционно выставлял большую колонну. Постепенно она перекочевала на выставку «Моторы Войны», недавно там оказалась и СУ-85.

Смотровая башенка

Смотровая башенка

Как уже говорилось выше, тот факт, что САУ собрана из кусков разных машин, совсем не означает, что это хорошо заметно. Даже если приглядываться, это вполне «честная» СУ-85, где-то на конец 1943-начало 1944 года. В принципе, она может легко занять место практически в любом серьёзном музее, и там она точно будет выглядеть не хуже вполне аутентичных, с точки зрения исходного состояния экспонатов. Можно сказать, образец того, как выглядит правильная сборка техники из кусков.

Автор благодарит Вадима Елистратова (г. Москва) за помощь в подготовке материала

Список источников:

      • livinghistory.ru

источник: https://dzen.ru/a/ZyUTmBB7CWGNmFPx

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account