Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период

12

Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период

Правильная окраска исторической техники является если не половиной дела, то как минимум одной из важных составляющих успеха. Всё то же самое, как в стендовом моделизме, только масштаб модельки 1:1. Бывалые моделисты прекрасно осведомлены, что отличную модель можно запороть, неудачно покрасив. Так вот, в мире реальной техники действуют ровно те же самые правила.

Для кого-то это может стать неожиданностью, но зимой совершенно внезапно выпадает снег. А это значит, что зеленые танки на белом фоне становятся хорошо заметны. Посему их надо окрашивать в белый цвет, а еще лучше наносить зимний камуфляж. Об этом в военно-технических музеях в курсе, но правильно покрашенная в зимние цвета историческая техника — большая редкость. Тем не менее, есть такое место, где не стали ограничиваться условностями и сделали правильно. Речь идет о маленьком деревенском музее, как его зовут работающие там сотрудники.

Сказать, что с покраской музейной техники в зимний цвет обычно дела обстоят плохо — это ничего не сказать. В общем-то с базовым цветом есть целая масса вопросов, а уж про зимний камуфляж и говорить не приходится. Люди не ищут сложных путей, поэтому просто берут и красят технику белой нитрокраской. В строевой части за такое зампотех лет 80 назад устроил бы разные кары ректального характера. Но тут их нет, проверяющие особо ничего не замечают, так что принцип «и так сойдет» успешно практикуется.

Между тем, в Красной Армии, к началу Великой Отечественной войны, уже имелся накопленный опыт покраски. Судя по тем наставлениям, которые имелись к 1942 году, существовало минимум четыре варианта окраски техники в белый цвет. Их объединяло то, что все предлагаемые варианты окраски предполагали довольно простой процесс ее смывания. Как только снег сходит, белая краска становится не нужна. Гораздо проще ее смыть водой, чем снова красить в защитный цвет. Хотя всяко бывало. Находились и наши, и немецкие детали военной техники, где есть два слоя белой краски, между которыми базовая. Принцип «лучший способ помыть — покрасить» имеет давние корни.

Наиболее старый способ — покраска известковым раствором, примерно тем же, что красят деревья. Но данный способ признали не самым лучшим, ибо базовой краске от него становились нехорошо. Судя по переписке, чаще всего использовался тот метод, который применили в Музее отечественной военной истории. Называли его «белая клеевая краска», поскольку основой являлся козеиновый клей, который смешивался с мелом и известью. Получалась весьма эффективная для своих задач масса, которой покрывали танк.

В качестве объекта для нанесения зимнего камуфляжа был выбран Т-26 с конической башней и наклонной подбашенной коробкой. Выбор логичный — танк потеряли в начале 1940 года, и был он в этой самой окраске. Одним из пунктов ТЗ на покраску было то, что танк не должен выглядеть как только что из малярного цеха. Поэтому где-то краску потерли, где-то потыкали, одним словом, сделано так, что создана полная имитация «бывалого» танка. Держится зимний камуфляж хорошо: наносили его музейные сотрудники в феврале 2020 года, он до сих пор выглядит так, что ничего трогать не надо. Причем танк в нем уже успел поездить.

По опыту эксплуатации появилась рекомендация наносить на танки сухую краску типа Б. Согласно переписке, эту самую краску направляли в войска в готовом виде. Но «белая клеевая краска» использовалась гораздо чаще, поскольку более доступная. Применяли ее и на заводах. Больше похоже на то, что сухая краска типа Б была более характерной для артиллерии, где, к слову, и зимний камуфляж, и 3-цветный летний камуфляж применяли гораздо чаще.

Бывали, впрочем, и курьёзные факты. Зимой 1941-42 годов на нескольких заводах фиксировали применение белой нитрокраски, той самой, которую в наставлениях запрещали. Поскольку другой краски на заводе не имелось, порой применяли и такую окраску. В ГАБТУ КА по этому поводу громко ругались, но стоит присматриваться к снимкам. Кое-где советская бронетанковая техника выпущенная в указанный период, может быть и покрашена нитрокраской.

Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период Юрий Пашолок. Особенности музейной танкопокраски в зимний период

Источники:

      1. ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/b/Zghb9Rx6FBJychB5

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account