Юрий Пашолок. Несостоявшийся главный послевоенный танк Чехословакии. Перспективный средний танк Škoda T-40

17

Юрий Пашолок. Несостоявшийся главный послевоенный танк Чехословакии. Перспективный средний танк Škoda T-40

Проект среднего танка Škoda T-40, развитие концепции танка TVP

Окончание Второй Мировой Войны совсем не означало, что на этом гонка вооружений прекратится. В полной мере это касалось и мирового танкостроения. Одни страны развивали свои танки, можно сказать, по инерции, вторые старались наверстать разрыв в развитии танков, как это было, например, у англичан. Наконец, ряд стран которые долгое время находились под немецкой оккупацией, перезапускали свои танкостроительные программы. В первую очередь это касалось Франции и Чехословакии.

Несмотря на то, что сама Škoda тяжелые танки не производила, у нее имелся опыт как смежника

Несмотря на то, что сама Škoda тяжелые танки не производила, у нее имелся опыт как смежника

Как показал опыт Второй мировой войны, приоритетным направлением являлось создание средних танков. В этом смысле чехословацкие военные сделали правильный выбор. Осенью 1945 года Генеральный штаб инициировал разработку среднего танка, который, в перспективе, должен был стать главным танком чехословацкой армии. Об этом намекал и индекс машины — TVP (Tank Všeobecného Použití, или основной боевой танк). Впрочем, концепция TVP была скорее описанием того, что хотели видеть чехословацкие военные. Более реальной разработкой стал Škoda T-40, средний танк, который базировался на концепции TVP.

Занимались на Škoda и танковыми орудиями

Занимались на Škoda и танковыми орудиями

Надо сказать, что у Škoda ситуация вокруг танкостроительной программы выглядела не столь запущенной, как в случае с ČKD. Да, собственные танки Škodawerke перестала выпускать раньше, чем BMM (так ČKD называлась при немцах), но не всё так просто. Škodawerke сидевшая под колпаком СС, оказалась вписанной в немецкую танкостроительную программу. В системе, куда входил ряд заводов, Škodawerke отводилась роль изготовителя (а отчасти и разработчика) компонентов ходовой части. В частности, ходовая часть Maus выпускалась именно там. А еще Škodawerke под конец войны оказалась вовлечена в программу производства корпусов и башен Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.

Эскизный проект Škoda T-40, датирован 10 декабря 1946 года

Эскизный проект Škoda T-40, датирован 10 декабря 1946 года

В результате Škoda получила опыт разработки и выпуска компонентов для средних и тяжелых танков. Не говоря уже об артиллерийском производстве, которое у Škoda во время войны в принципе не простаивало. Из двух производителей танков именно в Пльзене подхватили разработку TVP. Что же касается ČKD, то там работать по проекту VTÚ (Vojenský Technický Ústav, Военно-Технический Институт, Прага) вообще не стали. Возможно потому, что танка там, по сути, не было. Имелись какие-то пожелания, не более того.

Ходовая часть была типично немецкой, с двойными торсионами

Ходовая часть была типично немецкой, с двойными торсионами

При таком багаже знаний не стоит удивляться, что танк от Škoda оказался еще более «немецким», чем TVP. Собственно говоря, от исходного проекта VTÚ в Пльзени оставили немного. Общая конфигурация корпуса с характерной «угловатой» носовой частью была сохранена. Также сохранилась полная ширина (3200 мм), база (4600 мм), высота шасси (1800 мм) и общая высота (2600 мм). При этом корпус стал немного длиннее (6700 мм против 6440 мм), изменилась форма кормовой части. Но TVP вполне угадывался. Бронирование осталось по ТЗ еще 1945 года — 65 мм лоб, 40 мм борта.

Имелся у Škoda и опыт разработки элементов ходовой части, включая траки для Pz.Kpfw.Maus

Имелся у Škoda и опыт разработки элементов ходовой части, включая траки для Pz.Kpfw.Maus

А вот дальше начинались существенные различия. По итогам изучения ТЗ на Škoda пришли к неутешительным выводам. Специалисты VTÚ сильно ошиблись с точки зрения боевой массы. Подсчет показал, что там ни о 30, ни о 33 тоннах не пахнет. Поэтому танк получил заводское обозначение Škoda T-40, цифра означала боевую массу. Не годилась и ходовая часть с блокированной подвеской. На Škoda воспользовались немецким опытом, поставив на танк «классическую» немецкую подвеску на двойных торсионах. Некоторые элементы, например, поддерживающие катки, явно перекликались с довоенными разработками Škoda. Траки имели ширину 700 мм, удельное давление выглядело очень приличным — 0,62 кг/см2.

Немецкое происхождение было и у двигателя Škoda 16 ADH 140

Немецкое происхождение было и у двигателя Škoda 16 ADH 140

Крайне интересно выглядела силовая установка танка. Общение с Porsche K.G. не прошло даром: в Пльзени считали, что танку нужен дизельный мотор воздушного охлаждения. Так вот, он был еще и X-образым, 16-цилиндровым, объемом 33,25 литров. Насколько Škoda 16 ADH 140 пересекался с SLa 16, вопрос, но явно без него не обошлось. Согласно расчетам, мотор развивал мощность 700 лошадиных сил при 2000 об/мин. С ним Škoda T-40 должен был развивать скорость до 50 км/ч. Танк получал 5-скоростную коробку передач.

При проектировании башни также использовался немецкий опыт

При проектировании башни также использовался немецкий опыт

Если шасси Škoda T-40 вполне напоминало TVP, то башню переделали почти полностью. Сохранилось вооружение (88-мм пушка KwK 36 L/56), при этом от курсового пулемета и огнемета отказались. Плюс-минус сохранили свои места командирская башенка и люк наводчика. А вот сама башня стала другой, в ней ощущалась немецкая школа. Установка орудия так и вовсе была копией Scmallturm. Аналогично этой же башне, наводчик использовал перископический прицел.

Реконструкция внешнего вида Škoda T-40

Реконструкция внешнего вида Škoda T-40

Представленный в декабре 1946 года проект выглядел вполне зрелым. Возникали вопросы насчет перспектив силовой установки, но на фоне абсолютно «бумажного» TVP, предложение «Шкоды» выглядело куда более зрелым. Проблема заключалась в том, что проект TVP уже не устраивал. В апреле 1946 года чехословацкие военные узнали о существовании ИС-3, чья форма корпуса и башни тогда считались образцовыми. Поэтому Škoda T-40 явно запаздывал. Уже в 1947 году начались работы по переделке проекта. Тем не менее, многое из того, что заложили в этой разработке, далее перетекло на другие боевые машины.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере и Франтишеку Роцкоту (Прага, Чехия) за помощь в подготовке материала

Список источников:

      1. VHÚ Prahan
      2. ЦАМО РФ
      3. US NARA
      4. Mgr.Martin Dubánek — Od bodáku po tryskáče — Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945–1955, Mladá fronta 2011
      5. valka.cz
      6. Архив Юрия Тинтеры

источник: https://dzen.ru/a/ZeeFNFwR8nVRpbat

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account