Юрий Пашолок. Немецкий танк-разведчик родом из Праги
Статья по Pz.Kpfw.38(t) n.A., танк-разведчик на базе Pz.Kpfw.38(t)
Развитие мирового танкостроения шло более-менее по одним лекалам. Касалось это и такого класса, как легкие танки. В 30-е годы появилось несколько новых подвидов легких танков — разведчики-амфибии, а также «патрульные» танки. Но эти два класса вели родословное от танкеток, их часто даже классифицируют как малые танки. Отчасти такой подход вполне справедлив, особенно если участь, как именно развивались «классические» легкие танки. Во многом ориентиром для них выступал Vickers Mk.E, не нашедший себе место на родине, но оказавший огромное влияние на мировое танкостроение. На него ориентировались многие, при этом результаты оказывались разными. У американцев получился Light Tank M2, ставший самым быстрым в своём классе. Немцы на выходе получили Pz.Kpfw.II, довольно странную машину. В Чехословакии же первым аналогом Vickers Mk.E стал легкий танк P-II, он же LT vz.34. В дальнейшем развитие темы привело к появление нового легкого танка — LT vz.38.
Воспользоваться новой разработкой ČKD, созданной под руководством Алексея Сурина, чехословацкая армия не успела. К 15 марта 1939 года успели подготовить всего 10 танков. Они достались немцам, которые, быстро сориентировавшись, приняли LT vz.38 на вооружение как L.T.M.38. Так немецкая армия получила первоклассный легкий танк, который, впрочем, применялся как эрзац-средний. Связано это оказалось с тем, что имелся острый дефицит средних танков Pz.Kpfw.III. Посему чехословацкий танк, далее переименованный в Pz.Kpfw.38(t), массово применялся как боевая машина среднего класса. К лету 1941 года ими вооружили 5 танковых дивизий, нападение на Советский Союз стало вершиной карьеры Pz.Kpfw.38(t). Впрочем, тогда же стало понятно, что дальше использовать машину в том же статусе нельзя. Pz.Kpfw.38(t) понесли тяжелые потери. Тем не менее, шасси танка вполне годилось для других задач.
К 1939 году 6-й отдел Департамента Вооружений (а точнее Генрих Книпкамп) вовсю форсировал новую концепцию легких танков. Их можно назвать «гоночными». Эти машины отличались высокой скоростью передвижения, а также получали торсионную подвеску с шахматным размещением опорных катков. Именно по этой схеме создавался и новый танк-разведчик, работы по которому инициировали 15 сентября 1939 года. Танк, разработку которого доверили MAN, получил индекс VK 13.01. Согласно спецификации, боевая масса составляла 11 тонн, максимальная скорость оценивалась в 70 км/ч. Вооружение состояло из 20-мм автоматической пушки, спаренной с пулеметом MG 34. Броня вполне привычная — 30 мм во лбу и 20 мм по бортам. Вместе с тем, летом 1940 года In.6, которая выдала заказ на VK 13.01, явно стала что-то подозревать. Поэтому в июле 1940 года аналогичное задание выдали BMM (так стала именоваться ČKD) и Škodawerke. Машина, которую стали создавать в Праге, более известна как Pz.Kpfw.38(t) n.A..
Спецификация, которую получили новые участники программы разработки танка-разведчика, немного отличалась от исходной. Боевая масса выросла до 12-13 тонн, а максимальная скорость, наоборот, снизилась до 50-60 км/ч. При этом ни BMM, ни Škodawerke явно не собирались использовать вооружение в виде 20-мм автоматической пушки. В чем состоял глубинный смысл орудия, не совсем понятно. Длинноствольная автоматическая пушка ставилась явно в расчете на противотанковое использование, что даже в 1940 году уже смотрелось немного наивно. Поэтому самоуправство протектората Богемия и Моравия выглядело вполне разумным решением.
Проект танка-разведчика получил на BMM внутренний индекс Praga TNH n.A.. При взгляде на него может показаться, что Сурин и компания занимались халтурой, просто взяв обычный танк и немного переделав. На самом деле это совсем не так. Разница между новым танком-разведчиком и Pz.Kpfw.38(t) оказалась ничуть не меньшей, чем между Pz.Kpfw.38(t) и Praga LTP. Общее построение шасси, естественно, никто не менял, но по факту это сильно другой танк. Следует отметить, что опытные образцы Praga TNHna отличались друг от друга, поскольку строились в разные временные периоды и даже технология их сборки отличалась. Клепаные корпуса и башни получали два опытных образца (первый и третий), а оставшиеся машины имели сварные корпуса и башни. Имелись отличия по глушителям, крыльям и прочим мелочам. Для опытных машин, которые еще и выпускались с большим промежутком времени, это норма.
Praga TNH n.A. имел классическую для BMM компоновку. Вместе с тем, если вы начнете смотреть на танк внимательно, то увидите, что это отнюдь не Pz.Kpfw.38(t). От курсового пулемета отказались, зато теперь люки были и у механика-водителя, и у его помощника. Смотровые приборы, включая и прибор механика-водителя, заменили на немецкие. Кстати говоря, и в башне тоже использовались немецкие смотровые приборы. Вроде бы мелочь, а на самом деле важный шаг к «локализации» производства под нового заказчика. Диаметр опорных катков вырос с 775 до 810 мм, ширина трака выросла с 293 до 305 мм, что позволило снизить удельное давление на грунт. Несколько доработали ведущие колеса и ленивцы.
Гораздо интереснее была начинка моторного отделения, которое, кстати говоря, также отличалось от Pz.Kpfw.38(t). Внутри прописался V-образный 8-цилиндровый мотор Praga NR, явно являвшийся одним из выхлопов программы V8H. При том же объеме (14,23 литров) мощность мотора составила 248 лошадиных сил при 2500 об/мин. Учитывая боевую массу 11,8 тонн, с удельной мощностью у Praga TNHna всё было отлично. Более крупный мотор заставил переделывать и моторное отделение.
К программе V8H имела прямое отношение и башня. В ней легко угадывалась башня первого варианта танка — V8H-E. Впрочем, время не стояло на месте, поэтому башня танка-разведчика была более рациональной по конструкции. Касалось это и люков, и приборов наблюдения (как уже говорилось чуть выше, они были немецкими), и установки вооружения. В танк установили 37-мм пушку Škoda A-19, а вот спаренный пулемет был немецким — MG 34. В целом получался крайне интересный танк, обладавший очень высокой подвижностью. Возможно, что он находился на более низком технологическом уровне, нежели VK 13.01, но именно как танк смотрелся более предпочтительно. Причем сравнивать его правильнее не с VK 13.01, а Light Tank M3. Так сложилось, что американцы создали очень подвижный танк, который мог решать широкий спектр задач. И это был не «таракан» с 20-мм автоматической пушкой. Praga TNH n.A., к слову, сохранил броневую защиту Pz.Kpfw.38(t) 1941 года выпуска, то есть лоб довели до толщины 50 мм.
Первый образец танка изготовили в декабре 1941 года. Это была тестовая машина, лишенная полноценных смотровых приборов, а ее корпус изготовили из конструкционной стали. Предназначением танка стали ходовые испытания, которые начались в конце января 1942 года. К тому моменту VK 13.01 эволюционировал в VK 13.03, позже он стал именоваться как Pz.Sp.Wg.II, или Luchs 2 cm. Иногда он именовался как Pz.Kpfw.II n.A., но чаще танк проходил как «броневик». Это весьма четко указывало на структурное назначение машины. За всеми этими переименованиями как-то затерялся тот факт, что машина существенно запоздала. Осенью она должна была пойти в серию, а по факту только в апреле 1942 года изготовили первый образец, причем без башни. К тому моменту Pz.Kpfw.T 15 и Pz.Kpfw.38(t) n.A. вовсю накатывали круги на Куммерсдорфском полигоне.
Из трех танков хуже всего дела обстояли с Pz.Kpfw.T-15. Его нередко приводили в пример, когда хвалили Pz.Sp.Wg.II. Детище Сурина находилось, можно сказать, где-то посередине. Танк ругали за довольно тесную (по сравнению с Pz.Sp.Wg.II) башню, а также более высокий расход топлива. Правда, при этом как-то из поля зрения ушел тот факт, что при той же массе и очень схожих габаритах Pz.Kpfw.38(t) n.A. имел более высокую удельную мощность, а также более высокую скорость. Насчет орудия тоже стоит улыбнуться, поскольку в планах имелся Luchs 5 cm, с той самой башней, которую позже поставили на броневик-разведчик Sd.Kfz.234/2 (он же Puma 5 cm). Наконец, имелся один щекотливый момент. Дело в том, что MAN постепенно нагружали новыми задачами. То ли танки-разведчики перестали быть приоритетной задачей, то ли в 6-м отделе Департамента Вооружений переборщили с поддержкой отечественного производителя. Так или иначе, победителем конкурса признали Pz.Sp.Wg.II, чьё производство превратилось в боль и страдания.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, работа по Pz.Kpfw.38(t) n.A. продолжилась. Второй опытный образец изготовили в апреле 1942 года, он отличался измененными крыльями, а также сварной конструкцией корпуса и башни. Первая машина прошла на испытаниях 3866 километров, показав высокую надежность. Имелись планы по созданию Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM с 2-местной башней от танка-разведчика Gefechts Aufklärer Leopard, но дальше обсуждения дело не продвинулось. Вторая опытная машина также отправилась на Куммерсдорф. Летом 1943 года сдали третий и четвертый образец. Третья машина имела клепаную конструкцию корпуса и башни, а четвертый — сварную конструкцию. Несмотря на то, что и эти машины строились из конструкционной стали, выглядели они весьма интересно. Четвертая машина оказалась единственной, которая получила весь набор смотровых приборов, а также «обвес» в стандартной конфигурации. На третьей же машине испытывался дизельный мотор Tatra Typ 103. Двигатель мощностью 220 лошадиных сил успешно прошел тесты.
Пятый образец так и не достроили. В начале 1944 года работы по танкам-разведчикам стали сворачивать. Вместе с тем, совсем бесследно Pz.Kpfw.38(t) n.A. для BMM не прошел. Наработки по шасси пригодились во время проектирования Jagsdpanzer 38. Также на опытных машинах отрабатывались силовые установки для Jagdpanzer 38 (d). После войны, судя по всему, третий опытный образец использовался для обкатки шасси TNH 57/900. Этот легкий танк, впрочем, так и остался проектом.
В заключение стоит сказать, что история Pz.Kpfw.38(t) n.A. стала вполне типичной для немцев позднего периода. С оптимизацией производства у них творилась беда. Как показали дальнейшие события, BMM вполне могла нарастить выпуск танков. Но что творилось у немцев в голове, еще те потемки. Самое смешное, что BMM всё же создала серийный танк-разведчик. Речь идет о Aufklärungspanzer 38(t), по сути конверсии шасси истребителя танков в танк-разведчик. Об этой машине стоит поговорить отдельно, можно лишь отметить, что немцы и тут умудрились «отличиться». Неудивительно, что их программа создания танков-разведчиков превратилась в фарс.
Список источников:
- US NARA
- Архив ČKD
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014
- Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
- forum.valka.cz