Юрий Пашолок. Не промежуточная трешка

13
Юрий Пашолок. Не промежуточная трешка

Юрий Пашолок. Не промежуточная трешка

История Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танка

В начале 30-х годов система вооружения немецкой армии начала постепенно трансформироваться. Первоначально в ней было место только среднему танку A.W.20, позже переименованному в Großtraktor. Но еще до постройки этих машин появился 6-тонный танк Kleintraktor, который также переименовали — в Leichttraktor. Обозначение Kleintraktor никуда не девалось: его по наследству передали 3-тонному 3-местному танку. Он, впрочем, получился совсем не 3-тонным, и не 3-местным, и не с 20-мм автоматической пушкой. Да и Leichttraktor оказался совсем не 6-тонным. После испытаний в Советском Союзе, которые закончились откровенным провалом, стало понятно, что машину нужно полностью переделывать. В результате на свет появился совершенно новый танк, который обозначили как Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода). Даже на старте он имел боевую массу 10 тонн, спустя полгода она выросла до 12. В результате Z.W. однозначно стал средним танком, причем тенденция к росту массы никуда не делась.

Тот самый танк, который прибыл в СССР в 1940 году. На вид типичный Ausf.F, спереди никаких нововведений. А они есть!

Тот самый танк, который прибыл в СССР в 1940 году. На вид типичный Ausf.F, спереди никаких нововведений. А они есть!

Первоначально по Z.W. предполагался конкурс, в котором участвовали Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall-Borsig. Стоит отметить, что Daimler-Benz в программе Leichttraktor участвовать отказалась. Видимо, Фердинанд Порше, на тот момент занимавший там должность главного конструктора, о чем-то догадывался. В новом же конкурсе Daimler-Benz очень быстро обошла бывших фаворитов, Krupp и Rheinmetall-Borsig, тем достался только конкурс по башням. Выиграл его Krupp. Впрочем, счастье Daimler-Benz оказалось недолгом. Программа Z.W. стоила автомобильному гиганту немалого количества нервов. Концепция шасси навязывалась сверху, 6-м отделом Департамента Вооружений. И вот это самое шасси каждый раз получалось кривым, особенно сие касалось ходовой части. Ситуация изменилась после того, как в 1938 году появился Z.W.38. На нем стояла новая ходовая часть, с торсионной подвеской разработки Porsche KG. Правда, и тут Генрих Книпкамп из 6-го отдела Департамента Вооружений отличился. Причем не только с ходовой частью, но и с трансмиссией.

Новый кормовой лючок, прикрывающий механизм заводки инерционного стартера - явный признак Ausf.G. Вместе с люком ввели и плиту толщиной 30 мм

Новый кормовой лючок, прикрывающий механизм заводки инерционного стартера — явный признак Ausf.G. Вместе с люком ввели и плиту толщиной 30 мм

Появление Z.W.38 было воспринято немецким командованием крайне оптимистично. 11 июля 1938 года In 6 заказала 759 Pz.Kpfw.III, которые должны были сдать за 1939 год. Затем, 6 декабря 1938 года, заказ переоформили. Согласно ему, к концу 1940 года немецкая армия получала аж 2595 Pz.Kpfw.III всех версий, включая машины пробных серий. По факту запуск Z.W.38 в серию превратился в кошмар. Daimler-Benz, которой достались все шишки, вдрызг поругалась с Книпкампом, что имело далеко идущие последствия. Впрочем, это ерунда по сравнению с тем, что вместо 759 танков за 1939 год сдали всего 206. Первой реально крупносерийной версией танка стала Pz.Kpfw.III Ausf.F, причем запуск ее производства размазался о разным заводам на несколько месяцев. Более массовым стал 6./Z.W.Serie, он же Pz.Kpfw.III Ausf.G. Он же стал последним вариантом танка с 10-скоростной полуавтоматической коробкой передач Maybach Variorex 328 145.

Новый смотровой прибор механика водителя. На самом деле первым его получил Pz.Bef.Wg.Ausf.E, еще в 1939 году

Новый смотровой прибор механика водителя. На самом деле первым его получил Pz.Bef.Wg.Ausf.E, еще в 1939 году

Упомянутый выше план по выпуску 2595 Pz.Kpfw.III выглядел вполне разумным. Прекрасно понимая, что Z.W.38 потребует некоторых усилий на старте производства, будущий Pz.Kpfw.III Ausf.E закупали в объеме 96 штук. Его выпускало 2 завода — Daimler-Benz и MAN. Далее следовало 435 Pz.Kpfw.III Ausf.F (5./Z.W.Serie), при производстве которого подключали FAMO, Henschel, Alkett и MIAG. Что же касается 6./Z.W.Serie, то эта версия должны была изначально стать самой массовой. Всего ожидалось получить 800 таких танков, к его производству подключали также MNH (Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover). Речь шла про завод Eisenwerk Wülfel, построенный специально для выпуска военной продукции. Наиболее массовый танк заказывался с учетом ранее вылезших недостатков. В дальнейшем выпуск снижался, поскольку к концу 1938 года замаячили перспективы создания потенциального сменщика Z.W.38. То есть цифра 2595 предполагалась финальной для семейства Z.W.. Тогда еще не знали, что выпускать его придется немного дольше, а исходная цифра удвоится. Правда, с массой нюансов.

Также ввели и улучшенную командирскую башенку

Также ввели и улучшенную командирскую башенку

В ходе Польской кампании сентября 1939 года коробка передач Maybach Variorex 328 145 напомнила о себе в полной мере. Жалобы из частей шли со страшной силой. Лишний раз прошлись и по опорным каткам. Выбор опорных катков небольшого диаметра (520 мм) оказался ошибочным, поскольку на скоростях свыше 40 км/ч начинался перегрев и осмоление резиновых бандажей. Таким образом, выбранная Генрихом Книпкампом система ходовой части оказалась ошибочной. Этим и объясняется, почему позже появились «шахматы», перекочевавшие с полугусеничных тягачей Книпкампа. Но это всё потом, а осенью 1939 года надо было что-то делать. В связи со сложившейся ситуацией In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция Моторизованных Войск) сократила объем выпуска 6./Z.W.Serie, при этом 10-скоростная КПП сохранилась. 6-скоростную коробку передач ZF S.S.G.77 (адаптация S.S.G.76 к новой моторно-трансмиссионной группе) отложили до ввода 7./Z.W.Serie, поскольку это требовало времени. А его у немцев уже не было, ибо они уже развязали войну, а средние танки стали нужны, как воздух.

Типичный Pz.Kpfw.III Ausf.G, выпуск на Daimler-Benz Werk 40. Машина в 2-цветном камуфляже, прожил он недолго

Типичный Pz.Kpfw.III Ausf.G, выпуск на Daimler-Benz Werk 40. Машина в 2-цветном камуфляже, прожил он недолго

Облик танков 6-й серии сформировался во второй половине 1939 года. Для начала, кормовой лист корпуса усилили до 30 мм. Определить, что это усиленная корма, несложно: одновременно переделали и лючок, под которым скрывался порт инерционного стартера. Это, можно сказать, первичный «половой признак» новой версии. Вторым «классическим» признаком танка стал новый прибор механика-водителя. Как и более ранний, он получил обозначение Fahrersehklappe 30, но принципиально отличался по конструкции. Если ранее прибор состоял из двух частей, которые имели подвижность в вертикальной плоскости, то новый Fahrersehklappe 30 получил «ресничку». Она более надежно прикрывала стеклоблок, а также оказалась более простой в использовании. Впервые такой смотровой прибор стали ставить на Pz.Bef.Wg. Ausf.E, случилось это в сентябре 1939 года. Также, в связи со сменой смотрового прибора, поменяли перископический прибор «боевого вождения» — с K.F.F.IV на K.F.F.2. Наконец, на эту версию стали сразу же ставить конвойные фонари Notek. На самом деле Notek (Nova-Technik GmbH) была разработчиком фонарей. Идеей было создание светомаскировочных фонарей, причем немцы отнюдь не являлись новаторами в этой области. Французы ввели конвойные фонари первыми. Да и основным производителем немецких конвойных фонарей была VDO.

Танк со старой пушки и без допбрни, а также танк со всеми "апгрейдами", идущие с в одном строю - это норма

Танк со старой пушки и без допбрни, а также танк со всеми «апгрейдами», идущие с в одном строю — это норма

Имелись некоторые отличия и по башне. От левого сигнального лючка на крыше башни отказались, на его место переместили башенный вентилятор. Также изменилась командирская башенка. Конструкцию ресничек смотровых приборов изменили, теперь они их защищали более надежно. Еще одним изменением стало устройство, которое автоматически опускало антенну при повороте башни вправо. Переделали и механизм поворота башни.

Приоритетом стало перевооружение на 50-мм орудия

Приоритетом стало перевооружение на 50-мм орудия

Все эти перечисленные изменения появились с первых же танков, выпущенных Henschel в марте 1940 года. Паровозостроители из Касселя получили заказ на 155 танков с серийными номерами шасси 65101-65255. Еще 90 танков, с номерами шасси 65001-65090, изготовлялись MAN. На долю FAMO пришлось всего 15 танков с номерами шасси 65365-65379. Alkett получила второй по объемам контракт — 150 танков с номерами шасси 65401-65550. 80 танков построили на заводе MIAG, эти танки получили серийные номера 65720-65799. Завод Daimler-Benz Werk 40 построил всего 60 машин с серийными номерами 65801-65860. Наконец, MNH получил контракт на 50 танков с номерами шасси 65901-65950.

А вот броневая защита увеличивалась далеко не всегда

А вот броневая защита увеличивалась далеко не всегда

Самое интересное заключалось в том, что все упомянутые нововведения появились далеко не сразу на всех заводах. Такое понятие, как «задел», было равнозначным и для немецких заводов. Особенно с учетом того, что часть из них только начало выпускать Pz.Kpfw.III Ausf.F. В результате Pz.Kpfw.III Ausf.G получился не менее разнообразным, чем его предшественник. Больше того, некоторые заводы выпускали два варианта танка одновременно. В результате единственными признаками, что перед вами Ausf.G, а не Ausf.F, стали усиление кормового листа корпуса до 30 мм и новый лючок доступа к инерционному стартеру. Как раз такой танк уехал в Советский Союз. И это не собрали из того, что было, а вполне рядовой случай. Таких «почти Ausf.F» попадается если не много, то уж точно не по одной штуке. Также неравномерно вводились новые боковые башенные смотровые лючки. Первые из них появились с апреля 1940 года, а по факту имелся задел. Окончательно внешний вид Ausf.G утрясли ближе к лету 1940 года, а далее танк ждала первая серьёзная метаморфоза.

Итог хождения на 45-ки с 30-мм лбом закономерен

Итог хождения на 45-ки с 30-мм лбом закономерен

В 1938 году начались работы по новой танковой пушке калибра 50 мм. Совместная разработка Krupp и Rheinmetall не являлась копией аналогичной по калибру противотанковой пушки. Длина ствола составляла 42 калибра, дабы не вылезала за габариты корпуса, а гильзу переделали, чтобы она получилась короче. На вооружение пушку приняли как 5 cm KwK 39 L/42, но по факту ее производство началось в 1940 году. Первым танком, который получил это орудие, как раз и стал Pz.Kpfw.III Ausf.G. Работы по установке орудия форсировали после того, как началась французская кампания, но туда танки с новыми орудиями не успели. Первые 17 Pz.Kpfw.III с 50-мм орудиями сдали в июле 1940 года. Помимо орудия, они отличались и переработанными орудийными установками. Второй спаренный пулемет изъяли, от дурной идеи с возможностью отдельной наводки пулемета по вертикали отказались, а маска стала внешней. Все эти мероприятия самым положительным образом сказались на стойкости орудийной установки. В «лицо» Pz.Kpfw.III ловили с завидной регулярностью, и старая орудийная установка показала себя с наихудшей стороны.

Часто лоб корпуса усиливали траками

Часто лоб корпуса усиливали траками

Выпуск Pz.Kpfw.III с 37-мм пушками продолжался до октября 1940 года, поскольку «у нас план». Второй серьёзной метаморфозой танка стало появление дополнительных броневых листов. Вообще сама по себе тема усиления броневой защиты танка была впервые поднята еще в октябре 1939 года, но тогда посчитали, что 30 мм хватит, а усиливать броню будут в 1941 году. С учетом кампании в Польше, где броня немецких танков пробивалась польскими пушками, вывод слегка комичный. Хотя скорее дело заключалось в том, что Управление Вооружений попросту боялось лишний раз нагружать шасси. Тем не менее, с декабря 1940 Pz.Kpfw.III Ausf.G стали получать экраны. Причем это экраны скорее второго типа, ибо Pz.Kpfw.III Ausf.H первыми стали оснащать дополнительными листами — с октября 1940 года. Второй вариант дополнительной брони отличался тем, что лист, прикрывающий лоб подбашенной коробки, сделали разнесенным. Он находился на расстоянии 50 мм от основной брони. Для компенсации возросшей нагрузки корма корпуса также получила дополнительную броню. По итогам боевая масса танка выросла до 21,5 тонн, так что пришлось усиливать ходовую часть. Стали устанавливаться усиленные торсионы и амортизаторы, а также ввели траки шириной 400 мм (на самом деле 380 мм, а 400 — это по пальцам).

Часто без допброни были и танки Африканского Корпуса

Часто без допброни были и танки Африканского Корпуса

Неравномерно происходило и завершение производства. Первые заводы прекратили выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.G еще осенью 1940 года, но Henschel сдал такой танк в январе 1941 года, а MNH и вовсе завершил производство в апреле 1941 года. К тому моменту Pz.Kpfw.III Ausf.G стал самой массовой версией танка. Первые машины данного типа успели попасть во Францию, но наиболее массово их применение состоялось в 1941 году. В феврале 1941 года эти танки попали в Африканский Корпус, там они получили забашенные ящики, более известные как «ящик Роммеля». Ящик оказался настолько удачным, что дальше их стали ставить на ранее выпущенные танки. Также ранее произведенные танки стали модернизировать, что, впрочем, не мешало даже в 1941 году воевать танкам то без экранировки, то даже с 37-мм пушками. Впрочем, подавляющее большинство Pz.Kpfw.III Ausf.G к лету 1941 года уже оказалось перевооружено.

Пиком применения Pz.Kpfw.III Ausf.G стал советско-германский фронт во второй половине 1941 года

Пиком применения Pz.Kpfw.III Ausf.G стал советско-германский фронт во второй половине 1941 года

К весне 1941 года проблемы с коробкой передач Maybach Variorex 328 145 решили, но особого смысла в ней не имелось. Pz.Kpw.III окончательно перевели на КПП S.S.G.77, для машины 40 км/ч оказалось достаточно. Еще во Франции Pz.Kpfw.III был в статусе самого массового немецкого среднего танка, а к лету 1941 года он был еще и самым массовым немецким танком в принципе. Статус самой массовой версии Pz.Kpfw.III вариант Ausf.G потерял осенью 1941 года, а к 1942 году эта машина стала редкой. В 1941 году их, по большей части, повыбивали. Тем не менее, такие танки дожили и до второй волны экранировки. По крайней мере, танки с разнесенной броней вполне встречались. Ставили на них и 5 cm KwK 39 L/60. Вместе с тем, в 1942 году боевая карьера этих машин подошла к концу. Основная часть выживших танков попала в учебные части. Там их боевой путь, по большей части, и кончился.

Последние танки данного типа использовались как учебная матчасть

Последние танки данного типа использовались как учебная матчасть

Как не странно, именно самому массовому из ранних Pz.Kpfw.III больше всех не повезло. При такой большой серии ни одного танка до наших дней не дожило. Вполне возможно, рано или поздно соберется комплект деталей для воссоздания подобной машины, но пока Pz.Kpfw.III Ausf.G находится в бронетанковой Чёрной книге. Это где вымершие боевые машины. Так что массовость не всегда гарантирует выживаемость.

Список источников:

      1. Panzer Tracts No.3-2 Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
      2. Der Panzerkampfwagen III und seine Abarten, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1994
      3. Архив автора
      4. US NARA
      5. ЦАМО РФ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ne-promejutochnaia-treshka-61f045b579a9351c954509e3?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account