Почему немецкий средний танк Pz.Kpfw.IV нечасто становился объектом изучения в других странах
Порой в истории мирового танкостроения получались такие коллизии, когда вместо одного танка получалось два, а то и больше. Причины тому могли быть разными, от нежелания (либо отсутствия возможности) одного завода выпускать такой же танк, до ситуации, когда развитие одного танка приводило к тому, что он по ТТХ оказывался равнозначен другому. Иногда и вовсе получалась комичная ситуация, когда в конкурсе выигрывали оба танка, после чего они запускались в серию, а военным приходилось разбираться, как одновременно обслуживать два типа боевых машин.
Подобные ситуации не являлись редкостью для немецкого танкостроения. Так сложилось, что пути развития среднего танка Großtraktor и легкого танка Leichttraktor, в какой-то момент пересеклись. Легкий танк стал средним, известен он как Pz.Kpfw.III. Что же касается среднего танка, то его развитие привело к созданию машины поддержки, известной как Pz.Kpfw.IV. Самое интересное в том, что больший интерес за рубежом представлял Pz.Kpfw.III. «Четверка», по разным причинам, особого интереса не вызывала. Почему так получилось, попробуем разобраться.
Pz.Kpfw.IV известен как самый массовый танк немецкой армии в годы Второй мировой войны. Больше, чем их, более не выпустили ни одного другого танка. Правда, если немного копнуть глубже, выяснятся крайне любопытные детали. Во-первых, статус самого массового танка немецкой армии «четверка» получила в 1943 году. Во-вторых, произошло это, можно сказать, вопреки. Если бы австрийский завод Nibelungenwerk не раскочегарился до невероятных, по немецким меркам, объемам выпуска, то Pz.Kpfw.IV, то ни про какое лидерство не шло и речи. Остальные заводы прекратили выпускать Pz.Kpfw.IV в первой половине 1944 года.
Самое любопытное, впрочем, заключается в следующем. Первая попытка 6-го отдела Департамента Вооружений прекратить выпуск Pz.Kpfw.IV зафиксирована еще в 1937 году. Потом аналогичные действия можно было наблюдать эдак раз пять. Но каждый раз чего-то случалось. Можно сказать, что Pz.Kpfw.IV очень сильно везло по той или иной причине. С объектом, который должен был заменить «четверку», каждый раз чего-то случалось. А потом Nibelungenwerk не захотел переходить на Pz.Kpfw.Panther, хотя данное указание было дано еще в 1944 году. И даже в 1945 году вряд ли бы удалось это провернуть.
Казалось бы, странная ситуация, особенно с учетом того, что в какой-то момент шасси Pz.Kpfw.III лишилось перспектив. Так получилось, что более мощное орудие на «трешку» уже не вставало, зато на Pz.Kpfw.IV новая система 7,5 cm KwK 40 L/43 вполне вписалась. Казалось бы, самое время оперативно разворачивать производство данного танка, поскольку он имел запас и по усилению броневой защиты, и по усилению вооружения. Но немцы оставили выпуск на трех заводах — Grusonwerk, VOMAG и Nibelungenwerk. Лишь в конце 1942 года ежемесячный объем выпуска данного танка превысил 100 штук, а в марте 1943 года — 200 штук.
Выглядела эта ситуация откровенно ошибочно, по крайней мере, со стороны. Да и не со стороны тоже. Pz.Kpfw.IV Ausf.G был самым опасным немецким средним танком 1942-43 годов, вплоть до появления «Пантеры». Он мог бороться со всеми имевшимися тогда в наличии советскими танками. Танкистов-асов на Pz.Kpfw.III у немцев как-то нет, а вот на Pz.Kpfw.IV вполне имеются. Нам столь затянувшийся процесс увеличения выпуска сыграл на руку. Но если танк такой хороший, то почему же он не был особо интересен даже не немцам, а их противникам?
Помимо очевидной причины (выпускать два средних танка с одинаковыми моторами и схожими ТТХ, тем более в мирное время — это как-то странно), был еще один фактор, действовавший против «четверки». Это ходовая часть танка. Если отмотать историю назад, то выяснится, что изначально B.W. (Kp) планировался в двух вариантах ходовой части — 8-катковой, с листовыми четвертьрессорами, и 6-катковой, с торсионной подвеской. Но торсионы у Krupp не получились, а вот на Z.W.38 торсионная подвеска удалась. Получилась и блокированная подвеска с рессорами на Pz.Kpfw.IV, но на бездорожье она оказалась «дубовой».
Почему, по ходу производства, ходовую часть не модернизировали (хотя работы по этому направлению велись), это уже отдельный вопрос. Важный момент заключается в том, что даже если бы ее заменили на чего-то другое, шасси Pz.Kpfw.IV, на фоне Pz.Kpfw.III, выглядело менее совершенным. Торсионная подвеска с телескопическими амортизаторами спереди и сзади выглядела куда более выигрышно. То, что немецкие инженеры промахнулись с диаметром опорных катков, этой уже другой вопрос. Но «трешка» могла ехать быстро могла, в том числе по пересеченной местности. А вот «четверке», с ее дубовой подвеской и маленькими каточками, такое было не под силу.
Собственно говоря, в этом-то и скрывается главная причина, почему немецкие военные старались от Pz.Kpfw.IV и машин на его базе, избавиться. Ходовая часть не обеспечивала высоких скоростей движения (выше 40 км/ч), а плавность хода была не выдающейся. И вот тут с ними оказались солидарны их зарубежные коллеги. Если вы посмотрите на то, как изучались немецкие танки, а также САУ, то заметите одну закономерность. Pz.Kpfw.III изучали все, во многих учениках и прочей литературе подвеска данного танка присутствует. А вот Pz.Kpfw.IV «щупали» редко, ограничиваясь техническими описаниями.
Одним из показательных примеров тому была ситуация с испытаниями трофейной техники на НИБТ Полигоне. Pz.Kpfw.IV здесь впервые появился в 1941 году, но тогда там появился поврежденный танк. А в 1942 году прямо указали, что испытывать Т-IV смысла они не видят, ибо это почти такой же танк, как Т-III. Даже при наличии целых Pz.Kpfw.IV их не использовали в совместных испытаниях с теми же Т-34. А всё потому, что «трешка» имела схожую (а порой и более высокую) подвижность, посему могла служить ориентиром. А танк с максимальной 40 км/ч и дубовой подвеской — не особо.
Не менее показательно то, что трофейные немецкие танки не рассматривались как база для переделок вроде СУ-76И. Точнее, минимум раз-два проскочили такие идеи, но скорее в фоновом режиме. Данное шасси оказалось попросту неинтересным, в отличие от Pz.Kpfw.III и StuG. В чистом виде трофейные «четверки» использовали, но каких-то высоких оценок она не удостаивалась. Главной причиной, почему данные танки в ряде стран задержались, было сочетание мощной пушки и не самой плохой броневой защиты. А так их старались заменить на что-то более адекватное.
Был ли Pz.Kpfw.IV плохим танком? Безусловно, нет. Это была «рабочая лошадка» немецкой армии, неслучайно в 1939-40 годах именно Pz.Kpfw.IV в войсках считали едва ли не лучшим танком. Да и в 1943 году это была довольно грозная боевая машина. Другой вопрос, что именно как передовой носитель технологий этот танк был попросту неинтересен. У него не было почти ничего, что могло заинтересовать. По приборам наблюдения, а также ряду других элементов, он ничем не отличался от Pz.Kpfw.III. Уступая тому в подвижности. Естественно, тратить на этот танк время мало кто хотел. Потому и полноценные испытания он проходил крайне редко. Банально не имелось необходимости.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- US NARA
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZweNZJlmJ0hML9F5