История малого танка 35M Ansaldo, ставшего первой массовой боевой единицей венгерской армии
После того, как усилиями Джузеппе Гарибальди удалось объединить Италию, та стала постепенно наращивать своё влияние в регионе. При этом довольно сложные отношения складывались с Австро-Венгрией, которая образовалась за несколько лет до объединения Италии. С Австрией у итальянцев в принципе складывались крайне непросто. Еще до объединения Италии случилась австро-итало-французская война 1859 года, которая закончилась для Австрии поражением. Далее случилась австро-прусско-итальянская война 1866 года, которая снова сложилась для Италии удачно. Ну а далее была Первая мировая война, ставшая для Италии удачной, а вот для Австро-Венгрии она закончилась катастрофой. При этом сложилась комичная ситуация, когда Италия, уступавшая в военной промышленности, с точки зрения военной техники обошла своего главного противника. Особенно это касалось танков. Кроме модельки танка Гюнтера Бурштыня, да броневиками, Австро-Венгрия ничем похвалиться не может. Итальянцы же создали целую плеяду броневиков, причем не самых плохих, а также построили FIAT 2000. Для не особо большой страны настоящее достижение. Кроме того, итальянцы снова поставили на правильную сторону.
Не менее занятно выглядело и то, как развивались события в межвоенный период. Австро-Венгрия в 1918 году развалилась на Австрию, Венгрию и Чехословакию. Даже с учетом некоторых пенальти за Первую мировую войну, ситуация с танкостроением выглядела крайне интересно. У итальянцев появился FIAT 3000, машина не особо чтобы многочисленная, но на фоне соседей уже неплохой результат. Австрия отметилась только Фрицем Хейглем, который долго рисовал танки для шведов, но в итоге умер, так ничего и не построив. Максимум, что смогли сделать австрийские фирмы — это бронемашины. У Чехословакии была своя атмосфера, там танкостроение обскакало всех соседей. Хуже всего обстояли дела у Венгрии. Танки разрабатывать было некому, разве что Миклош Штраусслер один раз промелькнул, да и то, его машина оказалась слишком сложной. В результате к середине 30-х годов сложилась ситуация, от которой император Франц Иосиф I, скорее всего, вращался в гробу.
После того, как итальянское танкостроение в конце 20-х годов зашло в тупик, выход из сложной ситуации нашли самый простой. А именно обратились за зарубежной помощью. Французы в то время уже ничего путного предложить не могли, зато повезло с англичанами. Купив лицензию на выпуск танкеток Carden-Loyd Mk.VI, итальянцы получили свою версию — Carro Veloce CV 29. Официально она числилась броневиком, эту танкетку произвели тиражом в 25 штук. Далее итальянцы пошли по проторенной еще в годы Первой мировой войны дорожке, начав создавать свою танкетку. Так на свет появилась танкетка Carro Veloce CV 33. Гораздо более удачная, чем Carden-Loyd Mk.VI, эта танкетка стала родоначальником самой массового семейства боевых машин итальянской армии. Заодно Carro Veloce CV 33 и более поздняя Carro Veloce CV 35 оказались хорошим экспортным активом. И вот тут судьба-злодейка снова поиздевалась над осколками Австро-Венгрии. И Австрия, и Венгрия оказались среди покупателей CV 33/CV 35, причем венгры на них еще и повоевали.
Если в Австрии еще как-то пытались заниматься танкостроением, то в Венгрии поступили проще. Самые первые танки, которые получила венгерская королевская армия, были немецкие LK-II, ровно такие же, как шведские Strv m/21. Всего их купили 14 штук, а следующей боевой машиной стала танкетка Carden-Loyd Mk.IV, а также уже упомянутая танкетка CV 29. Один экземпляр итальянской танкетки, на пробу, купили за 75000 лир в 1932 году. Можно сказать, что венгры приценивались. Обе машины, получившие венгерские регистрационные номера H-13 и H-14, использовали как учебные. Далее, в 1934 году, последовал заказ на один экземпляр новейшей танкетки CV 33. Увы, снимков именно этой машины не сохранилось. Известно, что машина получила регистрационный номер H-168.
Детище Джузеппе Россини, главного конструктора Ansaldo по бронетанковой техники, венгерская армия распробовала. Впрочем, и выбирать ей особо было не из чего. Если кто-то думает, что в середине 30-х годов имелся большой выбор танков, тот очень сильно ошибается. Английские экспортные танки выпускались в небольших объемах, у французов, кроме Renault FT, брать нечего, а чехословацкое танкостроение только разворачивалось. Да и оно огромными темпами выпуска не отличалось. Про немцев и говорить не приходилось. В итоге выбор пал на итальянцев. Во-первых, Ansaldo оказалась способна выпускать более-менее приличные объемы бронетанковой техники. Во-вторых, их танкетка на середину 30-х годов выглядела совсем даже неплохо. Броня, что было несвойственно для тогдашних танкеток, имела толщину лба 15 мм, да и спарка пулеметов обеспечивала вполне приличную огневую мощь. С точки зрения ходовой части и подвижности CV 33 была большим шагом вперед, а мотор оказался изолирован от экипажа. В-третьих, танкетка получалась вполне бюджетной. Неудивительно, что танкетка Ansaldo имела такой громкий коммерческий успех.
Первыми покупателями CV 33 стали болгары, которые купили 14 танкеток. Далее, 5 марта 1935 года, соглашение о закупке 12 танкеток, подписала Австрия. При этом бывший главный противник Италии стал первым, кто купил усовершенствованную версию танкетки — CV 35. Как и болгары, австрийская армия выбрала вариант с установкой станкового пулемета Schwarzlose M.07/12. Всего же Австрия, небольшими партиями с 1935 по 1937 годы, закупила 75 танкеток ценой 60000-65000 лир. По злой иронии судьбы, это оказался основной и единственный танк австрийской армии до аншлюса. Что по этому поводу думал Гюнтер Бурштынь, неизвестно. Наконец, во всё том же 1935 году определилась королевская армия Венгрии. С Ansaldo было заключено соглашение о поставке 150 танкеток, заказ разделили на 2 партии. Первая партия составила 68 машин, вторая — 82 машины. Поставки, без вооружения, шли в период с сентября 1935 по декабрь 1936 года. И ведь всё это происходило на фоне поставок в итальянскую армию и производства машин другим заказчикам. Такими темпами выпуска в то время могла похвастаться только советская танковая промышленность.
В Венгрии танкетки получили обозначение 35M Ansalso kisharckocsi, то есть танкетка Ansaldo обр.1935 года. Они получили регистрационные номера H-101-H-167 и H-169-H-251. Последним, с номером H-252, был закуплен единичный образец CV-35 в огнеметном исполнении, но особого энтузиазма у венгерских военных машина не вызвала. По этой причине H-252, как и единичная CV 33 с номером H-168, стала учебной машиной. Остальные пошли в боевые подразделения. Больше того, в июле 1936 года венгры вели с итальянцами переговоры насчет лицензионного производства танкеток. Местом их производства должен был стать машиностроительный завод Ganz в Будапеште. Впрочем, лицензионный выпуск не состоялся, поскольку венгерские военные уже приценивались к более крупным боевым машинам. Ganz без производства бронетанковой техники не осталась: позже в Будапеште стали выпускать шведские боевые машины, точнее, их венгерские версии. Речь идет о 38M Toldi и 40M Nimrod.
От итальянских танкеток 35M Ansalso отличить совсем несложно. Достаточно просто посмотреть на нее спереди. Венгерская промышленность старалась обеспечить армию собственным вооружением, поэтому танкетки и поставлялись без вооружения. На месте они получили характерную пулеметную установку, рассчитанную на два пулемета 34M Gebauer калибра 8 мм, имевших авиационное происхождение. Чуть позже их заменили на более совершенные 34M/37M Gebauer. Перепутать эту установку с CV 35, у которой стояла спарка пулеметов FIAT, ну очень сложно. Но — могут, умеют, практикуют, об этом позже. Еще одним, характерным отличием 35M Ansaldo, стало появление смотровой «башенки» с левой стороны крыши рубки. Благодаря ей командир/наводчик/заряжающий получил немного больше обзора. Всего такую башенку получило 45 танкеток, то есть почти треть. В остальном это была стандартная CV 35.
Вообще эту танкетку принято ругать за плохую броню, слабое вооружение, тесноту и прочее. При этом вспоминается сразу же первая встреча итальянских CV 35 и немецких Pz.Kpfw.I Ausf.A с советскими Т-26 в Испании. Да, безусловно, в этом плане танкетки устарели. Но вообще господам критикам неплохо бы иногда вылезать с карты Химмельсдорф. Вы не поверите, но у танков есть масса других задач, кроме как борьба с себе подобными. Не говоря уже о том, что танкетка изначально создавалась как мобильная огневая точка. То, что дальше требования росли и от танкетки стали требовать эффективности легкого танка, ну бывает, чего уж там. Тем не менее, CV 35 вполне себе подходила для главной задачи — поддержки пулеметным огнем пехоты. Да и с подвижностью у нее дела обстояли вполне неплохо. В случае с 35M Ansaldo венгры вряд ли пожалели, что купили эти танкетки. За короткое время они насытили подразделения вполне адекватной, для своего класса, боевой машиной, больше того, венгерские танкетки вполне себе повоевали.
Впервые 35M Ansalso пошли в бой весной 1939 года. Еще в 1938 году начался дележ Чехословакии, в котором Венгрия приняла самое активное участие. В ноябре 1938 года она откусила кусок Словакии под предлогом, что там основная часть населения имела венгерское гражданство. Тогда дело прошло мирно, а вот в марте 1939 года дело дошло до боевых действий. В них приняли участие и 35M Ansaldo из 2-й моторизованной и 2-й кавалерийской бригад. Локальный конфликт закончился в пользу Венгрии, которая откусила себе еще кусок Словакии. В 1940 году едва не началась война с Румынией за Трансильванию. По злой иронии судьбы, летом 1941 года Румыния, Словакия и Венгрия были союзниками. Так и родилась шутка с долей шутки: королевство без короля, с регентом-адмиралом без выхода к морю, воюющая со странами, к которым нет территориальных претензий, но с союзниками, к которым территориальные претензии есть.
Боевые действия в 1941 году начались с Югославии, против которой действовала уже упомянутая 2-я кавалерийская бригада, где находилась треть из 35M Ansalso — 54 штуки. Действия снова носили крайне локальный характер, полноценного сопротивления не было. Совсем иная ситуация сложилась летом 1941 года. 27 июня 1941 года Венгрия объявила войну СССР, а 30 числа венгерские подразделения вступили на советскую территорию. Против Красной Армии венгры отправили 1-й Подвижный корпус, в состав которого входили 1-я и 2-я моторизованная бригады, а также 1-й бронекавалерийская бригада. У кавалеристов имелось 2 роты по 18 танкеток в каждой (3 взвода по 6 танкеток). Также они имелись в четырех самокатных батальонах, каждому придавался взвод по 6 танкеток. К тому моменту машины были уже порядком изношены, поэтому поначалу больше венгерские танкисты боролись со своими машинами.
Прекрасно понимая боевую ценность танкеток, основой 1-го Подвижного корпуса венгерские военные сделали легкие танки 38M Toldi (81 штука). Впрочем, 35M Ansaldo всё же пришлось понюхать пороху. В конце июля 1941 года корпус наткнулся на полноценное сопротивление частей Красной Армии. Для венгерских бронетанковых соединений было два крайне неприятных места. Летом 1942 года таковым оказался Коротояк, а за год до того крайне проблемным местом стал Тростянец. Хотя сами венгры больше запомнили соседнюю Гордиевку. Одним из обидчиков венгерских, а заодно и румынских частей стала 96-я горнострелковая дивизия, которая как раз сражалась на рубеже Тростянец-Гордиевка. Наиболее сложная ситуация для венгерских частей сложилась 27 июля 1941 года. В общей сложности с 22 по 29 июля потери 1-го Подвижного корпуса составили 32 танка, из них минимум половина пришлась на 35M Ansaldo. Потери 27 июля оказались настолько серьёзными, что в тот же день пришлось срочно направлять из Венгрии подкрепления.
Помимо явно неадекватных боевых характеристик, на 35M Ansaldo шли жалобы, связанные с техническим состоянием машин. Правда, жалобы эти надо рассматривать в комплексе. Ровно то же самое можно говорить и о 38M Toldi I. Основная часть потерь венгерских Landsrk L-60 пришлась как раз на поломки. Причем легкие танки имели ровно такую же броню, как и у танкеток, она для советской артиллерии бронёй и не являлась. К ноябрю 1941 года, когда 1-й Подвижный корпус отозвали с фронта, почти все 35M Ansaldo оказались потеряны. Впрочем, и от более современных 38M Toldi осталось где-то 20% состава. Венгерские военные всё поняли, поэтому в 1942 году основой 1-й бронетанковой дивизии были 108 Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. И если для 38M Toldi I в дивизии еще нашлось место, то 35M Ansaldo к тому моменту стали учебными машинами.
Дальнейшая судьба оставшихся танкеток 35M Ansaldo сложилась по-разному. Часть из них стала использоваться как учебные машины. 12 машин передали в жандармерию. Еще 10 штук уехало в Хорватию, где они использовались в полицейских операциях. Одна из двух доживших до наших дней 35M Ansaldo, ныне находящаяся в Белграде, как раз бывшая хорватская. Также 35M Ansaldo вошли в состав 102-го химического батальона (на самом деле это не химическое оружие, танкетки таскали прицепы с приборами дымопуска).
В таком виде танкетки дожили до начала 1945 года. К моменту, когда Красная Армия оказалась на территории Венгрии, 35M Ansaldo почти не представляли никакой боевой ценности. Вроде как их пытались применять жандармы, но это не точно. Типичным состоянием 35M Ansaldo 1945 года были явно учебные машины, еще со старыми маркировками (их ввели в 1943 году, но белые кресты на черном фоне попадаются на 40M Nimrod еще в 1942 году). В подавляющем большинстве случаев речь идет не о подбитых, а брошенных машинах. Никакого смысла в боевом применении танкеток, имеющих крайне запущенное техническое состояние и почти нулевую боевую ценность, не имелось.
Среди захваченных 35M Ansaldo оказалась и танкетка с регистрационным номером H-153. Эта машина из первой партии, к моменту захвата она числилась в составе 102-го химического батальона. Впрочем, на начало 1945 эти танкетки просто стояли в казармах под Будапештом. Так сложилось, что в 1945 году среди тех образцов венгерской бронетанковой техники, которые отправили на НИБТ Полигон, оказалась и эта танкетка. Так она и осела на музейной площадке при полигоне, которая в 1972 году превратилась в полноценный танковый музей. Ныне это технический центр парка «Патриот».
Напоследок стоит рассказать анекдотичную историю, которая связана с этой танкеткой. Поскольку наша историческая наука как-то не особо разбирается в вопросе, несчастного венгра записали… правильно, в итальянца! Особенно в своё время рассмешил журнал «Танкомастер», который даже определил итальянское подразделение, где машина якобы воевала. Ну да, если у танкетки установка вооружения под 34M/37M Gebauer, то это, безусловно, итальянец. Логично же. И если для танкового музея в Кубинке подобное было еще простительно, то за историков, которые записывали ярко выраженного венгра в итальянцы, просто стыдно.
Летом 2007 года в Кубинке высадился десант ремзаводов, в результате машины начали массово обдирать. Вот тогда-то то автору материалов и удалось, с разрешения музейного руководства, почистить, со смывкой и шпателем, заветные места. Тут же вылез тот самый номер H-153, а по нему Аттила Борнхардт, ведущий историк по венгерской бронетанковой технике, смог определить принадлежность машины. На то, чтобы машина стала, наконец, венгром, понадобилось еще 12,5 лет. Да и то потому, что в парке «Патриот» есть люди, которым история всё же не безразлична. Впрочем, нет никакой гарантии, что при последующем перекрасе машина из 102-го химического батальона не станет снова «итальянцем». Надеясь на лучшее, надо готовиться к худшему.
Список источников:
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.1 (Dalle origini fino al 1939), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- A Magyar Királyi Honvédség külföldi gyártású páncélos harcjárművei 1920-1945, B. Adam, E. Miklos, S. Gyula, Petit Real, 2006
- Maďarská armáda 1919-1945, Charles K. Kliment, Vladimír Francev & Dénes Bernád, Naše vojsko, 2007
- www.forteplan.hu
- РГАКФД
- Huns on Wheels
- tanks-encyclopedia.com/35m-ansaldo