Юрий Пашолок. Личинка Hellcat
История Gun Motor Carriage T67, дальнейшего развития истребителя танков GMC T49
Американская самоходная артиллерия в предвоенный и ранний военный период развивалась весьма специфично. Обычно главным идеологом подобных работ являлась артиллерия, но не в случае с американцами. У артиллеристов сидели консерваторы, которые считали, что им самоходы вообще не нужны. Поэтому главной движущей силой стали бронетанковые части. Поначалу они были разделены на пехотные и кавалерийские, но общий подход это особо не меняло. Главным было то, что кавалерия захотела себе легкие штурмовые САУ на танковой базе, а пехота — истребители танков на той же танковой базе. Главной причиной появления этих машин стала необходимость усиления танковых подразделений. На вторую половину 30-х типичный американский танк имел число пулеметное вооружение, поэтому и понадобилось средство поддержки. Дальше опытных разработок дело не продвинулось, тем не менее, основы концепции американской самоходной артиллерии были заложены именно тогда. Особенно это касалось истребителей танков, чья концепция, по сравнению с первой САУ на базе Light Tank M2A1 особо и не поменялась.
Идею башенных истребителей танков, которые базировались на шасси серийных танков, далее подхватило Истребительное командование. Генерал Эндрю Брюс, который в Истребительном командовании возглавил это направление, стал целенаправленно развивать данную идею. Идеальным истребителем, в его понимании, была довольно низкая боевая машина с открытой сверху башней кругового вращения. При этом вооружение предполагалось очень серьёзное — 3-дюймовая (76-мм) пушка с зенитной баллистикой. Поскольку поначалу с танковыми базами дела обстояли не очень, первые серийные истребители танков были на колесной и полугусеничной базе. Тем не менее, идея скоростного истребителя танков с 3-дюймовкой никуда не делась. Американские военные пошли другим путем: помимо машины на базе легкого танка, начались работы по более тяжелой машине. В результате появилась GMC T35, она же, после доработки, GMC M10. Но мечты о легком, низком и быстром истребителе никуда не делись.
1 апреля 1942 года Комитет по Вооружениям инициировал работы по улучшенному варианту легкого истребителя танков GMC T42. Согласно новой редакции, машина получала 6-фунтовую (57-мм) пушку, гораздо более мощную, чем исходное 37-мм орудие M6. По факту Buick, которой достались работы, создавала принципиально новый истребитель танков. По общей концепции эта машина здорово напоминала то, что так хотел генерал Эндрю Брюс. Это не помешало главе Истребительного командования по самоходной артиллерии подвергнуть GMC T49, так называлась новая боевая машина, острой критике. Несмотря на это, было дано добро на изготовление двух опытных образцов GMC T49. Испытания показали, что новая машина обладает большим потенциалом. Касалось это и перспектив установки более мощного вооружения. Так начиналась работа по GMC T67, дальнейшего развития GMC T49.
Причины, по которым генерал Брюс подверг GMC T49 критике, выглядят странно, но при этом вполне обоснованно. Дело в том, что для него не было понятия «легкий» или «средний» истребитель танков. GMC T35 рассматривался как временный вариант, а так Истребительное командование видело машину габаритов GMC T49, но с 3-дюймовой пушкой. Вот именно ее он и хотел туда запихнуть. А заодно внести в базовое шасси ряд изменений, местами обоснованных, местами не особо. Например, сократить расчет башни до 2 человек было так себе идеей.
Вместе с тем, некоторые идеи выглядели вполне здраво. Откровенно говоря, GMC T49 больше напоминала не истребитель танков, а танк, только с броней, имевшей максимальную толщину 19 мм. Некоторые вещи именно истребителю танков были попросту не нужны. Это касалось спаренного и курсового пулеметов, а также полностью закрытой башни. Практика в виде GMC T35 показала, что открытое сверху боевое отделение является оптимальным. В случае с первым опытным образцом GMC T49 никаких существенных изменений, по требованию генерала Брюса, не производили, но в сентябре 1942 года началось обсуждение, как развивать машину дальше.
Решение вопроса, на самом-то деле, долго искать не требовалось. Примерно в это же время шли работы по переработке орудийной установки легкого танка T7E2 под 75-мм орудие M3. Оно имело примерно те же ТТХ по пробитию, но зато могущество осколочно-фугасного снаряда не в пример выше. Не менее важно то, что чуть доработанное орудие (оно получило индекс M3A2) вполне устанавливалось в ту же установку, что и 6-фунтовая пушка. Потенциально это позволяло поставить 75-мм систему в уже имеющуюся башню GMC T49. Вместе с тем, наверху уже явно решили, что надо поступать иначе.
Примерно в это же время похожие процессы происходили с опытной бронемашиной Armored Car T19E1. Было решено создать унифицированную башню для колесной и гусеничной платформ. Так появились 75-mm Gun Motor Carriage T66 и 75-mm Gun Motor Carriage T67. Утвердили эти машины 10 октября 1942 года, при этом вскоре программу GMC T49 закрыли. В виду того, что далее эту программу развивать не планировалось, первый и единственный образец машины вернулся на завод Buick, где его переделали под новые стандарты.
Изготовленный в ноябре 1942 года второй пилотный образец машины, уже в конфигурации GMC T67, с точки зрения шасси изменился не сильно. Была убрана установка курсового пулемета, заодно исчез и вентилятор отделения управления. Он стал не нужен, поскольку башня теперь не имела крыши. Доработали место механика-водителя, впрочем, обошлись без переделки по типу бронемашины M8, как этого хотел генерал Брюс.
Башня была совершенно новой, хотя орудийная установка M34 осталась прежней. Теперь в ней отсутствовал спаренный пулемет. Башня осталась трехместной, но имелась проблема, которая уже всплывала в случае с GMC T35. Круглая форма башни с рациональными углами наклона являлась совсем не тем, от чего промышленность испытывала радость. Впрочем, имелась и еще одна проблема, которая поначалу не вылезала наружу. Выбранная форма башни не давала возможности для установки противовеса. А вот он оказался вскоре необходим.
Особых подробностей относительно ходовых испытаний нет, но еще на первом этапе стали жаловаться на недостаточную мощность. Действительно, масса GMC T67 несколько выросла, превысив 15 тонн, но на самом деле проблему искали совсем не там. Общий привет передавал гидротрансформатор. Удельной мощности по факту хватало, даже 20 л.с. на тонну — это прилично. Тем не менее, начался процесс обдумывания более мощной силовой установки. Что же сразу вызвало положительные эмоции, так это орудийная установка. Влезла 75-мм пушка M3A2 без проблем. Это навело на мысль о том, что можно попробовать воткнуть золотую мечту генерала Брюса — 76-мм орудие.
Такая инсталляция была произведена в конце ноября 1942 года. Дальнейшее изучение вопроса показало, что внутреннего пространства боевого отделения хватает. Но это было уже ложкой меда в бочке дегтя. Если кто-то забыл, то начиналась GMC T49 с 9980 кг боевой массы, а уехало всё это гораздо дальше 15 тонн. Чудес не бывает. В самом начале января 1943 года программу GMC T67 закрыли, официально по причине того, что потребовалась замена мотора и трансмиссии. По факту же причины оказались куда глубже. Американские танкостроители сами себя ругать не будут, поэтому признаваться, что ерунда вышла, не стали. Проблемы были далеко не с одним мотором и трансмиссией. Перегрузили ходовую часть, а башня получилась неуравновешенной. Даже если бы не имелось проблем с гидротрансформатором (не факт, кстати, что проблема была с ним, ибо на GMC T70 имелись просчеты с настройкой КПП), GMC T67 не годилась как серийное изделие. На это прямо намекает тот факт, что последовавшая за T67 машина, GMC T70, не имела с предшественницей почти ничего общего. С учетом того, что изготовитель один, факт более чем красноречивый. Попытка надуть легкую САУ до уровня почти GMC T35 закончилась закономерно. Сова от такого глобуса порвалась пополам.
Список источников:
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/lichinka-hellcat-61c8cc3ad14fab277bb9074c?&