Рассказ о японском легком танке Тип 95 Ха-Го из коллекции Военно-Технического Музея Славы
Бронетанковая техника Японии в период с конца 20-х годов и до конца Второй мировой войны, что называется, варилась в собственном соку. Связано это оказалось как с успехами собственного танкостроения, так и пониманием — заграница ничем помочь не могла. Ни английские, ни французские танки не могли удовлетворить полностью требования японского военного командования. Это привело к появлению самобытных танков, которые сложно с чем-то еще перепутать. Не без концептуальных заимствований, но танки у японцев получились оригинальными.
Самым массовым танком японской армии в годы Второй мировой войны стал легкий танк Тип 95, он же Ха-Го. Наряду со средним танком Тип 97 Чи-Ха/Шинхото Чи-Ха, он стал рабочей лошадкой японской армии. Сохранилось их несколько десятков, а вот ездящих экземпляров — всего несколько штук. Комплектными из них являются меньшинство, так что приходится выкручиваться. Один из примеров тому — танк, находящийся в коллекции Военно-Технического Музея Славы. Ходовой, но с нюансами.
Подобно прямому предшественнику, «бронемашине» Тип 92, легкий танк Тип 95 создавался по концепции, когда в башне был один человек, а в корпусе два. Эта, несколько странная концепция, в своё время она продвигалась французами (таким предполагался Renault VO, который, к слову, предлагался Японии на экспорт). На бронемашине (на самом деле это был кавалерийский танк) Тип 92 концепцию приняли в измененном виде: в башне находился пулемет винтовочного калибра, а в корпусе крупнокалиберный пулемет (французского происхождения). У Ха-Го основное вооружение перенесли в башню, а в корпусе поставили курсовой пулемет.
Исходно разработанный «Мицубиси» танк создавался как кавалерийский. Впрочем, боевая машина, к которой имел самое прямое отношение Томио Хара, ключевая фигура в японском танкостроении, оказалась, можно сказать, универсальной. Поскольку танк изначально был заказан кавалерией, он обладал высокой подвижностью. При этом он получил вполне адекватное, для второй половины 30-х годов, вооружение, да и внутри он был далеко не таким маленьким, как кажется снаружи. Создавали его люди, знавшие толк в эрогономике.
Первые серийные Ха-Го появились еще в 1936 году, впрочем, поначалу выпуск шел медленно. Тем не менее, танк быстро распробовала японская пехота, которая быстро обзавелась Ха-Го. Машина получилась намного лучше «бронемашины» Тип 92. Танк получил более удачную ходовую часть с блокированной подвеской и 4 опорными катками относительно большого диаметра. Это позволяло уверенно держать высокую скорость. Правда, в Маньчжурии такая ходовая часть показала себя не так хорошо, поэтому появилась специальная версия, с дополнительными опорными катками малого диаметра. Такая версия известна как маньчжурская подвеска.
Впервые Ха-Го применила в июле 1937 года 1-я отдельная смешанная бригада. В ее составе было 13 танков данного типа. Впрочем, в Китае не имелось достойного противника. В отличие от того, что произошло 2 года спустя в районе реки Халхин-Гол. Здесь было использовано 36 Ха-Го, им пришлось сражаться не только с советской пехотой, но и танками, а также бронемашинами. За считанные дни 3-й и 4-й танковые полки потеряли около 40% танков, после чего оказались выведенными из первой линии. Эти бои показали реальные характеристика японских танков.
Тем не менее, никто снимать Ха-Го с вооружения не собирался. Как раз в 1939 году начался по-настоящему массовый выпуск этих танков, и он только рос в объемах. Пик производства пришелся на 1942 год, причем тогда же Ха-Го впервые боролись против американских легких танков. Первый бой на Филиппинах закончился в пользу японских танкистов. Тем не менее, японские военные были реалистами, уже в 1943 году выпуск Ха-Го прекратился. Всего их сдали 2378 штук, включая машины установочной партии.
Такая массовость сыграла свою роль. Ха-Го стал не только самым массовым японским танком времен Второй мировой войны, но и наиболее интенсивно применявшимся. К 1943 году экипаж этого танка можно было приравнивать к смертникам. Тем не менее, применялись они очень интенсивно. Более того, Вторая мировая война не стала для них последней. После войны они состояли на вооружении нескольких стран, а в Китае воевали вплоть до 1949 года. Для машины, созданной в середине 30-х годов, вполне достойный результат.
Основная масса таких танков, доживших до наших дней, разбросана по островам Тихого Океана. Самое большое их число ныне находится в Таиланде, который, если кто не помнит, был у японцев в союзниках. Ему перепало некоторое число таких танков. Несколько из них ходовые, но ремоторизированные. Именно на родных агрегатах ездят всего несколько Ха-Го. При этом есть некоторое количество танков, которые уже на родных агрегатах не поедут. По причине их отсутствия. Сгнили, сдали в цветмет или иные причины.
В таких случаях наиболее эффективным способом становится использование подходящих современных агрегатов. Тем более что подходящие по габаритам и мощности дизельные моторы вполне можно найти. Именно так и поступили в случае с тем Ха-Го, который находится в коллекции Военно-Технического Музея Славы. Там мотор и трансмиссия были далеко не единственными проблемами. Вся жесть ушла безвозвратно, то же самое частично случилось в ходовой частью. Особенно с катками.
В данном случае проблема решилась наличием подходящего образца для измерений. Таковой имеется в Кубинке, вполне комплектный Ха-Го, затрофееный в августе 1945 года. Конечно, часть обвеса с него «ушла», но крылья на месте, как и много чего еще. За счет изучения прототипа удалось получить образцы утраченных элементов ходовой части. Даже резиновые бандажи опорных катков получили родные маркировки. Также с нуля воссоздали траки, которые являются для японских танков большим дефицитом.
До этого Ха-Го был танк, который стал легким штурмовым танком тип 3 (его точное обозначение сейчас японские историки оспаривают), который сделали для Поклонки из еще одного Ха-Го. Это облегчило задачу, благо уже имелся опыт. И если танк для Поклонки делался не ходовым, то машина для Военно-Технического Музея Славы восстанавливалась как ездящий экспонат. И ездит он весьма отменно. Благодаря современным агрегатам сильно волноваться за ресурс мотора не надо, тем более что весит танк меньше, чем полная боевая масса Ха-Го.
Впервые этот танк показали летом 2012 года в ходе международного военно-исторического слёта «Моторы Войны». Там он принял участие в мини-реконструкции (тогда «японец» нашелся всего один). Потом было еще несколько реконструкций. За те 12 лет, что танк находится в музее, он повидал немало разных мероприятий. До сих пор пребывает в неплохом техническом состоянии. Это к вопросу о целесообразности использования современных агрегатов, особенно когда родных не найти.
Это совсем не означает, что надо заниматься тем, что выкидывать родные моторы и ставить современные, как это делают в некоторых музеях с Т-26 (причем речь не про российские музеи). Но если у вас от танка остался корпус и башня, а найти родной мотор невозможно, то почему бы и нет. Естественно, более комплектный танк, с родными агрегатами, ценнее, но тут уже свои нюансы. Да и катать танк с родным мотором так интенсивно, как с современным мотором, вряд ли получится.
источник: https://dzen.ru/a/Ztn4DGSrJxcP1zip