Юрий Пашолок. Landsverk L-60 большой серии

14

История Strv m/40, последней и самой массовой версии шведского легкого танка Landsverk L-60-S

Содержание:

Шведское танкостроение в принципе является крайне специфичной вещью. При наличии самой по себе шведской школы танкостроения парадокс ситуации заключается в том, что главную роль в межвоенный период играли не сами шведы. У нас очень любят вспоминать о том, что за танки были прообразами Т-26 и БТ. Начисто забывая о том, что далее Vickers Mk.E и Christie M1940 переделывали наши конструкторы. А вот в случае с танками Landsverk, вплоть до конца 30-х годов, ситуация выглядела более интересно. Самый первый танк, Landsverk L-5, вообще не был шведским. Вопреки тому, что часто пишут, исходно это Räder-Raupen Kampfwagen m/28, из 6 танков 4 построили на Maschinenfabrik Eßlingen AG под Штутгартом. И лишь 2 на Landsverk, которая, аналогично Maschinenfabrik Eßlingen AG, являлась предприятием, подконтрольным немецкому объединению G.H.H.. Больше того, большинство выпущенной с 1929 по 1936 год бронетехники из Ландскруны предназначалось совсем не шведам. Отто Меркер, занимавший в это время пост главного конструктора, использовал Landsverk как испытательный полигон.

Strv m/40L учения сентября 1942 года

Strv m/40L учения сентября 1942 года

В 30-е годы Landsverk разрабатывала широкую гамму танков, но лишь одному из них реально улыбнулась удача. Речь, разумеется, идет о Landsverk L-60, первом танке с торсионной подвески. Комичность ситуации в том, что L-60 изначально был чисто экспортным танком, его прямым аналогом являлся Vickers Mk.E. Сами шведы заинтересовались этим танком после того, как Landsverk построила два образца для Ирландии. Затем был образец для Австрии, который, после некоторых мытарств, оказался в Венгрии, где его приняли на вооружение как 38M Toldi I. И лишь после этого Landsverk стала выполнять контракт на изготовление двух образцов L-60-S. В отличие от предшественников, на них ставились не немецкие моторы Büssing-NAG L8V-G, а шведские — Scania-Vabis typ 1664. Тем не менее, многие узлы и агрегаты в машине всё равно были зарубежного (прежде всего немецкого) происхождения. Ну а далее L-60-S развивался по очень похожему с Т-26 принципу. То есть переделка под себя.

Strv m/40K, последний серийный Landsverk L-60-S

Strv m/40K, последний серийный Landsverk L-60-S

Ситуация с танками у королевской шведской армии оставалась сложной и до войны, и после ее начала. На танки выделялись мизерные средства, поэтому и объем поставок оказывался крайне низким. Поначалу всё упиралось именно в деньги. 28 ноября 1939 года, после бурных дебатов, шведский парламент выделил деньги на Landsverk L-60S/II. Аж на 20 танков. Далее дело уперлось в работу смежника — AB Bofors, также в межвоенный период немецкий актив, на сей раз Krupp. Поэтому реально партию Landsverk L-60S/II, он же Strv m/39, сдали только весной 1941 года. За это время шведский парламент начал что-то подозревать. Из соседей Швеции почти все, кроме Финляндии, оказались оккупированы. А сама Швеция была вынуждена пойти на ряд уступок в ответ на требования Германии. В результате 9 октября 1940 года с Landsverk был заключен контракт на выпуск 100 танков третьей серии, получивших обозначение Landsverk L-60-S/III. Более известный как Strv m/40, этот танк стал самым массовым в семействе, но не самым массовым легким шведским танком.

Танк эволюционного развития

Надо сказать, что 100 танков, контракт на которые подписали в октябре 1940 года — это лишь верхушка айсберга. По факту KATD (Kungliga Arméförvaltningens Tygdepartement) думала о куда больших объемах. По планам, обсуждавшимся в конце сентября 1940 года генерал-лейтенантом Пером Сильваном, командующим шведской армии, предполагалось получить 468 танков. И даже эта цифра не была окончательной: в планах реорганизации шведских частей, к 1943 году ожидалось иметь 650 танков. Основой танковых частей предполагался «танк 9-тонного класса». При этом в KATD понимали, что Landsverk в одиночку такое не осилит. Поэтому, даже несмотря на провал с попыткой закупить у ČKD (BMM) 90 танков TNH-Sv, шведы настойчиво пытались купить хотя бы лицензию на производство. Это им, в конце-концов, удалось, но для начала требовалось получить хоть что-то. Посему никаких иных альтернатив, кроме детища Landsverk, не имелось.

С некоторых ракурсов разница между Strv m/39 и Strv m/40 была совсем не очевидной

С некоторых ракурсов разница между Strv m/39 и Strv m/40 была совсем не очевидной

Если в случае со Strv m/39 метаморфозы, по сравнению с предшествующим танком, были весьма существенные, то Strv m/40 особо ничем похвастаться не мог. Спереди эти танки поначалу были абсолютно одинаковыми, не имелось изменений и по башне. Кроме того, продолжалась нехорошая тенденция к росту ценника. Согласно подписанному контракту, стоимость Landsverk L-60-S/III составила 184000 шведских крон за штуку. Цена слегка так неприличная, поскольку немецкий средний танк Pz.Kpfw.III обходился не сильно дороже. Другой вопрос, что деваться шведским военным было некуда.

Спереди разница тоже не особо очевидная. Понять, что это Strv m/40 (Strv m/40L), можно регистрационному номеру. У новой версии он был в пределах 315–414

Спереди разница тоже не особо очевидная. Понять, что это Strv m/40 (Strv m/40L), можно регистрационному номеру. У новой версии он был в пределах 315–414

Нередко Strv m/40 и его предшественника путают друг с другом, поскольку существенные изменения претерпела только кормовая часть машины. Если Strv m/39 в основном сохранил конфигурацию моторного отделения и кормы Strv m/38, то у массового Landsverk L-60-S имелся ряд изменений. Для начала, по бортам появились «уши» воздухозаборников, это первое, что бросается в глаза. Тем самым улучшилась ситуация с защитой воздухозаборников. Сами борта стали более замысловатыми по конструкции: поскольку воздушный фильтр переместился максимально к правому борту, пришлось делать под него выштамповку. Весьма существенно переделали и надмоторную плиту. Если ранее она состояла из одной секции, то теперь их стало две. Для улучшения ситуации с охлаждением появились дополнительные воздухопитоки, как на створках надмоторной плиты, так и задней части крыши боевого отделения.

Безошибочно танк определяется с правого борта. Поскольку воздушный фильтр переместился максимально к правому борту, под него сделали выштамповку

Безошибочно танк определяется с правого борта. Поскольку воздушный фильтр переместился максимально к правому борту, под него сделали выштамповку

Переработка кормовой части корпуса привела к тому, что общая длина танка выросла с 4800 до 4900 мм. Весьма существенно выросла и масса — до 9360 кг. Запас топлива снизился с 250 до 240 литров, впрочем, особо запас хода, как и динамические характеристики, не пострадал. Кроме того, продолжилась «локализация» агрегатов танка. На сей раз речь шла про коробку передач. Прежде всего это было связано с тем, что по агрегатам немецкого производства возник ряд проблем, поэтому стали искать альтернативные решения, желательно местные. Таковые нашлись у шведской Atlas-Diesel — гидромеханическая коробка передач системы Lysholm-Smith. Эта система английского происхождения использовалась на автобусах. Помимо «локализации» производства коробок передач, выбор Atlas-Diesel означал и упрощение работы механика-водителя. Кроме того, Strv m/40 становился первым в мире танком с автоматической коробкой передач. Вот так вынужденная мера превратилась в новаторскую.

Моторное отделение Strv m/40

Моторное отделение Strv m/40

Можно сказать, что запускался Strv m/40 в серию с тяжелым сердцем. Дело в том, что броневая защита танка вообще не поменялась, при том, что даже на 1939 год она выглядела явно слабой. В марте 1941 года KATD поднимал вопрос усиления броневой защиты до 30 мм, высказывалось предложение усилить броневую защиту и до 50 мм. Но по факту ничего так и не изменилось. Больше того, началась явная тенденция к задержке производства.

Традиционно для Landsverk, выпуск танков существенно задержался

Традиционно для Landsverk, выпуск танков существенно задержался

Переход на коробки передач Atlas-Diesel потребовал времени, поэтому изначальный план по выпуску Strv m/40 оказался сорван. Вместе с тем, первые испытания нового танка состоялись в апреле 1941 года, как раз в этом месяце и предполагалось получить первые Strv m/40. Кроме того, снова отличилась Bofors. Производство 37-мм орудий m/38 strv оказалось сорванным. В результате вместо ноября 1941 года окончание последние танки сдали 9 марта 1942 года, они получили серийные номера 315–414.

Резервная площадка

Постепенный рост боевой массы Strv m/40 стал беспокоить KATD. Такая тенденция означала постепенно снижение подвижности и повышенную нагрузку на мотор. «Картонная» броневая защита требовала усиления, а это лишняя масса. Посему еще в 1941 году началось обсуждение улучшенного танка. Для сохранения необходимой удельной мощности было решено использовать новую силовую установку — Scania-Vabis L 603/3. Ее мощность выросла до 162 лошадиных сил (или 145 при 2300 об/мин), но и мотор стал чуть крупнее. Поэтому моторное отделение требовалось переделать. В документах фигурировал еще один мотор — мощностью 175-180 лошадиных сил. Но V-образный 8-цилиндровый мотор так и остался «бумажной» альтернативой, слишком уж много переделок требовалось внести в моторное отделение.

Strv m/40K, допечатка родом из Карлстада

Strv m/40K, допечатка родом из Карлстада

Облик нового варианта, который получил обозначение Landsverk L-60-S/V, стал формироваться в начале 1942 года. Толщина брони башни возрастала до 20 мм, лба корпуса до 18 мм, стоимость машины снижалась до 155000 шведских крон. В этом же документе от 17 февраля 1942 года фигурировал и базовый Strv m/40, причем как Landsverk L-60-S/IV. Его стоимость предполагалась в 145000 шведских крон. Впрочем, и то, и другое было скорее фантастикой. В общей сложности предполагалось получить 200 танков данного типа (100 L-60-S/IV и 100 L-60-S/V). В марте 1942 года Landsverk представило своё видение L-60-S/V. Лоб корпуса переделывался, в частности, убиралась фара по его центру, а толщина брони возрастала до 30 мм. Толщина бортов корпуса также возрастала — до 18 мм. Лоб башни утолщался до 50 мм, борта имели толщину 20 мм. Прорабатывалось и усиление лба корпуса до 35 мм, но в серию оно не пошло.

Вычислить Strv m/40K несложно. Танк получил не только переработанную носовую деталь, но и увеличенный воздухозаборник с левой стороны корпуса

Вычислить Strv m/40K несложно. Танк получил не только переработанную носовую деталь, но и увеличенный воздухозаборник с левой стороны корпуса

Смех ситуации в том, что итогом обсуждения стала отмена выпуска Landsverk L-60-S/V силами самой Landsverk. Дело в том, что завод попросту зашивался. Он получил заказ на выпуск Strv m/42, а тащить еще и сотню легких танков Landsverk не смог. А еще с коробками передач Atlas-Diesel что-то явно происходило не так. Дело в том, что шведы, как нейтралы, продолжали торговать со всеми, включая и немцев. Так вот, они умудрились купить партию коробок передач ZF FAK 55. Зачем, становится понятно из переписки, датированной декабрем 1942 года. У Atlas-Diesel имелись проблемы, как эксплуатационные, так и производственные. Поэтому шведы и устроили шоп-тур. Жонглирование коробками передач, кстати говоря, было у них в порядке вещей, Strv m/42 соврать не даст, и там, кстати говоря, тоже без КПП Atlas-Diesel не обошлось.

Танк получил более мощный мотор Scania-Vabis L 603

Танк получил более мощный мотор Scania-Vabis L 603

Решением проблемы с производственной площадкой для выпуска Strv m/40 стало подключение нового завода. Им стал AB Karlstads Mekaniska Werkstad (KMW), производитель турбин для электростанций из Карлстада. Можно сказать, побратим УЗТМ с точки зрения продукции. В 1943 году произошло изменение индексов Strv m/40. Машины производства Landsverk стали именоваться Strv m/40L (Strv m/40 L I), а продукцию KMW назвали Strv m/40K (Strv m/40 K I).

Броневая защита Strv m/40K оказалась выше, но всё равно недостаточной

Броневая защита Strv m/40K оказалась выше, но всё равно недостаточной

Примечательным фактом было то, что за освоением танков в Карлстаде следил инженер-контролер отдела MB3 KATD Свен Берге. Тот самый, что позже создал Strv 103. По планам, первые танки KMW сдавал в ноябре 1943 года, далее контракт предусматривал ежемесячный выпуск по 10 машин в месяц. Действительно, 12 ноября 1943 года Берге отрапортовал о сдаче первого шасси Strv m/40 K I. Но дальше сказалось отсутствие опыта KMW в производстве столь специфичной продукции. Вместо 100 танков реально сдали 80, последние из них закончили в конце сентября 1944 года.

Экранировка Strv m/40L

Экранировка Strv m/40L

Откровенно говоря, запуск производства такого танка в конце 1943 года выглядел скорее для галочки. Несмотря на определенные трения с Германией, самый сложный период для Швеции уже закончился. Дополнительные танки были если и нужны, то скорее для объема. Если в 1942 году, когда шло активное обсуждение Landsverk L-60-S/V, такая модернизация еще выглядела плюс-минус серьёзной, то полтора года спустя… Хотя, в конце концов, последние Strv m/41 тоже сдали в 1944 году.

Экранированный Strv m/40L в коллекции танкового музея Arsenalen. В ходе эксплуатации танк дорабатывался, например, появились новые буксирные проушины

Экранированный Strv m/40L в коллекции танкового музея Arsenalen. В ходе эксплуатации танк дорабатывался, например, появились новые буксирные проушины

Strv m/40K стал последней серийной версией Landsverk L-60. Можно сказать, что из шасси танка выжали максимум. По итогам лба корпуса достигла 30 мм, а подбашенной коробки — 48 мм. Толщина лба башни достигла 50 мм. Тем самым, наконец, была обеспечена защита от огня орудий калибра 37-45 мм. Вот только какой смысл в защите от 45-мм пушки, если у немцев типичной ПТО того периода была 7,5 cm Pak 40, а у Красной Армии — ЗИС-3 (да, это орудие в больших количествах использовалось в противотанковых подразделениях)? Длина танка выросла до 4970 мм, а масса — до 10900 кг. От Strv m/40L продукцию KMW можно легко отличить по лобовой части корпуса, а также иным фарам.

Не приоритетный легкий танк

Поначалу история Strv m/40 развивалась по вполне привычному сценарию. После проведенных в сентябре 1939 года реформ шведская бронетанковая техника скапливалась в составе двух пехотных полков. Ими были Скараборгский пехотный полк (Skaraborgs regemente, I 9, Шёдве) и Сёдерманландский пехотный полк (Södermanlands regemente, I 10, Стренгнес). В составе каждого из этих полков сформировали танковый батальон, куда и шла продукция Landsverk. С учетом микроскопических серий Strv m/38 и Strv m/39 такой подход являлся безальтернативным.

Тактические учения с участием Strvm/40

Тактические учения с участием Strvm/40

Между тем, в Шведской королевской армии стали назревать крупные реформы. Шведские военные внимательно анализировали ситуацию во Второй мировой войне и догадывались, что танковый батальон при пехотном полку — это совсем не то место, куда следует сводить бронетанковую технику. 1 октября 1942 года оба полка переформировали. I 9 стал танковым полком P 4 (Skaraborgs pansarregemente), а I 10 стал танковым полком P 3 (Södermanlands pansarregemente). Ныне танковые боксы P 3 являются запасниками танкового музея Arsenalen. Новые соединения предполагалось комплектовать как легкими, так и тяжелыми (по факту средними) танками. В июле 1943 года случилась еще одна реформа. Танковые полки стали входить в состав бронетанковых бригад. P 3 вошел в состав 10-й бригады (PB 10), имея к тому моменту 181 танк.

Имитация городских боёв

Имитация городских боёв

P 3 стала образцовой частью, куда старались сводить наиболее передовые танки шведского производства. И в этом случае можно заметить, что отношение шведских военных к Strv m/40 явно стало меняться. Дело в том, что P 3 постепенно перешел с Strv m/40 и его предшественников на Strv m/41. Не стоит удивляться такому повороту событий. Даже с клепаной конструкцией корпуса Strv m/41 явно превосходил детище Landsverk, а его шасси могло выдержать большую нагрузку. Неслучайно базой для легких САУ выбрали именно Strv m/41. Основным получателем подержанных Strv m/40 L стал Сканский кавалерийский полк (Skånska kavalleriregementet, K-2, c 1 октября 1942 года танковый полк P 2, Skånska pansarregementet). Размещался P 2 в Хеслехольме.

Участвовали Strv m/40 и в военных парадах

Участвовали Strv m/40 и в военных парадах

К концу 1943 года прошла первая модернизация Strv m/40L. Понимая, что с противопульной броней надо что-то делать, KATD заказала экранировку для ранее выпущенных танков. Сделали ее унифицированной с Strv m/39. На верхний лобовой лист корпуса, а также лоб подбашенной коробки, прикручивались экраны. Толщина экранов ВЛД составила 30 мм, а подбашенной коробки — 35 мм. Также усиливался лоб башни, толщина дополнительных листов также была 35 мм.

Учебная атака

Учебная атака

Боевая масса возрастала незначительно, поскольку экраны имели небольшой размер. Комплекты дополнительной брони оперативно изготовили и поставили на ранее выпущенные танки. Впрочем, случилось это явно с большим запозданием. К моменту появления экранов Strv m/39 и Strv m/40L покинули те части, где ранее служили. Да и вся партия Strv m/40K (серийные номера 415–494) отправилась в полк P 2. Основным легким танком шведской королевской армии стал Strv m/41, а когда-то приоритетный танк ухожил на периферию.

Strv m/40 стал самым массовым в семействе, но не самым массовым шведским легким танком

Strv m/40 стал самым массовым в семействе, но не самым массовым шведским легким танком

История Strv m/40, как и в целом Landsverk L-60, выглядит крайне неоднозначно. Некогда танк-революция, в по-настоящему товарных количествах он появился к тому моменту, когда его время уже ушло. Как не цинично это прозвучит, но более правильным решением стала бы изначальная покупка лицензии на Praga TNH-Sv. Приобрети ее шведы сразу, они вполне могли получить массовый и вполне удачный легкий танк гораздо раньше и в гораздо больших объемах. Причем клепаный корпус тут вообще никакой роли не играет. У чисто сварного Landsverk L-60-S ВЛД была на болтах, что с ними было при попадании, несложно догадаться. Попытка поддержать отечественного производителя привела к не самым лучшим результатам. Landsverk L-60-S так и не стал самым массовым шведским легким танком, а его шасси мало для чего годилось. В отличие от Strv m/41. Тем не менее, прослужил Strv m/40 до середины 50-х, и даже повоевал. Но об этом всём в другой раз.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Список источников

      1. Архив Карла Бломстера
      2. www.ointres.se/pansar.htm
      3. tanks.mod16.org
      4. Landsverk L-60, Christer Baadstöe, PANSAR 3–2013
      5. digitaltmuseum.se

источник: https://dzen.ru/a/YXhG7cPoMSCMwJhJ

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account