Юрий Пашолок. Колесный истребитель от Ford во втором приближении

13
Юрий Пашолок. Колесный истребитель от Ford во втором приближении

Юрий Пашолок. Колесный истребитель от Ford во втором приближении

История 37 mm Gun Motor Carriage T33, второй попытке Ford создать колесный истребитель танков

Вторая мировая война стала апогеем применения воюющими сторонами такого типа боевых машин, как самоходные артиллерийские установки. Появились САУ еще до начала Первой мировой войны, причем первые из них имели колесные шасси. Появление нового типа боевых машин прозаично: наличие шасси позволяло резко повысить мобильность орудий. Первыми стали применять зенитные самоходные системы, также появились пушечные бронемашины, некоторые из которых вполне тянули на роль колесных САУ поддержки. Оба типа боевых машин были и в РИА, создавали их и американцы. После окончания Первой мировой войны работы по колесным САУ несколько затихли, хотя некоторые страны даже выпускали их серийно (советская СУ-1-12, например). Лишь начало Второй мировой войны заставило резко форсировать работы по САУ, в том числе и колесным. При этом еще в 30-е годы активно шли работы по созданию нового типа САУ — истребителей танков.

Ford GLJ, опытный образец "пониженного" аналого Dodge T214. Один из двух экземпляров машины пошел на изготовление GMC T33

Ford GLJ, опытный образец «пониженного» аналого Dodge T214. Один из двух экземпляров машины пошел на изготовление GMC T33

В США, после окончания Первой мировой войны, работы по САУ почти полностью затихли. Главная причина крылась в простой истине — нет денег. На армию тратили немного денег, танки сидели на голодном пайке, какие еще САУ? Только к июню 1940 года, когда выяснилось, что французы вот-вот проиграют, начались резкие активности по срочному переводу американской промышленности на военные рельсы. Тогда же подняли вопрос и по САУ, но фактически работы начались с осени 1940 года. Да и то, имелась большая проблема. Американские военные быстро поняли, что необходим истребитель танков с 3-дюймовой (76,2 мм) зенитной пушкой, крайне желательно на танковом шасси. Вот только этого шасси не было. Поэтому работы пошли по двум направлениям — перспективному, с той самой 3-дюймовой зениткой, и более реалистичному варианту. Второй вариант предполагал использование легкого колесного шасси и 37-мм противотанковой пушки M3A1.

В таком виде машина проходила первые тесты. Они показали, что идея вполне удачная

В таком виде машина проходила первые тесты. Они показали, что идея вполне удачная

Первым примером американского колесного истребителя танков стала GMC T2E1, созданная на базе многоцелевого легкового автомобиля-разведчика Bantam BRC 40. Быстро стало понятно, что машина для таких целей слабовата, поэтому весной 1941 года была инициирована разработка совершенно иного типа шасси, как носителя 37-мм противотанковой пушки M3. На сей раз разработка была специальной, с использованием агрегатов грузового автомобиля Ford 2G8Т. Работы по шасси, разработчиком которого являлся Ford, курировались полковником Гербертом Лоузом, квартирмейстером военной базы Лагерь Холаберд. В начале июня 1941 года Комитет по Вооружениям утвердил эту разработку как 37 mm Gun Motor Carriage T8, но по факту первый опытный образец построили уже в мае. Концепция с кормовым расположением мотора и передним размещением оружия оказалась не совсем удачной, да и инициативу перехватила Dodge со своим GMC T21, позже стандартизированной как GMC M6. Тем не менее, в ноябре 1941 года стартовали работы по GMC T33, ставшей развитием T8. Уже с мотором впереди.

Окончательно GMC T33 Была закончена к 16 января 1942 года

Окончательно GMC T33 Была закончена к 16 января 1942 года

История второго по счету колесного истребителя танков от Ford началась отчасти случайно. Дело в том, что Ford продолжала эксперименты по разным вариантам шасси Ford Swamp Buggy. Так вот, среди вариаций существовал и Ford GLJ, опытный образец многоцелевого грузовика с «пониженным силуэтом». Мотор у него находился справа от водителя, а позади располагался кузов. Машина метила в ту же нишу, что и Dodge T214, но поскольку последний уже был в серии, прибытие одного из двух образцов Ford GLJ на Абердинский полигон в сентябре 1941 года мало чего значило. Почти. Дело в том, что на полигоне очень быстро стали присматриваться к машине в качестве потенциального «носителя вооружения». Причиной тому был достаточно высокий силуэт GMC T21. С полигона 22 октября 1941 года поступило письмо с предложением построить на базе Ford GLJ истребитель танков, который становился потенциальным конкурентом GMC T21. Одобрение на такие работы было получено 18 ноября 1941 года, машине присвоили индекс 37 mm Gun Motor Carriage T33.

Установка орудия обеспечивала круговой сектор обстрела, при этом получился низкий силуэт

Установка орудия обеспечивала круговой сектор обстрела, при этом получился низкий силуэт

На сей раз работы по изготовлению истребителя танков возложили на Абердинский полигон. Там уже имелся богатый опыт переделки полугусеничных БТР в САУ, причем часть машин, созданных полигоном, пошла в серию. Рецепт изготовления из Ford GLJ истребителя оказался немного посложнее, поскольку изначально под подобное машина не рассчитывалась. С нее выкинули всю заднюю часть кузова, а вместо него на раме сделали тумбу для крепления орудия. Делалась она так, чтобы обеспечивался круговой сектор обстрела. С некоторыми проблемами, но такая система у полигона получилась. Самым важным моментом стало то, что высота линии огня получалась ниже GMC T21. Общая высота машины составила 2032 мм, против 2100 мм у GMC T21. Ради этого всё и городилось. Первые тесты начались уже 21 ноября 1941 года, к тому моменту только поставили тумбу и установили орудие. Эти тесты показали состоятельность идеи, так что полигон начал двигаться дальше.

Обратная сторона низкого силуэта. Помимо повреждений руля, постоянно било лобовое стекло

Обратная сторона низкого силуэта. Помимо повреждений руля, постоянно било лобовое стекло

Окончательно GMC T33 сформировалась в январе 1942 года. По итогу получилась довольно интересная огневая платформа. Помимо того, что GMC T33 оказалась ниже T21 (а Абердинский полигон указывал, что высоту можно снизить еще больше — до 1905 мм), именно как огневая платформа машина выглядела интереснее. Расчет удалось разместить более комфортно, чем на GMT T8, при этом водитель получил гораздо лучшую обзорность, нежели предшественник. Кроме того, упрощался вопрос с боезапасом. Вместо специальных укладок по бортам машины сделали специальные «карманы», куда ставили обычные снарядные ящики. По ходовым качествам машина ни в чем не уступала предшественнице и превосходила GMC T21.

Получилась вполне удачная огневая платформа, но опоздали с ней на полгода

Получилась вполне удачная огневая платформа, но опоздали с ней на полгода

Как показали огневые испытания, выбранная Абердинским полигоном концепция оказалась верной. Обеспечивался круговой обстрел, причем вбок и назад угол снижения составлял впечатляющие -15 градусов. Вперед, правда, вести огонь можно было только при угле вертикального возвышения 0 градусов и выше. У GMC T21, впрочем, дела обстояли не лучше. На испытаниях постоянно отмечались повреждения ветрового стекла GMC T33 от огня орудия, у конкурента огнем могло повредить и приборы. Так или иначе, но Абердинский полигон рекомендовал GMC T33 как стандартную орудийную платформу для 37-мм противотанкового орудия M3A1. В данном случае полигон основывался не на том, что GMC T33 являлась их разработкой, а по итогам испытаний.

На виде сверху можно заметить, что вместо специальных снарядных укладок сделаны "карманы" для снарядных ящиков

На виде сверху можно заметить, что вместо специальных снарядных укладок сделаны «карманы» для снарядных ящиков

Главная проблема заключалась в том, что на дворе был уже конец января 1942 года, война для США началась, времени на раскачку не осталось. GMC T21 уже стандартизировали как 37 mm Gun Motor Carriage M4 в декабре 1941 года, а в феврале обозначение сменили на 37 mm Gun Motor Carriage M6. База в виде шасси T214 была уже в крупной серии, а когда Ford запустит свою, вопрос. Одним словом, с GMC T33 Абердинский полигон опоздал где-то на полгода. Официально программу GMC T33 прикрыли в апреле 1942 года, когда GMC M6 пошла в серию. Но на самом деле всё определилось гораздо раньше. Еще 16 января 1942 года прозвучала мысль о том, что шасси надо использовать для орудия побольше. Окончательно эти работы утвердили 29 января 1942 года. Так начиналась история GMC T44, в которую переделали единственный образец GMC T33. Уже в этот момент работы по 37-мм версией САУ можно было прекращать.

Источники:

      1. US NARA
      2. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 2002
      3. hemmings.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/kolesnyi-istrebitel-ot-ford-vo-vtorom-priblijenii-6129cd23cf828e454e18a546

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account