Призраки мирового автопрома. Пионер английского автопрома компания Wolseley Motors

14

Очередная часть из цикла Призраки мирового автопрома. Как и в предыдущей части речь пойдёт о малоизвестной английской компании, о которой уверен многие никогда не слыхали.

Призраки мирового автопрома. Пионер английского автопрома компания Wolseley Motors

Линкорам всё-таки быть. Будущим флагманом ВМФ США станет линкор «Тетон» (USS Teton). Что известно о новом корабле

Марку Wolseley можно отнести к пионерам английского автопрома, более того бренд просуществовал на автомобильной карте мира 80 лет, но сегодня к сожалению о нём мало кто помнит, равно как и о людях, которые работали на славу марки.

Фредерик Йорк Уолсли родился в Дублине в 1837м году в семье баронета Гарнета Джозефа Уолсли. Через три года его отец умирает, оставив в наследство только пенсию майора Личного королевского пехотного шотландского полка. Когда молодому человеку исполнилось 17 лет он покидает свою семью и отправляется в Австралию, где устроился на ферму, вскоре хозяин фермы — Рэлстон Колдвелл станет его сводным братом. А пока Уолсли работает на «брата» на его овцеферме, в 1859м году Уолсли покупает станции Туле и Кобрам, станцией в Австралии называли ранчо или грубо говоря пастбища для овец, т.к. Австралия была главным поставщиком шерсти в то время.

Фредерик Йорк Уолсли

Фредерик Йорк Уолсли

В 1868м году при финансовой поддержке своего старшего брата Гарнета Джозефа Уолсли Младшего начинает конструировать машинку для стрижки овец. Кстати его старший брат сделал блестящую карьеру на военном поприще, Г.Д.Уолсли Мл. в 1892м году станет фельдмаршалом Британской Армии, а пока к этому моменту старший сын майора Уолсли успел повоевать в Бирме (где был сильно ранен в бедро), в Крыму (кстати там он потерял глаз и он был последним из британцев, которые покинули полуостров после осады Севастополя), участвовал в подавлении мятежа в Индии и в «опиумной войне» в Китае, в 1859м году получает звание подполковника. А с 1861 года он находился в Канаде, откуда кстати по личной инициативе отправился к южанам, как наблюдатель и скорее всего как советник, т.к. Великобритания во время Гражданской войны поддерживала конфедератов, кстати поэтому Уолсли и отправили в Канаду, т.к. произошла утечка информации в дип.почте. Короче говоря полковнику Гарнету Уолсли было на что помогать своему младшему брату.

В октябре 1869 года Фредерик Уолсли регистрирует фирму Wolseley Sheep Shearing Machine Company, которая держит патент в Британии во всех её колониях на машинку для стрижки овец, хотя довести до ума он свою машинку смог только в 1872м году, но ведь идею мог подсмотреть кто-то более головастый и рукастый, так что Фредерик Йорк подстраховался. Постепенно Уолсли покупал новые станции, как например Евроку, которая и стала его домом, он продолжал заниматься конструированием агрикультурных механизмов, и в 1887м году он нанимает в качестве главного инженера Герберта Остина, молодого человека, который был таким же иммигрантом, как и сам Уолсли. Остин занимался продажей оборудования в Северном Мельбурне, и когда Уолсли продемонстрировал свой механизм ему, то на последнего обрушился шквал критики, тогда Уолсли решает нанять этого «выскочку», раз он так разбирается в конструкции механизмов.

В 1889 году Уолсли переводит свои активы в Великобританию, где в Бирмингеме он основывает фирму Wolseley Sheep Shearing Machine Co, в это же время Герберт Остин становится главным мастером на заводе принадлежащего Уолсли — Goldsbrough, Mort and Co. Ltd, который находится в Мельбурне и который изготавливает машинки для стрижки овец. В 1893м году выясняется, что фирма продала тысячи бракованных машинок, через английскую контору, Уолсли берёт с собой Остина и отправляется в Бирмингем однако у Уолсли, который болен раком, ухудшается состояние, он делает Остина главой английской фирмы, сам окончательно отходит от дел в 1894м году, переехав обратно в Австралию.

Тем временем Остин, который становится становится боссом, имеет тягу ко всяким механизмам, он прослышал, что в Германии и во Франции есть самоходные экипажи, он желает воочию познакомиться с ними, отправившись во Францию, он знакомится с повозками Леона Болле. Вернувшись домой он начинает конструировать собственный аналог, который в отличие от прототипа получает не одноцилидровый двигатель, а V2 воздушного охлаждения, который был более сбалансированным, нежели моноцилиндровый двигатель, коробка передач была 3х ступенчатой с ременным приводом, но она не имела сцепления, когда передачи включались, то ремень автоматически продолжал скользить.

Первый трицикл Wolseley построенный Остином по типу Болле

Первый трицикл Wolseley построенный Остином по типу Болле

Однако начать производство этой машины, построенной зимой 1895-1896 годов не удаётся, т.к. оказывается, что British Motor Syndicate владеет патентом на изобретения Болле в Великобритании, а начинать своё дело с судебных тяжб Остину не хочется. Герберт Остин решает разработать собственную конструкцию трицикла. Он строит в том же 1896м году трицикл, который получает независимую заднюю подвеску, центральное расположение 2х сильного мотора водяного охлаждения и 2х ступенчатую коробку передач, которая к тому же имела задний ход. Кстати двигатель изготовленный так же Остином имел блок цилиндров и картер вылитые из бронзы. Этот трицикл выставляется в Хрустальном Дворце, где проходит Национальная велосипедная выставка, но ни на выставке, ни по газетной рекламе найти покупателя для этого транспорта не удалось.

Wolseley Autocar Number One

Wolseley Autocar Number One

В июне 1898 года Герберт Остин совершил на этой машине 400 км вояж из Бирмингема в Рил и обратно, со средней скоростью в 13км/ч, доказав надёжность своего транспортного средства. В это же время в Англию возвращается Фредерик Уолсли, который практически сразу после нового 1899 года умирает дома в возрасте 80 лет, не оставив наследников. Что странно, сам он к автомобилям отношения не имел, но Герберт Остин увековечил его имя в зале автомобильной славы.

В 1899 году Остин строит еще одну машину, на этот раз четырёх колёсную. На этот раз машина имела одноцилиндровый мотор объёмом 1.3л и развивающий 3.3л/с, установленный горизонтально, т.е. поршень ходит в бок, эта особенность станет основной приметой автомобилей этой марки, пока ответственным за разработку автомобилей будет Герберт Остин. В конце января 1900 года проходит велосипедная и автомобильная выставка «The Midland Cycle and Motor Car Exhibition», в рамках 4х дневного мероприятия проводятся соревнования, правда гонки не носят официальный характер, т.к. они были под запретом в Великобритании, однако конкурсанты пронумерованы, а победителем считается экипаж первым приехавшим по маршруту Бирмингем-Ковентри-Бирмингем (итого 61км), плюс к этому надо было преодолеть холм Макноу Хилл. Герберт Остин выставлявший своё детище на этой выставке и изъявивший желание принять участие в состязаниях приходит вторым к финишу на своём, как было заявлено в каталогах, Wolseley Voiturette 3½НР.

Wolseley Voiturette 3½НР

Wolseley Voiturette 3½НР

В апреле 1900 года Остин решил лично принять участие в 1000-мильном марафоне по Англии и Шотландии, планировалось ознакомить жителей западной части страны, так называемой средней земли и севера с автомобилями, т.к. только-только был отменён закон о «красном флаге», а автомобили в Англии не стали таким обыденным делом как во Франции. В итоге марафон шел по маршруту: Лондон (откуда и стартовали), Бристоль, Бирмингем, Манчестер, Дерби, Кендал, Карлайл, Эдинбург, Ньюкасл, Лидс, Шеффилд, Ноттингем, Лондон, по пути машины должны были пересечь и четыре холма. На старт было заявлено 83 экипажа, из которых допустили до старта 65, до столицы Шотландии дошла 51 машина, а в обратно в Лондон прибыло чуть больше половины стартовавших, а именно 35 автомобилей, среди который был и Wolseley. Герберт Остин приезжает первым в своём классе В, в качестве награды он получает серебряную медаль от Французского автоклуба и 10 фунтов стерлингов от газеты Daily Mail. Большая ли сумма это можно сравнить по цене автомобиля, каталоги фирмы Wolseley предлагали эту модель за 270 фунтов. Победа Остина была еще примечательна тем, что он был единственным, кто управлял Wolseley, при этом в пробеге участвовало большое количество автомобилей марок Daimler и Panhard et Levassor. В 1900м году Остин строит аналогичную машину, но на которую был установлен круглый руль, однако совет директоров медлил с массовым производством автомобилей, стараясь делать основной упор всё-таки на машины для стрижки овец.

Три транспортных средства построенных Уолсли, впереди трицикл, затем машина с рулём и за ней машина с 'хлыстом'

Три транспортных средства построенных Уолсли, впереди трицикл, затем машина с рулём и за ней машина с ‘хлыстом’

В это же время Сэр Хайрам Максим, автор пулемёта-максима, который был заядлым автомобилистом замечает способности Герберта Остина. Он предлагает Остину принять участие в постройки самолёта с паровым двигателем, Максим был членом правления фирмы Vickers, Sons and Maxim, и когда он узнает, что Остину не дают члены правления фирмы добро на производство автомобилей, то фирма Хайрама Максима создаёт компанию Wolseley Tool & Motor Car Co Ltd, которая выкупает у Wolseley Sheep Shearing Machine Co все изобретения Остина, старая фирма по договору продолжает делать свои машинки для стрижки овец и не должна лезть в автомобильное производство. Генеральным директором новообразованной в 1901м году фирмы становится Герберт Остин, а сама фирма располагается в Аддерли Парк, где был куплен завод принадлежащий Starley Brothers and Westwood Ltd, однако сам Остин остаётся и членом правления Wolseley Sheep Shearing Machine Co, имея 33 процентов акций компании.

В мае 1901 года на смену модели 3½НР появляется 5НР, которая имела тот же объём мотора, с которого удалось снять 5л/с, вместе с ней дебютировала модель 2х цилиндровая модель 10НР с 2.6л двигателем, которая отличалась базой колёс. Эти две модели могли оснащаться кузовами типа фаэтон или тонно, а так же фургон. Кроме них была еще модель 20НР Racing, гоночный автомобиль с 20ти сильным 2.6л 4х цилиндровым мотором, все эти модель получили цепную передачу, вместо ременной, что улучшало характеристики автомобиля.

Wolseley 5HP Tonneau

Wolseley 5HP Tonneau

В 1902м году Остин подготавливает новые, более крупные модели: 20НР с 5.2л, который имел четыре цилиндра и модель 45/50НР, которая имела 8.2л двигатель при всего 3х цилиндрах, кроме них появилась и 7½НР с одноцилиндровым 800 кубовым двигателем. Что бы продвигать автомобили требовалась реклама в виде побед на соревнованиях, но в Англии они были запрещены по дорогам общего пользования, поэтому Остин решает принять участие в состязаниях, которые активно проходят по дорогам Франции, он подготавливает 30ти сильный спортивный автомобиль для участия в марафоне Париж — Вена. Остин испытал автомобиль в Бексхилле и Уэлбекк Парке, разогнавшись за 1000 метров до скорости в 70км/ч, однако по прибытию в Париж автомобиль не смог стартовать, т.к. сломался коленвал, Остин прямо на улице заменил его, и преодолев полпути марафона должен был ретироваться, т.к. поломка повторилась.

Wolseley 30HP Racer

Wolseley 30HP Racer

Годом позже, в мае 1903 года, на марафон Париж-Мадрид фирма выставляет три экипажа выступающих на 30НР, на одной из машин выступает лично Герберт Остин, однако он и Харви Фостер даже не доходят до Бордо, где из-за трагических событий и была остановлена гонка. Третий же экипаж пополнил список несчастных случаев, Лесли Портер пытался остановиться перед едущим поездом и не справившись с управлением влетел в дом стоящий у переезда, от удара механик погиб на месте, а сама машина сгорела дотла.

В 1904м году Wolseley Tool & Motor Car Co Ltd начинает сотрудничать с фирмой Siddeley Autocar Co, которая с 1902 года выпускала собственные автомобили из узлов фирмы Peugeot, теперь Сидли благодаря помощи Ротшильда, чьи друзья владели фирмой Vickers, Sons & Maxim, которой и принадлежала фирма Wolseley начинает продавать последние под собственной маркой, причём автомобили изготовленные в Аддерли Парке отличаются от «французских» автомобилей цепной передачей. Wolseley производила для фирмы Siddeley три модели: 6HP (1.25л 1цил), 12HP (2.5л 2цил) и 20HP (5.2л 4цил). В этом же году Wolseley получает прекрасную рекламу, 5.2л машину, которая теперь имела индекс 24НР, покупает королева Александра, она выбрала себе кузов типа ландоле.

Wolseley 12HP Tonneau

Wolseley 12HP Tonneau

Тогда же строится две спортивные 96ти сильные машины, одна из которых получает название Beetle (Жук) из-за характерного дизайна передка, машина со скошенным капотом предназначалась для Чарльза Роллса, второй авто был построен для Чарльза Джерретта. Но не смотря на то что ни Роллс, ни Джерретт не смогли завоевать кубок на такой машине, для фирмы Siddeley строится такой же болид для Сидни Гирлинга, который должен был выступать на кубке Гордона Беннета проходящего на острове Мэн в 1905м году.

Чарльз Роллс рядом с своим гоночным Wolseley 96НР Beetle в 1905 году

Чарльз Роллс рядом с своим гоночным Wolseley 96НР Beetle в 1905 году

За несколько дней до Кубка Беннета, который кстати прошел не удачно для Гирлинга, происходит слияние фирм Wolseley Tool and Motor Car Co и Siddeley Autocar Co, последняя переходит под контроль первой, попутно закрывается спортивная программа фирмы, т.к. увлечение гонками Гербертом Остином встаёт в копеечку, дополнительный негативный осадок по отношению к Остину появляется из-за его фанатической привязанности к горизонтальным двигателям, что усложняет конструкцию, раз и удорожает её — два. Поэтому видя не одобрительные взгляды в свою сторону Остин покидает компанию, которую практически он и раскрутил и основывает собственную фирму Austin Motor Company, вместе с еще тремя людьми покинувшими Wolseley. Джон Сиддли, который после слияния фирм был на должности менеджера по продажам, становится управляющим директором нового концерна, с его лёгкой руки машины начинают продаваться под маркой Wolseley-Siddeley, а главный офис фирмы переезжает в Вестминстер.

Wolseley 24HP Landaulette, точно такой же был и у Королевы Александры

Wolseley 24HP Landaulette, точно такой же был и у Королевы Александры

После уходя Остина осенью 1905 года на Лондонском автосалоне демонстрируют новые модели, как с горизонтальными двигателями, так и с вертикальными: 4х цилиндровые 15HP, 18HP, 32HP и 70НР, а так же 6ти цилиндровый 45НР. Самым известным из них становится Wolseley-Siddeley 18HP с 3.3л двигателем. Главный редактор французского автожурнала «Ля Франс Аутомобиль» Поль Меян бросает вызов британским производителям, надо проехать 4400 км, каждый день примерно по 350км без существенных поломок! На кон Меян ставил 10 000 франков, в качестве участника со французской стороны он выставил свой двухлетний De Dietrich 24НР с пробегом в 48 000км, ответ ему решил дать Монтегю Грэм-Уайт, со своим 18НР, который пробежал к тому времени все 64 000км, так что машины были не новыми на момент старта, который дали в Лиле. Из Лиля машины двинулись в сторону Мон-Сени, оттуда в Ниццу, потом по маршруту Бордо — Брест — Трувиль — Париж. Обе машины с честью прошли испытания, на проколы колёс и перегревы двигателей рефери не обращали внимание, это было нормальным явлением в то время. В тоге французская пресса вынуждена была признать, что и по ту сторону Ла Манша умеют делать надёжные автомобили, а британский The Times и вовсе называет машину самым надёжным автомобилем Британии.

Грэм-Уайт за рулём своего Wolseley-Siddeley 18HP Tourer

Грэм-Уайт за рулём своего Wolseley-Siddeley 18HP Tourer

Не удивительно, что после такой рекламы машину заказал и Герцог Йоркский, будущий король Эдвард VII. В 1906м году Лайонел Ротшильд делает инвестиции в компанию, будучи приятелем Сиддли, и становится одним из директоров фирмы, кроме него на главных позициях в фирме становится Василий Захарофф, рождённый в Константинополе бизнесмен, благодаря которому Хайрам Максим в своё время и смог закончить проект над своим пулемётом. В 1906м году две машины модели 32НР, спроектированной Чарльзом Римингтоном, выставляются на марафон «Купе дю Матин», который растянется на 9500 км, и пройдёт по горной цепи Альп и Пиренеев. Обе машины дошли до финиша, кстати являясь единственными британскими машинами из сорока двух выставленных экипажей.

В январе 1907 года в Леньяно была основана фирма Società Anonima Wolseley Italiana S.p.a, которая начинает выпускать по лицензии автомобили марки Wolsley под брендом Wolsit. Моделей было всего три: 10/12HP с 2х цилиндровым 1.8л двигателем, 4х цилиндровые 16/24НР 3.5л и 30/40HP с 5.55л моторами, а так же 6ти цилиндровая топовая модель 45/60HP с 8.2л двигателем, эти же модели к тому времени уже выпускались и в Англии, в Англии же дебютировала модель 14/20HP с 2.6л мотором, которая была слегка уменьшенной копией модели 18НР.

Wolsit 70HP Coppa Florio c 9.5л мотором

Wolsit 70HP Coppa Florio c 9.5л мотором

В 1907м году появляется еще один проект: Wolseley Tool and Motor Car Cо совместно с The British Thomson-Houston Company Ltd начинает строить гибридные автобусы, первая фирма специализировалась на бензиновых моторах, а коньком второй как раз были электромоторы и прочее электрическое оборудование. Они производили гибриды для Лондона, Бирмингема и Глазго до 1909 года, после BTH Co стала строить троллейбусы для столицы Великобритании. Кстати в этот промежуток времени, 1907-1909 годов, фирма активно выпускает таксомоторы, т.к. в Лондоне монополия 2х цилиндровых Renault, поэтому за два года было построено более 500 таксокэбов на шасси модели 18НР, один из таких кэбов с кузовом ландоле для возобновления своего бизнеса покупает и Уильям Моррис.

В этот период Wolseley-Siddeley продавались с пневматическими покрышками фирмы Michelin, в который помещался инновационный материал Elastes, который заполнял дырку в случае прокола, однако система не работала и фирму Wolseley Tool and Motor Car Cо заполонили судебными исками, т.к. клиенты оказались обманутыми рекламой фирмы. Эти претензии удаётся пережить благодаря финансовым возможностям главного владельца, однако в это же время назревает другая проблема, дело в том, что члены правления, которые сидели в совете директоров еще до того, как фирмы были объединены, были не довольны тем фактом, что продукция продвигается с упором на имя Siddeley, везде в рекламе в основном фигурировала фамилия генерального директора, в то время как сама фирма всё еще носила имя Wolseley. Из-за внутреннего давления и Сиддли, и Ротшильд, покидают предприятие и переходят в фирму Deasy Motor Car Manufacturing Co, а завод и главный офис Wolseley переезжает в Бирмингем.

В августе 1909 года не место Сиддли приходит директор British Electric Traction — Эрнест Хопвуд. Под его руководством запускаются в серию модели 12/16НР (2.2л) и 16/20НР (3.1), а 2х цилиндровые модели уходят в историю, итальянское отделение фирмы в этом году прекращает своё существование.

Wolseley-Siddeley 16/20НР Тоurer

Wolseley-Siddeley 16/20НР Тоurer

В 1910м году появляются модели 20/28НР 4.3л, 30/34НР 5.6л, 40НР 7.1л, а так же 6ти цилиндровые 24/30НР 5.0л и 50НР 8.9л, последний автомобиль был в очередной раз выбран королевой Александрой в качестве личного, как и прежний ландоле этот был автомобиль был окрашен в белый цвет с голубыми окантовками по кузову, кстати автомобили продолжали нести марку Wolseley-Siddeley. В 1911м МакКормак становится напарником Хопвуда, МакКормак настаивает на том, что бы фирма расширила свою производственную программу за счёт коммерческого транспорта, который прекратили делать после ухода Сиддли, а из каталогов фирмы исчезает фамилия бывшего генерального директора, машины снова носят марку Wolseley. В том же году майор Гамильтон строит гусеничный транспорт для экспедиции Скотта в Антарктику. Эту тележку испытали в зимней Норвегии, условия может не самые суровые, но вполне схожие.

тягач с мотором Wolseley 12НР

тягач с мотором Wolseley 12НР

В 1912м году поступает не менее экзотический заказ, русский юрист и член царской семьи, а так же талантливый инженер-самоучка граф Пётр Петрович Шиловский просит построить ему гирокар его конструкции. Это такой 2х колёсный мотоцикл в кузове автомобиля и с 3.1л двигателем Wolseley, машина держит баланс благодаря гироскопическому эффекту, произведенному тяжелым 600-килограммовым маховиком. Проектом руководил инженер Дринг, закончили работу в апреле 1914 года, гирокар был показан Риджентс-парке, однако у машины выявлен недостаток, она с трудом поворачивает налево, поэтому Шиловский оставляет машину на доработку, и сам отправляется в Россию, когда машина была готова, то заказчик планировал переправить её в Россию, однако начавшаяся война разрушила эти планы и гирокар остался на складе фирмы до 1948 года, после чего его отправили под пресс.

Wolseley Gyrocar 20НР Шиловского

Wolseley Gyrocar 20НР Шиловского

В 1912м году модельный ряд пополнился моделью 35/40НР с 6.0л мотором, в этом же году WTMC конструирует малолитражный автомобиль для Electric and Ordnance Accessories Co, которая так же принадлежит Vickers (в 1911м году Vickers, Sons and Maxim сменила название). ЕОА продаёт c 1913 года машину под названием Stellite Е2, которая с 1914 года начинает выпускаться фирмой Wolseley и продаваться как Wolseley-Stellite E2 9НР. Эта машина оснащалась 4х цилиндровым 1.075л двигателем.

Wolseley-Stellite E2 9HP Roadster

Wolseley-Stellite E2 9HP Roadster

В 1914м году фирма переименовывается в Wolseley Motor Co, так же открывается дочернее предприятие в Торонто, Канаде — Wolseley Motors Limited. Модельный ряд пополняется еще одной моделью, 6ти цилиндровой 30/40НР с 6.9л двигателем, популярные модели 12/16НР и 16/20НР к этому времени выпущены общим числом в 7500 машин, а сама компания становится крупнейшим британским производителем автомобилей, выпуская до 3000 автомобилей в год. Но тут начинается Первая Мировая Война. Еще до начала военных действий фирма стала производить авиационные двигатели по конструкции Майбаха, они имел 6 цилиндров, и выпускались они наряду с морскими двигателями, которые так же имелись в производственной программе фирмы. А когда началась война, то к рядной шестёрке воздушного охлаждения добавились 8, 9, 12 и 14ти цилиндровые авиационные моторы, изготавливаемые по лицензии Boucier и Hispano-Suiza. Помимо этого выпускалась амуниция для пехотных войск и комплектующие для самолётов, кстати в военное время фирма увеличила штат работников на 8000 человек, и теперь 13 000 рабочих работало на Wolseley.

 

 

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account