Рассказ о гусеничном транспортере «Пластун-2», одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2024»
Гусеничные платформы развиваются довольно неспешно, это касается техники подавляющего большинства стран. В отличие от колесной техники, гусеничные машины, можно сказать, никуда не торопятся. В результате сложилась ситуация, когда некоторые гусеничные платформы разменяли полвека, при этом альтернативы им как-то не появилось. Вместе с тем, не всё так плохо, как это может показаться. Развитие гусеничных платформ, в том числе отечественных, идет своим чередом. Появляются и принципиально новые конструкции, что не может не радовать.
В прошлом году, на международном военно-техническом форуме «Армия-2023», одной из новинок стал гусеничный многоцелевой транспортер «Пластун-СН». Важным моментом стало то, что показывали не выставочные экземпляры, а вполне серийные изделия. По заказу подразделений сил специальных операций изготовили установочную партию транспортеров, которые вполне используются в СВО. В этом году «Пластун-СН» присутствовали на форуме «Армия-2024», но больше внимания привлекли другие машины. Ими стали транспортеры «Пластун-2», которые существенно отличаются от предшественников.
Нельзя сказать, что в нашей стране гусеничные вездеходы перестали развиваться. Они есть, причем вполне в количествах. Правда, с некоторыми нюансами. Гусеничная техника имеет целый ряд специфичных особенностей, которые существенно тормозит ее распространение на гражданском рынке. Гусеничные машины медленнее, чем колесные, расход топлива выше, да и управление по дорогам общего пользования имеет целый ряд подводных камней. Поэтому вездеходы есть, но вполне определенного класса. А там правят бал машины, схожие по концепции с ГТ-СМ (от последнего очень часто используются агрегаты).
В этом плане семейство гусеничных вездеходов «Пластун» выглядит крайне интересно. Для начала, создавались эти машины практически с нуля. В отличие от различных машин аналогичного класса, которые, так или иначе, используют наработки 50-летней давности, «Пластун» разрабатывался как оригинальная платформа. Естественно, кое-что всё равно есть из классики, но не более того. Во-вторых, во главу угла была поставлена максимальная локализация деталей. Тем самым облегчается обслуживание машины, ее можно починить в любом уголке нашей родины. Можно сказать, в воду глядели, причем задолго до пакетов с пакетами санкций.
При создании «Пластунов» использовался большой объем автомобильных агрегатов, включая и двигатель с «Приоры». По его поводу сломано немало копий, но, как показывает практика, мотора этого плюс-минус хватает. Изначально «Пластуны» создавались для гражданского использования, но далее появился «Пластун-СН». И, соответственно, военные, у которых собственный взгляд на то, каким должен быть гусеничный транспортер. Результатом стало то, что вездеход получил модернизированные гусеничные ленты, которые далее внедрили и на гражданских «Пластунах».
«Пластун-СН» развивается, на «Армии-2024» показали серийные машины №21 и №22, которые несут на борту различное оборудование. Вместе с тем, гораздо больший интерес вызвали две машины, которые стояли на той же экспозиции. Это опытные образцы, предназначенные для обкатки технических решений. Вместе с тем, даже в таком виде «Пластун-2» вызывает большой интерес, поскольку данная машина уже довольно близко подступает к нише, которую занимает ГТ-СМ и ее производные. В отличие от обычного «Пластуна», занимающего нишу более легких гусеничных вездеходов.
Первое, что сразу бросается в глаза — это габариты и компоновка машины. Машина заметно длиннее того же «Пластуна-СН» (5400 мм против 4800 мм). Снаряженная масса «Пластуна-2» составляет 3500 кг, то близко к бронированному «Пластуну-СН» (3800 кг). При этом бронированный транспортер имеет грузоподъёмность 800 кг, а «Пластун-2» тащит до 1,5 тонн. И да, эта машина, как и другие «Пластуны», плавающая. Для понимания сути происходящего, грузоподъемность транспортера ГАЗ-34039 составляет 1200-1500 кг. В ту же категорию метит и «Проект П-3».
Машина не только крупнее обычного «Пластуна», но и изменена компоновка. Исходная концепция предполагала размещение силовой установки в кормовой части машины. У «Пластуна-2» двигатель перенесен в носовую часть машины. Впрочем, капот получился не очень большим. Естественно, это несколько повлияло на обзорность с места водителя, плюс у такой машины немного иная развесовка (неспроста у ГТ-СМ и ГТ-МУ мотор находится ближе к центру машины), Впрочем, переднемоторных вездеходов хватает (уже упомянутый «Проект П-3» и вполне серийный ГАЗ-3409 «Бобр»).
Переход к переднемоторной компоновке неслучаен. За счет такого решения плюсов оказывается гораздо больше, чем минусов. Особенно что касается грузовой платформы. «Пластун-2» представлен в двух вариантах, один из которых — грузовой. Правда, в отличие от «Прототипа П-3», грузовая платформа «Пластуна» не имеет боковин. Груз предполагается фиксировать, по крайней мере, на текущий момент. Насколько такое решение оправдано, покажут испытания, благо машина, как уже говорилось — прототип. На нем будут обкатывать различные идеи, серийная машина явно будет отличаться.
Еще одним существенным отличием является силовая установка. Как уже говорилось выше, концепция «Пластуна» предполагала использование отечественных агрегатов, включая мотор. Так вот, на «Пластуне-2» используется китайский дизельный мотор JMC объемом 2,8 литра и мощностью 115 лошадиных сил. С учетом того, что машина позиционируется не только для гражданского использования (указывается возможность использования тыловых задач сухопутных войск), интересный поворот. То, что дизель захотели именно военные, совсем не нулевая вероятность. Кстати, заявленная скорость машины составляет 90 км/ч (реальные данные будут после окончания испытаний).
Отдельно следует сказать про ходовую часть машины. Издали она похожа на «Пластун-СН», но впечатление обманчивое. Общего там не так много — гусеничные ленты (к слову, доработанные), и опорные катки. А вот остальное уже своё. По итогам испытаний и войсковой эксплуатации попытка уйти от торсионной подвески привела снова к ним. У «Пластуна-2» классическая торсионная подвеска, с телескопическими амортизаторами на балансирах первого и последнего опорного катка. Очень похожее решение можно видеть на Z.W.38, причем опорных катков тоже 6. Впрочем, не всё так просто. Торсионы, например, укороченные, что позволило обойтись без смещения балансиров.
Еще один интересный момент связан с гусеничной лентой и ленивцем. Резино-кордовая гусеничная лента с композитными закладными вызывает ряд вопросов у тех, кто эксплуатирует подобные машины. Главный вопрос — как менять/чинить, особенно в боевых условиях. На что есть резонный встречный вопрос — а много ли было случаев замены/ремонта лент в поле. Авторы лент постарались повысить их живучесть и сцепные свойства. Также интересная конструкция у натяжителя ленивца — он имеет гидравлический привод, работающий от кнопок в кабине.
В настоящее время изготовлены два опытных образца машины. Первый, уже упомянутый, с грузовой платформой, причем она явно не предназначена для гражданских нужд. Второй опытный образец машины представлен в грузопассажирской версии, внутри может перевозиться как личный состав, так и различные грузы. Напрямую, конечно, машины военными не называются, но тем не менее. Бронировать машины пока не планируют, но угловатый корпус несколько намекает на потенциальную возможность.
Будет крайне интересно посмотреть на то, какая судьба окажется у «Пластуна-2». С учетом «Прототипа П-3», это уже второй потенциальный конкурент семейству ГТ-СМ. Естественно, путь к серийному производству вряд ли получится коротким, тем не менее, наличие конкуренции — это хорошо. Любопытно и то, что у разных разработчиков, по итогам, получаются схожие по ТТХ машины. В любом случае, попытки создать что-то своё приветствуются. А дальше уже будет понятно, что лучше.
источник: https://dzen.ru/a/Zs7gtR8zFxWHDcZm