Дополнительная прокачка Char B
История «боевого» танка Char B1 ter, который должен был стать заменой Char B1 bis
История французского танка Char B, начавшаяся вскоре после Первой мировой войны, ярко иллюстрирует особенности танкового конструирования Франции в межвоенный период. Изначально Char de Bataille задумывался как новый средний танк с необычной концепцией: он был без башни, а вооружение размещалось в корпусе. Позднее в процессе развития танк всё-таки обзавёлся башней, сначала вооружённой пулеметом, а затем и 47-миллиметровой пушкой. Танк постепенно эволюционировал, превращаясь из среднего в явно тяжёлый. Это особенно заметно на модели Char B1 bis, у которого броня достигала 60 мм по периметру, а боевая масса составляла 31,5 тонны. Несмотря на впечатляющие характеристики, он, к сожалению, вытеснил средний Char D2, что впоследствии негативно сказалось на французской армии.
В январе 1932 года была предложена концепция развития нового танка Char B. Вместе с Char B1 начали разрабатываться проекты для четырехместного Char B2, оборудованного более крепкой броней толщиной 50 мм и более мощной 75-мм пушкой, имевший боевую массу 35,5 тонн, а также шестиместного Char B3, с такой же толщиной брони и массой в 45 тонн. Позднее проект Char B3 был трансформирован в новую разработку под названием Char de Forteresse, на основе которой были созданы модели FCM F1 и ARL Tracteur C массой 130-150 тонн. Что касается Char B2, он в дальнейшем превратился в Char B1 ter, который, по меньшей мере, дошел до стадии испытательных образцов, но не смог заменить Char B1 bis.
В начале 1935 года начали формироваться идеи для будущего Char B1 ter. Пока наверху обсуждали дальнейшие направления развития (в то время как Char B и Char D рассматривались как средние танки, хотя один был в полтора раза тяжелее другого), компания APX работала над улучшением \»боевого танка\». Руководил этими разработками Морис Лавиротт, главный конструктор Char B. В январе 1935 года под его руководством был создан проект Char BL с возможностью горизонтального наведения 75-мм пушки. Появление этого проекта, ставшего первой попыткой значительной модернизации Char B, частично указывало на недостаток идеи горизонтальной наводки орудия исключительно корпусом.
Этот проект возник как раз в тот момент, когда обсуждали будущее среднего танка для французской пехоты. 16 января 1935 года прошло совещание, в ходе которого решили разрабатывать средний танк с характеристиками на уровне Char B, но в размерах и массе Char D. Так началась программа Char G, вероятно, одна из самых неудачных в истории французского танкостроения. Тем временем Консультативный совет по вооружениям (CCA) предпринял попытки возродить идею Char B2.
9 апреля 1935 года CCA поднял вопрос о разработке варианта Char B с толщиной брони 75 мм. Боевая масса при этом поднималась до 45 тонн. На самом деле такая масса была предельной, но не обязательно, что требовалось ее достичь. Тем не менее, первое время именно такая масса фигурировала в переписке. Танк был поддержан на самом высоком уровне. В том числе его поддержал дивизионный генерал Поль-Морис Вельпри, на тот момент генерал-инспектор по танкам. Личность насколько прогрессивная, настолько и одиозная. В своё время подполковник Вельпри командовал 501-м полком штурмовой артиллерии, который был вооружен Renault FT. Известен он как автор многочисленных трудов по танкам. А еще он еще в 20-е годы предлагал 600-тонный танк.
Личность генерала Вельпри во многом определило направление развития французского танкостроения 30-х годов. На этом фоне не стоит удивляться и легким тихоходным танкам с 40-мм броней, и такому росту боевой массы Char B. Позже 45-тонный танк превратится в уже упомянутые 130-150-тонные Char de Forteresse. В случае же с 45-тонным Char B дальнейшим развитием стал танк Char B1 ter. Утвердили работы по нему в декабре 1935 года. Впрочем, если на него посмотреть внимательно, можно легко увидеть знакомые черты Char BL. Включая и характерные крылья овального сечения,полностью закрывавшие гусеничные ленты сверху.
На APX работы разбили на несколько этапов. Для этого у них имелся первый опытный Char B, с серийным номером 101. В отличие о других танков, он так и остался тестовой лабораторией. Для начала, машина получила дополнительную броню, а также балласт, что увеличило боевую массу до 33 тонн. В таком виде прошли первые испытания. По их итогу танк №101 стали переделывать по более радикальной программе. За это время танковое производство APX национализировали, завод стал называться ARL (Ateliers de construction de Rueil). Результатом стало то, что ARL приступил к более масштабным работам по танкам. Впрочем, развитие Char B никуда не девалось.
При создании Char B1 ter Лавиротт и его команда пошли на хитрость. Чтобы не забираться к отметке 45 тонн, на ARL решили подойти к вопросу броневой защиты со смекалкой. 75 мм брони считалось под углом 90 градусов, поэтому бортовые и лобовые листы сделали под наклоном. В результате удалось снизить массу до 36,6 тонн. Правда, V-образные борта с углами наклона 25 градусов ухудшили жизнь экипажа. Створка бортового люка откидывалась вниз, закрывать такую тяжесть — не самое тривиальное занятие. В связи с ростом боевой массы ходовую часть и трансмиссию усилили. На опытном образце мотор остался прежним, но на серийном танке планировался новый мотор Renault, мощностью 400 лошадиных сил.
Построенный (точнее, переделанный) в 1937 году танк выгодно отличался от Char B носовой частью корпуса. Помимо того, что углы наклона листов увеличили, более удачной стала конструкция смотрового прибора механика-водителя. У Char B/B1 bis в этот прибор нередко ловили снаряды, тут же получилась более надежная конструкция. Не менее важно то, что теперь орудийная установка могла наводиться на 5 градусов влево и вправо, максимальный угол возвышения составил 9 градусов, а склонения — 4. Также у орудия появился прицел, а сама установка крепилась в рамке. При необходимости по горизонтали и вертикали наводить мог и механик-водитель. Ему, кстати, установка в рамке мешала, поскольку она получилась более громоздкой.
Заводские испытания танка начались в декабре 1937 года, в ходе них было совершено несколько длительных пробегов. Далее машину направили в Мурмелон-ле-Гран, где до сих пор находится тренировочный центр. 22 апреля 1938 года танк прошел длительный пробег в 163 километра. В дальнейшем машина снова оказалась на ARL. Новую установку пушки SA 35 оценили, вместе с тем, работы по машине временно затихли. Тем не менее, к началу 1940 года бывший №101 преодолел уже 2038 километров. К тому моменту Char B1 ter снова стал интересен французским военным. Предполагалось, что с Char B1 bis №715 случится переход на модель Ter.
Надо сказать, что серийный танк должен был отличаться от машины №101. Для начала, танк получал новую башню, ARL 2. Она была сварной конструкции, с более крупной и удачной смотровой башенкой, от которой было явно больше толку. Башня строилась для кавалерийского танка SOMUA S 40, версия для «боевого» танка отличалась увеличением толщины стенок до 70 мм. Альтернативным решением была кормовая башня FCM Tracteur F4, но от нее отказались. А вот башня ARL 2, с увеличенным до 1218 мм погоном, даже была установлена на танк №234. Точнее, это был макет. Башня, вопреки теориям, была одноместной, второй номер, скорее, сидел бы позади и занимался подачей снарядов. То есть речь не о классической двухместной башне, а что-то типа 1+1.
К 1940 году работы по теме Char B1 ter шли на трех заводах, которые изготовляли опытные образцы. Один строился ARL, второй Fives-Lille, третий FCM. Все три завода участвовали в программе Char B1 bis, можно сказать, что опытные образцы стали пробой сил. Увы, пока французские военные определялись, время вышло. К июню 1940 года машины находились в стадии сборки корпусов. Два танка пытались эвакуировать, их погрузили на борт транспорта Mécanicien Principal Carvin. Он вышел из порта Сен-Назар, но 21 июня 1940 года затонул. Оставшийся недостроенный танк на FCM оставался на заводе до 1943 года, дальнейшая его судьба неизвестна.
Несмотря на то, что финал у истории оказался грустный, есть и один положительный момент. Программа Char B1 ter стала одним из немногих примеров, когда дело дошло хотя бы до опытных образцов. Причем речь не только о корпусах танков, но и двигателях. Как и в случае с SOMUA S 40, можно хотя бы говорить о том, что французам просто не хватило времени. В большинстве же случаев французские военачальники утонули в различных согласованиях и прожектах.
Список источников:
-
-
- Guerre, Blindés & Matériel 109, 111
- Le Char B1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №13, 2012
- CAAPC
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
-
источник: https://dzen.ru/a/ZmdN6P5BJG94p5M9