Юрий Пашолок. Дизельные М3 Средние
История Medium Tank M3A3/M3A5, оснащавшихся дизельными моторами General Motors 6046
Фора во времени, которая оказалась у американского танкостроения, была им использована на все сто. Если англичане довольно медленно пытались довести свои крейсерские танки до кондиции, пытаясь что-то выжать из платформы A13, американцы оказались последовательны в своих действиях. Платформа Medium Tank T5 появилась примерно в то же время, что и A13, но результаты ее развития оказались совсем другими. Быстро поняв, к чему всё идет, в США заложили весовую планку в районе 20 тонн, так что Medium Tank M2, первая серийная версия машины, получилась вполне удачной. Не без странностей, конечно, но это если вы не смотрите на остальных. На фоне английских средних танков что Medium Tank M2, то последовавший за ним Medium Tank M2A1 являлись образцом надежности. Не менее важно то, что у американской средней платформы имелись резервы для развития. Когда в начале лета 1940 года понадобился более защищенный и вооруженный более мощным орудием танк, платформа была уже сформирована. Оставалось ее переделать соответствующим образом.
По совпадению, когда в июле 1940 года американская армия приняла на вооружение Medium Tank M3, в США за помощью обратились англичане. Английское Военное министерство обратилось к американскому правительству с предложением организовать производство Infantry Tank Mk.IIA. В тот момент это было лучшее, что производилось англичанами, но, откровенно говоря, американцев этот танк разочаровал. Ситуация второй половины 1940 года существенно отличалась от происходившего во время Первой мировой войны. Тогда США еще учились, причем у тех же англичан. Сейчас же самим англичанам было чему поучиться. Посему нехотя, но пришлось идти на поклон к американцам. Уже осенью 1940 года начались работы по английской адаптации Medium Tank M3, позже получившей обозначение General Grant. Надо сказать, что англичане явно не прогадали. Весной 1942 года «Гранты» оказались едва ли не лучшими танками английской армии в Северной Африке.
Английский заказ на Medium Tank M3 оказался очень кстати для американского танкостроения. Л. Карр, специалист по танковым разработкам из английского Департамента Механизации, оказал большое влияние на американские разработки. Помимо того, что Карр стоял за разработкой башни для General Grant, он помог американцам в извечной проблеме — поиск оптимального дизельного мотора. Дизельными моторами американцы озаботились еще в 30-е годы, но особой альтернативы, кроме как радиальный Guiberson T-1400–2, не имелось. Единственным плюсом мотора была его экономичность, в остальном же он вызывал скорее головную боль. У англичан же имелся удачный опыт создания спаренной силовой установки с использованием автобусных моторов AEC. Этот опыт и пригодился при разработке дизельного мотора для Medium Tank M3. Так появились Meidum Tank M3A3 и M3A5.
Работы по дизельной версии Medium Tank M3 были инициированы в августе 1941 года. Оптимальным решением стало использование автобусного дизельного мотора GM 6-71. Этот двигатель объемом 6,98 литров и исходной мощностью 140 лошадиных сил ставился на междугородние автобусы семейства Old Look, появившиеся с 1940 года. Использовав систему, чем-то напоминающую спарку моторов Matilda, специалисты General Motors создали двигатель General Motors 6046. Состоял он из левого мотора 671LC24M и правого мотора 671LA24M, вращение у них происходило в разные стороны. Собственно говоря, всё то же самое, что и у спарки моторов AEC. Еще одной особенностью стало использование специальных инжекторов. 140 лошадиных сил оказалось маловато, поэтому на GM 6046 ставили инжекторы типа M. С ним суммарная номинальная мощность выросла до 375 лошадиных сил, а максимальная — до 410. Правда, инжекторы типа M работали не очень стабильно, на что потом англичане ругались. И не только они.
Поначалу, впрочем, всё шло как по маслу. В октябре 1941 года на испытания вышел переделанный Medium Tank M3 (серийный номер 28, регистрационный номер U.S.A. W-301026). Боевая масса танка выросла до 29 тонн. Связано это оказалось сразу с несколькими факторами. Во-первых, сам мотор GM 6046 был тяжелее радиального Continental R975 EC2. Во-вторых, моторы имел водяное охлаждение, а это означало наличие радиаторов, которые внезапно тоже что-то весят. В-третьих, в моторное отделение радиаторы не влезли, поэтому сзади появился «хвостик». Всё это, впрочем, Департамент Вооружений нисколько не смутило. Даже после уменьшения объема топливных баков с 662 до 560 литров дальность хода выросла со 190 до 240 километров. А еще этот мотор не надо было запускать при помощи пиропатрона, как Guiberson T-1400–2.
В октябре 1941 года Комитет по Вооружениям стандартизировал Medium Tank M3 с мотором GM 6046 как Medium Tank M3A3. Правда, этот индекс продержался совсем недолго. Дело в том, что в августе 1941 года Комитет по Вооружениям стандартизировал Medium Tank M3 со сварным корпусом как Medium Tank M3A2. А осенью 1941 год было решено, что обозначение M3A3 получит танк не просто с мотором GM 6046, а еще и сварным корпусом. Что же касается варианта с клепаным корпусом, то он получил обозначение Medium Tank M3A5, поскольку обозначение M3A4 занял вариант с мотором Chrysler A57 Multibank.
Во всей этой истории больше всех проиграл Medium Tank M3A2. У него вообще получилась история грустная, смешная и короткая. В отличие от M3A1 или M3A5, вариант со сварным корпусом запустили сразу в серию. Производителем танка стал Baldwin Locomotive Works, паровозостроительный завод, который во время войны много чего строил. А еще в Эдистоне, штат Пенсильвания, случился прямо парад М3 средних. Первый Medium Tank M3 там построили еще в апреле 1941 года, но полномасштабный выпуск начался позже. Но это еще не всё: с октября 1941 года стал действовать контракт A-1960 на выпуск 685 Grant I. Но это англичане так думали, а на самом деле всё оказалось веселее. В январе 1942 года сдали первые M3A2, причем как раз в рамках английского контракта. Причем сама Baldwin Locomotive Works отчиталась о 10 таких танков (2 в январе, 5 в феврале и 3 в марте), но на самом деле их сдали 12. Еще 2 танка прошли мимо английского контракта — их сдали в январе 1942 года. На этом выпуск M3A2 закончился, причем они остались в США.
Дальше было веселее. В феврале 1942 года Baldwin Locomotive Works сдала последние 56 Grant I, одновременно сдав первые 5 дизельных M3A5. Вот только речь идет не совсем об M3A5. Дело в том, что по английскому заказу шли такие танки, как Grant II. То есть с башней как у Grant I. На самом-то деле первый M3A5 сдали еще в феврале 1942 года, а вот для англичан строили Grant II. В марте Baldwin Locomotive Works сдала последние Grant I, после чего полностью перешла на дизельные танки. С апреля 1942 года начался выпуск M3A3, которые и сменили M3A2 на конвейере. Причем они тоже шли по двойной бухгалтерии, то есть и по английскому контракту A-1960, и по американскому заказу. И да, они тоже оснащались башнями Grant, хотя это и вроде как не оговаривалось. Сложна!
Непосредственно для американской армии выпускался дизельный вариант с клепаным (M3A5) или сварным (M3A3) корпусом. Вообще сварной корпус был лучше: помимо того, что в экипаж, при попадании снарядов, не летели вторичные осколки в виде головок заклепок, танк получался заметно легче. В случае с M3A3 разница в массе составляла вполне приличные 400 кг. В остальном же M3A3 и M3A5 были идентичны. Танки претерпевали ровно те же метаморфозы, что и основная версия Medium Tank M3. То есть сначала получили стабилизаторы орудий (на 75-мм орудиях M2 и 37-мм орудии M6 появились противовесы), далее стали заваривать боковые люки. Под конец производства люки совсем исчезли, а также появилось 75-мм орудие M3. Снимки с этим орудием крайне редки, но всё же попадаются.
Контракт A-1960 Baldwin Locomotive Works закончила выполнять в июле 1942 года. В его рамках было сдано 83 M3A3 и 381 M3A5. Из них непосредственно англичанам уехало 49 Lee V и 185 Grant II. Еще 23 Grant II уехало в Австралию, еще куда-то сплавили 77 M3A3 (часть из них точно уехала в Австралию). Общий же объем выпуска составил 322 M3A3 и 591 M3A5. При этом самой американской армии эти машины были нужны как рыбе зонтик. Уже начался выпуск Medium Tank M4A2, его появление было одной из причин, почему англичане забрали так мало танков по контракту A-1960.
Несмотря на столь странную ситуацию и наличие сменщика в виде Sherman III (M4A2), английские Grant II всё же повоевали. Дебютом этих машин стала вторая битва при Эль Аламейне. Танки прибыли в сентябре 1942 года, и уже вскоре пошли в бой. В документах они шли как Grant A. Они вполне себе повоевали, правда, уже оказались в тени «Шерманов». Среди поставок сентября 1942 года оказались и Lee V, которые на самом деле было правильнее называть Grant II (учитывая башню). Так что из 6 версий Medium Tank M3 воевавшими оказались 3. Присланные англичанам танки получили тропический «обвес», типовой для «Грантов».
Несмотря на то, что весной 1943 года было решено заменять Lee и Grant на Sherman III и Sherman V (M4A4), фронтовая жизнь дизельных Grant II продолжилась. Дело в том, что англичане смекнули насчет внутренних объемов танка и стали переделывать их в командирские. Тем более что вал от мотора к КПП шел значительно ниже, прыгать через него не требовалось. Рецепт был прост: из танка убирались 75-мм орудие M2 и укладки к нему, а снаружи ставился муляж. В результате получалась просторная штабная машина, которая, на фоне немецкого Pz.Bef.Wg., выглядела штабным автобусом. Внутри располагалось дополнительное радиооборудование. Так вот, эти танки продолжили службу в Италии. Причем под конец войны их маскировали: к башне приделывали муляж ствола, больше напоминавшего по калибру 75 мм.
Наиболее известным среди командирских «Грантов» стал танк, имевший WD-номер T.24027. Эта машина оказалась в распоряжении английского генерала Бернарда Монтгомери, командующего 8-й британской армией в Северной Африке. Монтгомери в принципе стал для английской армии лучем света в тёмном царстве. По харизматичности он был сравним разве что с Перси Хобартом. Так сложилось, что Монтгомери, командовавший пехотными соединениями, часто ассоциируется как раз с «Грантом». Его танк, позже получивший прозвище Monty (это вообще прозвище будущего фельдмаршала), был с ним и в Северной Африке, и в Италии. Танк пережил войну и ныне стоит в филиале Имперского Военного музея в Даксфорде.
Еще дольше прослужили танки, попавшие в Индию и Австралию. Дизельные Grant II вполне повоевали в Бирме, причем там их хвалили аж до самого конца войны. С учетом того, что японцам особо им противопоставить было нечего, неудивительно. Сражался там 149-й танковый полк. Австралийским же Grant II повоевать так и не пришлось. Они оставались в резерве, зато их и дожило куда больше. Тот Grant II, который недавно пополнил коллекцию Музея Техники Вадима Задорожного — это бывший «австралиец». В Латруне, Израиль, также стоит бывший австралийский танк.
Несмотря на всю чехарду, которая происходила в ходе выполнения контракта A-1960, у танков производства Baldwin Locomotive Works судьба сложилась вполне удачно. Больше того, даже те M3A3 и M3A5, которые остались у американцев, по большей части тоже повоевали. Дело в том, что часть дизельных танков переделали в БРЭМ M31B1 (на базе M3A3) и M31B2 (на базе M3A5). Они вполне себе воевали, причем и в Нормандии, и в Советском Союзе. Так что отметились эти танки, хотя бы так, и у нас. Да и дожило их до наших дней вполне прилично, особенно с учетом конверсий. 5 M3A3, столько же M3A5, пара M3A3 с башнями Grant (оба австралийские) и 13 Grant II. В итоге самым невезучим оказался M3A2, их не дожило до наших дней ни одного.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- the.shadock.free.fr/sherman_minutia
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/dizelnye-m3-srednie-619bdd5c2321473a4e3bfd88?&