Концепция средних САУ для Красной Армии изначально предполагала создание истребителя танков с круговым вращением башни. Итогом стало то, что на вооружение приняли СУ-122, которая по концепции была ближе к немецкой самоходной артиллерийской установке StuG III. То есть получилась штурмовая САУ. Комичность ситуации в том, что спустя менее чем полгода после принятия СУ-122 на вооружение снова понадобился истребителем танков. Причем быстро.
В августе 1943 года на вооружение Красной Армии приняли СУ-85. В виду того, что САУ с противотанковыми функциями понадобилась срочно, СУ-85 имела геометрию рубки, аналогичную СУ-122. Свои минусы, конечно, из этого были, но зато САУ данного типа выпускали в большом количестве. СУ-85 стали самыми массовыми советскими средними САУ времен Великой Отечественной войны. Увы, ныне их почти не осталось.
В мае 2018 года коллекция Музея отечественной военной истории появился СУ-85. После войны из него сделали железнодорожный тягач. Ныне это единственный оригинальный СУ-85, находящийся в ходовом состоянии. Он уже успел поучаствовать в целом ряде мероприятий, включая Торжественный марш на Красной площади 7 ноября. Также СУ-85 стал участником праздничных мероприятий 9 мая 2024 года.
ссылка на видео на канале на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/66694bebf6305078677bdef4
ПРИЛОЖЕНИЕ
источники:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/14857551.html
- видео на канале на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/66694bebf6305078677bdef4
- видео на ЮТ — https://www.youtube.com/watch?v=Pl_P4kEF9Rg
- видео на ЮТ — https://www.youtube.com/watch?v=iO9fUSvyniA
- видео на ВК — https://vk.com/video-125154166_456241106
- гифка на ТГ — https://t.me/yuri_pasholok/16625