Рассказ о немецкой тяжелой самоходной артиллерийской установке Jagdpanther Ausf.G2 из коллекции The Weald Foundation
Немецкая самоходная артиллерия развивалась по, можно сказать, хаотичному сценарию. Особенно это касалось истребителей танков. Сначала речь шла о самоходных пушках на тракторных шасси, далее появилось пожелание иметь скоростные боевые машины с вооружением в башне кругового вращения. Вместо этого в серию пошли «самоходные лафеты» на шасси легких танков, а в 1942 году появилась концепция быстроходных шасси с возможностью орудие снять и использовать как буксируемое.
В итоге оптимальным решением стал истребитель танков с концепцией штурмовой САУ и противоснарядной броней. То есть StuG, только уже как чистый «истребитель». Развитие данной темы шло на шасси легких и средних танков. Среди них оказался и истребитель танков Jagdpanther, часто записываемый чуть ли не в лучшие в своём классе. Ныне известно около десятка таких САУ, сохранившихся до наших дней. Одна из них находится в коллекции The Weald Foundation, машина нередко участвует в различных мероприятиях.
Для начала, следует немного притормозить свидетелей рисования ярлыков и рейтингов. Довольно комично наблюдать, как секта свидетелей палаты мер и весов признает Pz.Kpfw.Panther тяжелым танком, а вот Jagdpanther почему-то относят к однокласснику СУ-100. Вот тут стоит слегка так разочаровать, ибо понятия «средний истребитель танков» у немцев не было как класса. Либо легкий, либо тяжелый. То есть «Ягдпантера» находилась в той же нише, что и ИСУ-122, например. И немцы не одни такие странные. У американцев вообще отсутствовало разделение на классы истребителей танков.
Так вот, изначально тяжелым истребителем танков значилась такая боевая машина, как Pz.Sfl.IVc. Она стала самой невезучей среди Pz.Sfl.IV: конструкцию перекраивали несколько раз. В один прекрасный момент Pz.Sfl.IVc2, так именовался один из вариантов САУ, решили сделать «тяжелым». Боевая масса оценивалась в 30 тонн, максимальная скорость снижалась до 40 км/ч, зато усиливалась броня: 80 мм в лобовой части и 40 мм по бортам. При этом боевая машина предполагалась как «штурмовик». Да, с 88-мм пушкой Flak L/71, но тем не менее.
Строить такую боевую машину не стали, но сама по себе идея хорошо защищенного «штурмовика» никуда не делась. 29 июня 1942 года с Krupp заключили контракт SS 006-4735/42 о постройке трёх рубок Pz.Sfl.IVd. Правда, к Pz.Kpfw.IV они никакого отношения не имели, поскольку базой служил средний танк VK 30.02(M). В сентябре 1942 года появился проект schweren Panzerjäger 8.8 cm KwK L/71 mit Baulementen des Pz.Kpfw.Panhter. То есть уже с базой определились окончательно. Почти. Далее началась чехарда, связанная с возможным запуском в серию Panther II.
В итоге 8.8 cm Panzerjäger 43/3 (L/71) Panther имела довольно интересную конструкцию. Ее переделали по шасси серийной «Пантеры», но форма бортов корпуса была похожа на Panther II. По ходу действа пришлось еще менять и основного подрядчика, им стал MIAG (Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft) из Брауншвейга. Официально использовался индекс Panzerjäger Panther für 8.8 cm Pak 43/3 (Sd.Kfz.173), но в конце ноября 1943 года Гитлер использовал обозначение Jagdpanther. Оно позже стало «каноничным».
Получившаяся боевая машина оказалась, безусловно, одной из лучших в классе с токи зрения характеристик. Но это если только считать по таблице ТТХ. А если же смотреть на Jagdpanther объективно, то было уже не всё так гладко. Обладая хорошей броневой защитой и мощным орудием, Jagdpanther имела не только достоинства, но и характерные для поздних немецких штурмовых САУ недостатки. Прежде всего это касалось чрезмерной нагрузки на переднюю часть шасси. Здесь находилось не только орудие, но и трансмиссия. В итоге на нос приходилось слишком много массы.
Это довольно серьёзно отразилось на надежности нового немецкого истребителя танков. Особенно страдал от этого 654-й дивизион истребителей танков, первым (и единственным в полном составе) перевооруженным на Jagdpanther. В справочнике по применению данных машин максимальная скорость указывалась в 30 км/ч. На самом деле она составляла 45 км/ч, как и у Pz.Kpfw.Panther, но ограничение требовалось для предотвращения неполадок. С точки зрения обслуживания самоходка оказалась сложнее танка, на базе которого строилась. На первой линии первые Jagdpanther были к 20 июня 1944 года, из 8 САУ рабочем состоянии оказалось 5, оставшиеся уже имели поломки. И такие проблемы дивизион преследовали постоянно.
Впрочем, куда важнее стало другое, а именно объемы выпуска. По планам, к июлю 1944 года MIAG должен был сдавать по 80 Jagdpanther ежемесячно, а далее выпуск составлял бы по 150 САУ в месяц. Это по три полнокровных дивизиона истребителей танков. Но по факту за январь-октябрь 1944 года MIAG лишь единожды смог преодолеть отметку в 20 САУ за месяц. Причина прозаичная — периодические налеты союзной авиации, прежде всего английской. Иногда возникают вопросы, а что же делали союзники в Европе до июня 1944 года. Так вот, ответ предельно простой — выбамбливали немецкую промышленность. Они сделали так, что по-настоящему полномасштабного применения Jagdpanther не состоялось.
В результате так получилось, что Jagdpanther стали более-менее массово применять осенью 1944 года, а то и позже. Более того, только 654-й дивизион истребителей танков имел полный состав этих САУ. Остальные дивизионы были вынуждены использовать смешанный состав, то есть треть Jagdpanther, остальные либо StuG 40 Ausf.G, либо Panzer IV/70. Естественно, при таких объемах применения потенциал машины раскрывался далеко не так, как этого хотелось бы немецкому командованию. Более того, немногочисленность Jagdpanther привела к тому, что на советско-германском фронте ее видели редко. В основном с немецким тяжелым истребителем танков воевали (и весьма успешно) англичане, а также американцы.
Естественно, немецкое командование не сидело, сложа руки. В ноябре 1944 года к производству Jagdpanther подключили MNH (Maschinenfabrik Niedersachen Hannover GmbH), который за 2 последних месяца 1944 года успел сдать 50 САУ. Еще 62 САУ Jagdpanther успели сдать до конца войны, причем изначально там выпуск должны были закончить в январе 1945 года. Но ситуация заставила планы менять. Следует заметить, что до февраля 1945 года заводы производили Jagdpanther Ausf.G и Ausf.G1, которые фактически базировались на агрегатах Pz.Kpfw.Panther Ausf.A. Лишь с февраля начался выпуск Jagdpanther Ausf.G2 на агрегатах Pz.Kpfw.Panther Ausf.G.
К продукции MNH относится и героиня данного материала. Это одна из первых Jagdpanther Ausf.G2, изготовленная в феврале 1945 года (номер шасси 303086). Где-то с марта 1945 года на лобовой плите продукции MNH стали рисовать букву G, но у этой машины она отсутствовала. Толком отсутствовал и боевой путь. САУ успела получить рубочный номер 411, а уже в марте 1945 года оказалась захваченной английскими войсками. Далее трофей поехал в Англию, сопровождал его полковник Гилман, командующий английскими стрельбищами в Европе. И оказалась САУ, правильно, на стрельбище.
Далее данная САУ, вместе с еще одной, более позднего выпуска, работала в зоопарке крокодилом. То есть мишенью на стрельбище в районе Пирбрайт. Оттуда, в 70-е годы, ее забрал полковник Гилман, сын того самого Гилмана. Целью было восстановление САУ, но данную работу провести не удалось. Но самое главное Гилману всё же удалось, а именно спасти расстрелянный корпус от уничтожения. Далее останки машины достались коллекционеру Кристиану Хёбигу из Германии, но и ему восстановить САУ не удалось.
Уже сильно позже Jagdpanther досталась Майклу Гиббу из The Weald Foundation, где имелись и возможности, и средства для поставленной задачи. За то время, что Jagdpanther провела в Пирбрайте, из ее левого борта сделали решето. Но для настоящих реставраторов это проблемой не является. Ныне самое главное, чтобы удалось достать со стрельбища хоть что-то. The Weald Foundation специализируется на реставрации немецкой техники, и новый проект удалось довести до победного конца.
Ныне известно три ходовых Jagdpanther, и этот экземпляр является самым комплектным. Естественно, есть какие-то минимальные недочеты, связанные с тем, что машина досталась в виде пустого разбитого корпуса, но это уже мелочи. Самое главное, что САУ поехала, причем она получила максимально аутентичную окраску, которую удалось воспроизвести по имеющимся материалам. В том числе и рубочный номер 411.
Интересно, откуда The Weald Foundation взяла мотор и коробку передач. Их купили в Оверлоне, где восстанавливали до ходового состояния Pz.Kpfw.Panther Ausf.G. И это, кстати, далеко не единственный такой пример. Часть машин всё равно находится в состоянии недвижимости, а лишние деньги тамошним музеям совсем не лишние. Главное, что уехали агрегаты не сильно далеко, и в ту машину, которая ездит. А не куда-нибудь в Австралию, куда некоторые меценаты перетащили железо из России.
Комплектный образец машины, к слову, позволяет ощутить, что такое Jagdpanther внутри. Очень близкая по комплектности САУ данного типа стоит в парке «Патриот», правда, она без боекомплекта. Тут же часть БК (макеты) на месте. И внутри, честно говоря, совсем не тот сарай, который ощущается снаружи. В кормовой части рубки еще плюс-минус жить можно, а вот впереди совсем плотно. Та же ИСУ-122, сравнивая по габаритами, всё же попросторнее будет (не везде, но с левой стороны уж точно).
Данный образец Jagdpanther, за счет его ходового состояния, нередко является участником различных мероприятий, включая и Tankfest. Заодно это и лишняя демонстрация того, как работают частники. Из тактического объекта со стрельбища получилась комплектная ходовая машина. Вполне рядовая ситуация, в том числе и для России. У нас ровно так же частники восстанавливают машины со стрельбищ.
источник: https://dzen.ru/a/Z5XK_mV9oQu29a9L