Юрий Пашолок. Тяжелая самоходная кошка со стрельбища в Пирбрайте

13

Юрий Пашолок. Тяжелая самоходная кошка со стрельбища в Пирбрайте

Рассказ о немецкой тяжелой самоходной артиллерийской установке Jagdpanther Ausf.G2 из коллекции The Weald Foundation

Немецкая самоходная артиллерия развивалась по, можно сказать, хаотичному сценарию. Особенно это касалось истребителей танков. Сначала речь шла о самоходных пушках на тракторных шасси, далее появилось пожелание иметь скоростные боевые машины с вооружением в башне кругового вращения. Вместо этого в серию пошли «самоходные лафеты» на шасси легких танков, а в 1942 году появилась концепция быстроходных шасси с возможностью орудие снять и использовать как буксируемое.

Jagdpanther Ausf.G2 на Tankfest-2017

Jagdpanther Ausf.G2 на Tankfest-2017

В итоге оптимальным решением стал истребитель танков с концепцией штурмовой САУ и противоснарядной броней. То есть StuG, только уже как чистый «истребитель». Развитие данной темы шло на шасси легких и средних танков. Среди них оказался и истребитель танков Jagdpanther, часто записываемый чуть ли не в лучшие в своём классе. Ныне известно около десятка таких САУ, сохранившихся до наших дней. Одна из них находится в коллекции The Weald Foundation, машина нередко участвует в различных мероприятиях.

Исходное состояние

Исходное состояние

Для начала, следует немного притормозить свидетелей рисования ярлыков и рейтингов. Довольно комично наблюдать, как секта свидетелей палаты мер и весов признает Pz.Kpfw.Panther тяжелым танком, а вот Jagdpanther почему-то относят к однокласснику СУ-100. Вот тут стоит слегка так разочаровать, ибо понятия «средний истребитель танков» у немцев не было как класса. Либо легкий, либо тяжелый. То есть «Ягдпантера» находилась в той же нише, что и ИСУ-122, например. И немцы не одни такие странные. У американцев вообще отсутствовало разделение на классы истребителей танков.

Самоходка работала на стрельбище мишенью

Самоходка работала на стрельбище мишенью

Так вот, изначально тяжелым истребителем танков значилась такая боевая машина, как Pz.Sfl.IVc. Она стала самой невезучей среди Pz.Sfl.IV: конструкцию перекраивали несколько раз. В один прекрасный момент Pz.Sfl.IVc2, так именовался один из вариантов САУ, решили сделать «тяжелым». Боевая масса оценивалась в 30 тонн, максимальная скорость снижалась до 40 км/ч, зато усиливалась броня: 80 мм в лобовой части и 40 мм по бортам. При этом боевая машина предполагалась как «штурмовик». Да, с 88-мм пушкой Flak L/71, но тем не менее.

На Tankfest-2019

На Tankfest-2019

Строить такую боевую машину не стали, но сама по себе идея хорошо защищенного «штурмовика» никуда не делась. 29 июня 1942 года с Krupp заключили контракт SS 006-4735/42 о постройке трёх рубок Pz.Sfl.IVd. Правда, к Pz.Kpfw.IV они никакого отношения не имели, поскольку базой служил средний танк VK 30.02(M). В сентябре 1942 года появился проект schweren Panzerjäger 8.8 cm KwK L/71 mit Baulementen des Pz.Kpfw.Panhter. То есть уже с базой определились окончательно. Почти. Далее началась чехарда, связанная с возможным запуском в серию Panther II.

Теперь это одна из наиболее аутентичных Jagdpanther

Теперь это одна из наиболее аутентичных Jagdpanther

В итоге 8.8 cm Panzerjäger 43/3 (L/71) Panther имела довольно интересную конструкцию. Ее переделали по шасси серийной «Пантеры», но форма бортов корпуса была похожа на Panther II. По ходу действа пришлось еще менять и основного подрядчика, им стал MIAG (Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft) из Брауншвейга. Официально использовался индекс Panzerjäger Panther für 8.8 cm Pak 43/3 (Sd.Kfz.173), но в конце ноября 1943 года Гитлер использовал обозначение Jagdpanther. Оно позже стало «каноничным».

САУ часто принимает участие в различных мероприятиях

САУ часто принимает участие в различных мероприятиях

Получившаяся боевая машина оказалась, безусловно, одной из лучших в классе с токи зрения характеристик. Но это если только считать по таблице ТТХ. А если же смотреть на Jagdpanther объективно, то было уже не всё так гладко. Обладая хорошей броневой защитой и мощным орудием, Jagdpanther имела не только достоинства, но и характерные для поздних немецких штурмовых САУ недостатки. Прежде всего это касалось чрезмерной нагрузки на переднюю часть шасси. Здесь находилось не только орудие, но и трансмиссия. В итоге на нос приходилось слишком много массы.

Рубочный 411 - ее родной

Рубочный 411 — ее родной

Это довольно серьёзно отразилось на надежности нового немецкого истребителя танков. Особенно страдал от этого 654-й дивизион истребителей танков, первым (и единственным в полном составе) перевооруженным на Jagdpanther. В справочнике по применению данных машин максимальная скорость указывалась в 30 км/ч. На самом деле она составляла 45 км/ч, как и у Pz.Kpfw.Panther, но ограничение требовалось для предотвращения неполадок. С точки зрения обслуживания самоходка оказалась сложнее танка, на базе которого строилась. На первой линии первые Jagdpanther были к 20 июня 1944 года, из 8 САУ рабочем состоянии оказалось 5, оставшиеся уже имели поломки. И такие проблемы дивизион преследовали постоянно.

Без ведра клиренса никак

Без ведра клиренса никак

Впрочем, куда важнее стало другое, а именно объемы выпуска. По планам, к июлю 1944 года MIAG должен был сдавать по 80 Jagdpanther ежемесячно, а далее выпуск составлял бы по 150 САУ в месяц. Это по три полнокровных дивизиона истребителей танков. Но по факту за январь-октябрь 1944 года MIAG лишь единожды смог преодолеть отметку в 20 САУ за месяц. Причина прозаичная — периодические налеты союзной авиации, прежде всего английской. Иногда возникают вопросы, а что же делали союзники в Европе до июня 1944 года. Так вот, ответ предельно простой — выбамбливали немецкую промышленность. Они сделали так, что по-настоящему полномасштабного применения Jagdpanther не состоялось.

Трудно поверить, что это бывшая мишень на стрельбище

Трудно поверить, что это бывшая мишень на стрельбище

В результате так получилось, что Jagdpanther стали более-менее массово применять осенью 1944 года, а то и позже. Более того, только 654-й дивизион истребителей танков имел полный состав этих САУ. Остальные дивизионы были вынуждены использовать смешанный состав, то есть треть Jagdpanther, остальные либо StuG 40 Ausf.G, либо Panzer IV/70. Естественно, при таких объемах применения потенциал машины раскрывался далеко не так, как этого хотелось бы немецкому командованию. Более того, немногочисленность Jagdpanther привела к тому, что на советско-германском фронте ее видели редко. В основном с немецким тяжелым истребителем танков воевали (и весьма успешно) англичане, а также американцы.

Такое крепление орудийной установки - признак поздних САУ

Такое крепление орудийной установки — признак поздних САУ

Естественно, немецкое командование не сидело, сложа руки. В ноябре 1944 года к производству Jagdpanther подключили MNH (Maschinenfabrik Niedersachen Hannover GmbH), который за 2 последних месяца 1944 года успел сдать 50 САУ. Еще 62 САУ Jagdpanther успели сдать до конца войны, причем изначально там выпуск должны были закончить в январе 1945 года. Но ситуация заставила планы менять. Следует заметить, что до февраля 1945 года заводы производили Jagdpanther Ausf.G и Ausf.G1, которые фактически базировались на агрегатах Pz.Kpfw.Panther Ausf.A. Лишь с февраля начался выпуск Jagdpanther Ausf.G2 на агрегатах Pz.Kpfw.Panther Ausf.G.

Курсовой пулемет был совсем не лишним

Курсовой пулемет был совсем не лишним

К продукции MNH относится и героиня данного материала. Это одна из первых Jagdpanther Ausf.G2, изготовленная в феврале 1945 года (номер шасси 303086). Где-то с марта 1945 года на лобовой плите продукции MNH стали рисовать букву G, но у этой машины она отсутствовала. Толком отсутствовал и боевой путь. САУ успела получить рубочный номер 411, а уже в марте 1945 года оказалась захваченной английскими войсками. Далее трофей поехал в Англию, сопровождал его полковник Гилман, командующий английскими стрельбищами в Европе. И оказалась САУ, правильно, на стрельбище.

Толщина брони для 1944-45 годов была уже маловата

Толщина брони для 1944-45 годов была уже маловата

Далее данная САУ, вместе с еще одной, более позднего выпуска, работала в зоопарке крокодилом. То есть мишенью на стрельбище в районе Пирбрайт. Оттуда, в 70-е годы, ее забрал полковник Гилман, сын того самого Гилмана. Целью было восстановление САУ, но данную работу провести не удалось. Но самое главное Гилману всё же удалось, а именно спасти расстрелянный корпус от уничтожения. Далее останки машины достались коллекционеру Кристиану Хёбигу из Германии, но и ему восстановить САУ не удалось.

Водонепроницаемая фара Bosch

Водонепроницаемая фара Bosch

Уже сильно позже Jagdpanther досталась Майклу Гиббу из The Weald Foundation, где имелись и возможности, и средства для поставленной задачи. За то время, что Jagdpanther провела в Пирбрайте, из ее левого борта сделали решето. Но для настоящих реставраторов это проблемой не является. Ныне самое главное, чтобы удалось достать со стрельбища хоть что-то. The Weald Foundation специализируется на реставрации немецкой техники, и новый проект удалось довести до победного конца.

С кормы машина весьма богато завешана

С кормы машина весьма богато завешана

Ныне известно три ходовых Jagdpanther, и этот экземпляр является самым комплектным. Естественно, есть какие-то минимальные недочеты, связанные с тем, что машина досталась в виде пустого разбитого корпуса, но это уже мелочи. Самое главное, что САУ поехала, причем она получила максимально аутентичную окраску, которую удалось воспроизвести по имеющимся материалам. В том числе и рубочный номер 411.

Цилиндры на выхлопных патрубках были нужны, чтобы скрыть пламя

Цилиндры на выхлопных патрубках были нужны, чтобы скрыть пламя

Интересно, откуда The Weald Foundation взяла мотор и коробку передач. Их купили в Оверлоне, где восстанавливали до ходового состояния Pz.Kpfw.Panther Ausf.G. И это, кстати, далеко не единственный такой пример. Часть машин всё равно находится в состоянии недвижимости, а лишние деньги тамошним музеям совсем не лишние. Главное, что уехали агрегаты не сильно далеко, и в ту машину, которая ездит. А не куда-нибудь в Австралию, куда некоторые меценаты перетащили железо из России.

Кормовой фонарь - имитация

Кормовой фонарь — имитация

Комплектный образец машины, к слову, позволяет ощутить, что такое Jagdpanther внутри. Очень близкая по комплектности САУ данного типа стоит в парке «Патриот», правда, она без боекомплекта. Тут же часть БК (макеты) на месте. И внутри, честно говоря, совсем не тот сарай, который ощущается снаружи. В кормовой части рубки еще плюс-минус жить можно, а вот впереди совсем плотно. Та же ИСУ-122, сравнивая по габаритами, всё же попросторнее будет (не везде, но с левой стороны уж точно).

Внутри боевого отделения

Внутри боевого отделения

Данный образец Jagdpanther, за счет его ходового состояния, нередко является участником различных мероприятий, включая и Tankfest. Заодно это и лишняя демонстрация того, как работают частники. Из тактического объекта со стрельбища получилась комплектная ходовая машина. Вполне рядовая ситуация, в том числе и для России. У нас ровно так же частники восстанавливают машины со стрельбищ.

источник: https://dzen.ru/a/Z5XK_mV9oQu29a9L

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account