Юрий Пашолок. Апгрейд на замену

17
Юрий Пашолок. Апгрейд на замену

Юрий Пашолок. Апгрейд на замену

Некоторый простой, который случился в американском танкопроме в 1943-начале 1944 года, ударил и по самоходным артиллерийским установкам. Надо сказать, что в данном вопросе американцы достигли больших успехов. Летом 1942 года на вооружение был принят истребитель танков Gun Motor Carriage M10. Машина странная по концепции, больше напоминавшая танк. Если классический самоход — это машина с неподвижной рубкой, имеющей, за счет этого, более крупное, чем базовый танк, шасси, то у американцев истребитель танков был иным. Они решили, что для увеличения маневра огня требуется машина с вращающейся башней. Кроме того, эта машина должна была иметь высокую подвижность, посему GMC M10 стала наименее защищенной в своём классе. Но — это ей как-то не помешало. Защиты от осколков снарядов, пуль винтовочного калибра и пуль крупнокалиберных пулеметов оказалось вполне достаточно.

Вместе с тем, еще в 1942 году встал вопрос о том, что 76-мм орудия вскоре может и не хватить для борьбы с новыми немецкими танками. Американские военные всё правильно подумали — новые немецкие танки появились еще в Северной Африке. Новую пушку долго искать не пришлось: речь идёт о 90-мм зенитном орудии M1A1. О том, чтобы поставить это орудие на самоходное шасси, американские военные задумались ещё в апреле 1942 года, но реализовывать идею стали с октября. Орудие даже влезло в башню GMC M10, но быстро стало ясно, что требуется другая башня. Официально работы по новой САУ стартовали в начале марта 1943 года. Машина получила обозначение Gun Motor Carriage T71, при этом башня базировалась на конструкции модернизации GMC M10, более известной как GMC T72. Такой вот забавный казус. Поначалу подрядчиком по GMC T71 являлась Chevrolet, но позже контракт перетёк к Ford, поскольку базой планировалось шасси GMC M10A1.

Опытный образец машины был готов в сентябре 1943 года. Несмотря на некоторые недочеты, общее направление работ было верным. При этом удалось сохранить боевую массу машины в пределах разумного. Но при этом GMC T71 не обошла стороной та дурь, которая имела место в то время. Испытания шли непросто, в том числе из-за бюрократических проволочек. Отчасти тормозило процесс командования AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска), которые отдавали приоритет танкам. Только под нажимом генерала Барнса в октябре 1943 года испытания, наконец, начались. По итогу серийный выпуск GMC T71, которую позже стандартизировали как Gun Motor Carriage M36, начался лишь в апреле 1944 года. А в войска первые машины попали лишь в сентябре.

Одной из особенностей Gun Motor Carriage M36 являлось то, что эта машина не строилась с нуля. Вместо постройки новых машин было решено заняться переделкой уже выпущенных. Прежде всего, речь шла о GMC M10A1, которые фактически на фронт не отправлялись, а поступали в учебные части. Именно эти машины являлись приоритетом для дальнейшего выпуска GMC M36. Сама по себе данная идея выглядела выигрышно во всех отношениях. Во-первых, решался вопрос, что делать с GMC M10A1, которые фактически не использовались в боевых действиях. Во-вторых, снимался вопрос с производством шасси для новых истребителей танков. В-третьих, в случае необходимости появлялась возможность подключать к выпуску предприятия, которые ранее занимались максимум лёгкими танками и машинами на их базе. Правда, это же позже стало и проблемой. Дело в том, что спустя некоторое время случился дефицит шасси, в результате на выпуск M36 пустили шасси GMC M10 (эти самоходки именовались M36B2) и даже Medium Tank M4A3 (M36B1).

GMC M36 на фронте, 1945 год

GMC M36 на фронте, 1945 год

Попытки AGF засунуть свой свой длинный нос в чужие дела закончились плохо. Как говорится, Аллах не фраер, он сверху всё видит, и генерал Лесли Макнейр, командующий AGF, в июле 1944 года словил дружественную авиабомбу. Кстати, этот же долбодятел много чего интересного сделал деструктивного по делам, связанным с бронетехникой. А итогом стало то, что воевать самоходчикам пришлось на устаревших машинах. На этом фоне вопль, случившийся в сентябре 1944 года, не особо удивляет. Командование 12-й группы армий потребовало срочно перевооружить 20 из 52 дивизионов истребителей танков на GMC M36, но как это сделать, когда за сентябрь пришло 40 машин, хороший вопрос. Более-менее приличные объемы машин данного типа появились в октябре — их уже стало 170 штук, тогда же 2 самоходки ушли в безвозврат. В ноябре число GMC M36 выросло до 183 штук, ну а реально много их стало с начала 1945 года. Если в январе их числилось в войсках 365 штук, то уже в феврале — 826 штук. Как раз с февраля GMC M36 и стала самой массовой машиной своего класса в американской армии.

Машина получилась хорошая, но она была нужна где-то за полгода до того. Не будь AGF такими пещерными дебилами, высадились бы в Нормандии с надежным средством истребления зверинца

Машина получилась хорошая, но она была нужна где-то за полгода до того. Не будь AGF такими пещерными дебилами, высадились бы в Нормандии с надежным средством истребления зверинца

Разумеется, у американцев вполне имелись средства борьбы с немецкими танками. Но GMC M36 была единственной машиной, которая гарантированно брала в лоб Pz.Kpfw.Panhter. Сначала на дистанции в 500 метров, потом, за счет новых снарядов, дистанция выросла до километра. При этом уже в конце 1944 года GMC M36 стали настоящим шилом в заднице для немцев. Одними из тех, кто попал под огонь новых американских машин, стал 654-й истребительный противотанковый дивизион, единственный, кто имел полный состав Jagdpanther. В период с 20 ноября по 11 декабря 1944 года дивизион безвозвратно потерял 20 самоходок. При этом командир дивизиона гауптман Карл-Хайнц Ноак указывал в донесении, что часть машин была потеряна от фронтального огня с дистанции 200-500 м. Единственными, кто мог это сделать, были GMC M36. Ну а дальше их влияние на исход сражений только росло. Их применяли и как обычные танки. Вполне уместное решение, ибо тут и фугас мощнее, чем у других танковых орудий, и подвижность на уровне танков. В том числе и маневренность огня. Ну а броня… На самом деле у танков броня мало от чего защищала, так что баш на баш.

Вполне себе привычный для WoT маневр, но в реальной жизни

Вполне себе привычный для WoT маневр, но в реальной жизни

Для американского танкостроения GMC M36 стала одним из примеров удачного технического решения, которое, к слову, потом было на вооружении разных стран мира около полувека. Но при этом история машина стала типовым примером общего дебилизма некоторых структур американской армии. За это самоходчикам пришлось платить кровью. Просто для понимания: лишь единожды месячные потери GMC M36 превысили отметку в 30 машин. А вот у GMC M10 такие потери являлись низкими.

Статья по GMC M36:

https://warspot.ru/16521-vershina-amerikanskoy-samohodnoy-evolyutsii

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12953015.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account