Юрий Пашолок. Американский эксперимент в легком классе
История американского легкого танка Light Tank T7, ставшего носителем перспективных технических решений
К началу Второй мировой войны американская танковая промышленность смогла существенно продвинуться в разработке перспективных боевых машин. Частенько американцев упрекают в том, что у них, мол, было мало танков, но тут есть немало подводных камней. Во-первых, для выпуска большого количества танков внезапно нужно много денег. А денег этих как раз и не было. Американская пехота и кавалерия сидели на голодном пайке, сколько денег дадут, столько и выпустят. Примерно то же самое было со шведами, которым перед самой войной дали денег аж на 20 танков, выглядело это как издевательство. Во-вторых, количество совсем не обязательно означало качество. У англичан на начало войны имелась аж тысяча легких танков семейства Light Tank Mk.VI. Вот только на их фоне даже чисто пулеметные Light Tank M2/Combat Car M1 выглядели очень даже ничего. В-третьих, важным моментом являлась удачная платформа, и вот тут американские инженеры сработали на все сто. Та самая платформа, над которой немецкие эксперты смеялись во второй половине 30-х, позволила очень быстро создать танк, по ТТХ ничем не уступающий одноклассникам. Случилось это уже в 1939 году, а развивалась платформа аж до 1943 года включительно.
Как только американским военным развязали руки, особенно по бюджетам, результат не заставил себя долго ждать. Уже в 1940 году силами Ameriacan Car & Foundry было изготовлено 325 Light Tank M2A4, одного из лучших легких танков на тот период. Если кто-то думает, что это мало, рекомендую узнать, сколько в то время выпускали танковые заводы других стран. В больших объемах тогда выпускали танки только у нас, да и то, это был результат большого опыта в танкостроении. На второй год производства танков в Бероуике там изготовили 2072 Light Tank M3. Таким образом, американцы превзошли по объемам выпуска любого производителя легких танков. Не менее важный момент, что помимо количества поднялось и качество. Light Tank M3 по боевым характеристикам стал новой ступенькой по сравнению с M2A4, и эта машина ни в чем не уступала одноклассникам. Естественно, имелись кое-какие недостатки, но американцы быстро учились. Кроме того, параллельно с наладкой массового выпуска танков они работали и над перспективными программами.
В начале 1941 года работы по американским легким танкам разделились на два направления. Первое, эволюционное, являлось приоритетным. Оно привело к созданию Light Tank M3, позже результатом эволюционного пути развития стало появление Light Tank M5. Второе направление стало революционным. Не меняя общую концепцию легкого танка, командование американских Бронетанковых Сил в январе 1941 года составило список пожеланий для сменщика Light Tank M2A4. Кроме того, определенные выводы по M2A4 сделали и в Департаменте Вооружений. Там смотрели, в том числе, и на дополнительные производственные возможности. Касалось это и опыты использования литых деталей, опробованных как на Light Tank M2A4, так и Medium Tank M3. Результатом стало появление 14 февраля 1941 года спецификации на Light Tank T7. Как и предшествующий T6, этот танк изначально был скорее носителем технологий, но в случае успеха программы он вполне мог стать сменщиком Light Tank M3.
В разработке спецификации на Light Tank T7 принимали участие те же люди, которые создавали Heavy Tank T1, а также Medium Tank M3. Это очень сильно повлияло на облик машины. Боевая масса танка оценивалась в 12700 кг, толщина брони оказалась на уровне Light Tank M3, то есть 38 мм максимум. Вооружение также было очень похоже — 37-мм пушка, 3 курсовых пулемета, 1 спаренный, 1 зенитный, экипаж те же 4 человека. А вот дальше начинались нюансы. Для начала, предполагалась 37-мм пушка M6 с гироскопическим стабилизатором, а башня имела привод поворота. Зенитный пулемет разместили в установке, находившейся в кормовой части башни (как на Heavy Tank T1). Силовая установка не конкретизировалась, то есть уже в начале 1941 года американцы задумались о возможных проблемах с поставками моторов. Оговаривалась только возможность движения со скоростью 19 км/ч на уклон 10 градусов, а также температурный режим.
На сей раз внешнего подрядчика при разработке машины не подключали, действовали силами арсенала Рок-Айленд. Причина предельно простая: для Департамента Вооружений и Бронетанковых Сил важным было создать совершенно новую машину, поскольку вечно «доить» платформу Light Tank T2E1 было невозможно. С другой стороны, и сразу «спрыгивать» с ходовой части Гарри Нокса было опасно. Поэтому ходовая часть на Light Tank T7 оказалась эволюционной. Внешне она здорово напоминала вполне стандартную подвеску VVSS, да и развитый ленивец с индивидуальной подвеской говорил обо всём. Но если присмотреться, выяснится, что не всё так просто. Дело в том, что блокированной подвеска Light Tank T7 могла называться крайне условно. По большому счету, американские инженеры создали индивидуальную подвеску, поскольку на каждый балансир работала своя пара буферных пружин. Иллюзию блокированной подвески создавало только размещение элементов подвески по типу VVSS. Такое решение выглядело разумно, поскольку такую псевдо-тележку было легче обслуживать. Переделали подвеску и у ленивца.
На порядок больше изменений оказалось по остальным элементам Light Tank T7. Представленный в мае 1941 года полноразмерный макет танка лишь концептуально был похож на Light Tank M3. Это была во многом другая машина, в которой прекрасно виделось влияние Medium Tank M3. Башня вообще как будто перекочевала со среднего танка, хотя на самом деле отличий хватало. От Medium Tank M3 позаимствовали установку вооружения с большими углами вертикальной наводки. Надо сказать, что башня Medium Tank M3 американским военным очень понравилась, в разных вариантах исполнения ее можно заметить на целом ряде боевых машин, включая и броневики. Боевое отделение также здорово напоминало M3, то есть подбашенная корзина присутствовала. Другой вопрос, что экипаж Light Tank T7 не сидел там, поджав коленки. Судя по эскизам, у T7 с местом дела обстояли куда лучше, чем у того же Light Tank M3A1.
Причиной тому являлась общая компоновка танка. Дело в том, что он радикально отличался не только снаружи. Внутри также имелись революционные изменения. Для начала, американские инженеры таки заметили высокий тоннель в боевом отделении (или американские военные запихнули в M2A4, после чего заставили покрутить башню влево-вправо). В результате, о чудо, вал от мотора к трансмиссии стали размещать совсем иначе. Теперь он торчал в пределах нормы и не мешал танкистам в боевом отделении. Поэтому там и сделали большую корзинку, где расчет башни не сидел, как эмбрионы.
В танке принципиально иначе реализовали моторно-трансмиссионную группу. Обслуживание американских танков было еще той радостью, без кранового оборудования никак. Поэтому в Детройте пошли по иному пути. И мотор, и трансмиссионный блок разместили на специальных салазках. После демонтажа трансмиссионного кожуха блок отсоединялся и выезжал на салазках наружу. Хоть обслуживай, хоть снимай. Ровно то же самое сделали с мотором. Наконец, с самого начала было предусмотрено сдвоенное управление. На фоне этого литой корпус и перенос курсовых пулеметов из надгусеничных полок в лобовую часть корпуса выглядели мелочами.
По результатам изучения макета в мае 1941 года было дано добро на изготовление двух опытных образцов. Первый, T7, должен был получить сварной корпус, автоматическую коробку передач GM Hydramatic, радиальный мотор Continental W-760 и трак шириной 412 мм. Второй танк, T7E1, получал клепаный корпус, штампованную башню, подвеску HVSS, гидротрансформатор Warner Gear, а ширина трака составляла 362 мм. И это стало только началом. 11 июля 1941 года в арсенал Рок-Айленд нагрянула комиссия, которая указала на явный рост массы танка — до 14500 кг. А в августе 1941 года добавилось аж три новых версии танка. T7E2 получал, как и макет, литые корпус с башней, гидротрансформатор Warner Gear и мотор Continental R975. Вариант T7E3 предполагалось изготовить со сварным корпусом и башней, автоматической коробкой передач Detroit Gear и спаркой дизельных моторов Hercules DRXBS. Пятый вариант танка T7E4, был похож на T7E3, но получал спарку моторов Cadillac Series 42 и пару коробок передач GM Hydramatic (позже такую схему реализовали на Light Tank M5).
Налицо явное распыление сил, но стоит повторить, что танк изначально создавался как экспериментальный, поэтому подобный сериал выглядел нормой. Достаточно сказать, что Heavy Tank T1 разросся до тех же 5 версий, правда, по итогам построили только 3. В случае с Light Tank T7 ситуация выглядела еще более забавно. Пока на арсенале Rock Island шла работа по изготовлению танков, их конструкцию снова переиграли. Да и на самом арсенале продолжали дорабатывать макет, работая по размещению внутренних агрегатов. В результате к концу 1941 года сложилась ситуация, когда по исходной программы остались T7 и T7E1, а остальные три машины изготавливались по новой спецификации. Да и то, по факту построили всего один танк. Клепаный корпус T7E1 изготовили, но танком не сделали. Да и корпус T7 называть сварным можно условно. Носовая часть, а также кусок кормы, делались литыми. То, что называли сварным корпусом, выглядело слегка так иначе.
По большому счету, первый опытный образец Light Tank T7 построили для галочки. Он не соответствовал новым требованиям к легкому танку, особенно что касалось вооружения. Да и идея установки мотора Continental W-760 была не лучшей. Масса машины уже подошла к 15 тоннам, а дальше она только росла. Тем не менее, определенный резон с постройки опытного образца имелся. На нем обкатали целую массу идей, которые дальше реализовывали на новых танках, а также САУ. Влияние T7 можно легко найти на GMC M18, Light Tank M24, семействе Medium Tank T20, включая и M26 с его наследниками. Про всякие опытные машины и говорить не приходится. Одним словом, опыт создания танка оказался полезным. А вот во что он превратился, это другой разговор. История эта поучительная, заодно она объясняет, почему американцы позже на предложение сделать легкий танк с противоснарядной броней хватались за дубину.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
-