Японо-Китайская война 1894 — 1895 гг.

1

 Выкладываю кому интересно статью о Японо-Китайской войне.

Как дополнение к книге Х.Вильсона.

Но написана она как я ошибочно думал не Рождественским и не Рожжесвенским а другим человеком,но тоже хорошо известным.

Японо-Китайская война 1894 - 1895 гг.

Итак

ЯПОНСКИЕ И КИТАЙСКИЕ ФЛОТЫ В ПОСЛЕДНЮЮ КИТАЙСКО-ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ.
(статья капитана 1-го ранга В.К.Витгефта)

Около сорока лет тому назад, впервые, японские моряки получили в свои руки судно европейской постройки. Это была русская шхуна "Хедда". построенная русскими моряками, для перевоза команды с разбитой "Дианы",- они же были и первыми учителями японцев в морском деле.
С тех пор Япония успела завестись флотом, построить доки и мастерские, обучить личный состав, а затем и избавиться от европейцев-учителей и стать на свои ноги. Выросший флот блистательно выдержал, в последнюю войну, боевой экзамен и доказал, что труды не пропали даром.
Твердая, обдуманная и последовательная система организации флота принесла ощутимые плоды; китайский флот разбит при реке Ялу, Порт-Артур и Вей-Ха-Вей взяты, и в последнем уничтожен укрывшийся китайский флот. Для нас этот выросший победоносный сосед представляет громадный интерес. Теперь японцы еще больше обратят внимание на свой флот, до войны с китайцами не очень популярный в стране, но, не смотря на это. стоящий на высоте современных требований.
У Японии, развившей так быстро свой флот и армию, должно было явиться желание испытать их в деле. Армия получила крещение в Формозскую экспедицию, а флот не был еще в деле, не считая гражданской войны 1868 года.
Давнишний соперник — Китай представлял
подходящую почву для боевого опыта. Испокон
веков яблоком раздора служила Корея с ее
полунезависимым королем и постоянными
революциями, дававшими возможность
вмешательства обоим нациям.
По Тяньзинскому трактату 1884 года Китай и Япония имели право усмирять восстание, с обязательством однако выводить свои войска после усмирения восставших.
В начале 1894 года в Корее снова вспыхнуло восстание, и оба эти государства стали перевозить туда свои войска. 30 мая вдобавок к войскам, идущим берегом. Китай на транспортах перевез 2000 человек.
Япония, предвидя войну, которой искала, перебросила, как бы в ответ, 7000 человек без затруднения, потому что привыкла и у себя дома передвигать войска морем.
Так как лучшие войска Китая перевозились в Корею морем, а японские туда иначе и попасть не могли,- то, очевидно, Япония должна была стремиться захватить пути сообщения, то есть обладание морем, дававшее возможность прекращать подвоз морским путем китайских войск.
(Статья капитана 1-го ранга В.К.Витгефта.)

Китайцы продолжали перевозку войск, и 25 июля к берегам Кореи направился отряд из пяти транспортов, под различными европейскими флагами и под конвоем крейсеров "Tsi-Yuen" и "Kuang-Y" и посыльного судна "Tsao-Kiang", на котором была военная казна до 300 000 тэл.
На транспорте, под английским флагом, "Kowshing" находилось два китайских генерала, 1200 офицеров и солдат, 12 орудий и главный советник по военным делам у китайцев, бывший германский артиллерийский офицер Ганекен. В числе солдат было 200 лучших, европейски обученных, канониров.
Японцы, чтобы застращать китайцев и уничтожить этот отборный отряд войск, послали к месту высадки крейсера "Naniwa", "Yoshino", "Akitsushima", которые сначала захватили отставший "Tsao-Kiang", а затем пустили ко дну миной транспорт "Kowshing", не пожелавший следовать за "Naniwa", — утопив из его десанта до 1000 человек. По сообщениям газет, "Kowshing" пущен ко дну двумя залпами с "Naniwa", после того как в него не попала мина. Однако бывший германсикий офицер Ганекен, который был на "Kowshing", доносит, что мина попала и взорвалась под серединой судна.
В завязавшемся затем бою между крейсерами китайского конвоя и японскими, "Kuang-Y" был избит снарядами и выбросился потом на мелководье, a "Tsi-Yuen" бежал с двумя пробоинами в башне и одной в рубке. Попавшие снаряды убили двух офицеров, а из орудийной прислуги погибло 13 человек и ранено еще 19.
Война была объявлена лишь 1 августа, но кто первый открыл огонь 25 июля — неизвестно — обе стороны сваливают вину друг на друга.
Своим энергичным образом действий японцы достигли цели, хотя и рисковали поссориться с Англией из-за потопления "Kowshing", бывшего под английским флагом. Китайский флот спрятался за форты Порт-Артура и Вей-Ха-Вей. японские транспорты беспрепятственно перекинули, друг за другом, в Корею две армии.
Японские быстроходные крейсера стали блокировать Печилийский залив, своим появлением в различных местах, сбивая с толку китайцев.
Выбор наступательного образа действий указывал, что флот находится в опытных и энергичных руках.
На берегу начался ряд сражений; вскоре китайские войска были разбиты на голову, и явилась крайняя необходимость быстро доставить к месту боя, близ реки Ялу, подкрепление. Для этой цели посадили 4000 человек отборного войска на 5 транспортов и 13 военных судов конвоя. При эскадре находилось 4 миноносца.
14 сентября японцы снова перевезли в Корею армию на 30 транспортах и на эскадре военных судов. Высадка произошла у реки Тайдонг. В помощь войскам, вверх по реке, пошли миноносцы, крейсер "Tsukushi" и лодки "Banjo", "Maya", "Chokai", — все же остальные военные суда остались на рейде, кроме лодки "Akagi" и вспомогательного крейсера "Saikio-Maru", которые ходили на рекогносцировку до реки Тайянг и острова Хайянг. Неприятеля не видели.
17 сентября китайский транспортный флот и конвоирующая эскадра прибыли к бухте Татун-Кай и реке Тайянг (по некоторым данным, высадка была на реке Ялу, образующей бухту; по другим данным -в бухту Татун-Кай, около реки Ялу. Вернее же всего эта бухта есть устье реки Тайянг, так как китайские суда пошли вверх по реке, во время прихода японской эскадры). Транспорты, миноносцы, крейсера "Kuang-Chia", "Kuang-Ping" и канонерские лодки "Chen-nan" и "Chen-tung" вошли в устье реки. Крейсер "Ping-Yuen" стал близ устья, а все боевые суда — в 10-ти милях на рейде.
Так как до сих пор японцы посылали к берегам Кореи и в Печилийский залив лишь летучие отряды крейсеров, то китайцы считали свою эскадру совершенно достаточной, чтобы их высадке не могли помешать. Это подтверждается и дальнейшими распоряжениями адмирала Тинга и его советника, отставного германского артиллерийского .офицера Ганенкена, который предполагал, ранее высадки, пройти вдоль берега Кореи и очистить его от японских судов. Но время не позволило.
Усиление и сбор большой японской эскадры вызывались перевозкой армии и, отчасти, слухами о сборе сильной китайской эскадры в Вей-Ха-Вей.
Встретить такую сильную эскадру японцы не ожидали; на это указывает отсутствие у японцев миноносцев и присутствие вспомогательного крейсера "Saikio-Maru", шедшего с адмиралом Кабаяма и какой-то комиссией в Японию.
Разведчиков высылать вперед не было выгоды обоим эскадрам. Японцы могли спугнуть китайские транспорты, предупредив о своем приходе, а китайцы привели бы за собой японские крейсера.
Китайскую эскадру составляли броненосцы "Ting-Yuen". "Chen-Yuen", броненосные крейсера "Ping-Yuen", "King-Yuen" и "Lai-Yuen", крейсера с броневой палубой "Tsi-Yuen", "Ching-Yuen", крейсера "Yang-Wei", "Chao-Yung", "Kuang-Chia", "Kuang-Ping", канонерские лодки "Chen-nan", "Chen-tung"4 и миноносцы "Tso-Cheng", "Tso-Yi" и еще два германской постройки.
Всего 14 судов и 4 миноносца. Флаг адмирала Тинга был на "Ting-Yuen", на котором находился и его советник г.Ганенкен.
На эскадре, кроме того, было 12 человек европейцев, в качестве артиллерийских, минных офицеров и судовых механиков, а на двух броненосцах — и вторых командиров (Taylor и Griffin).
По рассказам очевидцев, это был просто сборд судов, эскадра только по названию, а не по духу,-на что указывает и приказ адмирала Тинга, изданный по совету Ганекена и состоящий из 3-х пунктов:
1) Во время боя каждая группа однородных судов действует соединенно, оказывая взаимно друг другу поддержку.
2) Считать основным тактическим правилом -обращать всегда свой нос на неприятеля, и
3) Все суда, по возможности, в общем следуют движению адмирала.
По прибытии к месту назначения, китайские
войска начали высадку, и к утру 17 сентября весь
десант был на берегу. В это время на горизонте
появились дымки, а затем увидели быстро
приближающуюся японскую эскадру, состоящую из
крейсеров с бронированной палубой "Yoshino"
(флаг контр-адмирала Тзубой), "Takachiho".
"Akitsushima", "Naniwa", "Matsushima" (флаг
адмирала Ито), "Itsukushima", "Chiyoda" (имеет
броню по ватерлинии), "Hashidate".
казематированного фрегата "Fuso",
полубронированного корвета "Hiei", канонерской лодки "Akagi" и вспомогательного крейсера "Saikio-Maru". переоборудованного из коммерческого двухвинтового парохода.
Всего 12 судов под общим командованием адмирала Ито.
Китайская эскадра, по сигналу адмирала, стала сниматься с якоря и строиться в линию фронта, поджидая отсталых и выходивших из бухты. Линия вышла ломанная, в виде французской буквы V, имея в центре адмиральский броненосец "Ting-Yuen".
Японская эскадра, приближающаяся в линии кильватера, двигалась так быстро, что застала китайцев почти врасплох. Впереди шедший отряд крейсеров имел 16 узлов ходу, а второй шел со скоростью 10 узлов, имея на траверзе канонерскую лодку "Akagi" и вспомогательный крейсер "Saikio-Maru".
Съемка с якоря и построение судов затянулись, и ход китайской эскадры не превышал 7 узлов. Особенно затягивали построение "Chao-Yung", "Kuang-Chia" (из бухты), "Yang-Wei", "Tsi-Yuen" и "Ping-Yuen".
Первый выстрел раздался с броненосца "Ting Yuen" на расстоянии 28 кабельтов. Действием газов своих орудий повредило мостик, согнало с него людей и сбросило, не сошедшего вниз, адмирала Тинга, ранив его щепой и газами. На время перевязки капитан Лиу командовал эскадрой.
Японцы ответили с 20 кабельтов, и одним из первых рикошетных снарядов был подбит на "Ting-Yuen" боевой марс, на котором убиты сигнальщики и уничтожена часть сигнальных флагов, вследствие чего стало затруднительно подавать сигналы.
Медленное и неравномерное занятие своих мест в строю обошлось некоторым китайским судам недешево. Подошедшая японская эскадра приняла их, по одиночке, под свои выстрелы, на "Chao-Yung" и "Yang-Wei" произошли пожары, и они уже не пытались войти в строй, а повернули к берегу.
Оба японских отряда стали действовать самостоятельно, — крейсера, огибая эскадру и поворачивая, держались ближе к берегу, на случай появления китайских миноносцев, а второй отряд,
кружась вокруг китайской линии и огибая правый фланг. Адмирал Ито, видя расстройство китайского строя, воспользовался его разрозненностью и совершенно безопасно мог разделить свою эскадру на два отряда, зная, что крейсера всегда успеют подать помощь главному отряду.
Китайские крейсера "Yang-Wei" и "Chao-Yung" отстали далеко позади; ближе к главным силам шли два других отставших крейсера "Tsi-Yuen" и "Kuang-Chia". Этих двух и отрезал отряд японских быстроходных крейсеров, обходя кругом и оттесняя от главных китайских сил.
Оба эти крейсера свернули к Порт-Артуру, куда шли и "Yang-Wei" и "Chao-Yung".
Крейсер "Tsi-Yuen" удачным выстрелом из своего кормового орудия избавился от наседавшего на него противника, хотя и сам загорелся. Крейсер "Kuang-Chia", избитый снарядами и протараненный своим собратом "Tsi-Yuen", сильно кренясь то в одну, то в другую сторону, принужден был выброситься на берег.
Теперь главную силу сражавшихся китайских судов составляли два броненосца и четыре крейсера. Крейсер "Ping-Yuen" шел «вдали. Еще более далеко находились миноносцы и крейсер, вышедшие из бухты.
Отряд японских крейсеров обошел правый фланг неприятеля и бросился на подходившие миноносцы и на помощь "Akagi" и "Saikio-Maru", попавших под сильный огонь.
Видя, что часть японских судов ушла, а другая отстала, командир китайского крейсера "Chih-Yuen" отважно бросился вперед из линии, совершенно расстроенной постоянным поворачиванием носа на неприятеля, с желанием таранить японское судно. За ним последовали крейсера "King-Yuen" и "Lai-Yuen", оставив оба броненосца одинокими. Бросившиеся вперед китайские крейсера были приняты под усиленный огонь всеми ближайшими японскими судами. "Chih-Yuen", желавший таранить, был жестоко избит снарядами и стал тонуть носом, быстро скрываясь под водой. По китайским данным, он протаранил японский крейсер, повредив нос, отчего и затонул. В действительности же, он был потоплен снарядами с "Matsushima", пробившими сводчатую броневую палубу и борта у ватерлинии.
На команду японских судов такое потопление подействовало возбуждающим образом, и они удвоили энергию артиллерийского огня, засыпая китайские суда снарядами скорострельной тяжелой артиллерии. "Lai-Yuen" и "Ching-Yuen" добрались до Порт-Артура. Из них — первый избитый и полусгоревший настолько, что осели даже бимсы и вдавились борта.
В это время отозванный назад отряд японских крейсеров стал кружиться вокруг обоих броненосцев, с расстояния от 20 до 6 кабельтов. Этим маневром он заставил кружиться, меньшими кругами, и оба китайских броненосца.
Убегавший с поля битвы крейсер "Ping-Yuen" сблизился с крейсером "Matsushima" и удачным 26-см.снарядом попал в секретное отделение одной из мин, которая однако не взорвалась. В свою очередь
Matsushima" повредил снарядом это 26-см.орудие китайского крейсера.
В это же время отставший полуброненосный
корвет "Hiei" видя, что ему уже не пройти под носом
китайских судов, прорезал китайскую линию между
крейсером и броненосцем и благополучно
соединился со своим отрядом, хотя и пострадал от
двух крупных китайских снарядов. Этими
снарядами, пробившими 4-дюймовую броню, был
произведен пожар и убиты доктора и раненые в
перевязочном пункте, а также сбита бизань-мачта.
Выйдя из линии, потушив пожар и сдав на другое
судно раненых, "Hiei" снова вступил в строй и бой.
На помощь "Hiei" отважно бросилась бывшая вблизи
канонерская лодка "Akagi". Отряд крейсеров,
кружившийся вокруг броненосцев, отбил минные атаки миноносцев. По китайским данным, один миноносец ("Fulong-Cheng" или "Tso-Cheng") выпустил безуспешно три мины Шварцкопфа против вспомогательного крейсера "Saikio-Maru", с которого их видели за кормой.
В это время китайские крейсера "Yang-Wei" и "Chao-Yung" были прижаты к берегу японскими судами и оба выбросились на мелководье, причем от "Chao-Yung" остались над водой лишь одни мачты, a "Yang-Wei" был сильно избит. В общих чертах положение сражающихся в последней фазе боя было следующее:
Вспомогательный крейсер "Saikio-Maru" с разбитым паровым штурвалом от неприятельского 30-см.снаряда, управляясь одними винтами, приблизился к китайским броненосцам на пол-кабельтова. С броненосца "Ting-Yuen" был сделан броненосцу "Chen-Yuen" сигнал "таранить", но последний, из-за повреждения машины не мог этого выполнить и выпустил только из носового аппарата мину, прошедшую под килем, не успев на расстоянии 300 футов выправить глубину. "Ting-Yuen" был от "Saikio-Maru" . дальше и потому японский корабль избежал гибели.
В это же время, удаляясь к Порт-Артуру, горели "Lai-Yuen"; "Ching-Yuen" и "Ping-Yuen".
На "Lai-Yuen" пожар принял такие размеры, что броневая палуба раскалилась, и судно от гибели спас старший офицер, затопив крюйт-камеры и обгорев сам при тушении.
Японские крейсера "Matsushima", "Hashidate", корвет "Hiei", лодка "Akagi" и вспомогательный крейсер "Saikio-Maru" вышли из линии и прекратили на полтора часа бой. На "Matsushima" и "Hiei" тушили пожары.
Оба броненосца "Ting-Yuen" и "Chen-Yuen" отбивались от наседавших и кружившихся вокруг них японских судов, не подходивших, однако, на минный выстрел.
Крейсер "Naniwa" сбил снарядом на "Ting-Yuen" часть боевого марса, а на "Chen-Yuen" им или крейсером "Matsushima" были повреждены барбет и два барбетных орудия (защитники барбетов отвергают эти повреждения, но на фотографии, помещенной в одном журнале, "Ting-Yuen" или "Chen-Yuen" в Порт-Артуре снимает краном барбетную башню). Этим же снарядом была убита вся прислуга, кроме комендора и двух человек,
продолжавших действовать у второй башни. Измерявшие расстояние дальномерами были убиты. По приходе в Порт-Артур на "Ting-Yuen" насчитали до 200 пробоин (3 в броне), а на "Chen-Yuen" — до 120 пробоин (2 в броне), и, кроме того, оказалась течь, посадившая нос на три фута глубже. Все надстройки, и все, незащищенное бронею, было разбито вдребезги, но котлы и машины уцелели. Через полтора часа от начала боя, на броненосцах вышли все разрывные снаряды и их заменили бронепробивными, что значительно уменьшило урон японцев (разрывных снарядов 12-дюймовых должно было быть по 53 на орудие, отпущено же было арсеналом по 14). Но, несмотря на это, броненосцы все-таки дали себя почувствовать противникам, выпустив 197 12-дюймовых снарядов и 268 6-дюймовых.
"Ting-Yuen" расстрелял "Saikio-Maru", на котором насчитали четыре пробоины от 30-см.снарядов, семь от 15-см.снарядов и десять от 6-см.снарядов, и, кроме того, был разбит штурвал.
На лодке "Akagi" был сбит марс, на котором находился командир Сокомото и два сигнальщика для наблюдений за минными атаками на эскадру, которые ожидались со стороны китайских миноносцев. Пробит также щит у орудия и найдено восемь пробоин в корпусе.
Флагманский крейсер "Matsushima", на который особенно направляли свой огонь китайские корабли, получил 12-дюймовый снаряд, сильно повредивший и сбросивший на палубу 12-см.носовое орудие. Второй снаряд попал в барбет 30,5-см. орудия и повредил его механизмы, повреждение, однако, успели исправить. Третий снаряд попал в батарею и, взорвав сложенные у орудия унитарные снаряды, взрывом их и своим вь’~ел из строя 51 человек убитыми и ранеными, из 64 человек батарейной прислуги. Множество других пробоин, пожаров, смерть командира и двух офицеров и убыль до 100 человек команды -заставили крейсер выйти из строя. Адмирал Ито переехал и перенес свой флаг на крейсер "Hashidate", — это указывает, что часть шлюпок была цела. У китайцев же, по рапорту Генекена, все шлюпки были оставлены на берегу, за исключением одной на каждом судне. Однако, на фотографиях судов после боя, видны разбитые шлюпки.
Полуброненосный корвет "Hiei", при прорезании китайской линии, получил два снаряда, пробивших броню и разрушивших лазарет, устроенный в кают-компании. От разрыва снарядов произошел пожар.
Все остальные японские суда получили небольшие повреждения.
Даже по закату солнца, на китайских судах, удалявшихся к Порт-Артуру, все еще виднелись пожары.
Японская эскадра не могла достаточно энергично преследовать неприятеля, так как боялась, с наступлением темноты атак китайских миноносцев. Кроме того, имелись поврежденные суда, и ход держали по ним. Тем не менее, была погоня, и отряд крейсеров, вернувшись и осмотрев местности, подошел, по сигналу адмирала, к стоявшему на мели, без команды, крейсеру "Yang-Wei" и уничтожил его миной. Это была единственная мина, пущенная японцами, во время всего боя. Предварительный осмотр крейсером "Chiyoda" показал что на "Yang-Wei" имелось 15 пробоин от снарядов свыше 12-см.калибра.
Адмирал Ито, предвидя дальнейшие операции флота, должен был беречь суда и не рисковать ими.
Главнейшие потери китайцев: потоплены крейсер "Chih-Yuen" и "King-Yuen"; выбросились на мелководье крейсер "Chao-Yung" (затонул), "Yang-Wei" (взорван) и "Kuang-Chia"; сильно обгорели "Lai-Yuen" и "Ping-Yuen".
У японцев потери в судах не было, за исключением ранее упомянутых повреждений. Кроме "Matsushima", "Akagi" и "Saikio-Maru", ушедших в Японию чиниться, все остальные суда провели починку повреждений собственными средствами и продолжали крейсировать и блокировать китайский берег, появляясь внезапно в различных местах. Подвоз войск в Корею китайцами был более немыслим,
Япония, после сражения при реке Ялу, стала обладательницей моря.
В заключение описания боя, привожу сводную сравнительную таблицу орудий и таблицы потери людей.
Рассматривая действия адмиралов Ито и Тинга, можно заключить, что они оба не ожидали и не предвидели тех размеров, которые приняло сражение. Задача адмирала Тинга состояла в защите от японских крейсеров десантных войск, быстрой их доставке и высадке, чего требовал ход операции китайских войск на берегу. По величине и составу конвоя, адмирал Тинг мог быть уверенным, что летучие отряды японских крейсеров не посмеют на него напасть, а потому высылка ими разведчиков могла бы лишь помешать делу высадки, приведя за собой неприятеля.
Все внимание было обращено на быстроту своза десанта, в чем китайцы и успели, до появления японской эскадры.
Адмирал Ито не мог ожидать эскадренного боя, так как до сих пор китайские суда прятались за форты, а высланные на рекогносцировку, за день до прихода китайской эскадры, лодка "Akagi" и крейсер "Saikio-Maru" не могли ее увидеть. Высылались же они для охраны высадки армии, перебрасываемой в Корею.
Главная задача японского флота состояла в том, чтобы мешать подвозу китайских войск и оберегать свой десант. Этим объясняется состав ее эскадры и отсутствие миноносцев. Японских судов было совершенно достаточно, чтобы уничтожить тот конвой, который обыкновенно посылали китайцы.
Таким образом, оба адмирала стремились выполнить свои задачи.
Адмирал Тинг не успел, снявшись с якоря, ввести в бой все суда в стройном порядке, а принять бой на якоре было бы еще гибельнее. Японские суда успели так быстро приблизиться, что не дали китайцам времени построиться. Такую быстроту надо приписать разделению эскадры на два отряда, из которых первый (контр-адмирал Тзубой) шел со скоростью свыше 17 узлов.
Как ни быстро, однако приближались японские крейсера, все же китайская эскадра успела сняться с якоря, хотя, по-видимому, адмирал Ито желал застать ее на якоре.
Вход в бухту остался под охраной мелких судов и миноносцев, но японцы в нее не входили, заставив лишь выкинуться два китайских крейсера на берег и отбив атаку миноносцев, уходивших в Порт-Артур. Собственно, защищать бухту было незачем — войска были высажены и транспорты скрылись в глубине бухты.
С первого же момента боя преимущество китайцев (14 судов, в том числе 2 броненосца, против 12 японских судов) исчезло. В бухте осталось три судна, два бежали и два отстали, -только семь кораблей (половина эскадры) встретили японскую эскадру. Адмирал Ито производил атаку на большом ходу и с большого расстояния, что давало преимущество его
«дальнобойным орудиям. Пользуясь своей скорострельной артиллерией. он забрасывал китайские броненосцы и крейсера снарядами. Противнику его мешали отвечать с должным успехом быстрота хода японских судов, свой дым, убыль прислуги и части орудий и смерть всех людей, обслуживающих дальномеры.
Бой длился шесть часов. Броненосцы выпустили 197 12-дюймовых’и 268 6-дюймовых снарядов, -следовательно, по четыре выстрела из каждого 12-дюймового орудия и по одиннадцать из каждого 6-дюймового орудия в час. Малый ход китайских броненосцев давал японцам хорошую цель.
На китайских судах было подбито множество орудий, все надстройки на верхней палубе разбиты вдребезги и представляли груду обломков. Вспомогательные механизмы и их паровые трубы повреждены, шлюпки разбиты. Во многих угольных ямах загорелся уголь. К удивлению, остались нетронутыми все котлы и механизмы. Над одной из машин разорвался снаряд, но ее защитила решетка люка. Осталось также почти совершенно целым все, что было защищено бронею. Пробоин в броне насчитывали от четырех до шести. Несмотря на град снарядов крупнокалиберной скорострельной артиллерии, японцы все же не добились окончания боя и полного успеха действием одной лишь артиллерии. Это указывает, что желающий довести дело до конца должен прибегнуть, после ослабления неприятеля к тарану и мине.
Причину, почему адмирал Ито не употребил в дело таран и мину, следует искать отчасти в том, что потопление первого китайского крейсера вселило в японцах убеждение, что они справятся с неприятелем без мины и тарана, а отчасти и в боязни потерять или слишком рисковать своими судами, необходимыми для дальнейших операций. Резерва же у японцев более не было.
Китайцы не успели пустить в ход свой таран и свои мины, будучи разбиваемы, в одиночку, сосредоточенным огнем нескольких судов. Пущенные же мины вышли безрезультатно по неумению — китайские офицеры, по словам европейцев, — плохие минеры, не желающие изучать свое оружие. При первых снарядах попавших в судно — у всех мин, на большинстве судов, были сняты зарядные отделения и отнесены в трюм, а частью выпущены из аппаратов "с потоплением" без цели. Броненосцы, имевшие вторых командиров-европейцев, этого не сделали. Тем не менее, мины принесли китайцам пользу. После ослабления броненосцев артиллерийским огнем, — только боязнь перед минами удерживала японские суда в почтительном расстоянии и не позволила отрезать китайцам путь к отступлению.
А что китайцы намеревались стрелять минами, показал случай с крейсером "Saikio-Maru", по которому броненосец "Chen-Yuen" выпустил из носового аппарата мину, не попавшую только потому, что не принят был во внимание ход. Этому же крейсеру "посчастливилось" попасть еще раз под мины миноносца, но он были пущены второпях, слишком близко от него, а потому прошли слишком
глубоко.
На счастливые случайности, однако, нельзя рассчитывать.
Минное вооружение больших судов, таким образом, выполнило свое назначение — охранитееля в тяжелые минуты боя, а также вполне оправдало затраты на него 80 тонн водоизмещения, места на корабле и нескольких десятков тысяч рублей.
На всех судах не было случая взрыва своей мины в аппарате или около него вследствие попавшего снаряда. Один из них на "Matsushima" пробил секретное отделение мины. Значит надводные аппараты еще не так страшны и опасны, как часто в этом уверяют.
Открытая барбетная башня не оправдала себя. На броненосец "Chen-Yuen" в ней подбили орудия, на "Matsushima" — сбили орудие, а на "Ting-Yuen" пожар прекратил ее действие и действие орудий. Сторонники барбетов должны призадуматься.
Тяжелая дальнобойная и крупная скорострельная артиллерия хотя и выказали свое превосходство, действуя губительно по небронированным частям крейсеров и по надстройкам, зато броня осталась непобежденной и полезной. Где была броня, почти все осталось целое; мелкие осколки и снаряды не причиняли вреда, — что и дает повод считать полезным защищать все жизненные части корабля легкой бронею, как это сделали французы на своем крейсере "Dupuy de Lome". Без этого броненосцы не выдержали бы концентрированного огня или пошли бы ко дну, или же сдались.
Боевой строй китайских судов, вследствие плохой линии фронта, явно был выбран неудачно. Постоянным поворотом носа к неприятелю суда ставили себя в положение, взаимно мешавшее действию орудий, не говоря уже о возможности поддержки друг друга.
Командир крейсера "Chih-Yuen", желавший выйти вперед, остался без поддержки и был потоплен сосредоточенным огнем нескольких японских судов.
Адмиралу Ито вполне удался обход китайской эскадры, и этим он расстроил в конец ее строй и отнял преимущество носового огня.
В итоге следует признать адмирала Ито опытным и решительным адмиралом, а адмирала Тинга -только выказавшим личное мужество. Но надо принять во внимание, что у последнего личный состав офицеров был гораздо хуже, чем на японских судах.
На долю тарана не выпало работы, да оно и понятно, на 7-узловой скорости трудно таранить суда с 10-ти и 17-ти узловым ходом. Кроме того, крейсерам таранить без крайности безусловно рисковано, раз у противника есть мины.
Крейсер "Chih-Yuen" мог и хотел таранить и, по китайским данным, даже кого-то ударил, — но, вероятнее всего, что он этого не успел сделать, уйдя ко дну. Если же он кого-либо действительно протаранил и от этого потонул, — то это доказывает, что для крейсера таран — орудие крайности, а не атаки.
Японцы ожидали минных атак со стороны китайских миноносцев и . впервые применили особую меру защиты. С марса "Akagi" наблюдали за атаками и должны были предупреждать свои суда сигналами.
Отсутствие миноносцев, оставленных при
высадке японских войск, вероятно, не по желанию
адмирала Ито, — было крупной ошибкой. Если бы
они находились во время боя, можно с
уверенностью сказать, что оба китайских
броненосца, или один из них, не избегли бы
потопления миной. Подбитые орудия, пожар, масса
убитых и раненых были тому порукой. Дым от труб,
от пожара и своих собственных орудий,
окутывавший броненосцы, закрывал их даже от
крейсеров и давал полную возможность
миноносцам подойти безнаказанно.
Впоследствие в состав японской эскадры вошли 20 миноносцев, тщательно сберегаемых адмиралом Ито.
Минные атаки китайских миноносцев не могли удасться. Их было слишком мало для дневной атаки, да и китайские офицеры хороши еще в защите, а не в атаке. Но миноносцы все же принесли долю пользы. Японцы не пошли в бухту и не преследовали слишком энергично разбитый китайский флот, боясь ночных атак неизвестно куда ушедших миноносцев, некоторое число которых находилось и в Порт-Артуре.
Нам, владетелям финляндских шхер и бухт Восточного океана, это следует иметь в виду, и пользоваться этой защитой в возможно широких размерах.
Мужество команд обоих противников было вне сомнения. Китайские матросы продолжали драться, идя ко дну, — хотя, может быть, и не вполне сознавая близость гибели. В отношении офицеров, у японцев был громадный перевес в знании своего дела — одного мужества недостаточно, да притом оно не было проявлено всеми китайскими командирами и офицерами.
Японские суда, выведенные из строя, старались всеми средствами снова занять свое место в бою. Полуброненосный крейсер "Hiei" для этого прорезает китайскую линию, а вспомогательный кр’йсер "Saikio-Maru" дерется в центре сражающихся, не смотря на приказание беречь себя. Китайские же суда чаще бежали, не умея справиться с начавшимся пожаром, и не старались, за редким исключением, занять свои места в строю. Это, конечно, отчасти зависело и от непригодности судовых средств, и от неопытности офицеров.
Потеря в людях от артиллерийских снарядов, если не считать утонувших, не превышает процента доброго старого времени гладкоствольных орудий. Однако факт вывода из строя одним снарядом 51 человека из 64-х, орудийной прислуги в батарее, наводит на мысль, что поперечные переборки между орудиями не допустили бы такого урона, и, вместе с тем, что заготовка у орудий запаса снарядов неблагоразумна. Взрыв их доказал, что они опаснее изготовленных к выстрелу мин.
Броневые палубы и непроницаемые переборки не спасли судов от потопления, и надо думать, что на них возлагают слишком большие надежды, в особенности, когда судно несет слишком большой груз. Корабельные инженеры не должны забывать, что условия боя и пожар судна потребуют открытия непроницаемых дверей и люков, именно в то время, когда, по правилам науки кораблестроения, их надо бы иметь закрытыми.
Пожары, от разрыва снарядов, случаются также часто на современных стальных судах, как и на деревянных. Казалось бы, что современные средства тушения не дадут развиться пожару, но на деле мы видим, к удивлению всех, обратное. Этот пример должен убедить всех в необходимости заменить дерево негорючими материалами, на которые указывает современная техника. Уголь загорался часто, но тушился легко. Во французском флоте делают опыты тушения пожара паром.
У японцев техническое совершенство судовых средств и снабжения и умение применить их к делу было в отличном положении. На что указывает починка своих судов после сражения, без захода в порт, и крейсерство, начиная со следующего дня после сражения крейсеров "Naniwa", "Chiyoda" и других.
Сражением при реке Ялу вновь подтвердилась старая истина, что к победе ведет твердая, последовательная система организации и обучения личного состава в мирное время, которая душа всему делу. Одних судов для победы мало, будь они хоть броненосцы, и всякая жертва на личный строевой и технический состав и его подготовку окупается в бою сторицей.
Адмирал Ито не упустил из вида основное правило морской тактики и стратегии, завладеть морской базой, сделаться хозяином моря и овладеть укрепленными опорными пунктами — и потому задача его была выполнена успешно.
Наступающее зимнее время, в видах полного и безопасного убежища для флота, в особенности требовало этих опорных пунктов, близ театра войны. Порт-Артур и Вей-Ха-Вей были именно этими убежищами.
В общем, по ходу морских операций противников, можно сказать, что японцы закончили полный курс наук и доросли до успешных атак, даже на укрепленные порты.
Из всего сказанного о сражении при Ялу можно прийти к следующим выводам:
1). Броня дала в бою другие результаты, чем на полигоне. Она не отжила свой век и при современной артиллерии, но требует защиты всех частей судна, как это сделано на французском крейсере "Dupuy de Lome". Теперь защищаться надо от скорострельной артиллерии и от осколков. 2). Крейсера не вытеснили броненосцев. 3). Барбетные башни сильно скомпрометированы, а потому не правы ли защитники закрытых башен ?
4). Сводчатые броневые палубы не спасают судна; если оно перегружено, то палуба уже под водой, а непроницаемые двери в бою не всегда могут быть закрыты.
5). Таран на крейсерах — оружие защиты в крайности, а не атаки.
6). Крупная скорострельная артиллерия победила более тяжелую, но не скорострельную, и ей -добавочной артиллерии — должно быть отводимо то же место и значение, как и главной тяжелой.
7). Бездымный порох и бездымный уголь являются важными факторами боя.
8). Мелкая скорострельная артиллерия должна быть многочисленна и снабжена большим запасом снарядов на несколько часов боя.
9). Скорострельная артиллерия требует замены дальномеров, не действующих в бою. Современные мостики должны превратиться в броневые галереи, для защиты командира и его помощников.
10). Боевые марсы должны быть на мачтах, которых один снаряд не мог бы свалить.
11). Минное вооружение больших судов охраняет их в тяжелую минуту боя.
12). Успех минных атак миноносцев зависит от их числа. Кроме того, главные факторы успеха -национальный характер моряков, подготовка личного состава и сохранение его сил, а также исправность миноносцев до момента действия.
13). Миноносцы — серьезная угроза врагу у неприятельских берегов.
14). Миноносцы должны, безусловно, входить в состав эскадры, как для защиты своих судов, так и для атаки слабейшего неприятеля.
15). Минные катера (судовые миноноски) должны быть спущены перед боем, иначе их разобьют в рострах.
16). Не всегда выгодно посылать впереди эскадры крейсера-разведчики, надо это делать в зависимости от цели предприятия.
17). Дальнобойность и быстрота хода дают тактические преимущества.
18). Современные сложные машины, при умелом управлении, не так хрупки, как это принято считать.
19). Вспомогательные механизмы с их паровыми трубами необходимо заменить электродвигателями.
20). Современные суда, в пожарном отношении, так же небезопасны, как и деревянные. Дерево должно быть заменено несгораемыми материалами.
21). Эволюции и эскадренный бой не отжили свой век. Эскадра должна быть эскадрой по духу, а не по названию, представляя лишь сбор судов без всякой связи и подготовки.
22). Носовой огонь и построения для того, чтобы им пользоваться, не всегда могут вести к успеху, и ради носового огня не должно жертвовать бортовым.
23). Нападающий имеет преимущество над обороняющимся.
24). Адмирал и в современных боях может руководить своей эскадрой, если она им подготовлена. Он может переносить свой флаг и на другое судно.
25). Все средства, отпущенные в мирное время на обучение личного состава, окупаются в бою.
26), Технические судовые средства для ремонта судов должны быть хорошо развиты; на это не следует жалеть издержек.
27). Одни технические современные средства, без хорошо обученного и многочисленного технического персонала, бесполезны. Замена высших техников низшими возможна лишь в мирное время, но в бою дает отрицательные результаты.
28). В Тихом океане у нас вырос сосед, сдавший боевой экзамен, — с ним приходится теперь считаться и иметь его в виду.
После сражения у острова Хаянга. японский флот крейсировал у берегов, не давая противнику подвозить войска к театру военных действий.
Войска обложили Порт-Артур, а флот принимал
в его взятии лишь второстепенную роль. Он
отвлекал внимание фортов, вылавливал минные
заграждения и нападал на гавани набегами
миноносцев, прошедших над заграждением и
обстреливавших берег скорострельной
артиллерией.
Укрывшийся в Порт-Артуре разбитый китайский флот попался в ловушку, устроенную японцами. Сняв усиленную блокаду порта на короткий срок, японцы дали время уйти судам в Вей-Ха-Вей, чем и ослабили защиту.
Порт-Артур был взят приступом сухопутных войск, причем флот облегчил лишь задачу армии.
20 ноября японский флот, сняв 50 китайских минных заграждений, вошел хозяином в Порт-Артур, с его богатыми мастерскими и запасом угля (15 ООО тонн).
В Вей-Ха-Вей укрылось 8 боевых судов. 6 канонерок и 15 миноносцев уцелевшего китайского флота. Японская армия была высажена в 10 милях от Вей-Ха-Вей, и с 25-го января началась тесная блокада порта и его бомбардировка. Подошедшая армия брала приступом один береговой форт за другим и вскоре был взят и город Вей-Ха-Вей.
Остались в китайских руках острова, при входе в бухту, с их фортами и укрывшийся под их защитой китайский флот. Охрану последнего составляли миноносцы, минное и боновое заграждения.
Китайский флот энергично отвечав на бомбардировку, по временам менян г.-еста.
30 января, после усиленной дневной канонады, адмирал Ито решил произвести первую минную атаку. После захода луны миноносцы тронулись в восточный прохол, под берегом, мимо взятых береговых форгов Один из них, приняв миноносцы за китайские, открыл по ним огонь. Китайцы всполошились, и миноносцы должны были вернуться. Задул снеговой шторм, и^ миноносцы укрылись в ближайших бухтах.
2 февраля попробовали вторую атаку, но были открыты и тоже вернулись.
Выждав до 4 февраля, адмирал Ито снова, после дневной усиленной бомбардировки, выслал в третий раз миноноски в ночную атаку. 3-й отряд (5 миноносцев) пошел с крейсерами сторожить западный выход из бухты, а 1-й и 2-й отряды (10 миноносцев), пройдя в восточный проход, успели пробраться незамеченными через ворота бокового заграждения в цепь китайских миноносцев.
Первый японский миноносец выпустил две мины no "Ting-Yuen". Обе мины взорвались, и броненосец пошел ко дну. Второй миноносец выпустил одну мину по крейсеру "Ching-Yuen", которая взорвалась у его борта, повредив его, но не потопив. Вслед за этими взрывами, с судов и фортов на миноносцы посыпался град снарядов, и первый удалой миноносец был расстрелян со всей командой; на втором попал в машину снаряд, разорвавшийся и уложивший всю машину, прислугу и механика на месте, кроме того, была повреждена машина.
Остальные миноносцы повернули обратно, причем два сломали винты о боновое заграждение, а три сели на мель. На одном из вернувшихся миноносцев насчитали 46 пробоин от снарядов Готчкиса; на другом замерз командир и два матроса, смотревшие вперед. Атака велась при морозе.
Из десяти миноносцев (севшие на мель были сняты) вернулось восемь избитых, которые и отведены на буксире в Порт-Артур для исправления.
5 февраля адмирал Ито в четвертый раз пустил миноносцы в атаку. Пошли остальные 5 миноносцев. Все пробирались под берегом и прошли незамеченными.
Выпущено было семь мин. которыми пущены ко Дну крейсеры Lai-Yuen", "Tsi-Yuen" и одна канонерская лодка
Миноносцы вернулись без потерь.
Китайский флот был уничтожен, и адмирал Тинг лишил себя жизни, не будучи в состоянии пережить страшного поражения.
Оставшиеся двенадцать китайских миноносцев, не пытавшихся даже ходить в атаку, бросились в бегство из порта. Сторожевой японский отряд крейсеров, в том числе и вспомогательных, бросился в погоню и, через четыре часа, часть этих миноносцев потопил, а другую заставил выброситься на берег. Китайские миноносцы и не пробовали оказать сопротивление.
8 февраля, после очистки минного заграждения и сдачи фортов на островах, японский флот вошел в бухту Вей-Ха-Вей.
Боевой период для японского флота был окончен; в руки японцев достался, однако, богатый и необходимый им материал — канонерки. Они им пригодятся для работы на реке Пейхо.
Выводы из взятия Вей-Ха-Вей следующие:
1). Японский флот не боялся атак китайских миноносцев, после их безрезультатной работы в сражении при Ялу.
2). Упреки мине и миноносцам, раздавшиеся после сражения при Ялу, были опровергнуты японскими атаками. Мина и миноносцы остаются грозным орудием в умелых руках.
3). Адмирал Ито сумел сберечь эти руки и боевой материал до момента надобности. А когда настало время, он мог за это потребовать самопожертвования со стороны миноносцев.
4). Японские минеры и минный материал оказались на высоте своего призвания.
В заключение надо сказать, что, может быть, раздадутся и теперь немало голосов, старающихся умалить значение минных атак.
Для нас, однако, последние имеют громадную важность и должны действовать подбодряющим образом для дальнейшего развития этого оружия. Особенность нашего национального характера -беззаветная удаль и беспредельная выносливость -делают мину и миноносцы особенно ценными для русского флота.

========================================================================
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ОРУДИЙ ПО КАЛИБРАМ

Японо-Китайская война 1894 - 1895 гг.

Японо-Китайская война 1894 - 1895 гг.

Японо-Китайская война 1894 - 1895 гг.

Японо-Китайская война 1894 - 1895 гг.

Японо-Китайская война 1894 - 1895 гг.

гело
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account