Взгляд из Великобритании 1938 года на двухместные истребители и их перспективы
Интересная винтажная статья британского историка авиации Х. К. Кинга (H. F. King) из выпуска журнала «Flight» от 17 февраля 1938 года, которая, думаю, заинтересует коллег и читателей.
Двухместные истребители — выживут ли они? Размышления о потенциальных возможностях самолетов данного класса
Содержание:
Двухместный истребитель – настоящая Золушка в мире боевых самолетов – имеет уникальную историю. Принято считать, что истребители Bristol Fighter, запущенные в серийное производство в 1916-17 годах, были главным фактором в установлении окончательного превосходства союзников в воздухе. Однако после подписания Перемирия машины данного типа были низведены до многоцелевых самолетов. В течение очень многих лет двухместные истребители отсутствовали на вооружении Королевских ВВС, хотя предпринимались судорожные попытки возродить данный класс боевых машин. Семь лет назад легкий бомбардировщик Hawker Hart был адаптирован для выполнения задач двухместного истребителя, и под обозначением Demon (демон) он стал стандартным двухместным истребителем Королевских ВВС
Слегка модифицированные «демоны» находились в производстве до самого недавнего времени. В настоящее время этот стандартизированный тип вооружен двумя синхронизированными пулеметами и подвижным пулеметом Lewis, установленным в оснащенной гидравлическим приводом башне Nash and Thompson. Кстати, это был первый состоящий на вооружении тип самолета, который оснащен этим новейшим усовершенствованием. Однако полного преимущества вряд ли можно добиться на скоростях около 185 миль в час (298 км/ч), что примерно соответствует максимальной скорости «демона» с дефорсированным двигателем Kestrel V. Оборудование «демона» включает в себя аппаратуру дуплексной беспроводной связи, приборы для ночных полетов и держатели для подвески четырех или восьми 20-фунтовых (9 кг) бомб.
На данный момент о замене истребителей Demon еще не объявлено, но, учитывая количество состоящих на вооружении «демонов», вряд ли можно ожидать, что двухместные истребители как тип исчезнут из состава Королевских ВВС также внезапно, как запоздало появились. Однако, если мы хотим, чтобы двухместные истребители могли успешно противостоять многоместным многомоторным воздушным арсеналам, которые сейчас испытываются за рубежом, из их конструкции должен быть выжат максимум возможного. Каким будет следующий стандартный британский двухместный истребитель – одномоторным или двухмоторным – по-прежнему остается секретом Министерства авиации. С двигателями, которые по результатам испытаний развивают мощность 1500 л.с. и выше, отсутствие подходящей силовой установки для одномоторных машин вряд ли станет решающим фактором при принятии на вооружение «двухмоторника». Скорее всего, проблема выбора количества двигателей силовой установки будет сосредоточена на вопросах размещения вооружения и обзора вперед. Поскольку стреляющее вперед вооружение, скорее всего, малокалиберных автоматических пушек с ограниченным перемещением, то может потребоваться третий человек для управления задним вооружением. Таким образом, представляется, что двухместный истребитель может быть сохранен в качестве мощного одномоторного самолета с фиксированным вооружением для пилота и с подвижным вооружением для человека на заднем сиденье. Перемещение нефиксированного вооружения будет ограничено относительно вертикальной оси, поскольку любая надежда на значительные сектора обстрела представляется более обреченной по мере увеличения скорости полета. Другими словами, ведение бортового огня тесно связано с высокими скоростями, которые достигнуты в настоящее время. Данный вопрос был разъяснен на страницах нашего журнала несколько недель назад в примечании относительно «эффекта Казо». В данном случае имеет место серьезное отклонение пуль или снарядов и единственными очевидными средствами повышения эффективности вооружения, по-видимому, являются неудовлетворительные способы увеличения заряда или удлинения ствола.
Судя по имеющейся информации двухмоторный истребитель скорее всего, будет трехместным. Когда будет использоваться переднее вооружение, пилот в меру своих возможностей будет наводить машину на цель, в то время как передний стрелок, в случае если потребуется коррекция, будет наводить свое оружие в ограниченном диапазоне углов. Задний стрелок должен сделать все, что в его силах, потому что у него, вероятно, будет мало возможностей для ведения огня, когда скорость высока или есть намек на маневрирование. Возможно, конечно, что этот третий человек в конце концов будет удален и что экипаж будет состоять из пилота и его стрелка, работающих в максимально тесном взаимодействии. Для определенных задач может быть принят на вооружение более крупный многоместный самолет, похожий на американский Bell Airacuda. Однако этот тип с его боковым и продольным вооружением активно критикуется некоторыми, кто говорит, что Airacuda знаменует собой возврат к концепции multiplace de combat (многоместный боевой самолет) и что большой «линкор» нецелесообразен из-за ограничений на боковой огонь.
Ограничения на распространение информации, налагаемые официальными органами, делают невозможным обсуждение дальнейшего развития двухместных истребителей в нашей стране. Мы можем только радоваться осознанию того факта, что если в разработках используется компоновка моноплана с тянущим винтом, то у нас в руках имеется превосходная техника в виде таких машин как Fairey P.4/34 и Hawker Henley. Если рассматривать возможность переоборудования самолета, то в случае с Henley размещение бомб под фюзеляжем, разумеется, усложняет ситуацию, хотя консоли крыла, двигатель, моторную раму и хвостовое оперение при необходимости можно сделать взаимозаменяемыми.
Французский Delanne
Как представляется континентальные державы практически отказались от разработки одномоторных двухместных истребителей в пользу двухмоторных трехместных. Однако недавно полученная информация, касающаяся нового истребителя компании Delanne (проиллюстрирован в заголовке данной статьи), свидетельствует о том, что интерес к одномоторным двухместным истребителям жив даже в духовном доме многоместных многомоторных боевых машин. Насколько известно, данная машина компании Delanne имеет неортодоксальную компоновочную схему и может быть рассмотрен либо как биплан-бесхвостка с большим выносом назад нижнего крыла, либо как моноплан с высокорасположенным крылом, коротким фюзеляжем и очень большим горизонтальным оперением. Вооружение, по-видимому, состоит из малокалиберной автоматической пушки, установленной в развале блоков цилиндров двигателя Hispano Suiza серии Y, и двух пулеметов в консолях крыла и еще одной малокалиберной автоматической пушки, размещенной в задней кабине. Сектор обстрела этой пушки очень хороший и в классе двухместных истребителей может соперничать только с созданным несколько лет назад Westland-Hill Pterodactyl V. Предварительные данные не дают никаких указаний относительно ходовой части или конструкции самолета, но расчетная максимальная скорость составляет 370 миль в час (595 км/ч).
Крыло типа «прямая чайка» нового самолета компании Delanne напоминает крыло французского двухместного истребителя компании Mureaux (двигатель Hispano 12X мощностью 690 л.с.), который, хотя и считался исключительно скоростным и маневренным для своего времени, так и не был запущен в серийное производство.
Следует сделать небольшое отступление и сказать о выпущенных большой серией самолетах-разведчиках компании Mureaux. Благодаря большой продолжительности полета, низкой посадочной скорости и хорошей полезной нагрузке эти крупные монопланы, рассматриваются французами в качестве потенциальных ночных истребителей.
В Голландии имеется оснащенный двигателем Mercury биплан Koolhoven F.K.52, который по своему внешнему виду напоминает одноместный истребитель Gloster Gladiator, а по характеристикам – одноместный истребитель Gloster Gauntlet. Насколько известно, заказов на машину компании Koolhoven пока не поступало. Вооружение F.K.52 состоит из четырех пулеметов; два стреляющих вперед фиксированных пулемета могут быть заменены на малокалиберные автоматические пушки.
У компании Fokker в лице G.I (Le Faucheur [жнец]) имеется прекрасный образец (хотя и неортодоксальный) двухмоторного двухместного истребителя с расположенными в носовой части фюзеляжа двумя фиксированными пулеметами и двумя фиксированными малокалиберными автоматическими пушками Madsen. В конусообразной башне из плексигласа размещается задний пулемет. Это может показаться важным: серийная версия для Финляндии будет трехместной и будет иметь немного большие размеры. Возможно, переднее вооружение может быть сделано «полуфиксированным», хотя, возможно, Финляндии G.I нужны не для ведения воздушных боев, а в качестве многоцелевых самолетов.
Итальянская практика
Италия считает свои двухместные истребители близкими родственниками «штурмовых» машин; фактически Breda 65, являющийся типичным итальянским двухместным истребителем, может быть оборудован в качестве одноместного или двухместного истребителя, легкого бомбардировщика, самолета-разведчика и самолета-штурмовика. Принятие на вооружение Regia Aeronautica (Королевские ВВС Италии) самолета Breda 88 со средней скоростью 321,24 мили в час (517 км/ч) и дальностью полета 621 миля (1000 км) указывает на пристрастие к легким двухмоторным трехместным истребителям-бомбардировщикам.
Соединенные Штаты приняли на вооружение двухместный истребитель примерно в то же время, когда Великобритания приняла «демон», взяв за основу биплан компании Berliner-Joyce с двигателем Curtiss Conqueror и крыльями типа «прямая и обратная чайки». На смену ему пришел Consolidated P-30 – свободнонесущий низкоплан с металлической обшивкой, убирающимся шасси и максимальной скоростью, по слухам, около 250 миль в час (402 км/ч). Двигатель истребителя P-30 аналогичен двигателю Conqueror, но оснащен компрессором с приводом от выхлопных газов – устройством, которое применялось в двигателях Allison на новом истребителе Bell Airacuda. О замене в категории двухместных истребителей (или, правильнее сказать, преследователей) не было объявлено, и поэтому, возможно, перед размещением заказа ожидается получение результатов испытаний.
Так, на данный момент судьба двухместного истребителя как типа висит на волоске. Он может существовать в течение многих лет в качестве одномоторного типа или может быть разработан с двухмоторной силовой установкой. В последнем случае двухместный истребитель будет конкурировать с трехместными машинами с передним и задним вооружением и с еще более крупными типами в стиле Bell Airacuda.
Заднее вооружение, которое всегда считалось таким важным элементом в арсенале двухместных самолетов, должно быть особенно эффективным при разбиении боевых порядков соединений скоростных бомбардировщиков, таких как Blenheim и Dornier Do 17, не имеющих подвижного вооружения в носу. Разбиение боевых порядков бомбардировщиков будет осуществляться либо перекрестным огнем задних башен двухместных истребителей, либо передним фиксированным вооружением при атаке строя бомбардировщиков спереди или сзади.
Старый аргумент о том, что вооружение в задней кабине полезно для прикрытия отхода после атаки, все еще остается в силе, хотя применение всего подвижного вооружения было сильно ограничено.
Для действий в составе воздушных сил флота двухместный истребитель может быть использован в качестве альтернативы пикирующему бомбардировщику, как, например, в случае с Blackburn Skua. Кроме того, стрелок в задней кабине может оказаться очень полезным после атак на бреющем полете.
Если, несмотря на влияние из-за рубежа, экипаж из двух человек будет сохранен, у конструкторов возникнут некоторые серьезные проблемы, касающиеся обзора, размещения вооружения и секторами обстрела. По всей вероятности, в ближайшие несколько лет найдется место для одноместного, двух- и трехместного истребителей, хотя практическая осуществимость более крупных экипажей явно проблематична.
источник: H. F. King «Two-seater fighters — will they survive?» «Flight» February 17, 1938, pages 154-156
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1938-goda-na-dvuhmestnye-istrebite