Военно-техническое сотрудничество СССР и США. Характеристика импортных закупок в области морской техники в конце 1930-х годов

4

 

В конце 1930-х годов, благодаря самоотверженному труду советского народа по реализации пятилетних планов развития народного хозяйства, в Советском Союзе была создана мощная производственная база, способная производить любые виды продукции. Данное обстоятельство в значительной мере изменило характер внешних экономических связей нашего государства с зарубежными странами. В статье раскрыты основные направления военно-технического сотрудничества СССР и США, дана характеристика импортным закупкам в области военно-морской техники и вооружения в конце 1930-х годов.

Одним из партнѐров Советского Союза по военно-техническому сотрудничеству в области военноморской техники и вооружения в исследуемый период были Соединѐнные Штаты Америки. Данное сотрудничество велось по разным направлениям. Одно из них – получение информации о новинках техники, вооружения, перспективах их развития через военно-морского атташе СССР в США П. Ю. Ораса. В своих донесениях он сообщал следующее: «29 октября 1934 года осмотрел эскадренный миноносец ―Фаррагут‖,  где визуально определил, что электроаппаратура на нем изготовлена фирмой ―Дженерал Электрик‖, торпедные аппараты 4-х трубные, но приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) не было видно, да и другие данные не предоставлялись» [3, д. 288, л. 2].

Военно-морской атташе представил: выдержки из годового отчета Бюро вооружений Морского министерства США за 1934 год (вопросы проектирования, приобретения, и производства боевого снаряжения,

                                                          

  Федулов С. В., 2014 ISSN 1997-292X    № 4 (42) 2014, часть 2               187

приборов управления артиллерийским огнем (ПУАО), брони, орудий, станков для орудий, снарядов и др.) [Там же, л. 160]; план строительства флота США до 1938 года [Там же, л. 182].

Далее П. Ю. Орас сообщал, что 11 января 1935 года при посещении выставки дизельных двигателей, ознакомился с продукцией завода «Фэбренкс-Морз» (дизеля для подводных лодок и авианосцев «Йорктаун» и «Энтерпрайз»). Произвѐл осмотр дизеля фирмы «Винтон» («Винтон Энджи Корпорейшен» и «КливлендОхайо») и двигателя завода «Стэрлинг Энджин компани» [Там же, л. 194]. По результатам посещения выставки, был сделан вывод, что американцы приступили к выпуску облегченных дизелей для подводных лодок [Там же]. «12 января 1935 года на заводе ―Сперри‖ осматривал изготавливаемые для СССР ПУАО,  которые проходили заводские и сдаточные испытания; автопилоты для самолетов; другие авиаприборы; звукоулавливатель. Выяснил основные направления перспективных работ завода» [Там же].

Другим направлением сотрудничества было приобретение в США (и других странах) необходимых патентов, лицензий, технологий, узлов и агрегатов. Так, в течение только 1934 года, в СССР было экспортировано около 300 воздушных и водоохлодительных моторов американской фирмы «Райт Аэронаутикал корпорейшен», помимо этого на двух советских заводах конструировались моторы «Циклон» и «Конкерот» по патентам этой фирмы. Вместе с тем, Советский Союз купил лицензии на изготовление двух иностранных моторов «Гном-Рон» во Франции и «Армстронг-Сидлей» в Великобритании [Там же, л. 71]. Данные моторы предназначались для торпедных катеров.

В конце 1930-х годов Советское правительство приняло решение о создании мощного военно-морского флота. С целью выяснения возможности получения технической помощи в этом вопросе, в США была направлена комиссия под руководством Председателя Амторга Д. А. Розова, которая была уполномочена делать заказы на закупку военно-морской техники и вооружения.

13 ноября 1937 года члены комиссии вели переговоры с руководством фирмы «Гиббс и Кокс» по вопросу разработки для СССР проекта линейного корабля со всем вооружением, но без ПУАО. На основании этого проекта планировалось заказать в США постройку линкора со всем вооружением и оборудованием, а по этим чертежам и с технической помощью американских фирм строить в СССР второй, такой же, линкор. В ходе переговоров американская сторона выдвигала следующие условия: броню, вооружение, и другие механизмы (кроме ПУАО) должны были изготавливать американские фирмы. Фирма «Гиббс» выступала бы при этом представителем Советского Союза, наблюдающим за выполнением заказа. В случае войны правительство США имело бы право включить этот линкор в состав своего флота, так как «в будущей большой войне, по мнению представителей морского ведомства США, Америка будет вероятным союзником СССР» [4, д. 27, л. 1-3].

  1. декабря 1937 года члены комиссии под руководством Д. А. Розова вели переговоры с Президентом фирмы «Райт» по вопросу продажи моторов «Джи-100» и «2-х-рядной звезды». Президент фирмы обещал к концу марта 1938 года предоставить 4 мотора «Джи-100», остальные 11 агрегатов сдать в течение последующих 9 месяцев. Что касалось моторов «2-х-рядной звезды», то разрешения на экспорт раньше конца 1938 года фирма получить не могла, так как данный мотор на то время не прошел испытания на полигоне Военного и Морского министерств США. Президент компании предоставил возможность посетить членам комиссии заводы фирмы в Буффало и Сент-Луисе с тем, чтобы если они найдут там интересующие виды продукции – обсудить их закупку [Там же, л. 12].
  2. декабря 1937 года комиссия Председателя Амторга вела переговоры с представителями фирмы «Бетдехем Стил» по вопросам: изготовления для СССР тяжелых станков; размещения заказов по металлу (16-ти-дюймовая броня для линкоров); заказ на постройку линкора [Там же, л. 6].

22 декабря 1937 года советскими представителями проводились переговоры с руководством фирмы «Дженерал Электрик» по приобретению: морских турбин мощностью в 67 тыс. л/с.; 4-х стационарных турбогенераторов по 50 тыс. кВт.; супер-чарджеров для авиационных моторов; ПУАО [Там же].

По итогам переговоров о возможности размещения заказа на проект американского линкора, в 1938 году в США была направлена комиссия специалистов Народного комиссариата оборонной промышленности (НКОП) и Народного комиссариата военно-морского флота (НКВМФ) в составе: Г. П. Федина, Б. С. Смирнова,  А. Н. Кирилюка [Там же, л. 15]. На первой стадии переговоров с американскими фирмами, для оценки предлагаемого проекта корабля, в США работала комиссия в составе: Заместителя НКВМФ И. С. Исакова, Начальника 2-го Главка НКОП А. М. Редькина, Главного конструктора конструкторского бюро (КБ)-4  Б. Г. Чиликина, Начальника механического сектора КБ-4 Л. В. Тагеева, артиллериста Научно-исследовательского артиллеристского института В. Н. Мельникова [Там же, д. 22, л. 213]. Члены комиссий, тщательно изучили вопрос американской технической помощи по строительству линкора. На основании их докладов 11 ноября 1938 года НКОП М. М. Каганович и НКВМФ М. П. Фриновский обратились к Председателю Комитета обороны (КО) Совета народных комиссаров (СНК) В. М. Молотову с предложением: «Признать неприемлемыми условия проектной фирмы ―Гиббс‖ на проектирование и постройку в США линкора в 45 000 тонн водоизмещения. Считать целесообразным использование американской техники при строительстве линкора. Привлечь одну из американских фирм к разработке эскизного, общего, рабочего проектов и постройку по этому проекту линкора на одном из советских судостроительных заводов. Вести инспекцию этой постройки со стороны фирмы, с одновременным изучением нашим инженерным персоналом и рабочими на заводах фирмы американской техники и участие американской промышленности в контрагентских поставках по отдельным образцам механизмов, систем и вооружения, представляющих для нас интерес своей новизной. Считать нецелесообразным покупку проектного материала линкора водоизмещением 62 000 тонн, показанного членам комиссии руководством

 

188                                                                         Издательство «Грамота»                                                www.gramota.net

фирмы ―Гиббс‖. Ввиду того, что посредником не были доведены до конца переговоры по проекту линкора со всеми крупными американскими судостроительными фирмами, предложить Амторгу в кратчайший срок выяснить отношение фирм (―Нью-Йорк Шипбильдинг‖, ―Нью Порт Ньюс‖ и ―Бетлехем‖) к данному заказу. Для выяснения возможности приобретения в США оборудования линкора (механизмы, системы, вооружение) поручить НКОП, по утверждению его проекта установить перечень конкретных заказов американской промышленности по оборудованию и вооружению этого корабля» [Там же, д. 27, л. 16].

Однако развитие и успехи экономики Советского Союза создали производственную базу, позволяющую строить корабли данного класса без помощи других государств. К тому же, условия, предложенные американскими фирмами, были неприемлемы советской стороной. На отечественных судостроительных предприятиях были заложены линкоры типа «Советский Союз».

В конце 1930-х годов военно-техническое сотрудничество СССР с другими экономически развитыми странами приобрело иной характер. Закупки продукции осуществлялись малыми партиями и предназначались в качестве образцов для ознакомления с новинками зарубежной военно-морской техники и вооружения.

  1. февраля 1938 года НКВМФ П. А. Смирнов обратился к Председателю КО СНК СССР В. М. Молотову с вопросом о необходимости закупки импортного оборудования для литопечатного цеха картографии Гидрографического Управления Военно-морского флота. Стоимость заказа составляла 250 000 руб. в валюте [Там же, д. 20, л. 36]. Через 4 дня вышло специальное постановление КО СНК о выделении испрашиваемой суммы [Там же, л. 37].
  2. февраля 1938 года НКВМФ обратился к Председателю КО СНК СССР с вопросом о необходимости приобретения: хронометров, палубных часов и секундомеров различных типов, которые в СССР не производились (последняя партия измерителей времени ВМС была закуплена в 1935 году). Испрашиваемая сумма составляла 480 000 рублей в иностранной валюте [Там же, д. 22, л. 209]. 8 февраля 1938 года вышло Постановление КО СНК СССР «Об импорте для НКВМФ СССР измерителей времени», которым определялось: испрашиваемую сумму отпустить [Там же, л. 210, 211]. Народному Комиссариату Машиностроения (НКМ) в 1938 году предлагалось подготовить и освоить в производстве необходимые измерители времени, с тем, чтобы в 1939 году снять с импорта упомянутые измерители. Соответствующие заказы на приобретение данной продукции были направлены фирмам: «Лемания», «Нарден», «Эксцельскпер» (Швейцария); «ФЛКМ» (Германия).

25 мая 1938 года Заместитель НКВМФ представил рапорт Председателю КО СНК СССР В. М. Молотову о том, что отечественные морские прожектора выходят из строя во время ведения огня корабельной артиллерией. Этим обосновывалась необходимость использования иностранной технической помощи для создания надѐжных прожекторных корабельных систем отечественного производства [Там же, л. 24]. 2 июня 1938 года, вышло Постановление КО СНК, которое предписывало: «1. Выделить НКВМФ 14 150 фунтов-стерлингов на приобретение у английской фирмы ―Сперри‖ оборудования для одного корабля прожекторными установками. 2. Предложить НКМ СССР после всесторонних испытаний совместно с НКВМФ, освоить выпуск данного типа прожекторных установок» [Там же, л. 25].

13 августа 1938 года Заместитель НКВМФ направил заявку Председателю КО СНК на использование иностранной технической помощи. В данной заявке указывалось следующее: «В связи со строительством флота и его техническим оснащением необходимо приобретение из-за границы по отдельным отраслям военноморского дела технических приборов, инструментов, механизмов и устройств, которые не могут быть изготовлены на отечественных заводах. А именно: станочное оборудование; агрегаты и запасные части для импортных гирокомпасов; прецизионные измерительные приборы для проверки механизмов, установленных на подводных лодках; водолазные мотокомпрессоры; топографическое оборудование; мотор ―Вокеш‖ для испытания бензина; теодолиты; фототеодолиты; шарикоподшипники для производства гирокомпасов высокой точности и др. На сумму 1 473 878 рублей» [Там же, д. 20, л. 255, 256]. К этой сумме испрашивалось дополнительно, на приобретение [Там же, л. 257]: 6-ти токарных станков – 550 000 рублей; шарикоподшипников – 110 000 рублей; импортного сырья для изготовления контрольно-измерительных электроприборов на предприятиях отечественной промышленности – 100 000 рублей. Итого 2 223 878 рублей.

В конце августа 1938 года, после соответствующих уточнений, дополнений и изменений Постановлением СНК СССР на приобретение иностранной технической помощи НКВМФ было выделено 1 686 968 рублей в иностранной валюте, с требованием для соответствующих Наркоматов освоить на подведомственных предприятиях выпуск аналогичных видов продукции [Там же, л. 258].

Заказы и средства были распределены следующим образом: оптика – в Германии (фирмы «Хенвельдтветцлер», «Цейс») – 19 120 рублей; радиоимущество – в Германии («Телефункен», «Сименс Гальске») – 1 668 рублей; cтанки, инструменты, оборудование – в Англии («Асквид») – 411 800 рублей; навигационное оборудование и инструменты для кораблей и маяков: в Англии («Хьюс», «Сперри», «Броун»), в Германии («Аншютц», «Хенкель», «Атлас-Верке»), в Швеции («Сал», «АГА»); в США («Сперри»), во Франции  («Денис») – 252 530 рублей; гидроакустика – в Англии («Хьюс») – 8 775 рублей [Там же, л. 261-275].

Электроизмерительные приборы и оборудование: в США («Дженирал-радио»); в Германии («Сименс Гальске», «Гартман и Браун», «Осром»); в Голландии/США («Кили») – 347 528 рублей. Измерительные приборы и инструменты: в Германии («Цейс», «Майгак»); во Франции («Карвано») – 44 990 рублей.  Лабораторное имущество для Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова: в Швейцарии («Вильд»); в Норвегии («Тоне № 229»); в Германии («Леман», «Гартман и Браун», «Сименс Гальске»); в Англии и США – 23 132 рубля. Водолазно-спасательное имущество в Англии («Хейнке») – 164 800 рублей. Топографическое и

ISSN 1997-292X                                                     № 4 (42) 2014, часть 2                                                                            189

литографическое оборудование и материалы: в Германии («Клими», «Гок», «Гане», «Вахман», «Мергентиллер»); в Греции; в Швейцарии («Коради») – 60 445 рублей. Фото-кино имущество: в Германии («Цейс»); в Англии («Хьюс»); в Швейцарии («Вильд») – 93 230 рублей. Дизеля и бензомоторы для вспомогательного флота  и запасные части к ним в США («И.У.Ф.Т.У», «Вокеш») – 48 300 рублей. Материалы для производства: в США («Сперри») в Англии (Австралийская трава «Пиасава» – 5 тонн) – 200 390 рублей. Закупка данного вида сырья была крайне необходима. До 1935 года каналы стволов морских орудий чистились корневыми банниками из импортной травы «Пиасава», запасы которой были исчерпаны. Попытка заменить ее отечественной травой или щетинной окаткой не дали положительных результатов. Вместе с тем, состояние каналов стволов орудий ухудшалось из-за невозможности полностью устранить нагар сгоревших пороховых газов, который у морских пушек значительно плотнее и толще, чем у сухопутных орудий. Поэтому требовались специальные банники, изготовленные из данного материала. Морские карты и книги: в Англии («Поттер»);  в Японии, США, Германии – 84 870 рублей. Пиротехника в США – 2 020 рублей.

Необходимо отметить, что получая техническую помощь экономически развитых государств, руководство страны стремилось не только осваивать новые образцы техники и вооружения, но и обеспечивать их безотказное функционирование, а также совершенствовать и развивать отечественную производственную базу. Так, фирма «Рустон» с 1937 по 1939 годы поставила в СССР 155 вспомогательных агрегата для дизелей, установленных на миноносцах, лидерах эсминцев, крейсерах. В 1938 году КО СНК своим постановлением обязал НКОП обеспечить выпуск запасных частей для этих агрегатов и выделил на это 300 тысяч рублей [Там же, д. 22, л. 58, 59].

Таким образом, военно-техническое сотрудничество СССР и США наиболее активно стало развиваться в конце 1930-х годов, его особенностью было приобретение не только новых образцов техники и вооружения, но и патентов, лицензий, технологий. Характеристика импортных закупок конца 1930-х годов свидетельствует о том, что они играли второстепенную роль и использовались только для технического оснащения Военно-морского флота СССР. В целом, военно-техническое сотрудничество СССР и США (отказ от американской технической помощи по строительству для Советского Союза линкора) и характеристика импортных закупок, свидетельствуют о том, что в конце 1930-х годов отечественный военно-промышленный комплекс освоил выпуск основных видов продукции военного назначения. Импортные закупки в этот период велись с целью ознакомления с зарубежными техническими новинками и возможностью освоения их советской промышленностью.

 

Список литературы

 

  1. Алексеев Т. В. Индустрия средств связи Петербурга – Ленинграда для армии и флота в эпоху потрясений и модернизации 1900 – 1945-е годы. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 643 с.
  2. Кен О. Н., Рупасов А. И. Политбюро ЦК ВКП(б) и отношения СССР с западными соседними государствами  (конец 20-х – 30-е гг.). СПб.: Европейский дом, 2000. 412 с.
  3. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-1483. Оп. 1.
  4. РГА ВМФ. Ф. Р-1678. Оп. 1.
  5. Россия и США: Экономические отношения. 1933-1941: сб. документов. М.: Наука, 2001. 480 с.
  6. Федулов С. В., Щерба А. Н. Военно-техническое сотрудничество СССР со странами Запада в 20 – 30-е годы XX века. СПб.: ВКА им. Можайского, 2005. 56 с.
  7. Щерба А. Н. Военная индустрия Санкт-Петербурга – Ленинграда в 1900-1941 годы. М. – СПб.: Политехника-сервис, 2012. 448 с. 

Ссылка на страницу:

http://www.gramota.net/materials/3/2014/4-2/49.html

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account