Византийская империя в Phoenix Purpura, 1900 год (old)
Статья по экономике Византии в моей альтернативе была необходима с самого начала, но для систематизации и оформления информации требовалось очень много времени, и я постоянно откладывал работу над ней. Тем не менее, комментарии коллег с вопросами по поводу "а осилит ли Византия то, что вы описали?" показали, что статье все же стоит выделить время. Поехали!
Пару слов перед началом
Прежде всего стоит описать источники, которыми я пользовался, "апгрейды" реальной географии и методику расчета той или иной информации. Расчет проводился в основном по "Всеобщему географическому и статистическому карманному атласу" 1908-го года. Исключение составили кое-какие моменты по поводу гос. доходов и расходов, а также цифры выплавки стали, чугуна и добычи угля (они взяты по конкретному 1900 году). Кроме того, последние три цифры по России, взятые для сравнения, отличаются от реальноисторических (как я уже говорил, у меня Россия развитее, чем в реальности), что обосновывается:
— облегченным экспортом зерна в Европу через проливы;
— помощью со стороны Византии, в том числе финансовой и технической (оборудование для заводов);
Остальные факторы пока прорабатывать не хочу — у меня речь идет про Византию. Крупные "апгрейды" географии касаются в основном запасов каменного угля и железной руды. В реальности основные запасы угля на территории Греции и Турции приходятся на бурый уголь (что есть моветон), а запасы железной руды ограничены. Я же добавил крупные бассейны с каменным углем и железной рудой. Кроме того, расширены запасы золота. В остальном все осталось таким же, как и было раньше (кажется — затянувшийся процесс проработки мог сказаться, и я мог забыть то, что менял в самом начале).
Объемы продукции сельского хозяйства были определены вычислением продукции 1 квадратного километра ведущих стран (луга и пастбища — животноводство, пахотная земля — земледелие) и наложением получившихся результатов на площадь земель метрополии. После этого были внесены финальные поправки (по большей части числа урезались на 5-10 процентов).
И да, местами я могу дать маху и написать бред, так как совсем не экономист по образованию. Так что заранее предупреждаю о возможных внесениях изменений в статью.
Вступление
Вроде как экономическая карта
Начнем с общих элементов, описывающих Византию в 1900 году, по пунктам:
— основная валюта Византийской империи — драхма (1 драхма = 100 лептий), примерный курс 1 драхма = 0,5 русского рубля;
— форма правления — конституционная (де-факто дуалистическая) монархия;
— территориально разделяется на метрополию и деспотаты — фактически автономии в составе империи, которыми управляют деспоты (назначаемая должность) и местное выборное правительство;
— детально будет описана экономика метрополии, деспотаты Сирия, Палестина, Египет (с 1905) и Месопотамия (с 1911) описаны не будут;
— площадь метрополии — 934 352 км2;
— население — 45,8 миллионов человек;
— национальный состав — 79,4% ромеи, 11,7% армяне, 8,9% прочие (такая "хорошая" статистика — следствие эффективной политики ассимиляции на протяжении XVIII-XIX веков);
— религиозный состав — 93,5% христиан, 5,2% мусульман, 1,3% прочих (преимущественно зороастрийцы);
— крупнейшие города метрополии — Константинополь (2,5 млн человек), Никомедия и Анкира (750 тысяч);
— государственный долг Византии составляет 13,4 млрд драхм (5-е место в мире, или 292,6 драхм на человека);
— расходы госбюджета составляют 603 млн драхм по долгам (14,7%), 868,1 млн драхм военных расходов (21,2%) и 2623,9 млн драхм прочих расходов (64,1%), всего 4095 млн драхм (по 78 драхм на душу населения);
— доходы госбюджета составляют 4153 млн драхм, т.е. в наличии небольшой профицит;
— общая длина железных дорог — 15 575 км, при этом построены все основные требуемые магистрали и создана густая сеть дорог в основных промышленных регионах (Фракия, Пелопоннес, Опсикий, Пафлагония, Аттика). В разном состоянии постройки находятся Понтийская (вдоль берега Черного моря), Кивирреотская (вдоль юго-западного берега Малой Азии) и Багдадская (крупнейший гос. проект этого времени) железные дороги. Постройка дорог затруднена преимущественно горным рельефом страны, из-за чего такие скромные числа общей протяженности по сравнению с Великобританией (37 130 км), Германией (57 180 км) и Францией (46 700 км);
— торговый флот Византии насчитывает 3184 корабля, занимая 4-е место в мире после Великобритании, США и России по общей численности и 2-е место в мире по общей вместимости (2,9 млн тонн);
— вооруженные силы Византии насчитывают 500 тысяч армии мирного времени и 1,8 миллиона после мобилизации. В армии числятся 2987 орудий (большинство легких). Действующий состав Византийского Императорского флота насчиывает 159 кораблей, из них 21 броненосец.
— правительство Византии практикует вмешательство в рыночную экономику, стимулируя те или иные отрасли, необходимые государству, сохраняя в то же время основные элементы рыночной экономики.
Сельское хозяйство
На сельское хозяйство Византийской империи накладывается несколько факторов. Положительными сторонами является государственная помощь фермерам, высокий технический уровень оснащения, многолетний опыт. Позитивным фактором, сказывающимся на объемах продукции, является и сама площадь метрополии. Имеется несколько проблем, характерных для сельского хозяйства империи, и главная из них — территориальная. Из всех сухопутных территорий метрополии 34% не используются или вообще непригодны для использования, 32% являются лугами и пастбищами, пригодными для животноводства, 17% территории покрывают леса — и лишь 17% распахивается для ведения земледелия. Из-за этого метрополия обеспечивает себя полностью мясом, молоком, шерстью и тягловыми животными, но в то же время сильно зависима от импорта зерна, которое поставляют из России. В то же время благодаря теплым отношениям и взаимовыгодному сотрудничеству (беспошлинный вывоз зерна через Босфор и Дарданеллы, частичное использование византийских торговых судов для транспортировки товаров) удается добиться низких закупочных цен. Из-за государственного вмешательства в дела сельского хозяйства и импорта продуктов питания удалось почти полностью избавиться от голода (последний крупный произошел в 1870-х, в дальнейшем встречался лишь в небольших регионах).
Статистика сельского хозяйства такова:
— сбор пшеницы и ячменя — 3,1 млн тонн в год (8-е место в мире);
— сбор ржи — 1,1 млн тонн в год (5-е место в мире);
— сбор овса — 1,3 млн тонн в год (7-е место в мире);
— сбор кукурузы — 0,15 млн тонн в год (10-е место в мире);
— сбор картофеля — 2,5 млн тонн в год (7-е место в мире);
— поголовье лошадей, ослов и мулов — 12,6 млн голов (3-е место в мире);
— поголовье крупного рогатого скота — 54,2 млн голов (2-е место в мире);
— поголовье овец и коз — 47,2 млн голов (2-е место в мире);
— поголовье свиней — 12,4 млн голов (4-е место в мире);
Помимо этого, Византия является одним из крупнейших экспортеров фруктов в мире.
Развитие сельского хозяйства в основном связано с техническим переоснащением производства и расширением возделываемых территорий за счет неиспользуемых. И тот, и другой путь требует большого времени и вливания средств, в то же время ограничиваясь текущим уровнем развития науки и техники, из-за чего сельское хозяйство метрополии Византийской империи показывает умеренные темпы развития, достигнув своего пика темпов роста в 1894 году.
Полезные ископаемые
Для горнодобычи Византии характерны два "региона" развития — западный и восточный. Для западного характерно крайнее истощение угольных и рудных источников, так как экономика империи до начала XIX века опиралась в основном на них. В то же время на западе наиболее развито производство и сеть дорог, кроме того, наличие протяженной береговой линии в этом районе облегчает перевозку грузов. В то же время на востоке присутствуют проблемы транспортировки (сеть дорог, в том числе железных, развивается и еще не достигла требуемых значений), но в наличии многочисленные богатые источники сырья, которые только-только начали разрабатываться. Далее по пунктам, по основным полезным ископаемым метрополии.
— уголь. Представлен в основном каменным углем, и лишь частично — бурым. Главный источник — Вифинский (реальный Зонгулдакский) угольный бассейн с суммарными запасами угля на глубине до 1500 метров около 150 млрд тонн, из которых до 20% — антрацит. Разработка начата в XVII веке, но носила эпизодический характер. Активный рост добычи наметился лишь в 1860-х годах. По объемам добычи угля Византия в 1900 году вышла на третье место, обогнав Германию и уступая лишь США с Великобританией. Имеются тенденции по спаду темпов роста добычи, вызванные субъективными причинами;
— железо. Представлено практически истощенными районами разработок и Себастийским железнорудным бассейном с оцениваемыми запасами в 25-28 млрд тонн. Основательная разработка начата лишь в 80-х годах XIX века и быстро развивается.
— нефть. Добывается преимущественно на юго-востоке страны в относительно небольших объемах. Настоящий "бум" нефтедобычи в Византии настанет в 1912 году с присоединением Месопотамии (Ирака) с его богатыми нефтяными залежами.
— медные руды (честно говоря, не помню, почему я их записал в "стратегически важные ресурсы"). Месторождения меди разбросаны по всей территории метрополии, но все западные близки к истощению, в то время как восточные только начинают разрабатываться. Получение легкого доступа путем прокладки железных дорог к месторождениям меди — одна из важнейших задач Византийской империи;
— золото. Разработка золота ведется исключительно в недавно (в 1870-х годах) обнаруженных месторождениях — к северу от Никомедии и северо-западу от Кесарии. Добыча золота затруднена сложными условиями и значительной глубиной залегания. Тем не менее, по уровню добычи золота Византия входит в число мировых лидеров, также Византия обладает значительным золотым запасом в 513 тонн (4-е место в мире после США, России и Франции).
Добыча полезных ископаемых считается в государстве одним из приоритетных направлений развития и потому почти полностью контролируется государством. Доля частных независимых компаний в добыче минимальна.
Промышленность
Самыми значимыми отраслями промышленности Византийской империи являются металлургия, машиностроение, судостроение и текстильная прамышленность.
Металлургия Византии имеет одни из лучших показателей в мире. По выплавке чугуна государство занимает 4-е место в мире, по выплавке стали — 3-е. Имеются стойкие тенденции к росту, чему способствует развитие железных дорог и увеличение объемов добычи угля и железной руды.
Машиностроение Византии также отличается значительной степенью развития. После "щелчка по носу" Кавказской войны ромеям стало понятно, что все будущее мира стоит за машинами. В результате за полвека империя успела догнать в этой отрасли своих главных конкурентов — Францию и Великобританию, а отчасти даже и перегнать.
Судостроение империи являлось ее самой развитой отраслью промышленности с самых давних времен. На то было множество причин — географические, стратегические, экономические. К началу XX века судостроительная промышленность империи ромеев мало в чем уступала мировым лидерам и была способа строить корабли значительного водоизмещения в кратчайшие сроки.
Текстильная промышленность Византии конкурировала с французской и британской, хотя со временем и стала отставать. Основными материалами промышленности являются шелк, шерсть, и лишь после них — хлопок (по большей части импортный).
Отличительными чертами промышленности Византии являются высокая дисциплина рабочих и широкое вмешательство государства в ее дела. Впрочем, вмешательство это в основном проявляется в поддержке частной инициативы и предотвращении закрытия ценных предприятий. В целом империя поддерживает частную инициативу, но лишь при условии, что работать частные компании будут в интересах государства, а не частных лиц или зарубежья. Также характерной чертой было развитие крупных заводов и фабрик и их качественный рост (расширение производства, увеличение числа рабочих мест на одних и тех же предприятиях и создание дочерних компаний) вместо количественного (открытие независимых мелких компаний с малыми объемами производства). Кроме того, имелись три важные экономические области, в которых были сосредоточены значительные производственные мощности — Константинопольская, Афинская и Самосская. В них создавалась отдельная промышленная администрация, которую возглавлял генерал-фабрикатор, выбираемый представителями компаний или назначаемый правительством.
Список главных промышленных предприятий
Константинопольская экономическая область:
— Константинополь. Главный промышленный центр империи, "столица" машиностроительного концерна КМА. Крупнейшие предприятия — судостроительные "Имперская верфь" (казенная военная верфь для постройки капительных кораблей), "Nafpigeío sti Thálassa tou Marmará" (крупнотоннажные гражданские и военные корабли среднего тоннажа), "Артас-КМА" (паровые машины и турбины, бензиновые и дизельные двигатели), "Пегас" (лицензионное производство автомобилей, начало разработки собственных образцов), "Сименс-КМА" (совместное германо-ромейское электротехническое предприятие);
— Аркадиополь. AVMF (локомотивы и локомобили);
— Никомедия. Крупнейший в Византии металлургический завод "Вулкан" (также занимается постройкой барж и буксиров), основные производственные мощности концерна "Пексан" (помимо изготовления артиллерии ответственен за изготовление порохов, оптических приборов и имеет солидный научный штат для разработки новых образцов артиллерии); "VMF-КМА", или же просто Вифинский завод (производство тракторной техники);
— Никея. "Никея-Пексан" (производство стрелкового оружия и боеприпасов), "Агро-КМА" (производство сельскохозяйственной техники за исключением тракторов);
— Пруса. "Пруса-Вулкан" (цветная металлургия), Прусский вагоностроительный завод (вагоны);
— Кизик. "Пропонтидский завод" (постройка пассажирских кораблей элитного класса, изготовление корабельных котлов и машин), KMF (машиностроение и металлообработка, в том числе постройка промышленных паровых машин).
Афинская экономическая область:
— Афины. "Луканис" (постройка грузовых автомобилей и автобусов), "Афины-ЕКО" (швейная фабрика), Афинская верфь (постройка кораблей мелкого и среднего тоннажа, преимущественно военных);
— Коринф. "Луканис-Коринф" (постройка двигателей);
— Патры. "Патры-КМА" (приборостроение);
— Мистра. "Дионис" (вино и спирт), "Мистра-КМА" (приборостроение).
Самосская экономическая область:
— Смирна. "Столица" текстильного концерна "Ellinikí klostoüfantourgikó ómilo" ("Греческий текстильный концерн"). Крупнейший завод — "Смирна-ЕКО" (текстильная фабрика).
— Эфес. "Эфес-ЕКО" (текстильная фабрика), Эфесский кораблестроительный завод (постройка гражданских судов среднего тоннажа).
— Милет. "Милет-ЕКО" (текстильная фабрика), "Милет-Дионис" (вино и спирт).
Отдельные промышленные центры:
— Анкира. Родной город компании "Гелиос". Все крупные предприятия города являются ее частью — "Гелиос-AS" (цветная металлургия), "Гелиос-Сименс" (электротехника), "Гелиос-AMF" (двигатели) и собственно завод "Гелиос" (производство аэростатов и дирижаблей, в перспективе — основное самолетостроительное предприятие);
— Фессалоники. "TMF-KMA", или Фессалоникский машиностроительный завод (двигателестроение и металлообработка, с 1908 по 1920 — мелкосерийное производство грузовых автомобилей и тракторов, дочернее предприятие КМА), "Фессалоники-ЕКО" (обувная фабрика);
— Атталия. "Талос-КМА" (постройка кораблей малого водоизмещения);
— Себастия. "SPE-KMA", или Себастийский завод (ремонт локомотивов, вагонов и двигателей с возможным размещением производства двигателей), "Себастия-ЕКО" (швейная фабрика);
— Александретта. Киликийский корабельный завод (ремонт кораблей любого водоизмещения, постройка и ремонт корабельных котлов и машин);
— Трапезунд. TSN, или Трапезундская Понтийская верфь (постройка и ремонт кораблей мелкого и среднего тоннажа), "Трапезунд-КМА" (металлообработка, борка корабельных котлов и машин);
От автора:
В общем, как-то так. Буду рад услышать критику, но сразу говорю — комментарии вроде "ресурсная база не настоящая, значит бред" приниматься во внимание не будут, так как без нее Византия в той же территориальной конфигурации была бы аграрной страной а-ля маленькая Россия, только с тем отличием, что потенциал развития у нее был бы на начало XX века небольшим, чего недостаточно для запланированного размаха альтернативы. Много угля и железа — важный фактор того, что Византия у меня занимает одно из ведущих мест в мире, находясь в числе великих держав.
И да, отдельная выжимка машиностроительных предприятий, которые могут заниматься постройкой бронетехники и авиации:
— "Пегас", Константинополь (бронеавтомобили);
— VMF, он же Вифинский завод, Никомедия (танки, в перспективе основной танковый завод Византии);
— "Луканис", Афины (бронеавтомобили, в том числе тяжелые на грузовом шасси);
— "Гелиос", Анкира (дирижабли, в перспективе — боевая авиация);
— TMF, он же Фессалоникский машиностроительный завод, Фессалоники (бронеавтомобили разных классов);
— SPE, он же Себастийский завод, Себастия (в перспективе может производить любую технику. будь то броневики, танки или авиацию — еще не определился, пока это крупный завод по ремонту железяк).