Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Обычно эта операция японского флота описывается как составная часть рейда адмирала Нагумо в Индийский океан. Однако она проводилась другим соединением и имела едва ли не более важную задачу: парализовать британское судоходство в Бенгальском заливе для обеспечения японского вторжения в Бирму.
Война на границах Индии
9 марта 1942 года главнокомандующий японским Объединённым флотом адмирал Ямамото поставил перед командующим Южным Экспедиционным (2-м) флотом адмиралом Кондо сразу две связанные задачи: атаковать Цейлон, уничтожив все расположенные на нём морские силы противника, и обеспечить прикрытие с моря Бирманской операции.
Последняя задача была особенно важна: с января по май 1942 года японская 15-я армия генерал-лейтенанта Иидо Сёдзиро вела бои в Бирме, имея целью обеспечение безопасности Индокитая с суши и выход на границы Индии. Вплоть до постройки Бирманской железной дороги снабжение японских войск здесь приходилось вести через Малайю и далее через Бенгальский залив до устья реки Иравади. Этот путь требовалось обезопасить от британского флота, обладавшего полным господством в Индийском океане. Побочной задачей стало уничтожение британского судоходства в Бенгальском залив, что в свою очередь подрывало боеспособность британских войск в Бирме.
Япония не могла постоянно держать в Индийском океане мощный флот, способный уравновесить находившиеся здесь британские военно-морские силы. Поэтому спланированная адмиралом Кондо операция должна была стать не кампанией по установлению господства на морском театре, а ограниченным по времени рейдом. Его следовало завершить до середины апреля вне зависимости от достигнутого результата: с начала мая авианосцы требовались для операций против Новой Гвинеи и Соломоновых островов, затем с небольшим перерывом следовала операция против Мидуэя.
Состав и задачи Малайского соединения
Операция против Цейлона возлагалась на 1-й Воздушный (авианосный) флот адмирала Нагумо, подчинённый Кондо в оперативном отношении. Его задачей было вывести из строя британские базы на Цейлоне (Коломбо и Тринкомали) и заставить британский Восточный флот (командование которым 26 марта принял вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл) хотя бы на время покинуть эти воды.
Вторую задачу Кондо брал на себя, выделив для этого Второй экспедиционный флот или Малайское соединение адмирала Одзавы Дзисабуро: лёгкий авианосец «Рюдзё» в сопровождении пяти тяжёлых и одного лёгкого крейсера, а также 8 эсминцев. На авианосце базировалось всего 16 самолётов, все они принадлежали к одному типу — палубный бомбардировщик-торпедоносец Накадзима B5N (в более поздней американской терминологии — «Кейт»).
Тяжёлый крейсер «Тёкай» играл роль флагмана Одзавы; «Кумано», «Микума», «Могами» и «Судзуя» составляли 7-ю эскадру крейсеров контр-адмирала Куриты Такео; лёгкий крейсер «Юра» возглавлял 3-ю эскадру эсминцев, состоявшую из двух дивизионов:
- 11-й — «Фубуки», «Хацуюки», «Сираюки», «Муракумо»;
- 20-й — «Амагири», «Асагири», «Сиракумо» «Югири».
Малайское соединение было создано после захвата Сингапура, высадки на островах Ява и Суматра и разгрома объединённой эскадры союзников в Яванском море. С 5 марта 1942 года оно базировалось на Сингапур, его целью была поддержка сразу трёх операций:
- «T» — окончательная зачистка Суматры;
- «U» — вторжение в Бирму;
- «D» — захват Андаманских островов.
10 марта японские войска захватили Рангун — столицу Бирмы. 10 марта с Андаманских островов было эвакуировано европейское население, а также направленный сюда ранее 4-й батальон 12-го индийского Пограничного полка.
23 марта 9 транспортов под прикрытием крейсера «Юра» высадили в Порт-Блэре на острове Южный Андаман 1-й батальон 18-й пехотной дивизии, а также 9-й базовый отряд и оборудование для создания базы гидросамолётов. Малайское соединение, вышедшее из Сингапура 20 марта, осуществляло дальнее прикрытие операции.
Японцы торжественно освободили 425 политических заключенных из страшной «Сотовой тюрьмы». 300 сикхов, составлявших гарнизон острова, сдались без боя — впоследствии они вступят в «Армию Освобождения Индии» Субхаса Чандра Боса. Позднее острова были формально подчинены возглавляемому Чандра Босом Временному правительству Свободной Индии — Азат Хинд.
Уже 26 марта на Андаманские острова были переброшены первые шесть летающих лодок кокутая «Токо», вскоре их число довели до 18. Гарнизон острова составил около 600 человек из 35-й отдельной смешанной бригады. В тот же день Малайское соединение Одзавы прибыло к островам Мерги (Мьей) у западного побережья Малаккского полуострова севернее перешейка Кра. 28 марта сюда же прибыл лёгкий крейсер «Юра».
1 апреля в 11:00 Малайское соединение вышло с островов Мерги на запад, обойдя Андаманские острова с юга. Его сопровождал 11-й дивизион эсминцев; 20-й дивизион оставался у островов Мерги.
Для прикрытия обеих операций (рейда в Бенгальский залив и рейда на Цейлон) к югу от Андаманских островов было развёрнуто Соединение прикрытия в составе лёгкого крейсера «Каси», минного заградителя «Хацутака» и 9 эсминцев. Оно должно было дожидаться отхода обоих отрядов через Малаккский пролив после выполнения всех задач.
Первые атаки в Бенгальском заливе
С 2 по 5 апреля Малайское соединение Одзавы маневрировало между Андаманскими и Никобарскими островами, дожидаясь подхода соединения Нагумо, чтобы синхронизировать свои действия с атакой против Цейлона. 3 апреля 11-й дивизион эсминцев был заменён в его сопровождении 20-м дивизионом. В этот же день японский десант занял Ситуэ (Акьяб) на северо-восточном побережье Бенгальского залива, фактически завершив оккупацию Бирмы.
4 апреля Одзава повернул на северо-запад и вошёл в воды Бенгальского залива, двигаясь в строю кильватера. Авианосец шёл последним в колонне, однако поднял свои палубные самолёты для разведки только на следующий день — 5 апреля в 8:55, после сообщения об атаке Коломбо палубными самолётами Нагумо.
Разведчики вернулись в 11:10, сообщив о большом количестве судов, движущихся во всех направлениях у северо-западного побережья Бенгальского залива между Калькуттой и Мадрасом.
В 14:30 с авианосца поднялась первая пара бомбардировщиков B5N. По неясной причине самолётам вскоре пришлось вернуться, и в 15:10 была выпущена вторая пара. Между 16:40 и 17:30 они атаковали британский грузовой пароход «Дарданус» (7726 брт). Судно получило повреждение, и было оставлено экипажем, но затем взято на буксир пароходом «Гандара» (5281 брт). Оба судна двигались из Калькутты в Суэц и были на следующий день потоплены тяжёлыми крейсерами «Микума» и «Могами».
Чуть позже в тот же день самолёты с «Рюдзё» потопили британское грузовое судно «Харпаша» (5082 брт), на котором погибло 6 человек, а также повредили греческий пароход «Пойнт-Клир» (4839 брт).
Затем в 20:30 эскадра Одзавы, в соответствии с первоначальным планом, разделилась на три группы — Центральную, Северную и Южную.
В Центральную группу под командованием самого Озавы вошли авианосец «Рюдзё», тяжёлый крейсер «Тёкай», лёгкий крейсер «Юра», а также эсминцы «Югири» и «Асагири» из 20-го дивизиона. Эта группа должна была действовать у Визагапатама.
Северную группу под руководством контр-адмирала Куриты составили тяжёлые крейсера «Кумано» и «Судзуя» в сопровождении эсминца «Сиракумо».
В Южную группу вошли тяжёлые крейсера «Микума» и «Могами», а также эсминец «Амагири» под общим руководством командира «Микумы» капитана 1-го ранга Сакияма Сакао. Группа действовала возле устья реки Годавари у порта Коканада и французского анклава Янаон.
Центральная и Южная группы должны были атаковать вражеское судоходство. Северная группа получило отдельное задание — обстрелять из артиллерии портовые сооружения в районе Калькутты и к югу от неё.
Действия Центральной группы
Выйдя к северо-западному побережью Бенгальского залива, группа Одзавы двинулась вдоль него на северо-восток, мимо Визагапатама в сторону Калькутты. В 9 часов утра с «Рюдзё» поднялись четыре бомбардировщика Накадзима B5N («Кейт»), два из которых несли по одной 250-кг бомбе и по четыре 60-кг бомбы, а два — только по четыре 60-кг бомбы (они выполняли функции разведчиков). Одна пара должна была атаковать порт Коканада, другая — Визагапатам.
В 12:20 с авианосца поднялись ещё пять «Кейтов» — два с торпедами и три со стандартной бомбовой нагрузкой (одна 250-кг бомба и четыре по 60 кг). Около 13:10 они атаковали гавань Визагапатама.
Цель ударов по портам была, прежде всего, психологической — вызвать панику среди местного населения. Это удалось в полной мере — после бомбардировки индийское гражданское население начало покидать города и вернулось только через несколько дней. Кроме того, в порту Визагапатама были повреждены британские грузовые суда «Мэрион Моллер» (3827 брт) и «Англо-Канадиан» (5268 брт). Считается, что последнее попало под удар второй волны, но получило лишь одно попадание бомбы, которая не взорвалась, хотя вызвала пожар (японские лётчики доложили о попадании торпедой в 8000-тонный транспорт).
Повреждения обоих пароходов оказались невелики, но до конца войны оба не дожили: первый был потоплен японской подлодкой в ноябре 1944 года, второй — немецкой подлодкой U-153 спустя всего два с половиной месяца. Кроме того, у Коканады атакой палубного бомбардировщика был подожжён голландский грузопассажирский теплоход «Ван дер Капеллен» (2073 брт) — команда оставила его, и судно затонуло два дня спустя.
Затем Одзава переключился на охоту за судами в море. В 13:30 с «Рюдзё» взлетели два «Кейта», однако целей они отыскать не смогли. В 14:33 была поднята четвёртая волна — последние пять «Кейтов». Они несли стандартную нагрузку — одну 250-кг и четыре 60-кг бомбы. Эти самолёты должны были вести поиск в открытом море.
К этому времени на корабль уже начали возвращаться самолёты первых волн, и в 16:30 в воздух поднялась пятая волна из пяти машин. Теперь две из них несли по одной 800-кг бомбе, две — по одной 250-кг, и одна — четыре 60-кг. Шестая и последняя волна поднялась в 19:55 и по нагрузке была идентична четвёртой. Эти машины появились над целью уже в сумерках, и лишь один самолёт смог отыскать и атаковать цель. К 21:30 все самолёты вернулись на авианосец, сделав в общей сложности 26 вылетов.
Из-за того, что многие суда подвергались ряду последовательных атак, трудно определить, какое из них кем и когда было потоплено. Палубные самолёты «Рюдзё» претендуют как минимум на уничтожение британского грузового судна «Силксуорт» (4921 брт). Оно принадлежало «Британо-Индийской линии» и имело китайский экипаж, спаслось около 50 человек.
И всё-таки основным боевым средством кораблей Одзавы стала артиллерия. Уже в 9:33 тяжёлый крейсер «Тёкай» открыл огонь из 203-мм орудий, вскоре к нему присоединились 140-мм орудия крейсера «Юра», а затем — 127-мм орудия эсминца «Югири». Временами огонь из своих 127-мм универсальных установок вёл даже авианосец «Рюдзё» (об этом упоминают выжившие с пароходов «Гангес» и «Биенвилль»).
Во второй половине дня крейсер «Юра» и эсминец «Югири» отделились от Центральной группы, отправившись в самостоятельный рейд. Они настигли и уничтожили небольшой голландский теплоход «Батавия» (1279 брт), шедший из Калькутты в Карачи, а также голландский грузовой теплоход «Банджоэванги» (1279 брт) и британский пароход «Таксанг» (3471 брт).
Основная часть группы («Рюдзё», «Тёкай» и эсминец «Асагири») потопила ещё пять судов. Американский сухогруз «Биенвилль» (5491 брт) был атакован палубными самолётами, а затем добит артиллерией и торпедным выстрелом с тяжёлого крейсера. Британский грузовой пароход «Гангес» (6426 брт) также сначала был атакован с воздуха (двумя палубными самолётами, а также поплавковым разведчиком с крейсера). Повреждённый, он остановился и был расстрелян артиллерией, в том числе 127-мм универсальными орудиями авианосца. 29 членов экипажа на шлюпках добрались до Визагапатама.
Точно так же у Коканады сначала был остановлен бомбардировкой, а затем потоплен артиллерией британский пароход «Синцзян» (2646 брт). Американский грузовой пароход «Сельма Сити» (5686 брт) был атакован поплавковыми разведчиками с «Тёкай», а затем палубными бомбардировщиками с «Рюдзё», но к моменту появления последних экипаж уже покинул тонущее судно.
Уже в сумерках Центральная группа развернулась обратно на юго-восток и направилась в море, в условленную точку встречи с остальными двумя группами Малайского соединения.
Действия Северной группы
На рассвете 6 апреля (около 6:00) три корабля Северной группы Куриты встретили и потопили норвежский вооружённый танкер «Эльза» (5381 брт), шедший из Мадраса в Калькутту с 7000 т керосина. Из 30 членов экипажа погиб один моряк.
Затем около 7:30 в точке с координатами 19° с.ш, 86° в.д. группа Куриты наткнулись на шесть транспортов, шедших из Калькутты, и устроили им настоящую бойню. Были потоплены американский турбинный транспорт «Эксмур» (бывший «Сити оф Сент-Джозеф», 4986 брт), британское турбинное судно «Аутоликус» (7718 брт), пароходы «Шинкуанг» (2441 брт) и «Мальда» (9066 брт). На «Аутоликусе» погибло 18 человек, на загоревшейся «Мальде» — 25 человек, на «Шинкуанге» — 3 человека.
Действия Южной группы
Южная группа потопила четыре судна. 6 апреля около 9 часов утра в 60 милях восточнее Масулипатама она наткнулись на норвежский грузовой пароход «Дагфред» (4434 брт), шедший из Калькутты в Мадрас. После предупредительного выстрела команда из 40 человек быстро погрузилась в шлюпки, после чего «Микума» и «Могами» как на учениях расстреляли пароход. Вскоре после этого они перехватили и потопили небольшой норвежский пароход «Хермод» (1515 брт), шедший из Калькутты в Коломбо с генеральным грузом; 36 человек экипажа спаслись на трёх шлюпках.
Затем в том же районе (16° с.ш., 82° в.д.) крейсера Южной группы наткнулась на британский пароход «Гандара», ведший на буксире «Дарданус», накануне повреждённый самолётом с «Рюдзё». Тяжёлые крейсера открыли огонь из 203-мм орудий, а затем эсминец «Амагири» выпустил торпеды. Экипажи бросили свои суда и погрузились в шлюпки, после чего оба парохода были добиты. На «Гандаре» погибло 13 человек. После этого крейсера уничтожили британское турбинное судно «Индора» (6622 брт), ранее повреждённое самолётом с «Рюдзё».
Крейсер «Микума» израсходовал в этот день 120 снарядов калибром 203 мм и 22 универсальных 127-мм снаряда, «Могами» — 137 снарядов главного 203-мм калибра и 47 универсальных 127-мм.
Завершение операции и её итоги
К утру 7 апреля все три группы Малайского соединения вице-адмирала Одзавы собрались вместе и двинулись в Сингапур, за исключением крейсера «Юра», ушедшего в Пенанг. 11 апреля корабли прибыли в Сингапур, где Одзава перенёс свой флаг на лёгкий крейсер «Касии». Позже в тот же день сюда прибыл и крейсер «Юра».
Действия соединения Одзавы остались в тени рейда авианосцев Нагумо против Цейлона. Между тем, операция в Бенгальском заливе окончилась блестящим успехом. Всего за полтора дня (с середины 5 до вечера 6 апреля) японские самолёты и корабли потопили 20 транспортных судов противника общей вместимостью 93 524 брт и повредили ещё три, не встретив сопротивления и не понеся потерь. Психологическое воздействие этой акции было огромным: на какое-то время судоходство вдоль восточного побережья Индии оказалось полностью парализовано. Все задачи операции были решены с минимальными затратами сил. Японская 15-я армия развернулась на границе Индии и перешла к обороне.
Литература
- Такусиро Хаттори. Япония в войне 1941-1945. М.: Воениздат, 1973
- Пол. С. Далл. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- Christopher Shores, Brian Cull, Yasuho Izawa. Bloody Shambles. II: The Defence of Sumatra to the Fall of Burma. London: Grub Street, 1993
- Bob Hackett and Sander Kingsepp. IJN CHOKAI: Tabular Record of Movement http://www.combinedfleet.com/chokai_t.htm
- Anthony P. Tully and Gilbert Casse. IJN Ryujo: Tabular Record of Movement http://combinedfleet.com/ryujo.htm
- 20 Ships, Not 23: Ozawa’s Score, 5-6 April 1942 http://ininet.org/20-ships-not-23-ozawas-score-5-6-april-1942-introduction.html
- The capture of the Andaman Islands, March 1942 https://dutcheastindies.webs.com/andaman.html
- https://www.wrecksite.eu
- https://www.warsailors.com