Компания «Rocket Lab» впервые продемонстрировала воздушный подхват спускающейся первой ступени легкой ракеты-носителя «Электрон»:
Ракета «There And Back Again» (англ. «Туда и обратно» — и да, это отсылка к Толкину) стартовала с космодрома Махиа (Новая Зеландия). Это был 26-ой пуск ракеты типа «Электрон», и третий в текущем году: полезной нагрузкой были 34 микроспутника для разных заказчиков, которые успешно вышли на орбиту.
Но все внимание было приковано к первой ступени ракеты. После отделения, первая ступень выполнила переворот на 180 градусов, и по баллистической траектории вошла в плотные слои атмосферы. От перегрева ступень защищал тепловой экран в основании двигательного отсека:
Замедлив торможением полет до приемлемой скорости, ступень выпустила сначала небольшой тормозной, а затем — большой посадочный парашют. И в этот момент наступил самый интересный момент: воздушный подхват.
Вертолет Bell 249 компании «Rocket Lab», оснащенный специальным крюком, сблизился с медленно опускающейся ступенью, и подцепил ее за стропы парашюта. После этого, парашют схлопнулся, и ступень повисла на подвесе вертолета.
К сожалению, полным успехом эксперимент все же не увенчался. Сразу же после подхвата ступени, пилот вертолета отметил «необычные характеристики нагрузки» — отличные от тех, что наблюдались в ходе тестовых полетов. В целях безопасности экипажа, руководство компании приказало немедленно сбросить ступень, что и было проделано. Ступень плюхнулась в океан, где была подобрана спасательным кораблем и доставлена на берег для последующего изучения.
Хотя эксперимент и не был полностью успешен, он все же доказал главное — работоспособность самой концепции.
Сама по себе идея воздушного подхвата возвращающегося из Космоса аппарата не нова. Впервые ее реализовали еще в 1960-ых, на американских спутниках-шпионах серии CORONA. В те времена, радиопередача отснятого (на фотопленку) изображения с орбиты была еще недостаточно качественной и надежной для военных нужд. Поэтому нужно было возвращать на Землю саму пленку.
Спутники CORONA оснащались компактными возвратными капсулами, в которые загружалась пленка. Капсулы затем отстреливались от спутника, сходили с орбиты, входили в атмосферу, и спускались на парашюте над океаном. В районе приводнения капсулы, уже дежурил тяжелый транспортный самолет, оснащенный специальной «трапецией» под корпусом:
С помощью этой «трапеции», транспорт цеплял парашют капсулы, и затем втягивал ее на борт. Если самолет промахивался, капсула приводнялась, и оставалась на воде до двух суток — пока не растворится соляная затычка в корпусе — после чего тонула. Это было предусмотрено, чтобы другие страны не сумели утащить капсулу.
В чем же преимущества воздушного подхвата для первой ступени «Electron»?
* Не требует от ракеты высокой точности при посадке. Для сравнения, самостоятельно приземляющаяся ступень «Falcon 9» от SpaceX должна выйти на посадочную площадку с точностью до нескольких метров. Для «Electron» же достаточно точности в километры — вертолет сам компенсирует промах.
* Не требует от ракеты сложного посадочного оборудования (например, системы повторного пуска двигателя), запаса топлива для посадки, или тяжелых посадочных опор.
* Позволяет избежать резкого толчка при касании ракетой поверхности воды или земли.
* Позволяет немедленно доставить ракету на послеполетное обслуживание.
В целом, система воздушного подхвата выглядит вполне себе перспективной для легких ракет — и для некоторых элементов средних и тяжелых. Сейчас наиболее активно расширяется именно сектор легких и сверхлегких полезных нагрузок, и существует большой интерес к удешевлению легких ракет-носителей посредством их повторного использования (как и в практически любой другой технике, вывод килограмма полезной нагрузки легким носителем стоит дороже, чем тяжелым…) Удачи Питеру Беку и инженерам «Rocket Lab» в последующих экспериментах!
Мне кажется, что эта артсистема показательна в части подтверждения того, что генералы готовятся к прошедшей войне. Как противотанковая система она слишком долго переводится из походного в боевое, да и как не противотанковое — тоже. Вероятность попасть по маневрирующему танку относительно медленным снарядом мала, а дальность прямого выстрела существенно меньше чем у танкового орудия. Вес большой (3,2т), что почти на 1т больше, чем М-30, хотя и при 30% увеличении дальности стрельбы (только у нее есть дульный тормоз). Так как по дульной энергии она совпадает с гаубицей Д-1, то даже при увеличении длины ствола и начальной скорости вес вполне мог бы остаться на уровне Д-1/М-30 если бы не круговой обстрел.
Клиновой полуавтоматический затвор при раздельном заряжании по моему просто бессмысленность, да еще травмоопасная. На мой взгляд если и делать было новую систему, то в сторону снижения веса и перевода этого калибра в подразделения типа батальон или подразделения сил специального назначения без замены заряда (подобное этому)
«Как противотанковая система она слишком долго переводится из походного в боевое…»
Как уже заметили колеги, это не ПТО, а гаубица. Ну и время перевода из походного положения в боевое: 1,5—2,5 мин, что абсолютно на уровне современных буксируемых артсистем, а не образца 50-ых годов XX века. Остальные претензии, просто придиризм.
Ну и меня больше занимает, а почему по такой же схеме, не создали для СА шестидюймовую артсистему?
Тут какие то подводные камни?
Снять с крюка тягача, частично раздвинуть две станины до упора в колеса, вручную домкратом «вывесить» гаубицу до отрыва колес от грунта (и не уронить ее), поднять колесный ход (вручную, и требует не хилой координированности и тренированности номеров расчета это дело), раздвинуть станины и зафиксировать их под 120 градусов, опустить орудие на домкрате (опять вручную, особенно если винтовой домкрат), забить 3 сошника (особенно в мерзлый или каменистый грунт, а потом их еще вытащить с такой же скоростью при сворачивании). В сравнении с М-30 то еще удовольствие.
Д-30 НЕ ПРОТИВОТАНКОВАЯ пушка, от слова совсем, а гаубица — отсюда стоит и плясать. Именно как гаубица она до сих пор находится на уровне.
Такая система уже давно состоит на вооружении — 120-мм орудие 2Б16 Нона-К
2Б16 Нона-К стреляет специальными снарядами с готовыми нарезами (это цена и новое производство), при этом дальность ее меньше чем у М-30, а снаряд легче. Минами 120мм дальность существенно меньше. Имеющиеся снаряды к М-30 использовать нельзя, Слово «давно» — это с 86г, но не с 60г. То есть Федот да не тот.
А также стандартными 120-мм минами. С учетом принятия на вооружение СВ России 2С31 «Вена» очевидно что калибр 122-мм уйдет в небытие.
122мм сменили на 120мм (с меньшим могуществом и дальностью стрельбы). Основной мотив — возможность применения 120мм мин в том числе иностранного производства (типа на экспорт). При этом надо учесть, что авиадесантируемая техника перестала быть актуальной (десанты никуда не долетят).
Насчет «небытия», а как же имеющиеся на хранении 2000 (так пишут) штук 2С1?
Сейчас в СВО добьют что осталось, в итоге останется 152-мм дивизия/полк и 120-мм на батальон.
Для ВМВ Д-30 хороша. А в остальном ))). Статье ——————.
ВМВ это вторая мировая война?
++++++++++
Знакомая бандура. Мы ее на военке однажды уронили на бок, не спрашивайте как.