Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Бразильская гражданская война между паулистами и легалистами интересна не только применением забавных самодельных танчиков, но и тем, что это был первый вооруженный конфликт западного полушария, в котором обе стороны активно применяли авиацию. Поэтому его можно назвать первой воздушной войной на Американском континенте.
Уже на следующий день после начала восстания, 10 июля 1932 года, паулисты захватили военный аэродром Кампо де Марте, на котором им достались четыре боевых самолета — два Potez-25ТОЕ и два WACO CSO.
Кроме того, на гражданских аэродромах штата Сан-Паулу нашлось более двух десятков спортивных, учебных и легких почтово-пассажирских машин, которые были конфискованы и включены в состав революционных ВВС. Среди них: три De-Havilland DH-60, три Curtiss Fledgling, два Hanriot-410, Nieuport Ni-81, Fiat AS-1, Morane-Saulnier MS-29, Curtiss JN-2, Curtiss JN-4, Caudron 93bis и ряд других. Правда, многие из них были неисправны, а некоторые так и не удалось починить.
Вскоре авиация повстанцев пополнилась французским транспортно-пассажирским самолетом Latecoere-28 авиакомпании "Аэропосталь", прилетевшим из Европы и также немедленно конфискованным на нужды революции. Впоследствии повстанцы переделали его в бомбардировщик. Кстати, пилот этой машины в дальнейшем получил всемирную известность благодаря своему литературному творчеству, его звали Антуан де Сент-Экзюпери. Паулисты не стали его задерживать и беспрепятственно выпустили со своей территории.
Авиация лоялистов, то есть проправительственных сил, была гораздо более многочисленной. Она состояла из наземного и морского компонентов. Наземный — Aviacao Militar — включал в себя 12 французских многоцелевых самолетов (разведчиков и легких бомбардировщиков) Potez-25ТОЕ и пять американских машин аналогичного назначения WACO CSO, а также — 11 английских учебных De-Havilland DH-60, два французских истребителя Nieuport-Delage NiD-72 и один французский бомбардировщик Amiot 122.
В состав морской авиации — Aviacao Naval — входили семь крупных двухфюзеляжных итальянских летающих лодок Savoia-Marchetti SM-55A, три американских двухмоторных летающих лодки Martin-PM, четыре американских наземных легких бомбардировщика Vought O2U-2A Corsair, а также 12 DH-60 и два старых английских учебных биплана Avro-504K.
Уже в ходе войны повстанцам удалось значительно пополнить свою авиацию, нелегально закупив в Чили через подставную аргентинскую фирму восемь новых американских легких бомбардировщиков Curtiss O-1E Falcon. Самолеты были перегнаны в Сан-Паулу по воздуху над Аргентиной и территорией штата Парана, занятого бразильскими правительственными войсками. Они стали главной ударной силой паулистских ВВС.
Впрочем, согласно иным данным, повстанцам в конечном итоге достались только четыре машины, а остальные аргентинцы задержали и конфисковали во время промежуточной посадки для дозаправки. Правительство Аргентины, придерживаясь нейтралитета, заявило, что не допустит поставок вооружений и военной техники обеим сторонам через свою территорию.
Лоялисты также старались усилить свою воздушную мощь, причем им это было гораздо проще, так как они могли осуществлять закупки вполне легально. Бразильское правительство приобрело в США 36 истребителей-бомбардировщиков WACO-240, представлявших собой одноместный вариант WACO CSO с 240-сильным мотором и двумя синхронными пулеметами "Кольт-Браунинг".
Их выбрали по той причине, что особенности пилотирования и обслуживания этих машин почти не отличались от хорошо знакомых бразильским авиаторам WACO CSO, следовательно, летному и наземному персоналу не требовалось переучивание. Правда, до подавления восстания в Бразилию успели доставить лишь 10 таких самолетов, которые приняли участие в боях на завершающем этапе конфликта.
13 июля 1932 года правительственные и повстанческие ВВС совершили первые боевые вылеты. Лоялистский Potez-25ТОЕ сбросил бомбы и агитационные листовки на позиции восставших, а паулистский WACO попытался его перехватить, но бомбардировщику удалось уйти. 18 июля два правительственных "Корсара", выполнявших разведывательную миссию, впервые попали под зенитный огонь, однако оба вернулись без повреждений.
20 июля несколько лоялистских самолетов штурмовали наступавших на Рио-де-Жанейро повстанцев и бомбили вражеские артиллерийские батареи, содействуя наземным войскам в отражении наступления на столицу. На следующий день большого успеха добился экипаж "Корсара". От сброшенной им бомбы взлетел на воздух крупный склад амуниции, из-за чего паулисты начали испытывать нехватку боеприпасов.
29 июля в дело вступили тяжелые гидропланы. Два SM-55A в сопровождении "Корсара" засыпали бомбами дзоты, траншеи и блиндажи повстанцев у города Кубатао.
8 августа 1932 года лоялистский Potez-25TOE с бортовым номером А-117 встретился в воздухе с группой самолетов повстанцев, состоявшей из такого же "Потэза" и двух WАСО CSO. Ему пришлось вступить в неравный бой, в ходе которого машина получила пробоины в радиаторе и рубашке охлаждения двигателя, однако летчику удалось совершить вынужденную посадку на своей территории. Никто из экипажа не пострадал.
Через пять дней, 13 августа, паулисты совершили первый в Латинской Америке ночной бомбовый рейд на аэродром правительственной авиации у города Ресенде. Найти его было несложно, поскольку лоялисты, не ожидая нападения, пренебрегали светомаскировкой. Тем не менее, повстанцы бомбили неточно и не нанесли никакого урона.
21 августа пилот одного из лоялистских истребителей Nieuport Delage Адербал да Коста Оливейра почему-то решил дезертировать к мятежникам. После очередного вылета на боевое патрулирование он не вернулся на свой аэродром, а приземлился на занятой повстанцами авиабазе Кампо де Марте. Его вместе с самолетом зачислили в 1-ю боевую авиагруппу паулистских ВВС.
На следующий день состоялся еще один воздушный бой, в котором впервые принял участие недавно полученный лоялистами из США истребитель WACO-240 под управлением лейтенанта Мауриси. В патрульном полете над линией фронта он встретил повстанческий WACO CSO, летевший бомбить правительственные войска в сопровождении угнанного накануне "Ньюпор-Деляжа".
Несмотря на численное превосходство противника, Мауриси атаковал бомбардировщик, но после первых же выстрелов у него заклинило пулеметы. Оказавшись безоружным, ему пришлось спасаться бегством от истребителя, который выпустил по нему вдогонку несколько очередей, но не попал.
В дальнейшем отказы вооружения и прострелы винтов из-за поломок синхронизаторов стали постоянной бедой WACO-240. Справиться с ней бразильцы так и не смогли, и в конце концов командование запретило использовать эти машины в качестве истребителей. Однако они могли носить бомбы и до конца войны применялись как легкие бомбардировщики. Пулеметы при этом не заряжали.
23 августа пятерка правительственных бомбардировщиков совершила удачную штурмовку аэродрома Гуаратингета, на котором стояли три Potez-25TOE и два WACO CSO. Обстреляв с бреющего полета стоянку самолетов, летчики сожгли один Potez. После этого начальник авиации повстанцев майор Лизиас распорядился перебазировать уцелевшие машины подальше от линии фронта. 25 августа лоялисты повторили налет на Гуаратингету, но аэродром был уже пуст.
В первой половине сентября из-за ухудшения погоды авиация не работала, а 20 числа лоялисты предприняли бомбардировку повстанческого аэродрома Можи-Мерим, уничтожив на земле два WACO CSO и повредив еще два самолета. Следующим утром бомбардировщики нанесли повторный визит, но паулисты вновь успели эвакуировать уцелевшую технику.
Одновременно с ударами по вражеским аэродромам правительственная авиация регулярно бомбила и штурмовала войска паулистов на линии фронта и в ближнем тылу, а также — города, находившиеся под контролем повстанцев. Обычно такие атаки обходились без потерь, и только однажды паулистской ПВО удалось сбить WACO-240 лейтенанта Лауро Агирре Хорта Барбосы. Этот пилот стал единственномй безвозвратной боевой потерей федеральных ВВС в ходе конфликта. Аэропланы паулистов также проводили бомбардировки и штурмовки вражеских войск, но из-за их малочисленности эффект от этих налетов был минимальный.
24 сентября повстанцы пытались бомбить корабли бразильского флота, которые осуществляли морскую блокаду порта Сантос, чтобы обеспечить проход в порт транспорта "Рут" с закупленным в Европе вооружением. Однако налет не удался. Ни один корабль не получил повреждений, а зенитчики крейсера "Рио Гранде до Сул" сумели поразить Curtiss Falcon. Самолет упал в воду, оба члена экипажа погибли. Этот рейд стал "последним парадом" ВВС Сан-Паулу. Через восемь дней повстанцы капитулировали.
Один из Latecoere-28 авиакомпании "Аэропосталь", осуществлявших рейсы над Латинской Америкой. Возможно, именно эту машину захватили повстанцы.
Летчики-паулисты возле Potez-25ТОЕ. Опознавательные знаки повстанческой авиации выглядели просто, это были поперечные полосы на крыльях и на фюзеляже за кабиной. Причем на самолетах, окрашенных в темные цвета, полосы были белые, а на машинах, покрытых светлой краской, — черные. Ширина и количество полос — варьировались. Иногда на фюзеляже рисовали одну широкую "ленту", как на этой машине, а иногда — две узких.
Повстанческий Curtiss Falcon и его экипаж.
Хорошо отреставрированный WACO CSO с паулистскими эмблемами в бразильском авиационном музее.
Легкие бомбардировщики лоялистских ВВС Vought O2U-2A Corsair и Potez-25TOE с обозначением машины, подбитой в воздушном бою 8 августа 1932 года.
25-килограммовая осколочно-фугасная авиабомба, сделанная на одном из заводов Сан-Паулу. Паулисты применяли такие "полукустарные" бомбы против правительственных войск.
След от бомбы, сброшенной правительственной авиацией на Сан-Паулу.
Самолет WACO-240, предназначенный для отправки в Бразилию. Хорошо видны бомбовые подвески и оказавшиеся бесполезными синхронные пулеметы, укрепленные на фюзеляже перед кабиной. Фюзеляж и крылья самолета окрашены в голубой цвет, а оперение и диски колес — в белый. Декоративная стрелка — красная или черная.
WACO-240 с капотом Тауненда в бразильском авиамузее. Окраска — довольно странная для боевой машны. То ли бразильцы косплеили "красного барона", то ли яркий "антикамуфляж" предназначался для облегчения поиска самолета, совершившего вынужденную посадку в джунглях.
Nieuport Delage NiD-72, угнанный Адербалом да Коста Оливейра. На самолете закрашены бразильские опознавательные знаки и нанесены эмблемы повстанцев в виде черных полос. На капоте — надпись Negrinho — "Негритенок" — прозвище машины. В составе паулистских ВВС этот истребитель ничем себя не проявил и был списан 23 сентября из-за физического износа.
источники: