Ударные самолеты Curtiss Model 76, XA-14 и A-18 Shrike II . США
Содержание:
В 1934 году, параллельно с одномоторным одноместным истребителем Model 75, в компании Curtiss дали старт работам над двухмоторным двухместным ударным самолетом для армии США. Эта машина в конечном итоге стала прототипом XA-14, за которым последовал заказ на 13 самолетов Y1A-18, предназначенных для эксплуатационных испытаний. Изменение обозначения произошло в результате смены силовой установки.
Ударные самолеты Shrike второго поколения (Shrike II; первым поколением были подкосные монопланы A-12 Shrike) были цельнометаллическими самолетами, в которых полотно использовалось только в качестве обшивки отклоняющихся поверхностей и крыла за передним лонжероном. Основные и хвостовая стоки шасси убирались назад, оставляя половину каждого колеса в воздушном потоке. Четыре пулемета калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) были сосредоточены в чрезвычайно короткой носовой части, а единственный подвижный пулемет того же калибра находился в задней кабине, которая была расположена неудобно – далеко позади передней. У прототипа XA-14 бомбы размещались во внутрифюзеляжном бомбоотсеке, тогда как у Y1A-18 в каждой консоли крыла было по отсеку, рассчитанному на размещение 200 фунтов (90 кг) бомб. Под консолями крыла самолет мог нести бомбы и баки с дымообразующим составом.
Несмотря на то, что новые «шрайки» – первые двухмоторные ударные самолеты авиации армии США – в ходе эксплуатации показали хорошие результаты, заказов на производство не последовало. Однако опыт Y1A-18 доказал преимущества двухмоторной силовой установки и способствовал выработке командованием авиационного корпуса армии США новых требований к ударным машинам, в результате чего были созданы более крупные и тяжелые Douglas A-20 Havoc и A-26 Invader.
XA-14 (Model 76)
Первоначально Model 76 принадлежал компании и имел номер гражданской регистрации X-15314 (сер. номер 11922) и был оснащен новыми, еще не прошедшими испытания двухрядными радиальными двигателями Wright R-1670-5, покрытыми круглыми капотами и вращавшими двухпозиционные пропеллеры Curtiss. После своего первого полета, состоявшегося в сентябре 1935 года, Model 76 был испытан армейской авиацией на аэродроме Райт-филд и затем возвращен компании Curtiss.
После доработок, которые включали заметное изменение формы капотов двигателей и новые винты постоянной скорости, самолет в декабре был передан авиационному корпусу армии США под обозначением XA-14 (военный номер 36-146). XA-14 имел короткую карьеру: в августе 1938 года после использования для испытаний установки 37-м пушки он был списан с общим налетом всего 158 часов.
Y1A-18 (Model 76A)
23 июля 1936 года командование авиационного корпуса армии США для проведения эксплуатационных испытаний заказало тринадцать Y1A-18 по цене в 104 640 долларов за самолет. Поставки начались в июле 1937 года и завершились к октябрю того же года. Основным отличием от XA-14 было использование двигателей Wright R-1820-47, вращавших трехлопастные винты.
Первоначально Y1A-18 служили в 8-й ударной эскадрилье 3-й ударной группы, но в 1940 году в качестве простых A-18 они были переданы в 3-ю бомбардировочную группу для боевой подготовки летного персонала. Последний A-18 был снят с вооружения в 1943 году.
Серийные номера авиационного корпуса армии США: 37-52 – 37-64. Серийные номера: 12187 – 12199.
Совершенствование Model 76
Усовершенствованный вариант Model 76B с 1200-сильными двигателями Pratt & Whitney R-1830 был предложен армейской авиации, но не был принят. Также проект Model 76B рекламировался для экспорта, но не нашел покупателей.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Curtiss XA-14 | Curtiss YA-18 Shrike II |
Назначение: | ударный самолет | ударный самолет |
Статус: | прототип | малосерийное производство |
Экипаж: | 2 чел. | 2 чел. |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Wright R-1670-5 | Wright R-1820-47 |
мощность | 2×775 л.с. | 2×850 л.с. |
общая мощность | 1550 л.с. | 1700 л.с. |
Размеры: | ||
размах крыла | 59 футов 6 дюймов (18,13 м) | 59 футов 6 дюймов (18,13 м) |
длина | 40 футов 6 дюймов (12,34 м) | 41 фут (12,49 м) |
высота | 11 футов (3,35 м) | 11 футов 6 дюймов (3,50 м) |
площадь крыла | 530 кв. футов (49,23 м²) | 530 кв. футов (49,23 м²) |
Масса: | ||
пустого | 8875 фунтов (4026 кг) | 9580 фунтов (4345 кг) |
полная | 11 656 фунтов (5287 кг) | 12 849 фунтов (5828 кг) |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость | ||
на уровне моря | 243 мили в час (391 км/ч) | |
на высоте 2500 футов (762 м) | 247 миль в час (397,5 км/ч) | |
крейсерская скорость | 222 мили в час (357 км/ч) | 217 миль в час (349 км/ч) |
начальная скороподъемность | 1690 фут/мин (8,58 м/с) | |
практический потолок | 28 000 футов (8534 м) | 25 000 футов (7620 м) |
дальность полета | 651 миля (1048 км) | |
Вооружение: | ||
стрелковое | ||
• фиксированное | 4×0,3 дюйма (4×7,62 мм) | 4×0,3 дюйма (4×7,62 мм) |
• подвижное | 1×0,3 дюйма (1×7,62 мм) | 1×0,3 дюйма (1×7,62 мм) |
бомбовое | 12×30 фунтов (12×13,6 кг) | 12×30 фунтов (12×13,6 кг) |
360 фунтов (163,3 кг) | 360 фунтов (163,3 кг) |
источник: PETER M. BOWERS «CURTISS AIRCRAFT 1907-1947», СТР.365-368